Автор конспекта:
Автор(ы): — Михайлова Елена Анатольевна
Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 51. Учитель
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: — Цель урока: • изучить строение цветка как генеративного органа покрытосеменных растений • Раскрыть биологическое значение частей цветка
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс, компьютер, , мультимедийный проектор, презентация к уроку (в программе Power Point), рабочие листы, модель
Используемое оборудование: —
компьютер, , мультимедийный проектор
Используемые ЦОР: —
, презентация к уроку (в программе Power Point), рабочие листы, модель
Краткое описание: — Задачи: Образовательные: • сформировать представление о цветке, как генеративном органе цветковых растений; • раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинки; • научить определять цветки с простым и двойным околоцветником; • изучить особенности строения пестичных и тычиночных цветков, а также однодомных и двудомных растений; • научить составлять формулы цветка.. Развивающие: • развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; • развивать умение работать с текстом и иллюстрациями; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; • формировать развитие памяти, мышления, внимания; • формировать научное мировоззрение. • формирование культуры речи; Воспитательные: • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; • способствовать развитию экологического воспитания и охраны окружающей среды.
План урока.
Организационный момент – 1 мин.
II.Актуализация знаний – 2 мин.
III.Изучение нового материала с поэтапным закреплением – 15 мин.
IV.Закрепление –10 мин.
V. Домашнее задание – 1 мин.
VI.Итоги урока –1 мин.
Ход урока.
1. Организационная часть.
— Проверка подготовленности учащихся к уроку.
— Приветствие, фиксация отсутствующих.
— Организация внимания.
Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Ничто так не улучшает настроение, как улыбка. Улыбнитесь, и пусть улыбка сохранит вам хорошее настроение на весь урок. Желаю вам всем удачи, успеха, вдохновения и новых открытий.
Эпиграфом нашего урока, , я хочу, чтобы стали слова китайского мудреца: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь". Сегодня на уроке мы будем слушать, видеть, а самое главное действовать сами и согласно эпиграфу всему научимся.
Светлеет грусть, когда цветут цветы
Когда брожу я первоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом
Который сам не любит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты
Все улеглось! Одно осталось ясно
Что мир устроен грозно и прекрасно.
Что легче там, где поле и цветы. Н. Рубцов. Слайд 3.
— Как вы ребята понимаете эти строки стихотворения Николая Рубцова?
— Правильно, цветы поднимают нам настроение, делают нашу жизнь ярче, светлее.
Учитель: Правильно! Сегодня на уроке мы будем изучать его величество цветок. Они заставляют человека радоваться и грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем -то своем. Они побуждают нас к добру
Сегодня мы с вами поговорим о красоте и значении цветов с биологически точки зрения.
Что такое цветок?
Цветок – это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.
Слайд 4.
Основное предназначение цветов это привлечение насекомых, которые участвуют в опылении. После опыления из цветов развиваются плоды с семенами, с помощью которых размножаются покрытосеменные растения.
– Сходно ли строение цветка у цветковых растений? А их форма?
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим, например, цветок яблони.
(Учитель называет основные части цветка и показывает их на модели цветка.- а дети у себя записывают!!!)
Тоненький стебелёк, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть несущую все части цветка, которая может принимать различную форму – цветоложем. Наружные зелёные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. У других растений(душистый табак, паслён чёрный, примула) лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные. Чашечка и венчик образуют околоцветник. В центре цветка хорошо заметен пестик – женский орган цветка, из которого образуется плод после оплодотворения пыльцой. Пестик имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик окружён многочисленными тычинками. Тычинка – мужской орган цветка .она имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
Строение цветка: Слайд
2.Околоцветник двойной и простой.
У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым. Цветки ивы не имеют околоцветника. Их называют голыми.
4. Цветки правильные и неправильные.
Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии(яблоня, вишня, капуста и др.). такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии(горох, шалфей), называют неправильными.
Строение тычинки и пестика.
Вопрос всем: А что же является главными частями цветка?
Пестик– это женская часть цветка, участвующая в образовании плодов.
Тычинкаявляется мужским генеративным органом цветка.
А теперь давайте более подробно рассмотрим строение пестика и тычинки.
2. Строение пестика
В пестике выделяют следующие части: рыльце, столбик, завязь. В завязи располагаются семязачатки, в которых созревают женские половые клетки – яйцеклетки.
3. Строение тычинки
Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. В пыльнике тычинки созревает пыльца, в которой формируются мужские половые клетки – спермии.
— Ребята, а как выдумаете, почему пестик и тычинки называют главными частями цветка? (Ответ: пестик и тычинки участвуют в образовании плодов и семян, т.е. в размножении растений).
. Пестичные и тычиночные цветки
— Ребята, теперь давайте выясним, а все ли цветки имеют одновременно и пестики и тычинки? Как вы думаете?
(Ответ: не все).
Среди всего многообразия цветков выделяют:
— обоеполые цветки – это цветки, которые имеют в своем строении и пестик и тычинки. Например, цветок вишни.
— раздельнополые цветки – это цветки, которые имеют в своем строении или пестик или тычинки. Поэтому раздельнополые цветки бывают двух видов: пестичные (женские) цветки и тычиночные (мужские) цветки.
.5. Однодомные и двудомные растения
Если раздельнополые цветки располагаются на одном и том же растении, то растение называется однодомным. К таким растениям относятся: береза, лещина, дуб, кукуруза, огурцы.
У двудомных растений раздельнополые цветки
Файлы: Успешный человек.pptx
Размер файла: 115683 байт.