Автор конспекта:
Автор(ы): — Абдрахманов Марат

Место работы, должность: — МОУ Аллабердинская СОШ

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — формирование интереса к истории отечества

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

Е. В. Пчелов история россии с древнейших времен до конца xví века М. "Русское слово" 2004

Используемое оборудование: —

иллюстрации, схемы, проектор компюьтер

Используемые ЦОР: —

Краткое описание: — Формирование древнерусского государства. Призвание Рюрика на Русь и установление новой княжеской династии Рюриковичей.

Открытый урок. История Отечества.

Класс: 6

Тема: Становление Древнерусского государства.

Цели: Изучить процесс формирования Древнерусского государства.

Задачи:

Образовательная:

Выяснить предпосылки создания Древнерусского государства.

Познакомиться с « норманнской теорией».

Рассмотреть процесс развития Киева и Новгорода, как центров зарождающейся государственности.

Проследить эволюцию власти при первых князьях.

Рассмотреть русско-византийские отношения.

Развивающие:

Развитие навыков работы с историческими источникам, схемами, иллюстрациями. Развитие навыков работы с исторической картой.

Развитие аналитических навыков ( обобщение материала).

Воспитательные:

Воспитание интереса к истории Отечества.

Воспитание толерантности, уважения к истории, обычаям, традициям народов.

Основные понятия: дружина, князь, бояры, рать, руссы.

Оборудование: карты, компьютер, иллюстрации, схемы, раздаточный материал.

Ожидаемые результаты: понимание формирование государственности славян, проявление интереса к истории своего Отечества.

Ход урока.

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

  • Как вы понимаете значения слов: Община, государство, власть, знать.

  • Какие племена можно отнести к « миру восточных славян и их соседей »

  • Какие признаки государственности вам известны.

  • 3) Объяснение новой темы.

    План.

  • Предпосылки возникновения Древнерусского государства.

  • Государство Русь при первых князьях.

  • Задание из текста. « Повести временных лет ».

    В 9 веке варяги ежегодно взимали дань с финно-угорских племен чудь, мери. Северные славянские племена также платили дань. В 862 году, славяне изгнали варягов за море и не дали, ни дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правля, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали сами они себе « Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам. Сказали варягам чудь, словене, кривичи и весь « Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами.» И избрались трое трое Братьев со своими родами. И пришли к словенам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус на Белоозере, третий Трувор в Изборске.

    Вопрос: Кто, согласно этой летописи, является создателем Древнерусского государства?

    Слайд 1.

    Справка.

    Норманнские сказания упоминают имя отважного конунга Рюрика Рыжего, жившего в 9 веке. В немецких хрониках говорится о конунге Рерике Датском, который в середине 9 века, оставив свой трон сыну, переселился куда-то на восток.

    2). Недалеко от Древнего Новгорода археологи раскопали маленькую крепость, в которой, в середине 9 века, судя по найденным вещам, жили воины- выходцы из Скандинавии.

    3). Сведения арабских, персидских и византийских источников указывают на то, что у славян существовали свои князья до описываемого призвания варягов на княжение.

    4). Большинство ученых историков поддерживают Норманнскую теорию: по всей видимости, факт приглашения Рюрика и его братьев в Новгород имел место, что не говорит о том, что никаких собственных раннегосударственных образований у славян не было. Вообще же, идея приглашения иноземного властителя красной нитью проходит через многие европейские средневековые хроники, и возможно, именно на эти образцы ориентировался летописец Нестор.

    Слайд 2.

    Задание 1.

    Выполнение самостоятельно задания.

    Работа с документацией и иллюстрациями из учебника.

    Вопрос:

    Найдите в тексте доказательства предпосылки возникновения Древнерусского государства.

    К началу 11 века союзы восточных славянских племени финно- угры подчинялись более могущественным соседям. На юге поляне, северяне, вятичи, радимичи подчинялись Хазарскому каганату. На севере ильменские словене, кривичи, полочане, чудь, веси откупались от воинственных норманнов. За это они получали защиту от врагов и других угроз.одновременно в мире восточных славян стали разрушаться родовые связи. С одной стороны, обозначился слой простых общинников, с другой – слой родовой знати. Изменилось и положение князей. Вокруг них сложились дружины воинов. За защиту своих земель общины отдавали в дар князю и дружине дары: зерно, мясо, шкуры животных, мед и т. д. Эти дары, ставшие обязательными, стали называться данью. От земледельческого труда отошли купцы и ремесленники. Новые слои населения сосредотачивались в крупных поселениях, которые постепенно превращались в города. Некоторые города такие как Киев и Новгород, становились столицами князей. Теперь князья вершили суд, так как старые родовые обычаи не годились для разрешения споров между людьми из разных общественных слоев.

    Слайд 3.

    Задание 2.

    Какие племена восточных славян и их ближайших соседей оказались в составе Древнерусского государства в 882 году?

    В 9 веке сложились такие предпосылки возникновения Древнерусского государства как: разложение родовой общины, расслоение общества, появление княжеской власти, развитие ремесла и торговли, развитие городов. Сложились два крупных центров Киев и Новгород. Новгородцы призвали на княжение варяга Рюрика. Приемник Рюрика, Олег объединил под своей властью Киев и Новгород. Власть киевских князей постепенно росла. Много времени они проводили в объезде своих земель ( полюдье) и военных походах ( Олег, Игорь, Святослав). После восстания древлян, которое произошло из-за превышения размера дани князем Игорем, его вдова княгиня Ольга установила постоянные размеры дани и места её сбора ( уроки и погосты).

    Задание 3.

    Какого князя, Рюрика или Олега, Можно считать создателем Древнерусского государства. Ответ обосновать.

    Задание 4.

    Заполните пропущенные места в схеме. « Управление Древнерусским государством при первых князья ».

    Князь Рюрик.

    Князь Олег.

    Княжеская дружина.

    Боярская дума. Дружина.

    Новгород.

    Киев.

    Северная Русь. Объединение юга и севера Руси.

    Ответы:

    Рюрик управляет только во время военного времени. Правит только в северной Руси.

    Олег управляет в военное и мирное время. Объединил север и юг Руси, создал централизованное государство.

    Выводы:

    В 9-10 веках происходило становление Древнерусского государства- монархии, объединившей племена восточных славян и их ближайших соседей под властью одной княжеской династии.

    Домашнее задание.

    Параграф 5. Термины. Вопросы.

    f

    Файлы: презентация.ppt
    Размер файла: 1554944 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология