Автор конспекта:
Автор(ы): — Гондарь Елена Васильевна

Место работы, должность: — МОУ»Пудостьская СОШ»

Регион: — Ленинградская недра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее оврагообразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии словно бальнефактор развития познавательной активности

Используемая методическая литература: —

Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”

// Открыт. школа. – 1998.

Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” — Л., -

1982.

Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” — М, 1980.

Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами

самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.

Орлов В.Н. “Активность и самобытность учащихся” — 1998.

Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения на условиях

Краткое описание: — Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии словно бальнефактор развития познавательной активности

Анализ методической темы

«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии словно бальнефактор развития познавательной активности»

учителя биологии

МБОУ «Пудостьская СОШ» Гондарь Елены Васильевны

Содержание

1. Введение

2. Система самостоятельной работы учащихся

3. Классификация видов самостоятельной работы учащихся

4. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

5. Влияние самостоятельной работы на черта знаний и развитие

познавательной способности учащихся

6. Список литературы

Введение

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная

и сложная упражнение каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности

необходимо рассматривать словно составную надел воспитания учащихся. Эта

задача выступает передо каждым учителем на числе задач первостепенной

важности.

Целью данной работы является прохождение организации

самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации. Для

этого следует выяснить, какие функции выполняет самостоятельная

познавательная занятие учащихся и благодаря этому она ступень такой степени необходима для

формирования зрелой личности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, следует иметь

ввиду две тесновато связанные промежду собой задачи.

— Первая изо них заключается в

том, с тем чтобы развить у учащихся самобытность на познавательной

деятельности, научить их независимо овладевать знаниями, формировать

свое мировоззрение;

— вторая — на том, с тем чтобы научить их самостоятельно

применять имеющиеся знания на учении и практической деятельности.

Самостоятельная упражнение не самоцель. Она является средством борьбы за

глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности

и самостоятельности словно чертенок личности, развития их умственных способностей.

Ребенок, на наилучший однажды преступающий порог школы, не виртуально еще

самостоятельно ставить смысл своей деятельности, не на силах еще планировать

свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный

результат с поставленной целью.

В процессе обучения он надобно достичь определенного достаточно

высокого уровня самостоятельности, открывающего право справиться с

разными заданиями, добывать новость на процессе решения учебных задач.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения,

духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая до скорой встречи к

словам. Этот ход включает на себе знакомство, восприятие,

самостоятельную переработку, уяснение и приемка этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является

формирование высококультурной личности, т.к. до скорой встречи на самостоятельной

интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек, чего способствует дальнейшей самореализации и самоопределению личности ученика. Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает несравненно больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому вопрос учителя – не давать учащимся знания на готовом виде, так научить их независимо добывать сии знания.

Народная премудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, сем-ка мне действовать самому, и я научусь». Только врезультате деятельности самого ребенка происходит одоление им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно изъян деятельности самого ученика объясняется действительность низкой активности школьников на уроке. Научно доказано безусловное положительное авторитет самостоятельных работ на черта знаний, ход мышления и воспитания положительных сторон психики учащихся.

Основополагающим требованием общества к современной школе является

формирование личности, которая умела бы независимо по-новому решать

научные, производственные, общественные задачи, скептически мыслить,

вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, планомерно и

непрерывно пополнять и обновлять свои знания толково самообразования,

совершенствовать умения, по-новому применять их на действительности.

В практике моей работы значительное кусок уделено деятельностному подходу к обучению, какой включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, так также ход творческой активности учащихся.

Что же такое самостоятельная работа?

Самостоятельная работа, по определению А.И. Зимней, представляется как

целенаправленная, органично мотивированная, структурированная самим объектом

в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и

результату деятельности. Её произведение требует полно высокого уровня

самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности,

доставляет ученику сатисфакция словно ход самосовершенствования и

самопознания.

Всем нам известно, чего учащимся начальственно дать

метод, путеводную канитель для организации приобретения знаний, так это так –

вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда,

т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать

работу на времени. Для формирования целостной и гармоничной личности

необходимо систематическое макровключение ее на самостоятельную деятельность,

которая на процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ –

приобретает душа проблемно-поисковой деятельности.

А.И. Зимняя подчёркивает, чего самостоятельная упражнение школьника есть

следствие правомерно организованной его учебной деятельности на уроке, что

мотивирует самостоятельное её расширение, ямка и доведение в

свободное время. Для учителя это означает чёткое уяснение не до скорой встречи своего

плана учебных действий, так и осознанное его литогенез у школьников как

некоторой схемы освоения учебного предмета на ходе решения новых учебных

задач.

Самостоятельная упражнение – это высшая упражнение учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, благодаря чего её присущи такие функции, словно воспитательная, образовательная, развивающая.

В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее кусок принадлежит преподавателю, ступень такой степени словно он принимает прямое (затем косвенное) членство на организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

1) разграниченный уравниловка к учащимся с соблюдением посильности

учебных заданий;

2) планомерное поднимание интеллектуальных нагрузок и

хронологический субито к преимущественно неточным и неполным указаниям

по выполнению самостоятельной работы;

3) постепенное отодвигание учителя и занятие им позиции пассивного

наблюдателя за процессом;

4) субито от контроля учителя к самоконтролю.

Организация самостоятельной работы – это подбор учителем средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, снабжение условий эффективности.

Система самостоятельной работы учащихся

На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ

учащиеся приобретают знания, умения и навыки. Все сии работы только

тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом

организованы, т.е. представляют систему.

При построении системы самостоятельных работ следует соблюдать ряд

дидактических требований:

1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных

дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний,

развитию у них познавательных способностей, формированию умения

независимо приобретать, расширять и углублять знания, применять их

на практике.

2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде

до скорой встречи принципам доступности и систематичности, связи теории с

практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на

высоком научном уровне.

3. Входящие на систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и

содержанию, с тем чтобы обеспечить литогенез у учащихся разнообразных

умений и навыков.

4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ

логически вытекало изо предыдущих и готовило почву для выполнения

последующих.

Эффективность самостоятельной работы достигается, раз она является

одним их составных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное окно на каждом уроке, раз она проводится планомерно и систематически, так не спорадически и эпизодически.

Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и

навыки на выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются

темпы на ее выполнении.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и

содержания следует руководствоваться, словно и на всем процессе обучения,

основными принципами дидактики. Наиболее важное величина на этом деле имеют

принцип доступности и систематичности, фотосвязь теории с практикой, принцип

постепенности на нарастании трудностей, воин творческой активности, а

также воин дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих

принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие

особенности:

1. Самостоятельная упражнение должна носить прицельный характер. Это

достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя

заключается на том, с тем чтобы найти такую формулировку задания, которая

вызывала бы у школьников любопытство к работе и устремление выполнить ее как

дозволено лучше. Учащиеся должны светло представлять, на чем заключается

вопрос и как полноте проверяться ее выполнение. Это придает

работе учащихся осмысленный, прицельный характер, и способствует

преимущественно успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому, чего учащиеся, не

поняв цели работы, делают не то, чего нужно, разве вынуждены на процессе ее

выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это

приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности

учащихся на работе.

2. Самостоятельная упражнение должна быть вправду самостоятельной и

побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь

нельзя допускать крайностей: питание и тоннаж самостоятельной работы,

предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для

учащихся, так сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной

работы теоретически и практически.

3. На первых парах у учащихся долженствует сформировать простейшие навыки

самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений,

решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе

учащихся надобно предшествовать отчетливый изображение приемов работы с

учителем, проводимый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная учащимися на дальнейшем показа приемов

работы учителем, носит душа подражания. Она не развивает

самостоятельности на подлинном смысле слова, так имеет важное величина для

формирования преимущественно сложных навыков и умений, преимущественно высокой формы

самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными

разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или

производственного характера.

4. В некоторых случаях для самостоятельной работы долженствует предлагать такие задания, произведение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, так требует применения знаний на новой ситуации. В этом случае самостоятельная упражнение способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

5. В организации самостоятельной работы следует учитывать, чего для

овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется

вариа время. Осуществлять это дозволено толково дифференцированного подхода

к учащимся.

Наблюдая за моментом работы класса на полость и отдельных учащихся, учитель

должен раньше переключать счастливо справившихся с заданиями на выполнение

более сложных. Некоторым учащимся макроколичество тренировочных упражнений можно

свести ступень минимума. Другим дать обширно преимущественно таких упражнений в

различных вариациях, с тем чтобы они усвоили новость весло разве новоиспеченный закон и

научились независимо применять его к решению учебных задач. Перевод

такой группы учащихся на произведение преимущественно сложных заданий надобно быть

своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, словно и чрезмерно

продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся первым делом в

познании нового, на овладении умениями и навыками.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать

любопытство учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач,

необычностью их содержания, раскрытием передо учащимися практического

значения предлагаемой задачи разве метода, которым долженствует овладеть.

Учащиеся все окно проявляют порядочный любопытство к самостоятельным работам, в

процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

7. Самостоятельные работы учащихся следует планомерно и систематически

включать на учебный процесс. Только при этом условии у них будут

вырабатываться твердые умения и навыки.

8. При организации самостоятельной работы следует осуществлять разумное

созвучие изложения материала учителем с самостоятельной работой

учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя

допускать крайностей: излишнее горение самостоятельной работой может

замедлить темпы изучения программного материала, так словно чрезмерной перегрузки учащихся.

9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая

занятие должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему

самостоятельных работ, их планомерное макровключение на учебный процесс. Он

определяет цель, питание и тоннаж каждой самостоятельной работы, ее

кусок на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет поверка за

качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их

при организации самостоятельной работы.

Классификация видов самостоятельной работы учащихся

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая

выполняется учащимися по заданию и лещадь контролем учителя, так без

непосредственного его участия на ней, на нарочно предоставленное для этого

время. При этом учащиеся с намерением стремятся достигнуть поставленной

цели, употребляя свои умственные усилия и выражая на пирушка разве отличный форме

(устный ответ, графическое построение, нозография опытов, расчеты и т.д.)

результат умственных и физических действий.

Самостоятельная упражнение предполагает активные умственные действия

учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения

предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы

учащихся, с помощью которых они независимо приобретают знания, умения и

навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые на учебном процессе,

можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по

характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени

самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели дозволено разделить

на пять групп:

1) обзаведение новых знаний, одоление умением самостоятельно

приобретать знания;

2) броня и уточнение знаний;

3) выпускание умения применять знания на решении учебных и практических

задач;

4) литогенез умений и навыков практического характера;

5) литогенез творческого характера, умения применять знания в

усложненной ситуации.

Каждая изо перечисленных групп включает на себе отчасти видов

самостоятельной работы, так словно урегулирование одной и пирушка же дидактической

задачи виртуально осуществляться различными способами. Указанные группы тесно

связаны промежду собой. Эта фотосвязь обусловлена тем, чего одни и те же виды работ

могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не

только обзаведение умений и навыков, так также обзаведение новых знаний и

выработка умения применять дотоль полученные знания.

Рассмотрим питание работ при классификации по базисный дидактической

цели.

1. Приобретение новых знаний и одоление умениями самостоятельно

приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником,

произведение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного

характера.

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной

системы упражнений по уточнению признаков понятий,

отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью

решения задач различного вида, урегулирование задач на общем виде, логических задач, задач практического характера, экспериментальных работ и т.д.

4. Формирование умений творческого характера достигается при написании

эссе, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых

способов решения задач, новых вариантов опыта, составления кроссвордов, и т.п.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

Содержание учебного материала усваивается учащимися на процессе учебной

деятельности. От того, какова эта занятие зависит результат обучения.

Отношение учащихся к собственной деятельности определяется на значительной

степени тем, словно пестун организует их учебную деятельность.

Важную занятие на организации самостоятельной работы играет собирание учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе фотоинформация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же фотоинформация созвучна потребностям учащегося (личная авторитетность учебного материала) и подвергается эмоциональной переработке, то он получает видеоимпульс к последующей деятельности. Для этого питание учебного материала подобает быть вразумительно ученику, подобает исходить изо имеющихся у него знаний и опираться на них и на прожиточный эмпирия детей, так на то же окно материал надобно быть полно сложным и трудным.

Формулирование цели ещё водан неоцененный мнение на данной работе. Хорошо, раз пестун не до скорой встречи самоуправно формулируют, так и привлекают к этому учащихся, т.к. это дает право скорее понять задачу, преимущественно с намерением ее решить, осознать ее назначение, и единица самым создаёт условия для лучшего её усвоения. Этот манера называется манера целевого требования.

Ещё водан манера – учебно-проблемный, когда пестун не до скорой встречи формулирует

цель, так строит ход ее решения, словно ход разрешения проблемы, и на дальнейшем решения обсуждают с учащимися словно была разрешена проблема, осуществлена смысл решения.

Таким образом, раз мы хотим найти наиболее производительный орбита формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, то есть неволя использования на обучении учебно-проблемного способа организации решения задач.

Самостоятельная упражнение должна состоять изо следующих трех основных этапов:

1) Вводно-мотивационный этап.

На этом этапе учащиеся должны осознать основную смысл предстоящего

изучения учебной темы, ее кусок и занятие на общем образовании, ее практическое

и теоретическое значение. В нужных случаях, пестун указывает какие знания

и умения дотоль пройденного материала особенно понадобятся при изучении

данной темы. Затем пестун сообщает, насколько уроков отведено на изучение

темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет основные элементы темы,

т.е. знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в

результате изучения этой темы.

2) Операционно-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие на питание данной

темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: новелла или

лекция, фронтальная упражнение по изучению понятия. Коллективная упражнение по

усвоению учебного материала, решению задач, проведению опытов и

экспериментов, индивидуальная упражнение по решению задач, и т.д.

Изложение учебного материала производится на основном учителем, так по

мере взросления учащихся, надел учебного материала должна выносится на самостоятельное изучение.

3) Рефлексивно-оценочный этап.

Здесь производится резюмирование изученного и доставление итогов работы по

данной теме. При этом, главная смысл этого этапа – ход у учащихся

рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и

формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала

могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся,

составление по группам обобщающих схем, проектная упражнение и т. д.

Итак, с тем чтобы организовывать самостоятельную занятие классного коллектива, следует понемногу передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Как показывает опыт, раз эту систему вводить начиная с первого класса, то учащиеся моментом осваиваются с ней и она становится для них привычной, и школьники смогут на полной мере испытать чувства эмоционального удовлетворения от сделанного, забава победы по-над преодоленными трудностями, благосостояние познания нового, интересного. Тем самым полноте формироваться у учащихся интерес на боление таких чувств на будущем, чего приведет к возникновению потребности на творчестве, познании, на упорной самостоятельной учебе.

Влияние самостоятельной работы на черта знаний и развитие

познавательной способности учащихся

Самостоятельная упражнение оказывает значительное авторитет на глубину и

прочность знаний учащихся по предмету, на ход их познавательных

способностей, на престо усвоения нового материала.

Практический эмпирия показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная упражнение при правильной ее

организации способствует получению учащимися преимущественно глубоких и прочных

знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении

учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и

содержанию самостоятельных работ способствует развитию их

познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При детально продуманной методике проведения самостоятельных работ

ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического

характера, так это на свою хвост оказывает положительное авторитет на

литогенез познавательных умений и навыков.

4. С течением времени при систематической организации самостоятельной

работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по

предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной

работы. В результате для выполнения на глазок одинаковых по объему и

степени трудности работ учащиеся затрачивают обширно меньше времени

по сравнению с учащимися таких классов, на которых самостоятельная

упражнение целиком не организуется разве проводится нерегулярно. Это

позволяет понемногу наращивать темпы изучения программного материала,

увеличить окно на урегулирование задач, произведение экспериментальных работ и

других видов работ творческого характера.

Список литературы

Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”

// Открыт. школа. – 1998.

Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” — Л., -

1982.

Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” — М, 1980.

Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами

самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.

Орлов В.Н. “Активность и самобытность учащихся” — 1998.

Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения на условиях

демократизации и гуманизации школы.” — М, 1991.

Подласый И.П. “Педагогика” — М., 1996.

Столяренко Л.Д. “Педагогика” — Ростов, 2000.

Харламов И.Ф. “Педагогика” — Мн., 2002.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология