Автор конспекта:
Автор(ы): — Маканова Людмила

Место работы, должность: — МОУ СОШ №21 г.Волгоград,учитель физики

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

бразовательные:

обеспечить усвоение учащимися знаний о стро­ении атома, понятий «электрон», «протон», «поло­жительный ион», «отрицательный ион»;

научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома;

сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (схеме, рисунке, таблице);

развивающие:

развить у учащихся такие информационные умения, как работа с текстом, рисунком, схемой, справочной литературой, таблицей;

развить умения совершать мыслительные опе­рации: анализ, синтез, систематизацию, сравне­ние, конкретизацию.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — обеспечить усвоение учащимися знаний о стро­ении атома, понятий «электрон», «протон», «поло­жительный ион», «отрицательный ион»; научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома; сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (схеме, рисунке, таблице);

Урок «Строение атома в VIII классе»

Этот урок — урок изучения нового материала.

Цели урока

Образовательные:

обеспечить усвоение учащимися знаний о стро­ении атома, понятий «электрон», «протон», «поло­жительный ион», «отрицательный ион»;

научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома;

сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (схеме, рисунке, таблице);

развивающие:

развить у учащихся такие информационные умения, как работа с текстом, рисунком, схемой, справочной литературой, таблицей;

развить умения совершать мыслительные опе­рации: анализ, синтез, систематизацию, сравне­ние, конкретизацию.

Задачи урока

  • Обеспечить усвоение учебного материала учащимися в процессе активной информационно­ -мыслительной деятельности с разными источни­ками информации.

  • Задействовать как можно больше операций мышления учащихся.

  • Выполнение поставленных целей и задач дости­гается за счет организации диалога, эвристической беседы и дискуссии, вовлечения учащихся в ак­тивную познавательную деятельность.

    План урока

  • Оргмомент и мотивация.

  • Изучение нового материала.

  • Работа с учебником.

    Работа с рисунком.

    Заполнение схемы.

  • Закрепление знаний.

  • Работа со справочной таблицей.

    Работа с Периодической системой элементов

    Менделеева.

    Лирическое отступление.

  • Подведение итогов и рефлексия.

  • Домашнее задание.

  • Содержание занятия

    • Первый этап урока. Мотивация

    Учитель. Вы уже знаете, что атом — это мель­чайшая частица вещества, не делящаяся при хими­ческих реакциях. Прежде чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопросы:

    Какие факты натолкнули ученых на мысль о том, что атом имеет структуру?

    Как вы представляете себе строение атома?

    Для чего нужны знания о строении атома?

    (Ученики высказывают свои мысли.)

    Учитель. Итак, цель этого урока — изучить стро­ение атома.

    • Второй этап урока. Изучение нового материала

    Учитель. Работаем с учебником. Прочитайте § 30, ответьте на вопросы и выполните 2 задания.

  • О чем прочитанный вами текст?

  • Какие новые физические понятия вы встре­тили в тексте? Что они означают?

  • Докажите, что главной характеристикой каж­дого химического элемента является не число электронов, а заряд ядра.

  • Используя текст параграфа и рисунок 39в, расскажите и сравните, как выглядят атом лития, положительный и отрицательный ионы лития.

  • Оформите результат выполнения этого задания в виде таблицы I.

    (Ученикам дается форма таблицы: число и на­звания столбцов, а также число и названия строк.)

    Характеристика

    Положительный ион лития

    Атом

    лития

    Отрицательный ион лития

    Число протонов

    3

    3

    3

    Число

    электронов

    2

    3

    4

    Заряд

    +

    нет

    -

    Масса (по сравнению с массой атома)

    уменьшилась

    т

    увеличилась

    Учитель. Продолжаем работать с рисунком 39 из учебника.. Рассмотрите их все ( а, б, в), ответьте на вопросы:

  • Что изображено на них?

  • Расскажите о строении атомов данных хими­ческих элементов.

  • Что надо изменить в рисунках, чтобы полу­чились положительные ионы данных химических элементов? Отрицательные ионы?

  • (Ученики отвечают.)

    Теперь надо просуммировать и связать в строй­ную картину (систематизировать) наши знания о строении атома. Заполните схему (ее форма дает­ся) так, чтобы получилась эта систематизация. Слова для заполнения схемы: протоны, атом, нет заряда, отрицательный заряд, электроны, нейтро­ны,

    ядро, положительный заряд. Подготовьте уст­ный рассказ по сделанной схеме.

    (Ученики работают.)

    • Третий этап урока. Закрепление знаний Учитель. На очереди — работа со справочной таблицей. В «Сборнике задач по физике для 7-9 классов» В.ИЛукашика и Е.В.Ивановой открой­те раздел «Таблицы физических величин» и най­дите таблицу 21 «Масса покоя некоторых элемен­тарных частиц». Используя данные этой таблицы и текст § 30 учебника, заполните другую таблицу (табл. II), ответьте на вопросы и выполните одно задание.

    Таблица II

    Частицы, входящие в состав атома

    Название

    частицы

    Обозначение

    Заряд

    (Кл)

    Масса

    (кг)

    Электрон

    Протон

    Нейтрон

    Вопросы и задание

  • Назовите отличия электрона от протона. Про­тона от нейтрона.

  • Что у этих частиц общего?

  • Как вы понимаете фразу: «Электрон, протон и нейтрон являются элементарными частицами»?

  • Во сколько раз масса электрона меньше мас­сы протона?

  • Что можно сказать о массах протона и нейтрона?

  • Как распределена масса внутри атома?

  • Расположите следующие объекты в порядке увеличения их массы: атом водорода, электрон, положительный ион водорода, нейтрон, протон, отрицательный ион водорода.

  • (Заполненная учениками таблица II приведена далее (табл. III).

    Таблица III

    Частицы, входящие в состав атома

    Название

    частицы

    Обозначение

    Заряд

    (Кл)

    Масса

    (кг)

    Электрон

    е

    -1,6-10-19

    9,11 10-31

    Протон

    Р

    1,6 10-19

    1,6726 10-27

    Нейтрон

    п

    нет

    1,6750 10-27

    Учитель. Теперь у нас работа с Периодической системой химических элементов Менделеева.

    Вначале вспомним информацию об этой систе­ме из курса химии и в процессе беседы заполним таблицу IV.

    Таблица IV Система химических элементов и атомы

    Структура атома

    Информация

    Количество протонов и электронов в атоме

    Число нейтронов в нем

    Атомная масса

    Вывод: главное, что определяет отличие химических элементов друг от друга, это…

    Выполните задания

  • Сравните строение атома бериллия, азота и серебра, а для этого используйте таблицу Менделе­ева и информацию из заполненной нами только что таблицы IV. Результаты занесите в таблицу V.

  • Таблица V

    Строение некоторых атомов

    Характеристика

    Элемент

    атома

    бериллий

    азот

    серебро

    Порядковый номер в Системе элементов

    Атомная масса

    Число электронов

    Число протонов

    Число нейтронов

    Таблица с заполненными данными показана да­лее (табл. VI).

    Таблица VI Строение некоторых атомов

    Характеристика

    Элемент

    атома

    бериллий

    азот

    серебро

    Порядковый номер в Системе элементов

    4

    7

    47

    Атомная масса

    9,0122

    14,0067

    107,868

    Число электронов

    4

    7

    47

    Число протонов

    4

    7

    47

    Число нейтронов

    5

    7

    60

  • Расположите перечисленные далее химичес­кие элементы в порядке увеличения числа прото­нов в их ядрах: фосфор, цинк, кислород, гелий, сера.

  • Выскажите предположение, с чем связано то, что масса химических элементов, указанная в Пе­риодической системе, не является целой величи­ной?

  • Лирическое отступление

    Поэт В. Брюсов в 1922 г. под впечатлением уди­вительных открытий физиков так писал о моделях электрона и атома:

    Быть может, эти электроны —

    Миры, где пять материков,

    Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков!

    Еще, быть может, каждый атом —

    Вселенная, где сто планет;

    Там все, что здесь, в объеме сжатом,

    Но также то, чего здесь нет.

    • Что имел в виду В. Брюсов, сравнивая элект­роны с мирами, а атомы со Вселенной?

    • Как вы понимаете последние две строчки сти­хотворения?

    • Четвертый этап урока. Подведение итогов и рефлексия

    Учитель. Вспомним то, что мы сегодня делали и что узнали. Для этого ответьте на вопросы.

    • Какими источниками информации для полу­чения новых знаний вы пользовались на уроке?

    • Что нового вы узнали о понятии «атом»?

    • Чему вы на уроке научились?

    • Домашнее задание

    Используя дополнительные источники инфор­мации (Физическую энциклопедию, Интернет, Систему элементов Менделеева и т.д.), ответьте на вопросы и выполните задание.

  • Почему рассмотренную сегодня на уроке мо­дель атома называют планетарной?

  • В чем заключается ее сходство с Солнечной системой?

  • Кем и на каком основании была предложе­на планетарная модель атома?

  • На альбомном листе нарисуйте: а) модель атома углерода; б) положительный и в) отрица­тельный ионы углерода.

    Файлы: атомы.doc
    Размер файла: 1874432 байт.

    Рубрики: Физика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология