Автор конспекта:
Автор(ы): — Мясникова Ирина Александровна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №3, учитель начальных классов

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Подвести детей к разгадке схемы сюжетов волшебных сказок; уметь различать все типы сказок; формировать интерес и умение читать и осмысливать сказки; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Урок литературы

Тема: Структура жанра «волшебная сказка»
Цель: подвести детей к разгадке схемы сюжетов волшебных сказок; уметь различать все типы сказок; формировать интерес и умение читать и осмысливать сказки; воспитывать любовь к устному народному творчеству
— — Ход урока.
1. Организационный момент.
— Мы с вами на уроке литературы.
2. Повторение «открытий» в структуре волшебной сказки.
- Давайте вспомним с каким произведение устного народного творчества мы с вами работали?
- Почему эти произведения называются устным народным творчеством? Как вы его понимаете? ( Устное – что оно передавалось из уст в уста, Народное – значит, его придумал народ, Творить – значит создавать)
- Какова задача всех сказок?
((раскрыть и оценить внутренний мир героев, их душевные качестваи поступки)
- А где мы видим в схеме раскрытие внутреннего мира?
(В ведущим уровне должна быть картина жизни, потому что именно в ней Р рассказывает о действиях героев, раскрывает их душевные качества))
- Какие типы сказок бывают?
3. Игра «Угадай – ка».
- Сейчас мы и узнаем, как вы умеете определять виды сказок?
- Перед вами листы с игрой «Угадай – ка», определите к каким видам сказок относятся данные отрывки и докажите почему?
- Теперь, когда вы знаете, какие герои действуют в волшебной сказке, и какие действия они совершают, мы перейдем к изучению следующего уровня. Какого?
…Построение картины жизни.
- Попробуйте выяснить, в какой последовательности развиваются действия, какое действие можно считать главным: просьбу, испытание, награду?
….Испытание
- Вы знаете, что испытаний может быть несколько. Они все одинаковые, или различаются по трудности? Вспомните сказку Сивка-бурка.
… Самым трудным был третий прыжок.
- А в какой сцене вы больше всего переживали, за Иванушку?
… (поочереди) Когда вора ловят. Когда третий раз прыгает. Когда не знаешь, узнает его царевна или не узнает.
- Когда вам больше всего хочется узнать, что же будет дальше?
- Когда вы выяснили, какие испытания в этой сказке? Отнесли ли вы пир к испытанию?
….. Нет.
- Правильно ли вы поступили? Пир Испытание для Иванушки или нет?
… Испытание. Если бы Царевна его не узнала, он так бы и остался Иванушкой дурачком.
- Верно, здесь происходит еще одно испытание героя. Давайте – ка отметим все те места, где мы переживаем за Иванушку.

1.испытание (ставлю на доске точку) Когда он поймал вора.
Потом еще 3 – и испытания, когда Иванушка пытается перстень достать.
- Эти 4 – е испытания одинаковы по трудности, или одно труднее других?
- Третий прыжок – труднее, чем поймать вора. Он же два раза пытался и не получилось.
- Поэтому точку, обозначающий 3 – ий прыжок поставим выше, а точки, обозначающих два первых прыжка можно поставить на этом же уровне, что и точку, обозначающую ловлю вора ( ставлю соответственно еще 3 – и точки).
И последнее испытание – узнавание – оно труднее всех предыдущих или нет?
… Не самое трудное, потому, что здесь от героя ничего не зависит.
- А думаю, что это самое трудное, потому что здесь его судьбы решается.
(учитель подводит детей к выводу), что самое трудное испытание — это узнавание: герой сам не может показать перстень – характер не позволяет. Это душевное испытание было для Иванушки САМЫМ ТЯЖЕЛЫМ. ( ставлю 5 –ю точку выше всех предыдущих).
- Мы вспомнили самые напряженные моменты в развитии действия, где больше всего переживали за героя. Но в сказке много и других действий.
- Очень важное действие – просьба-приказ.
- Это бывает до испытания или после?
….Просьба – приказ – до испытания. Сначала отец просит поймать вора и только потом Иванушка его ловит. Вторая просьба – приказ Царя идти доставать перстень, а потом уже Иванушка прыгает. И третья просьба – приказ царя идти на пир – и все пошли, там Иванушку и узнают.
- Просьба – приказ всегда предшествует испытанию, с него — то и начинается действие; дальнейшие действия, будущие поступки героя, как бы завязываютсяблагодаря просьбе – приказу.
- Давайте на нашей схеме отметим связь испытаний с просьбами – приказами – проведем от точек, обозначающее испытание линии вниз (провожу). Есть у нас и еще одно важное действие – награда. Оно идет после испытания?
…Да. Иванушка поймал Сивку – бурку. – Это ПЕРВАЯ награда.
Другая награда после трех испытаний перстень снял; рослее пятого испытания женился.
- Значит, наше напряженное ожидание, переживание за героя как бы развязывается, разрешается, линия нашего волнения опускается вниз (рисую схему дальше – опускаю от точек линии вниз).
- Что же получается? Действия в сказке развиваются в определенной последовательности. Сначала просьба – приказ, из которой рождается необходимость последующего испытания. Такое действие называется ЗАВЯЗКА. Обозначим его на схеме буквой З.
- Где я должна ее поставить?
…В тех местах – возле просьбы отца, и двух приказов Царя.
— (под диктовку детей трижды пишу букву ЗЗЗ) Затем от каждого приказа начинается развитие действия, наше напряжение растет все выше и выше, до самой напряженной точки. Назовем эти самые напряженные моменты ВЕРШИНАМИ(кульминация) , развития действия и поставим букву В (пишу букву на схеме)
- Потом герой получает награду, наше напряжение спадает, действие развязывается. Назовем это РАЗВЯЗКОЙ, обозначим буквой Р. (пишу букву РРР в трех местах схемы).
- Что же у нас получилось?
- Развитие действий в сказке помогает автору решить главную задачу – раскрыть и оценить внутренний мир героев, вызвать восхищение добрым героям, осудить злодея, выразить уверенность в конечном торжестве добра. Развитие действия называется СЮЖЕТОМ.
- Теперь запишем в нашу схему: ПОСТРОЕНИЕ КАРТИНЫ ЖИЗНИ СЮЖЕТ (развитие действии): Завязка, вершина, развязка (записывают).
- Вы узнали, как развивается картина жизни в сказке, в какой последовательности идут действия, они движутся.
-Как бы волнами: от завязки – просьбы волна поднимается к самой вершине. Самому напряженному моменту в развитии действия, и затем опускается, действие разрешается, развязывается.
- Но почему именно так строятся действие, зачем герои проходят через испытания?
- Как испытание работает на решение задачи жанра?
Итог обсуждения: Ситуация испытания помогает раскрыть душевные качества героя. В сказке Сивка – бурка, отец просит поймать вора, и ситуация ловли испытывает героев: братья ленивые, недобросовестные, вора проспали. А Иван честно сторожил поле, не спал, не испугался, когда увидел, что у коня из ноздрей пламя пышет, проявил СИЛУ и ЛОВКОСТЬ: конь не смог с себя сбросить!
— 4. Работа над сюжетом
Предлагаю вам нарисовать схему сюжета сказки «Иван – царевич и серый волк», работать будете над текстом сказки в обработке писателя Алексея Николаевича Толстого.
- Давайте выясним основные моменты сюжета, а я буду фиксировать их на доске.
З1 – просьба – приказ царя поймать вора.
В1 – испытание: Иван – царевич ловит вора.
Р1 -награда: перо Жар – птицы.
З2 — просьба -приказ отца: найти Жар-птицу.
В2 — испытание – Иван – Царевич полез в сад за Жар – птицей.
Р2 — вместо награды: вора поймали.
З3 — приказ царя Афона привести коня златогривого.
В3 — испытание: Иван – царевич полез за конем.
Р3 — вместо награды: «Ивана поймали».
З4 –приказ царя Кусмана привезти Елену Прекрасную.
В4 – испытание: Иван – царевич отправляется за Еленой.
Р4 – награда: Иван – царевич получил Елену от волка.
З5 – желание Ивана: оставить себе царевну.
В5 – волк обернулся царевной и пришел к царю Кусману.
Р5 – волк от царя убежал, Елена досталась Ивану.
З6 – желание Ивана: оставить себе коня.
В6 –волк обернулся конем, Иван отвел его к царю Афону.
Р6 – волк от царя убежал, конь и Жар – птица досталась Ивану.
З7 – братья решили убить Ивана.
В7 – братья убивают Ивана.
Р7 – волк оживил Ивана, растерзал братьев, награда – Елена Прекрасная.
Главная вершина – убийство Ивана
— У нас получилось 7 волн, давайте попробуем уменьшить количество сюжетных волн. (работа в парах)
(3 волны)
З1 – просьба царя поймать вора.
В1 – испытание: Иван – царевич ловит вора.
Р1 – награда: перо Жар — птицы
З2 – просьба царя: найти Жар – птицу.
В2 – попытка похищения Жар – птицы.
В2 – попытка похищения коня.
В2 – похищение Елены.
Р2 – награда: Елена, конь, Жар – птица.
З3 – братья хотят убить Ивана.
В3 – братья убивают Ивана.
Р3 – волк оживил Ивана, растерзал братьев, Иван привозит отцу Жар – птицу и женится на Елене.
— (1 волна)
— Каков был главный приказ царя? (доставить Жар – птицу)
З – просьба царя: найти Жар – птицу. (остальные события преддействие)
В1 – попытка похищения Жар – птицы.
В2 – попытка похищения коня.
В3 – похищение Елены.
В4 – братья убивают Ивана.
Р – волк оживил Ивана, растерзал братьев, Иван привез отцу Жар – птицу (женитьба Ивана – «последействие»)
— 5.Итог урока
Проверим свои знания:
-Умею определять сказки от других произведений
-Умею различать виды сказок
-Умею строить схему сюжета к сказке
— 6. Домашнее задание.
— Сделать схему сюжета сказки «Царевна – лягушка» в обработке А.Н.Толстого.
— — —

Умею
Не умею
Плохо
Умею различать сказки от других произведений



Умею различать типы сказок

— — — Умею строить схему сюжета к сказке
— — —


Файлы: Презентация к уроку литературы ВОЛШЕБНВЕ СКАЗКИ.ppt
Размер файла: 278528 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология