Автор конспекта:
Автор(ы): — Никитина Н.В.

Место работы, должность: — школа № 1056

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — Цель урока: 1.Воспитательная: развитие познавательного интереса к программированию 2.образовательная: первичное формирование понятий о структурированных переменных, ввести понятие массив , рассмотреть приемы работы с данными типа массив . 3. Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности .

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: — 14

Используемое оборудование: —

  • проектор
  • компьютеры
  • таблица алгоритмов
  • Используемые ЦОР: —

    презентациядиск «Информатика 9-11» издательства «Учитель

    Краткое описание: — начальный урок изучения массивов в 11 классе

    План урока:

    . I Организационный момент.

    II.Актуализация опорных знаний. Постановка задачи урока.

    III.Изучение нового материала.

    IV.Закрепление (применение полученных знаний).

    V.Подведение итогов урока.

    I Организационный момент

    • приветствие уч-ся учителем, фиксация отсутствующих;
    • проверка подготовленности уч-ся к уроку;
    • сообщение темы урока;
    • раскрытие общей задачи урока и плана его проведения.

    II.Актуализация опорных знаний. Постановка задачи урока.

    На предыдущих уроках мы рассматривали циклические алгоритмы и операторы цикла

    В каких случаях используется оператор цикла с параметром? Как он оформляется? Что происходит при его выполнении? Нарисовать графическую схему выполнения.

    Переменные, которые мы использовали при составлении программ до сих пор, называются простыми переменными. Каждая простая переменная имеет имя , и под каждую такую переменную выделяется ячейка памяти, обращение к которой осуществляется по этому имени. Использование только простых переменных делает затруднительным или невозможным решение многих задач. Например, такими являются задачи, в которых необходимо найти максимум или минимум, или необходимо провести сортировку данных.

    Для этой цели в языках программирования существуют структурированные данные.

    II.Изучение нового материала.

    Структурированные данные – это данные, которые состоят из других типов данных. К ним относятся массивы, строковые величины, данные типа запись, данные типа файл.

    Рассмотрим тип данных — массив

    Массив – это упорядоченная последовательность величин, обозначаемых одним именем. Упорядоченность заключается в том, что элементы массива располагаются в последовательных ячейках памяти. Существуют одномерные, двумерные и многомерные массивы.

    Каждый элемент массива имеет индекс.

    Одномерный массив — это вектор,. Например (х1, х2, х3, …, xn).В нем каждый элемент имеет один индекс ( номер элемента в массиве).

    Двумерный массив — это матрица. Например

    В матрице каждый элемент имеет два индекса. Первая цифра индекса указывает номер строки, вторая номер столбца.

    Если двумерный массив имеет число строк равное числу столбцов, то такой массив (матрица) называют квадратным, например, массивы 3х3, 4х4 и др.

    Рассмотрим одномерные массивы.

    Для обозначения типа данных массив в Паскале есть служебное слово array.

    В начале программы необходимо описать массив, т.е. задать имя массива, количество элементов в массиве и их тип. Например

    var A : array[ 1 .. 15 ] of integer

    var X, Y: array [1..10] of real

    var Q: array [0..9] of real

    var A: array ['A'..'Z'] of real

    Также можно использовать константу для описания размера массива.

    const N=5;

    var A : array[ 1 .. N ] of integer

    После объявления массива в памяти выделяется место для размещения массива.

    При обработке массивов могут встречаться различные задачи, которые можно разделить на группы:

    - поиск элементов,

    - математическая обработка элементов

    - преобразование элементов по какому- то правилу

    - преобразование массива

    - удаление или вставка элементов массива

    и другие задачи

    Во всех этих задачах есть обязательно блок ввода элементов массива.

    Ввод, вывод и обработка элементов массива производится поэлементно, т.е. используется оператор цикла с параметром.

    Можно вводить элементы массива с клавиатуры

    for i:=1 to N do

    begin

    write (‘введите a[', i, ']=’);

    read ( a[i] );

    end;

    Для заполнения массива может быть использована формула. Например, массив заполняется числами -1, 1, -1, 1 и т.д.

    a[1]:=1;

    for i:=2 to N do

    begin

    a[i]:=-1*a[i-1];

    write(a[i]);

    end;

    Для заполнения массива можно использовать генератор случайных чисел. Например , массив заполнится случайными числами в интервале [50,150) в результате выполнения фрагмента

    for i:=1 to N do begin

    a[i] := random(100) + 50;

    write(a[i]);

    end;

    Блок вывода массива в большинстве случаев присутствует в программе.Так же как и блок ввода он использует цикл.

    writeln(‘Массив A:’);

    for i:=1 to N do
    write(a[i]:4);

    Вопросы

    Что такое одномерный массив?

    Для чего используются одномерные массивы?

    Как описываются одномерные массивы?

    Как можно заполнить одномерный массив?

    IV.Закрепление (применение полученных знаний).

    Заполнить массив элементами последовательности Фибоначчи. Последовательность Фибоначчи определяется так a1=1, A2=1, при i>2 ai=a i-1+a i-2

    Алгоритм решения задачи можно представить в виде блок- схемы.

    Далее запишем программу решения задачи

    program chisla_fibonachi;

    const n=10;

    var i:integer;a:array[1..n] of real;

    begin

    a[i]:=1;a[2]:=1;

    for i:=1 to n do

    begin

    a[i]:=a[i-1]+a[i+2];

    end;

    writeln("числа фибоначчи’);

    for i:=1 to n do

    writeln(‘a[',i,']=’,a[i]:4:1,’ ‘);

    end.

    ;

    Результатом будет последовательность чисел Фибоначчи.

    Далее рассмотрим следующую задачу

    Массив предназначен для хранения ростов двенадцати человек.

    С помощью датчика случайных чисел заполнить массив целыми значениями, лежащими в диапазоне от 163 до 190 включительно.

    Алгоритм решения

  • ввести исходные данные диапазоны
  • организовать цикл для вычисления и печати элементов массива
  • для вычисления элементов массива надо использовать генератор случайных чисел(используя выше пример ученики должны обобщить формулу для определения случайного числа
  • program massiv_rosta;

    var a,b,i:integer; r:array[1..12] of integer;

    begin

    writeln(‘ввести начальное значение диапазона’);

    read(a);

    writeln(‘ввести конечное значение диапазона’);

    read(b);

    writeln(‘сформированный массив’);

    for i:=1 to 12 do

    begin

    r[i]:=random(b-a)+a;

    write (‘r[',i,']=’,r[i],’ ‘);

    end;

    end.

    Мы получим массив , в котором рост выбран случайным образом.

    V.Подведение итогов урока.

    Отметить наиболее активных учеников.

    Домашнее задание: конспект, составить алгоритм и программу для определения минимального элемента в массиве размером 15.

    Файлы: Алгоритм.tmb;.rar
    Размер файла: 3313 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология