Автор конспекта:
Автор(ы): — Ванюшина Ольга Владимировна

Место работы, должность: —

ГБОУ СПО "Арзамасский коммерческо-технический техникум", преподаватель информационных дисциплин

Регион: — Нижегородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Сатья Воспитательный потенциал самостоятельной работы студентов учреждений СПО

О.В. Ванюшина, преподаватель

ГБОУ СПО «Арзамасский

коммерческо-технический техникум»

Воспитательный потенциал самостоятельной работы студентов учреждений СПО

Самообразование и саморазвитие становятся приоритетными направлениями в обучении и развитии студентов. В связи с этим резко возрастает значение самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа является важным звеном в решении ключевой проблемы среднего профессионального образования – обеспечения качества образования.

Проблема самостоятельной работы всегда была одной из тех, что привлекала внимание педагогов, психологов и методистов. Многочисленные исследования направлены на определение понятия «самостоятельная работа», ее роли в повышении эффективности обучения, в развитии и формировании ин­теллекта обучающегося. В то же время само­стоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике среднего профессионального образования и одной из наименее иссле­дованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации.

В связи с этим становятся актуальными исследования психолого-педагогических аспектов самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. В первую очередь, следует четко определить, что собой представляет самостоятельная работа студентов. По мнению многих авторов, термин «самостоятельная работа студентов» не имеет в данное время более или менее четкого определения как научное понятие. Неопределенность его трактовки отрицательно сказывается не только на общем представлении, но и на определении того, как наилучшим образом организовать самостоятельную работу студентов и управлять ею.

Современное осмысление данной проблемы осуществляется с различных позиций, что требует упорядочения ее понятийного аппарата, поскольку это является необходимым условием существования и развития любой науки. В настоящее время существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Раскрывая смысл самостоятельной работы, одни авторы относят ее к методам обучения (Ю.К. Бабанский, Л.В. Жарова, И.Я. Лернер, А.В. Усова и др.); другие рассматривают ее как вид учебной деятельности (И.А. Зимняя, О.А. Нильсон, Л.Д. Никандров); третьи как форму организации учебных занятий (Б.П. Есипов, И.И. Илья­сов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); четвёртые – средство обучения (А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова); пятые как основу самообразования (А.Я. Айзенберг, Г.Н. Сериков).

Самостоятельная работа студентов – это многомерное явление, которое можно описать также с позиций нескольких функций: образовательной, развивающей, воспитательной. Образовательная функция способствует систематизации и закреплению знаний. Развивающая функция служит цели развития внимания, памяти, мышления, речи. Воспитательная функция фор­мирует устойчивые мотивы к учебной деятельности, развивает волевой компонент, способствует развитию самоорганизации, самоконтроля и целого ряда нравственных качеств. Исследователи единодушны в том, что итогом выполнения различного рода самостоятельных работ является самостоя­тельность.

В истории педагогики имели место две концепции самостоятельности в обучении. Представители первой концепции (Ф. Гербарт, Д. Локк) рассматривали обучающегося в качестве пассивного объекта педагогического воздействия, в которого надо было вложить определенную сумму знаний, умений и навыков. При таком подходе вопрос о самостоятельности в обучении не мог быть поставлен на научную основу.

Во второй концепции (Д. Дьюи, Ж.Ж. Руссо) исходным положением было представление о развитии как о саморазвитии и развертывании заложенных природой качеств личности. Центральная идея сторонников этой концепции заключалась в том, чтобы не мешать спонтанному проявлению самостоятельности. Обе концепции имели существенный недостаток – в них отсутствовало целенаправленное форми­рование самостоятельности у обучаемых в процессе обучения.

В отечественных концепциях самостоятельность личности соотносится с уровнем развития самостоятельности мышления, который характеризуется способностью принимать обдуманные и взвешенные решения, возможностью прогнозировать будущее, формировать стратегию жиз­недеятельности, строить адекватный образ «Я», ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах. При построении стратегии обучения с целью развития самостоятельности мышления следует учитывать, что мышление представляет собой активный процесс переработки получаемой информации и что мыслительные процессы формируются в определенной последовательности (по нарастающей сложности) [8].

Самостоятельность лежит в основе самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельность студентов в процессе обучения необходима, поскольку призвана обеспечить осуществление одного из важнейших принципов педагогики – принципа сознательности.

Для самого студента самостоятельная учебная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение им целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении. Содержание и структура учебного материала, являясь важным условием успешности обучения, прямо не определяют процесс и структуру учебной деятельности, как это часто склонны считать некоторые авторы, занимающиеся проблемой самостоятельных работ.

С позиции деятельностного подхода выделены ключевые компоненты самостоятельной работы: мотивация, постановка целей или целеполагание, выбор способов выполнения, контроль, критерии оценки и отчетности.

От мотивации и целеполагания зависит выбор способов выполнения самостоятельной работы студентов.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить важнейшие аспекты сущности самостоятельной работы, которые позволяют подходить к ней с позиции самостоятельной деятельности обучающегося. Данная деятельность включает в себя вновь формирующиеся операции или осуществление сформированных ранее операций применительно к новому материалу.Самостоятельная работа, рассматриваемая как деятельность, имеет не только учебное, но личностное и общественное значение. В деятельностном определении самостоятельная работа – это ор­ганизуемая самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя.

Примечания

  • Гашенко А.С. Развитие самостоятельности у студентов при обучении в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. — №6. – С. 53-55.
  • Есипов Б.П. Самостоятельная работаучащихся на уроке. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с. (С. 15-16)
  • Лобанов Ю.И., Ильченко О.А. Самообразование в открытой сетевой информационной среде // Высшее образование в России. – 2009. — №8. – С. 99-103.
  • Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
  • Петров А.В. и др. Самостоятельная познавательная деятельность в системе развивающего обучения / Петров А.В., Петрова О.В., Цулая Л.В. // Наука, культура, образование. 2001. — № 8/9. – С. 150-154.
  • Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
  • Ушинский К.Д. Воскресные школы / К.Д. Ушинский // Статьи в «Журнале министерства» / К.Д. Ушинский. В 11 т. Т. 2. – М. – Ленинград: Изд. Академии педагогических наук, 1948. – 646 с.
  • Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
  • Файлы: Компьютерное информационное моделирование 10 кл.ppt
    Размер файла: 449024 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология