Автор конспекта:
Автор(ы): — Ульман Вера Трофимовна
Место работы, должность: — СОШ №10 пос. Каменский Красноармейского района, учитель
Регион: — Саратовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Урок разработан и предназначен для учеников второго класса, которые обучаются по учебникам «Мир и человек» А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиан (УМК «Классическая начальная школа»). Проводится этот урок в третьей четверти после знакомства с темами «Природная зональность», «Тундры», «Леса», поэтому дети к моменту изучения данной темы имеют представление о животном и растительном мире леса, тундры. Отличие этого урока от традиционных уроков окружающего мира состоит в применении информационных технологий. В оборудование, кроме наглядного и раздаточного материала, входит ПК, мультимедийный проектор и экран, презентация. Этот урок ранее я проводила как обычный, а теперь переработала и попробовала провести с использованием ИКТ. Данный урок понравился и мне, и детям. Сам факт использования компьютера рассматривается учениками как радостное, интересное событие в их учебной деятельности, повышает их познавательную активность.
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема урока: Степи. Вид урока: комбинированный урок. Форма проведения: деловая игра. Цели: - познакомить детей с особенностями климата степной полосы; - дать представление о том, как приспособились живые организмы к условиям степной зоны; - развивать речь, логическое мышление; - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: у учителя — компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, экран, гербарий «Растения степи»; у детей – сигнальные блокноты (СБ), на каждом столе (на наборном полотне) – монетки «оники».
Ход урока. 1. Организационный момент. Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
2. Актуализация знаний учащихся. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем не учиться, а работать, при этом ещё и зарабатывать необычные деньги – оники. Оник – это очень надёжная ( конвертируемая) валюта. Деньги будем вкладывать в Банк Знаний (слайд 2). Давайте знакомиться. Я президент банка, а вы – его клиенты. На первом этапе нашей совместной работы предлагаю вам открыть счёт в Банке Знаний. 1) Я зачитываю утверждение, и если вы согласны с этим утверждением, то показываете на сигнальном блокноте «да». Если вы не согласны, то показываете «нет». За каждый правильный ответ вы получаете один «оник». Итак, начинаем. - Экватор – самый длинный меридиан (нет). - На карте можно увидеть, где находятся горы и равнины, реки и моря (да). - Земля делает оборот вокруг солнца за сутки, а вокруг своей оси – за год (нет). - Каспийское и Аральское моря — это озёра (да). - Путешественники могут ходить друг к другу в гости с острова на остров пешком (нет). - Уральские горы разделяют Европу и Азию (да). - Белый и бурый медведи живут в одной природной зоне (нет). - Тигр в тундре охотится за северными оленями (нет).
Проверяем, у кого больший первоначальный вклад в Банке.
2) В современной жизни мы всё чаще обращаемся к Банку, чтобы пополнить свой вклад. На СБ вы показываете ответ на мой вопрос. Ответив правильно, вы получаете 1 оник и при этом пополняете свой счёт в Банке Знаний. а) Какие из перечисленных растений растут в зоне лесов? (слайд 3) 1-ягель 2 – липа 3 – дуб 4 – саксаул (2, 3); б) Какие растения не растут в лиственном лесу: (слайд 4) 1 – дуб 2 – сосна 3 –берёза 4 – ель (2,5); в) Какие животные живут в лесу: (слайд 5) 1 – лось 2 – лемминг 3 – рысь 4 – песец 5 – белый медведь (1,3); г) В каком климатическом поясе находится зона лесов? (слайд 8) 1 –жарком 2 – умеренном 3 – холодном (2).
Подсчитываем общее количество заработанных денег. У кого вклад в Банк Знаний составляет 12 «оников», тому присваивается звание «Агент Банка» и ставится оценка 5. У кого 10 -11 «оников», тому присваивается звание «Консультант Банка» и ставится оценка 4.
3. Второй этап работы или работа над новым материалом. Банк Знаний благодарит вас за сотрудничество и приглашает всех на отдых. На этот раз мы отправляемся в путешествие на самолёте. За время полёта вы узнаете много интересного и полезного. А чтобы путешествие не было утомительным, перед началом полёта давайте отдохнём.
Физкультминутка.
1. 1) Итак, в путь (слайд 7 – фильм на диске Учебное электронное издание «Начальный курс географии. 6 класс». Петрова Н. Н. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов (фильм, фотоиллюстрации). Приземляемся, чтобы послушать и жужжание шмеля, и стрекотание кузнечика. Лето в степи жаркое, сухое, солнечное. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных дождей. Часто повторяются засухи. Вы заметили, что деревья в степной зоне отсутствуют? Причина этого – недостаток влаги. Хорошо, что мы не зимой оказались здесь, потому, что зима в степи суровая, с частыми и сильными ветрами. Обратите внимание на разнотравье вокруг (детям предлагается гербарий). Давайте попробуем вместе выявить особенности степных растений. а) Астрагалы, шалфеи другие растения с помощью опушения защищаются от солнечных лучей (слайд 8). б) Полынь, как и большинство других степных растений, окрашена в тусклые, блёклые тона (слайд 9). в) Мелкие листья у растений – приспособление к уменьшению испарения. г) Многие злаки образуют мощную корневую систему, которая впитывает талую и дождевую воду и долго её удерживает (слайд10). д) Такие растения, как тюльпаны, ирисы, гусиные луки успевают отцвести весной, когда почва ещё увлажнена (слайд11). Степные растения выработали своеобразные приспособления для распространения плодов и семян (слайд12). Особенно интересны в этом отношении растения, которые в народе называют перекати-поле (гербарий). Они имеют шарообразную форму. Растения-шары обламываются у корня и тысячами носятся по полям, пока не остановятся где-нибудь в овраге или у забора, образуя огромные завалы. Главное назначение перекати-поля – медленное и постепенное рассеивание семян. Один такой шар даёт до 200 тысяч семян.
2) А теперь поближе познакомимся с животным миром степей. Так как животным негде спрятаться (в отличие от леса) и им часто грозит опасность, то все обитатели вынуждены приспосабливаться к жизни в степи следующими способами: а) Колониальность (слайд 13). Связь в колонии обычно осуществляется при помощи звуковых сигналов. Так, например, предупредительными и призывными криками пользуются суслики, сурки. б) Стадность облегчает защиту слабых членов стада от крупных хищников (слайд 14). Сайгаки могут развивать скорость бега 90 км/час и преодолевать за сутки 100 – 150км. в) Зимняя спячка, способность обходиться без воды (слайд 15). Умение хорошо отоспаться является замечательным приспособлением к жизни в суровых условиях. Для степняков, впадающих в зимнюю спячку, нет ни ненастной осени, ни зимних морозов. Для некоторых животных характерна и летняя спячка (в сильную засуху). г) Маскирующая окраска (слайд 16) под цвет почвы, травы, что делает животных менее заметными. д) Жизнь в подземном ярусе (слайд 17). У многих степных животных жизнь связана с норами. Нора — это место, где зверьки прячутся от летнего зноя и зимней стужи, где хранятся запасы корма и выводится потомство.
Настоящим стражем степных просторов нужно признать степного орла (слайд 18). По степным рекам гнездится орёл – могильник. Для степи обычны различные виды жаворонков (слайд 18), чибисы, кулики. А вот самая крупная степная птица дрофа, весом до 16кг, исчезает из степных угодьев. Она занесена в Красную книгу РФ (слайд 19). Для охраны дроф в Саратовской области создан Семёновский государственный заказник. Также занесён в Красную книгу РФ и стрепет. Причинами сокращения численности животных являются распашка земель, браконьерство и др. Не забывайте, пожалуйста, что природа Земли в опасности и её сохранность зависит только от нас, людей.
4. Итог урока (слайд 20).
5. Задание на дом (слайд 21). Читать текст учебника на страницах 70-72, отвечать на вопросы 1,2 на стр.72. В тетради на печатной основе выполнить задание 88, 89.
Литература
1. Бурский О. В., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. Мир и человек. Земля. Части света. Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Тетрадь на печатной основе к этому учебнику. — М. Дрофа, 2002г. (текст «Степи» — стр.70-72). 2. Коваленко Л. И.. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе, стр.49-51. — Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003год.- (сведения о растениях и животных степи) 3.Козлова О.А. Статья «Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников» из ежемесячного научно-методического журнала «Начальная школа», №11-2004год (деловая игра «Банк Знаний»).
Файлы: Презентация к уроку Степи.ppt
Размер файла: 3489792 байт.