Автор конспекта:
Автор(ы): — Воликова Елена Александровна, Васильчикова О.А.

Место работы, должность: — МОУ»Лицей № 4″, учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Химия
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: —

Цель:

— донести статистическую и ситуативную информацию о вреде алкоголя

— показать, что алкоголь является наркотическим веществом, влияющим на физическое, психическое и социальное здоровье человека

Образовательные задачи:

— сформировать понятия «наркотическое вещество», «алкогольная зависимость»

— продолжить развитие анатомо-морфологических, физиологических, химических и экологических понятий

— закрепить у учащихся знания о механизме действия этилового спирта

— сформировать юридические понятия об административной и уголовной ответственности за поведение в алкогольном опьянении

Развивающие задачи:

— продолжить развитие у учащихся умений сравнения, анализа, обобщения; ораторских способностей; закрепление навыков работы с ИКТ

— активизировать любознательность, активную жизненную позицию

— показать прозорливость и мудрость народных поговорок

Воспитательные задачи:

— продолжить формирование понятия ЗОЖ, расширение кругозора в отношении взаимосвязи биологии с химией, физикой, социологией, психологией, математикой

— ознакомить учащихся с разнообразием профессий

— возбудить чувство неприятия к «пьяному» образу жизни и ценности человеческой жизни

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемая методическая литература: —

интернет-ресурсы

Используемое оборудование: —

Оборудование:

Мультимедийная установка, компьютер, DVD, диск с антирекламой алкоголя, мантия судьи, деревянный молоток судьи, кафедра, штатив с пробирками, белок куриного яйца, вода, раствор кислоты и спирта, игрушечный зеленый змей, клетка, смайлики.

Краткое описание: — Ролевая игра в виде судебного процесса над алкоголем, в котором принимают участие обучающиеся 10 класса в роли обвинителей: социолога, нарколога, врача, педагога, и защитников: фармацевта и химика. Данные специалисты предоставляют разнообразные факты, обличающие алкоголь и факты необходимости использования алклголя в нашей жизни.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Ролевая игра «СУД НАД АЛКОГОЛЕМ»

(для учащихся 10 класса)

Подготовили учителя

химии Васильчикова

Оксана Анатольевна

и биологии Воликова

Елена Александровна

МОУ «Лицей № 4»

г. Саратова

Г. Саратов 2011год.


Цель:

— донести статистическую и ситуативную информацию о вреде алкоголя

— показать, что алкоголь является наркотическим веществом, влияющим на физическое, психическое и социальное здоровье человека

Образовательные задачи:

— сформировать понятия «наркотическое вещество», «алкогольная зависимость»

— продолжить развитие анатомо-морфологических, физиологических, химических и экологических понятий

— закрепить у учащихся знания о механизме действия этилового спирта

— сформировать юридические понятия об административной и уголовной ответственности за поведение в алкогольном опьянении

Развивающие задачи:

— продолжить развитие у учащихся умений сравнения, анализа, обобщения; ораторских способностей; закрепление навыков работы с ИКТ

— активизировать любознательность, активную жизненную позицию

— показать прозорливость и мудрость народных поговорок

Воспитательные задачи:

— продолжить формирование понятия ЗОЖ, расширение кругозора в отношении взаимосвязи биологии с химией, физикой, социологией, психологией, математикой

— ознакомить учащихся с разнообразием профессий

— возбудить чувство неприятия к «пьяному» образу жизни и ценности человеческой жизни

Подготовка:

1) Назначить исполнителей ролей, дать задания по оформлению

2) Объявить по 6-11 классам о предстоящем конкурсе листовок: «Пить — жизнь губить!» Провести выставку за неделю до суда

3) Выбрать по классам 6-11 представителей — народных заседателей в суде

4) Провести анкетирование по классам, а затем, математический анализ ответов

5) Нарисовать плакат – объявление о предстоящем суде.

6) Подготовить карточки – смайлики для рефлексии, для зрителей.

Оборудование:

Мультимедийная установка, компьютер, DVD, диск с антирекламой алкоголя, мантия судьи, деревянный молоток судьи, кафедра, штатив с пробирками, белок куриного яйца, вода, раствор кислоты и спирта, игрушечный зеленый змей, клетка, смайлики.

Сценарий ролевой игры.

Ведущий.Добрый день дамы и господа, уважаемые гости! Мы приветствуем вас в нашем лицее – бывшем здании окружного суда, памятнике архитектуры. Сегодня, как и сто лет назад вы станете свидетелями судебного процесса над необычным, виртуальным персонажем – Иннокентием Алкоголиковым. С давних времен этот тип присутствует в нашей жизни, в переводе с арабского «алкоголь» — одурманивающий. С обвинением и защитой перед вами выступят учащиеся 10-го класса. В конце судебного заседания все, кто имеет смайлики должен будет, отдать их тому участнику суда, который покажется вам наиболее убедительным.

Секретарь. Встать, суд идет!

Судья. Представляю участников судебного процесса: (ФИО). Судебное заседание проходит в присутствии народных заседателей. И первое слово предоставляется социологу.

Социолог.(презентация 1)Согласно социологическим данным, количество подростков и детей, знакомых со спиртными напитками, растет. К совершеннолетию со вкусом спиртных напитков знакомы практически все молодые люди. По одним данным — 40 % , а по другим – до 70 % преступлений подростки совершают в состоянии опьянения, причем 8 из каждых 10 таких правонарушителей пошли на противоправные действия после того, как выпили в компании старших.

Итогами социологического исследования причинами приёма алкоголя являются такие, как:

  • Самоутверждение: 52-65% (нравится, скучно).
  • Символическое участие сверстников (друзья и взрослые тоже пьют): 18-31%.
  • Снятие психического напряжения (для смелости, спокойствия): 12-15%.
  • По некоторым данным, около 52% школьников начинают свое приобщение к алкоголю именно с пива.

    Мы провели анкетирование в нашей школе среди учащихся 6-11классов по вопросам касающимся употребления алкоголя.

  • Какие напитки употребляют в вашей семье?
  • Как часто, по какому поводу?
  • Вас это угнетает?
  • Известно ли вам о вреде алкоголя?
  • Знаете ли вы, что алкоголизм – это болезнь?
  • Можно ли оправдать приём алкоголя?
  • Исходя из данных, полученных в ходе опроса, можно сделать следующий вывод: во всех семьях наших учащихся употребляют алкоголь, в большинстве случаев по праздникам, все учащиеся знают о вреде алкоголя и практически все уверены в том, что алкоголизм – это болезнь.

    Судья.Слово предоставляется прокурору.

    Прокурор. Сегодня слушается дело виртуального персонажа Иннокентия Алклоголикова, по кличке «Зеленый змий», обвиняемого в убийстве человеческой личности, семьи, общества и генофонда нации. Ввести обвиняемого! (полицейские вносят змия) И первым свидетелем по обвинению прошу заслушать кандидата медицинских наук, профессора. (ФИО)

    Медик.(презентация 2)Алкоголизм – заболевание, которое формируется постепенно, исподволь, часто совершенно не заметно для окружающих и самого пьющего. Этот период называют бытовым пьянством, которое через 5 – 10 лет может перейти в хронический алкоголизм.

    Первыми подвергаются воздействию алкоголя органы пищеварительной системы. Попадая в ротовую полость алкоголь, раздражает слизистые оболочки рта, языка, глотки, временно повышает функцию слюнных желёз. При длительном действии алкоголя наступает атрофия поверхностных слоёв языка, сглаживание сосочков, что приводит к потере вкуса. Кроме того, даже в молодом возрасте могут развиться и атрофические формы парадонтоза, последствием которых является преждевременное выпадение зубов. И бороться с этим заболеванием очень сложно.

    От действия алкоголя страдает и слизистая пищевода. Попадая в желудок, алкоголь способен повышать выделение и изменять состав желудочного сока. При этом нарушаются функции желудка, и как следствие, возникают такие заболевания, как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

    Главной мишенью алкоголя является печень – основная «биохимическая лаборатория» нашего организма. Там происходит обезвреживание примерно 98% алкоголя, поступившего вместе с кровью. В результате наблюдается увеличение размеров клеток за счёт повышенного скопления жировых капель, нарушение их нормальной функции. Возникает сложное заболевание – жировой гепатоз. В случае хронического пьянства количество жира в клетках печени резко увеличивается, происходит их воспаление и гибель. На месте погибших печёночных клеток образуется соединительная ткань – развивается алкогольный гепатит, в дальнейшем переходящий в цирроз печени.

    Результатом поражения клеток головного мозга у постоянно пьющих людей могут быть судорожные припадки – алкогольная эпилепсия. В запущенных случаях возникает острое психическое заболевание – белая горячка. Она сопровождается повышением температуры, зрительными и слуховыми галлюцинациями. Длительное воздействие алкоголя на мышечную ткань сердца приводит к перерождению отдельных участков сердца в жировую ткань. В результате сердце увеличивается в 2-3 раза и превращается в «сердце алкоголика» или «бычье сердце».

    Адвокат.Это все слова, а есть ли у вас факты, которые это подтверждают.

    Медик. Да, у меня имеются видеодоказательства.

    Судья. Прошу секретаря поставить видеозапись. ( просмотр DVD-диска с антирекламой алкоголя)

    Прокурор. Предлагаю заслушать еще одного свидетеля обвинения – специалиста-нарколога.(ФИО)

    Нарколог.(презентация 3) Есть немало веществ, способных оказать наркотическое действие на психику человека в том числе и алкоголь.. Сразу после их приема возникает особое состояние – эйфория (мы часто его называем «кайфом»). Проще говоря, положительные эмоции усиливаются, а отрицательные ослабевают. В течение нескольких минут после приёма такого вещества возникают приятные ощущения и переживания: расслабленность, прилив энергии, уверенность в себе безмятежность. При частом повторении этого состояния у человека развивается болезненное стремление испытывать его вновь и вновь. Первоначальный прием наркотического вещества может вызвать защитную реакцию организма из-за токсичного действия такого вещества. Это может быть тошнота или рвота, головокружение, головная боль и т. п. При повторных же приемах наркотика у человека появляется навязчивое влечение к наркотическому веществу, психологическая зависимость от него. Человек постоянно думает о наркотике и вызываемом им состоянии.

    Серьёзных изменений в состоянии организма пока ещё нет и окружающие не догадываются о проблемах этого человека. Постепенно дозы увеличиваются: нужно больше спиртного, чтобы напиться и зависимость человека от наркотического вещества возрастает. Наступает физиологическая зависимость – болезненное и трудно переносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется в виде общего недомогания, пониженной работоспособности, дрожания конечностей, озноба, болей в различных частях тела и т.д., для алкоголиков – это похмелье.

    Прокурор. Предлагаю заслушать еще одного свидетеля обвинения – педагога. (ФИО)

    Педагог.(презентация 4) Сколько трагедий происходит из-за того, что беременные женщины не отказываются от выпивок. Влияние отца — алкоголика на плод ограничивается моментом зачатия, а вот дальнейшее развитие плода зависит от материнского организма. Действие алкоголя на плод внутриутробного развития служит причиной не только рождения ослабленных детей, а также детей с врождёнными пороками отдельных органов, с разнообразными уродствами, но и высокой детской смертностью. Дети, которые были подвержены влиянию алкоголя, отстают в развитии. Они отличаются неусидчивостью, вялостью, быстро утомляются; страдают головными болями, заиканием, недержанием мочи (энурезом). Эти дети капризны, неуравновешенны в общении, жестоки и составляют группу риска в обучении и воспитании. Эти ненормальные дети рождаются не у алкоголиков, а у нормальных, но пьющих родителей. Поведение отца, неумеренно и часто употребляющего спиртное, отрицательно сказывается на детях. Дети очень любят подражать, а перед глазами детей отец – лентяй, эгоист, опустившейся человек, который никогда не станет для них авторитетом. Страх, стыд и ненависть – вот те чувства, которые испытывают дети, живущие в условиях пьяного быта.

    Судья. Слово предоставляется свидетелям защиты.

    Адвокат. Прошу вызвать свидетелей – господ Наливайко.

    Семейная пара. А что, когда мы отмечаем праздники, почему бы моему старшенькому не выпить с нами рюмочку за здоровье? Мы всегда так делаем, и вон смотрите какой вымахал. Ну, конечно, учится неахти, но мы и сами с мужем не академики, не всем же профессорами быть! И младшенького родили, а чтоб ночью спал покрепче, я ему в молоко винца капаю, спит, как убитый.

    Педагог. А можно я прокомментирую это выступление?

    Семья сильно влияет на возникновение и распространение алкоголизма. Иногда именно родитель оказываются первыми, кто предлагает ребенку выпить рюмку спиртного. Нередко родители, отмечая какой-либо семейный праздник, считают необходимым посадить за стол вместе с гостями и ребенка. Перед ним ставят рюмку, в которую наливают пока не спиртное, а лимонад. Ребенок чувствует себя полноправным участником застолья. Для взрослых – это игра, однако игра опасная, т.к. вызывает стремление ребенка подражать взрослым. Не случайно у некоторых молодых людей встречается представление о выпивке, как о празднике своей взрослости.

    Адвокат. Прошу вызвать свидетеля защиты работника аптеки — фармацевта. (ФИО)

    Фармацевт. (презентация 5)Этиловый спиртимеет большое значение для фармацевтической промышленности. Наиболее часто применяется этанол при получении настоек, экстрактов и консервантов из лекарственного растительного сырья. Одновременно он выполняет роль консерванта.

    Спирт является хорошим растворителем многих соединений, которые не извлекаются водой, например, жиры, эфирные масла.

    Этиловый спирт используется как растворитель и консервант в концентрации от 2 до 30% при изготовлении растворов сердечных глюкозидов: валерианки и корвалола.

    Он обладает антисептическими свойствами, в спиртовых растворах не развиваются микроорганизмы и плесени, например, раствор йода.

    Спирт используется в качестве вспомогательного вещества а производстве таблеток. Порошкообразную смесь увлажняют этиловым спиртом, он берется в точно определенном количестве для получения пластичной, но не вязкой массы.

    Этанол используют как антимикробный консервант в эмульсиях.

    В заключении хотелось бы сказать, что в наше время находится широкое применение этилового спирта. Этанол часто используется в медицинской практике, в фармацевтической и других отраслях промышленности. В настоящее время разрабатывается много новых технологических процессов на основе использования этилового спирта как исходного продукта, поэтому значение его в фармацевтическом производстве нужных веществ и материалов будет все более возрастать.

    Адвокат. Прошу вызвать свидетеля защиты, профессора, доктора химических наук. (ФИО)

    Химик. Этиловый спирт – это вещество, которое производят в особо крупных масштабах.Он имеет огромное значение для промышленности. На многих производствах его используют в качестве растворителя. В химической промышленности спирт используют для различных синтезов. В больших количествах этанол идет на производство синтетического каучука. Окислением спирта получают пищевую уксусную кислоту. Путем дегидратации готовят диэтиловый (медицинский) эфир. Взаимодействием с хлороводородом получают хлорэтан, используемый для местной анестезии. В парфюмерии он идет на изготовление духов и одеколонов, а также душистых веществ – сложных эфиров. В некоторых странах его используют в качестве добавки к моторному топливу для улучшения его свойств.

    Прокурор. Какие химические процессы происходят со спиртом в организме?

    Химик. (презентация 6)Этиловый, или винный, спирт — С2Н5ОН- основной компонент любого алкогольного напитка: от пива до коньяка или виски. Его свойства связаны со строением его молекулы. Имея в составе полярную гидроксогруппу (ОН), этиловый спирт хорошо растворяется в воде, а неполярный радикал — в органических веществах. В ходе окисления алкоголя у клеток отнимается кислород, происходит их обезвоживание и нарушение солевого обмена, т.е. человека мучает жажда. В печени протекает окисление этанола под действием ферментов до уксусного альдегида.

    Уксусный альдегид для организма – гораздо более сильный яд, чем этанол; отравление фактически и обусловлено действием этого вещества. Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточные потребление этанола не превышает 20 г. Если же доза выше, то в организме накапливаются промежуточные продукты, что приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов. Уксусный альдегид, например в 30 раз токсичнее этилового спирта. Врачи доказали, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уже альдегид.

    Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печении и ее разрушению – циррозу.

    Говорят, что алкоголь держится в организме двое суток. Это ложь. По современным научным данным, алкоголь держится в организме человека от 8 до 20 суток, разрушая все, что там есть.

    Я могу сейчас продемонстрировать опыт, показывающий, как воздействует алкоголь на свойства белков. А белки, как известно, являются основным органическим веществом, входящим в состав клетки.

    Ход опыта:в 3 пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, в другую столько же спирта 80-90%, а в третью – концентрированную азотную кислоту.

    Результаты опыта:в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй и третьей пробирке образуется плотный белый осадок. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции. Происходит денатурация белка.

    Судья. Уважаемый адвокат, есть ли у вас еще свидетели по данному вопросу? У прокурора? Слово предоставляется народным заседателям. Вы должны ответить на вопрос: Виновен ли Иннокентий Алкоголиков в предъявленном ему обвинении?

    Народный заседатель. Наш ответ.Виновен!

    Судья.О вредном воздействии алкогольных напитков было известно в глубокой древности. В те времена употреблялись напитки с невысоким содержанием алкоголя: виноградное вино, пиво, брага, напитки из меда.

    Многими законодательствами и религиями запрещалось и ограничивалось их употребление. В Древнем Китае был издан указ, запрещающий употребление спиртных напитков. Некоторые китайские императоры публично казнили пьяниц на площадях. В Древней Индии служителей культа (брамины), замеченных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино или мочу. В Древней Спарте специально спаивали рабов и демонстрировали их молодым спартанцам, чтобы показать, к чему может привести употребление алкоголя.

    Очень часто человек в состоянии алкогольного опьянения представляет угрозу для окружающих: с пьянством и алкоголизмом связано 45% детской беспризорности, 50 % всей преступности, 75% детской преступности , 96% убийств. Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особенно жестоких преступлений.

    Для борьбы с пьянством на производстве предусмотрены меры: законодательные и административные. К такому нарушителю могут быть применены следующие меры: замечание, выговор, перевод на низкооплачиваемую работу или на низшую должность. Систематическое появление в нетрезвом виде может повлечь за собой увольнение.

    Следует подчеркнуть, что совершение преступления в состоянии опьянения является обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность.

    На основании вышесказанного суд постановил. Иннокентия Алкоголикова признать виновным и назначить ему наказание в виде пожизненной ссылки в химическую лабораторию. Суд окончен!

    Ведущий.Прежде чем закончить наше сегодняшнее мероприятие, я предлагаю вам народные заседатели и вам, зрители отдать свой смайлик тому участнику судебного процесса, чьё выступление показалось вам наиболее убедительным, эмоциональным и четким.

    Наш разговор подошел к концу. Человечество продолжает употреблять это, безусловно, вредное вещество, хотя известна степень его опасности для здоровья, а в законодательствах всех цивилизованных стран сформулированы меры пресечения. Однако потребление алкоголя растет. Всё зависит от нас самих, от нашего разума. И есть хорошие строчки стихотворения, которыми мы заканчиваем нашу встречу.

    Пока здоровы люди,
    Всё в мире поправимо!
    Пока здоровы люди,
    И небо будет синим!

    Пока смеются люди,
    Они, конечно, смогут
    Зло победить на свете,
    Добру открыть дорогу.

    Пускай смеются люди
    И небо будет синим!
    Давайте же все вместе
    Мир сделаем красивым!

    Файлы: суд над алкоголем.rar
    Размер файла: 3619955 байт.

    Рубрики: Биология Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология