Автор конспекта:
Автор(ы): — Ульман Вера Трофимовна

Место работы, должность: — СОШ №10 пос. Каменский Красноармейского района, учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок разработан и предназначен для учеников второго класса, которые обучаются по учебникам «Мир и человек» А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиан (УМК «Классическая начальная школа»). Проводится этот урок в третьей четверти после знакомства с темами «Природная зональность», «Тундры», «Леса», поэтому дети к моменту изучения данной темы имеют представление о животном и растительном мире леса, тундры. Отличие этого урока от традиционных уроков окружающего мира состоит в применении информационных технологий. В оборудование, кроме наглядного и раздаточного материала, входит ПК, мультимедийный проектор и экран, презентация. Этот урок ранее я проводила как обычный, а теперь переработала и попробовала провести с использованием ИКТ. Данный урок понравился и мне, и детям. Сам факт использования компьютера рассматривается учениками как радостное, интересное событие в их учебной деятельности, повышает их познавательную активность.

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема урока: Степи.

Вид урока: комбинированный урок.

Форма проведения: деловая игра.

Цели: - познакомить детей с особенностями климата степной полосы;

- дать представление о том, как приспособились живые организмы к

условиям степной зоны;

- развивать речь, логическое мышление;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: у учителя — компьютер, мультимедиа проектор, презентация

Power Point, экран, гербарий «Растения степи»;

у детей – сигнальные блокноты (СБ),

на каждом столе (на наборном полотне) – монетки «оники».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

2. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем не учиться, а работать, при этом ещё и зарабатывать необычные деньги – оники. Оник – это очень надёжная ( конвертируемая) валюта. Деньги будем вкладывать в Банк Знаний (слайд 2). Давайте знакомиться. Я президент банка, а вы – его клиенты.

На первом этапе нашей совместной работы предлагаю вам открыть счёт в Банке Знаний.

1) Я зачитываю утверждение, и если вы согласны с этим утверждением, то показываете на сигнальном блокноте «да». Если вы не согласны, то показываете «нет». За каждый правильный ответ вы получаете один «оник». Итак, начинаем.

- Экватор – самый длинный меридиан (нет).

- На карте можно увидеть, где находятся горы и равнины, реки и моря (да).

- Земля делает оборот вокруг солнца за сутки, а вокруг своей оси – за год (нет).

- Каспийское и Аральское моря — это озёра (да).

- Путешественники могут ходить друг к другу в гости с острова на остров пешком (нет).

- Уральские горы разделяют Европу и Азию (да).

- Белый и бурый медведи живут в одной природной зоне (нет).

- Тигр в тундре охотится за северными оленями (нет).

Проверяем, у кого больший первоначальный вклад в Банке.

2) В современной жизни мы всё чаще обращаемся к Банку, чтобы пополнить свой вклад. На СБ вы показываете ответ на мой вопрос. Ответив правильно, вы получаете 1 оник и при этом пополняете свой счёт в Банке Знаний.

а) Какие из перечисленных растений растут в зоне лесов? (слайд 3)

1-ягель 2 – липа 3 – дуб 4 – саксаул (2, 3);

б) Какие растения не растут в лиственном лесу: (слайд 4)

1 – дуб 2 – сосна 3 –берёза 4 – ель (2,5);

в) Какие животные живут в лесу: (слайд 5)

1 – лось 2 – лемминг 3 – рысь 4 – песец 5 – белый медведь (1,3);

г) В каком климатическом поясе находится зона лесов? (слайд 8)

1 –жарком 2 – умеренном 3 – холодном (2).

Подсчитываем общее количество заработанных денег. У кого вклад в Банк Знаний составляет 12 «оников», тому присваивается звание «Агент Банка» и ставится оценка 5. У кого 10 -11 «оников», тому присваивается звание «Консультант Банка» и ставится оценка 4.

3. Второй этап работы или работа над новым материалом.

Банк Знаний благодарит вас за сотрудничество и приглашает всех на отдых. На этот раз мы отправляемся в путешествие на самолёте. За время полёта вы узнаете много интересного и полезного. А чтобы путешествие не было утомительным, перед началом полёта давайте отдохнём.

Физкультминутка.

1. 1) Итак, в путь (слайд 7 – фильм на диске Учебное электронное издание «Начальный курс географии. 6 класс». Петрова Н. Н. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов (фильм, фотоиллюстрации). Приземляемся, чтобы послушать и жужжание шмеля, и стрекотание кузнечика. Лето в степи жаркое, сухое, солнечное. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных дождей. Часто повторяются засухи. Вы заметили, что деревья в степной зоне отсутствуют? Причина этого – недостаток влаги. Хорошо, что мы не зимой оказались здесь, потому, что зима в степи суровая, с частыми и сильными ветрами.

Обратите внимание на разнотравье вокруг (детям предлагается гербарий). Давайте попробуем вместе выявить особенности степных растений.

а) Астрагалы, шалфеи другие растения с помощью опушения защищаются от солнечных лучей (слайд 8).

б) Полынь, как и большинство других степных растений, окрашена в тусклые, блёклые тона (слайд 9).

в) Мелкие листья у растений – приспособление к уменьшению испарения.

г) Многие злаки образуют мощную корневую систему, которая впитывает талую и дождевую воду и долго её удерживает (слайд10).

д) Такие растения, как тюльпаны, ирисы, гусиные луки успевают отцвести весной, когда почва ещё увлажнена (слайд11).

Степные растения выработали своеобразные приспособления для распространения плодов и семян (слайд12). Особенно интересны в этом отношении растения, которые в народе называют перекати-поле (гербарий). Они имеют шарообразную форму. Растения-шары обламываются у корня и тысячами носятся по полям, пока не остановятся где-нибудь в овраге или у забора, образуя огромные завалы. Главное назначение перекати-поля – медленное и постепенное рассеивание семян. Один такой шар даёт до 200 тысяч семян.

2) А теперь поближе познакомимся с животным миром степей. Так как животным негде спрятаться (в отличие от леса) и им часто грозит опасность, то все обитатели вынуждены приспосабливаться к жизни в степи следующими способами:

а) Колониальность (слайд 13). Связь в колонии обычно осуществляется при помощи звуковых сигналов. Так, например, предупредительными и призывными криками пользуются суслики, сурки.

б) Стадность облегчает защиту слабых членов стада от крупных хищников (слайд 14). Сайгаки могут развивать скорость бега 90 км/час и преодолевать за сутки 100 – 150км.

в) Зимняя спячка, способность обходиться без воды (слайд 15). Умение хорошо отоспаться является замечательным приспособлением к жизни в суровых условиях. Для степняков, впадающих в зимнюю спячку, нет ни ненастной осени, ни зимних морозов. Для некоторых животных характерна и летняя спячка (в сильную засуху).

г) Маскирующая окраска (слайд 16) под цвет почвы, травы, что делает животных менее заметными.

д) Жизнь в подземном ярусе (слайд 17). У многих степных животных жизнь связана с норами. Нора — это место, где зверьки прячутся от летнего зноя и зимней стужи, где хранятся запасы корма и выводится потомство.

Настоящим стражем степных просторов нужно признать степного орла (слайд 18). По степным рекам гнездится орёл – могильник. Для степи обычны различные виды жаворонков (слайд 18), чибисы, кулики.

А вот самая крупная степная птица дрофа, весом до 16кг, исчезает из степных угодьев. Она занесена в Красную книгу РФ (слайд 19). Для охраны дроф в Саратовской области создан Семёновский государственный заказник. Также занесён в Красную книгу РФ и стрепет. Причинами сокращения численности животных являются распашка земель, браконьерство и др.

Не забывайте, пожалуйста, что природа Земли в опасности и её сохранность зависит только от нас, людей.

4. Итог урока (слайд 20).

5. Задание на дом (слайд 21).

Читать текст учебника на страницах 70-72, отвечать на вопросы 1,2 на стр.72.

В тетради на печатной основе выполнить задание 88, 89.

Литература

1. Бурский О. В., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. Мир и человек. Земля. Части света. Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Тетрадь на печатной основе к этому учебнику. — М. Дрофа, 2002г. (текст «Степи» — стр.70-72).

2. Коваленко Л. И.. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе, стр.49-51. — Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003год.- (сведения о растениях и животных степи)

3.Козлова О.А. Статья «Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников» из ежемесячного научно-методического журнала «Начальная школа», №11-2004год (деловая игра «Банк Знаний»).

Файлы: Презентация к уроку Степи.ppt
Размер файла: 3489792 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология