Автор конспекта:
Автор(ы): — Минарченко Юлия Геннадьевна

Место работы, должность: —

МОБУ "Лицей №5" г. Оренбурга

учитель информатики

Интернет-взаимодействие участников образовательного процесса по средствам школьного сайта как путь повышения качества образования

6-7 лет тому назад компьютеры только входили в нашу жизнь. В настоящее время во многих семьях имеются домашние персональные компьютеры Все сельские школы оснащены компьютерной техникой и подключены к мировой информационной сети – Интернет. Вопросу использования Интернета в школе уже несколько лет уделяют внимание специалисты самого разного уровня. Все они единодушно сходятся во мнении, что Интернет стимулирует процесс развития интеллектуальных способностей и самостоятельного критического мышления учащихся, предоставляя массу дополнительной информации. В то же время отмечается, что Интернет является лишь средством в учебном процессе и использование Интернет-технологий, должно полностью контролироваться учителем, при этом к учителю предъявляются следующие требования: компьютерная грамотность и знание Интернет-технологий. Наших учителей не может не волновать проблема повышения своей квалификации и, следовательно, уровня образования. Учителям необходимо перестать чувствовать себя изолированными от своих более “прогрессивных” коллег и иметь возможность своевременно получать информацию обо всех педагогических ноу-хау.

Наступило время задумываться над тем, какую полезную информацию извлечь из Интернета, не потеряться во всемирной паутине, как правильно использовать Интернет в целях обучения и воспитания школьников, развития познавательных возможностей и творческих способностей учащихся.

Стремительно меняется жизнь, также стремительно меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные потери у них интереса к школе. Наступило время переосмысления, расширения традиционных направлений обучения, поиск новых методов и приёмов заинтересовать детей к учёбе, в чём “плюс” Интернета для учителя, а для родителей учащихся – каждый день – “Дни открытых дверей” в школе. Таким образом, сегодня является актуальным вопрос о необходимости и перспективах создания школьного сайта, сайта как “визитка”, PR-инструмента школы, сайта как инструмент внутри- и внешкольного взаимодействия. Иметь школе собственную страничку в мировой сети не только престижно, но и удобно. Сайт связывает в единую цепь учеников, родителей и учителей школы, сближая всех общими интересами.

Основная цель школьного сайта — связать между собой учеников, родителей и учителей обменом информацией по различным направлениям школьной жизни. Например, в связи с занятостью родители не всегда могут прийти в школу лично, и лучше ввести их в курсе дела школы посредством объявления на сайте. С помощью школьного сайта, на котором отражена вся школьная жизнь, подростки будут больше вовлечены в социальную деятельность, смогут получать дополнительное образование дистанционно, учителя получат удобную доску объявлений о проводимых конференциях, смогут публиковать свои методические наработки и многое, многое другое. Школьные сайты должны быть по существу виртуальной школой. Это в значительной степени сможет облегчить выбор школы, класса для ребенка, так как родители получают большое количество разноплановой информации. Также школьные сайты — это прекрасная возможность показать творческие способности учащихся и способы самореализации подростков, отразить атмосферу в школьном коллективе.

Функции школьного сайта[1] :

  • Сайт как визитная карточка школы

Интернет можно упрощенно рассматривать как справочник, причем такой, который все больше вытесняет бумажный, поскольку бумажный справочник есть не у каждого и не всегда под рукой, а Интернет уже сегодня доступен широкому кругу людей, как причастных к образованию, так и просто родителей. Проблем остается только две: чтобы в Интернете была нужная информация, и ее можно было там найти.

Реализация этой функции наиболее проста: во-первых, потому, что всем понятна, а во-вторых, потому, что требует разовых трудозатрат. Весьма распространенный сценарий: учитель с передовыми учениками создает веб-страницу, выкладывает ее на какой-либо сервер в сети Internet и на этом считает свою миссию законченной. В лучшем случае еще регистрирует созданный сайт в каком-то каталоге в списке школ (это к вопросу о том, как потом найти имеющуюся информацию). И этот вариант не так уж плох: базовая информация о школе редко нуждается в обновлении, так что свою функцию страницы в справочнике сайт выполняет. Недостаток данного варианта в том, что, зайдя на подобный сайт и видя статистическую информацию невозможно понять, соответствует она действительности или уже давно устарела; в бумажном справочнике хотя бы год издания указан. Но ведь сила Интернета как раз и состоит в возможности исправлять информацию.

  • Сайт как информационный листок

Как и все хорошее информационный сайт должен быть «живым». Именно здесь вы можете сообщить все, что может оказаться полезным или интересным для родителей нынешних и будущих учеников: школьные новости, объявления, правила поступления в школу, расценки коммерческих курсов и многое, многое другое. Здесь же могут быть кратко представлены региональные новости и объявления. Зайдя на такой сайт, посетитель сразу ощущает активную жизнь. Даже психологически это производит совсем другое впечатление.

  • Сайт как периодическое издание

Школьный сайт может служить средством публикации: учителя имеют возможность представить свои педагогические наработки, а ученики — опубликовать плоды своего творчества, как в рамках школьной программы, так и в свободной форме. Сайт при этом может стать инструментом обучения для школьников и обмена опытом для педагогов. В частности, для детей возможность опубликовать свои работы в Интернете является мощным педагогическим стимулом, особенно, если это сочетается с проектной работой, проведением конкурсов, в результате которых лучшие работы размещаются на школьном сайте.

  • Сайт как место общения

Все, что говорилось до сих пор, представляет собой одностороннюю схему: вы размещаете на школьном сайте информацию, а пользователи (родители, ученики или другие посетители) ее читают. Но ведь Интернет годится не только для размещения информации, а еще и для общения. Школьный сайт может стать местом встречи всех заинтересованных лиц.

С помощью набора не очень сложных инструментов можно дать возможность посетителям не только читать ваши объявления, но и размещать собственные, а также отвечать на ваши вопросы, обсуждать животрепещущие проблемы, принимать участие в играх и конкурсах и просто общаться друг с другом.

Рассмотрим функциональность сайта лицея по трем основным направлениям: "ученик — учитель — родители". Для кого же создаётся сайт?

1. Прежде всего, для наших учеников. Что интересует учеников?

  • получение информации на сайте о школьных новостях, объявлениях, расписании, о домашнем задании, о специальной литературе, терминах, о возможности провести тестирование на сайте и т.д.;
  • общение с одноклассниками на школьном сайте на форуме;
  • возможность выложить свою творческую работу;

2. Родители учеников. Что интересует родителей?

  • информация о Лицее, правилах поведения в нем, материально-технической оснащенности и т.д.;
  • информация об успеваемости и поведении ребёнка по данному предмету (Интернет дневник);
  • возможность быть в курсе о школьной жизни своих детей (объявления, расписания, конкурсы, фотографии)
  • общение с учителем, одноклассниками своего ребенка посредством функций сайта (форум).

3. Руководители МО и учителя предметники. Что их интересует?

  • обмен мнением;
  • просмотр методической, дидактической литературы;
  • разработки с использованием ИКТ;
  • выступления на семинарах;
  • портфолио;

4. Классные руководители

Что их интересует?

  • возможность обменяться опытом с коллегами;
  • возможность оставить для родителей памятки, рекомендации, объявления;
  • изучение молодыми специалистами опыта других учителей;
  • оставить информацию для выпускников.

Литература

  • Давыдова Е.В.Как устроен Интернет. //Информатика и образование,2004.№6.
  • Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987.
  • Леонтьев Б. Web-Дизайн: Тонкости, хитрости и секреты. М., 2001.
  • Любжин И.А.Оформление школьного сайта.//Справочник руководителя образовательного учреждения,2004.№9.
  • Кадыров И.Р.Создание веб-страниц с помощью HTML.//Информатика и образование,2004.№11.
  • Компьютерные коммуникации — школе: Пособие для учителя. М.: Институт средств обучения РАО, 1995..
  • Константинов Н. А. История педагогики. М., Просвещение. 1982.
  • [1] В основу данной типологии функций школьного сайта была взята типология, предложенная в брошюре «Интернет-представительство образовательного учреждения / Авт.-сост.: М.А.Горюнова, Л.Г.Мелихова, М.Г.Мельников. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 45 с.»

    Регион: — Оренбургская область

    Характеристика конспекта:
    Уровни образования: — основное общее образование

    Класс(ы): — Все классы

    Предмет(ы): — Внешкольная работа
    Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
    Предмет(ы): — Другое

    Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

    Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

    Краткое описание ресурса: —

    В данной статье рассматриваются основные функции школьного сайта. В приложении (презентациях) показан анализ функций школьного сайта на примере лицейского сайта.

    Файлы: Школьный сайт как индикатор инновационных процессов в лицее.pptx
    Размер файла: 7397114 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология