Автор конспекта:
Автор(ы): — Маканова Людмила
Место работы, должность: — МОУ СОШ №21 г.Волгоград,учитель физики
Регион: — Волгоградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
бразовательные:
обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома, понятий «электрон», «протон», «положительный ион», «отрицательный ион»;
научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома;
сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (схеме, рисунке, таблице);
развивающие:
развить у учащихся такие информационные умения, как работа с текстом, рисунком, схемой, справочной литературой, таблицей;
развить умения совершать мыслительные операции: анализ, синтез, систематизацию, сравнение, конкретизацию.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: — обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома, понятий «электрон», «протон», «положительный ион», «отрицательный ион»; научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома; сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (схеме, рисунке, таблице);
Урок «Строение атома в VIII классе»
Этот урок — урок изучения нового материала.
Цели урока
Образовательные:
обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома, понятий «электрон», «протон», «положительный ион», «отрицательный ион»;
научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома;
сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (схеме, рисунке, таблице);
развивающие:
развить у учащихся такие информационные умения, как работа с текстом, рисунком, схемой, справочной литературой, таблицей;
развить умения совершать мыслительные операции: анализ, синтез, систематизацию, сравнение, конкретизацию.
Задачи урока
Обеспечить усвоение учебного материала учащимися в процессе активной информационно -мыслительной деятельности с разными источниками информации.
Задействовать как можно больше операций мышления учащихся.
Выполнение поставленных целей и задач достигается за счет организации диалога, эвристической беседы и дискуссии, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.
План урока
Оргмомент и мотивация.
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Работа с рисунком.
Заполнение схемы.
Закрепление знаний.
Работа со справочной таблицей.
Работа с Периодической системой элементов
Менделеева.
Лирическое отступление.
Подведение итогов и рефлексия.
Домашнее задание.
Содержание занятия
-
Первый этап урока. Мотивация
Учитель. Вы уже знаете, что атом — это мельчайшая частица вещества, не делящаяся при химических реакциях. Прежде чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопросы:
Какие факты натолкнули ученых на мысль о том, что атом имеет структуру?
Как вы представляете себе строение атома?
Для чего нужны знания о строении атома?
(Ученики высказывают свои мысли.)
Учитель. Итак, цель этого урока — изучить строение атома.
-
Второй этап урока. Изучение нового материала
Учитель. Работаем с учебником. Прочитайте § 30, ответьте на вопросы и выполните 2 задания.
О чем прочитанный вами текст?
Какие новые физические понятия вы встретили в тексте? Что они означают?
Докажите, что главной характеристикой каждого химического элемента является не число электронов, а заряд ядра.
Используя текст параграфа и рисунок 39в, расскажите и сравните, как выглядят атом лития, положительный и отрицательный ионы лития.
Оформите результат выполнения этого задания в виде таблицы I.
(Ученикам дается форма таблицы: число и названия столбцов, а также число и названия строк.)
Характеристика
Положительный ион лития
Атом
лития
Отрицательный ион лития
Число протонов
3
3
3
Число
электронов
2
3
4
Заряд
+
нет
-
Масса (по сравнению с массой атома)
уменьшилась
т
увеличилась
Учитель. Продолжаем работать с рисунком 39 из учебника.. Рассмотрите их все ( а, б, в), ответьте на вопросы:
Что изображено на них?
Расскажите о строении атомов данных химических элементов.
Что надо изменить в рисунках, чтобы получились положительные ионы данных химических элементов? Отрицательные ионы?
(Ученики отвечают.)
Теперь надо просуммировать и связать в стройную картину (систематизировать) наши знания о строении атома. Заполните схему (ее форма дается) так, чтобы получилась эта систематизация. Слова для заполнения схемы: протоны, атом, нет заряда, отрицательный заряд, электроны, нейтроны,
ядро, положительный заряд. Подготовьте устный рассказ по сделанной схеме.
(Ученики работают.)
-
Третий этап урока. Закрепление знаний Учитель. На очереди — работа со справочной таблицей. В «Сборнике задач по физике для 7-9 классов» В.ИЛукашика и Е.В.Ивановой откройте раздел «Таблицы физических величин» и найдите таблицу 21 «Масса покоя некоторых элементарных частиц». Используя данные этой таблицы и текст § 30 учебника, заполните другую таблицу (табл. II), ответьте на вопросы и выполните одно задание.
Таблица II
Частицы, входящие в состав атома
Название
частицы
Обозначение
Заряд
(Кл)
Масса
(кг)
Электрон
Протон
Нейтрон
Вопросы и задание
Назовите отличия электрона от протона. Протона от нейтрона.
Что у этих частиц общего?
Как вы понимаете фразу: «Электрон, протон и нейтрон являются элементарными частицами»?
Во сколько раз масса электрона меньше массы протона?
Что можно сказать о массах протона и нейтрона?
Как распределена масса внутри атома?
Расположите следующие объекты в порядке увеличения их массы: атом водорода, электрон, положительный ион водорода, нейтрон, протон, отрицательный ион водорода.
(Заполненная учениками таблица II приведена далее (табл. III).
Таблица III
Частицы, входящие в состав атома
Название
частицы
Обозначение
Заряд
(Кл)
Масса
(кг)
Электрон
е
-1,6-10-19
9,11 10-31
Протон
Р
1,6 10-19
1,6726 10-27
Нейтрон
п
нет
1,6750 10-27
Учитель. Теперь у нас работа с Периодической системой химических элементов Менделеева.
Вначале вспомним информацию об этой системе из курса химии и в процессе беседы заполним таблицу IV.
Таблица IV Система химических элементов и атомы
Структура атома
Информация
Количество протонов и электронов в атоме
Число нейтронов в нем
Атомная масса
Вывод: главное, что определяет отличие химических элементов друг от друга, это…
Выполните задания
Сравните строение атома бериллия, азота и серебра, а для этого используйте таблицу Менделеева и информацию из заполненной нами только что таблицы IV. Результаты занесите в таблицу V.
Таблица V
Строение некоторых атомов
Характеристика
Элемент
атома
бериллий
азот
серебро
Порядковый номер в Системе элементов
Атомная масса
Число электронов
Число протонов
Число нейтронов
Таблица с заполненными данными показана далее (табл. VI).
Таблица VI Строение некоторых атомов
Характеристика
Элемент
атома
бериллий
азот
серебро
Порядковый номер в Системе элементов
4
7
47
Атомная масса
9,0122
14,0067
107,868
Число электронов
4
7
47
Число протонов
4
7
47
Число нейтронов
5
7
60
Расположите перечисленные далее химические элементы в порядке увеличения числа протонов в их ядрах: фосфор, цинк, кислород, гелий, сера.
Выскажите предположение, с чем связано то, что масса химических элементов, указанная в Периодической системе, не является целой величиной?
Лирическое отступление
Поэт В. Брюсов в 1922 г. под впечатлением удивительных открытий физиков так писал о моделях электрона и атома:
Быть может, эти электроны —
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
-
Что имел в виду В. Брюсов, сравнивая электроны с мирами, а атомы со Вселенной?
-
Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?
-
Четвертый этап урока. Подведение итогов и рефлексия
Учитель. Вспомним то, что мы сегодня делали и что узнали. Для этого ответьте на вопросы.
-
Какими источниками информации для получения новых знаний вы пользовались на уроке?
-
Что нового вы узнали о понятии «атом»?
-
Чему вы на уроке научились?
-
Домашнее задание
Используя дополнительные источники информации (Физическую энциклопедию, Интернет, Систему элементов Менделеева и т.д.), ответьте на вопросы и выполните задание.
Почему рассмотренную сегодня на уроке модель атома называют планетарной?
В чем заключается ее сходство с Солнечной системой?
Кем и на каком основании была предложена планетарная модель атома?
На альбомном листе нарисуйте: а) модель атома углерода; б) положительный и в) отрицательный ионы углерода.
Файлы: атомы.doc
Размер файла: 1874432 байт.