Автор конспекта:
Автор(ы): — Ванюшина Ольга Владимировна
Место работы, должность: —
ГБОУ СПО "Арзамасский коммерческо-технический техникум", преподаватель информационных дисциплин
Регион: — Нижегородская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее профессиональное образование
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — другой тип
Краткое описание ресурса: —
Сатья Воспитательный потенциал самостоятельной работы студентов учреждений СПО
О.В. Ванюшина, преподаватель
ГБОУ СПО «Арзамасский
коммерческо-технический техникум»
Воспитательный потенциал самостоятельной работы студентов учреждений СПО
Самообразование и саморазвитие становятся приоритетными направлениями в обучении и развитии студентов. В связи с этим резко возрастает значение самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа является важным звеном в решении ключевой проблемы среднего профессионального образования – обеспечения качества образования.
Проблема самостоятельной работы всегда была одной из тех, что привлекала внимание педагогов, психологов и методистов. Многочисленные исследования направлены на определение понятия «самостоятельная работа», ее роли в повышении эффективности обучения, в развитии и формировании интеллекта обучающегося. В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике среднего профессионального образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации.
В связи с этим становятся актуальными исследования психолого-педагогических аспектов самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. В первую очередь, следует четко определить, что собой представляет самостоятельная работа студентов. По мнению многих авторов, термин «самостоятельная работа студентов» не имеет в данное время более или менее четкого определения как научное понятие. Неопределенность его трактовки отрицательно сказывается не только на общем представлении, но и на определении того, как наилучшим образом организовать самостоятельную работу студентов и управлять ею.
Современное осмысление данной проблемы осуществляется с различных позиций, что требует упорядочения ее понятийного аппарата, поскольку это является необходимым условием существования и развития любой науки. В настоящее время существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Раскрывая смысл самостоятельной работы, одни авторы относят ее к методам обучения (Ю.К. Бабанский, Л.В. Жарова, И.Я. Лернер, А.В. Усова и др.); другие рассматривают ее как вид учебной деятельности (И.А. Зимняя, О.А. Нильсон, Л.Д. Никандров); третьи как форму организации учебных занятий (Б.П. Есипов, И.И. Ильясов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); четвёртые – средство обучения (А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова); пятые как основу самообразования (А.Я. Айзенберг, Г.Н. Сериков).
Самостоятельная работа студентов – это многомерное явление, которое можно описать также с позиций нескольких функций: образовательной, развивающей, воспитательной. Образовательная функция способствует систематизации и закреплению знаний. Развивающая функция служит цели развития внимания, памяти, мышления, речи. Воспитательная функция формирует устойчивые мотивы к учебной деятельности, развивает волевой компонент, способствует развитию самоорганизации, самоконтроля и целого ряда нравственных качеств. Исследователи единодушны в том, что итогом выполнения различного рода самостоятельных работ является самостоятельность.
В истории педагогики имели место две концепции самостоятельности в обучении. Представители первой концепции (Ф. Гербарт, Д. Локк) рассматривали обучающегося в качестве пассивного объекта педагогического воздействия, в которого надо было вложить определенную сумму знаний, умений и навыков. При таком подходе вопрос о самостоятельности в обучении не мог быть поставлен на научную основу.
Во второй концепции (Д. Дьюи, Ж.Ж. Руссо) исходным положением было представление о развитии как о саморазвитии и развертывании заложенных природой качеств личности. Центральная идея сторонников этой концепции заключалась в том, чтобы не мешать спонтанному проявлению самостоятельности. Обе концепции имели существенный недостаток – в них отсутствовало целенаправленное формирование самостоятельности у обучаемых в процессе обучения.
В отечественных концепциях самостоятельность личности соотносится с уровнем развития самостоятельности мышления, который характеризуется способностью принимать обдуманные и взвешенные решения, возможностью прогнозировать будущее, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ «Я», ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах. При построении стратегии обучения с целью развития самостоятельности мышления следует учитывать, что мышление представляет собой активный процесс переработки получаемой информации и что мыслительные процессы формируются в определенной последовательности (по нарастающей сложности) [8].
Самостоятельность лежит в основе самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельность студентов в процессе обучения необходима, поскольку призвана обеспечить осуществление одного из важнейших принципов педагогики – принципа сознательности.
Для самого студента самостоятельная учебная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение им целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении. Содержание и структура учебного материала, являясь важным условием успешности обучения, прямо не определяют процесс и структуру учебной деятельности, как это часто склонны считать некоторые авторы, занимающиеся проблемой самостоятельных работ.
С позиции деятельностного подхода выделены ключевые компоненты самостоятельной работы: мотивация, постановка целей или целеполагание, выбор способов выполнения, контроль, критерии оценки и отчетности.
От мотивации и целеполагания зависит выбор способов выполнения самостоятельной работы студентов.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить важнейшие аспекты сущности самостоятельной работы, которые позволяют подходить к ней с позиции самостоятельной деятельности обучающегося. Данная деятельность включает в себя вновь формирующиеся операции или осуществление сформированных ранее операций применительно к новому материалу.Самостоятельная работа, рассматриваемая как деятельность, имеет не только учебное, но личностное и общественное значение. В деятельностном определении самостоятельная работа – это организуемая самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя.
Примечания
Файлы: Компьютерное информационное моделирование 10 кл.ppt
Размер файла: 449024 байт.