Автор конспекта:
Автор(ы): — Демина И.А.

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №12 г.Йошкар-Олы»,учитель биологии

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения ).

2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ).

3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ).

Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.

3.Новая тема.

Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.

Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося)

А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося)

Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?

Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение.

Давайте вспомним:

1)Какой тканью образована нервная система?

2)Из чего состоит ткань?

3)как называются клетки нервной ткани?

4)Каково строение нейронов?

5)Из каких отделов состоит нервная система?

6)Что относится к центральной части?

7)Что относится к периферическому отделу нервной системы?

В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.

Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.

Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.

Различают нервы:

1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).

2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью

3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.

Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы.

Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой.

Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см.

Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.

На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины.

В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.

Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.

Функции спинного мозга:

1)рефлекторная (коленный рефлекс)

2)проводящая.

Закрепление.

1)Где располагается спинной мозг?

2)Как он защищен от толчков и сотрясений?

3)каково строение спинного мозга?

4)Чем образовано серое вещество?

5)Чем образовано белое вещество?

6)Какие нервные пути различают?

7)Какие функции выполняет спинной мозг?

Решение задач стр.46 №286,287.

4.Домашнее задание. П.44

Используемая методическая литература: —

Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек.

Е.Н.Демьянков. Биология. Мир человека. Задачи. Дополнительные материалы.

Краткое описание: — В течение урока идет повторение по строению нервной системе, исходя из пройденного материала идет понимание новой темы. Благодаря дополнительному материалу учащиеся усваивают одну из сложных тем по строению нервной системы.

Файлы: растения общая характеристика.doc
Размер файла: 67072 байт.

Рубрики: Биология Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология