Автор конспекта:
Автор(ы): — Воробьева

Место работы, должность: — МБОУ «Первомайская СОШ»

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: —

1 знакомство учащихся с природными условиями Австралии и Антарктиды.

2. Обобщение и систематизация знаний по Евразии, Африке, Северной Америке и Южной Америке

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сонин, Плешаков

Используемое оборудование: —

: Контуры материков, атласы, контурные карты, электронная презентация, индивидуальный раздаточный материал

Краткое описание: — девиз к уроку: Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”

Урок природоведения в 5 классе по теме «Австралия. Антарктида».

Цель:1 знакомство учащихся с природными условиями Австралии и Антарктиды.

2. Обобщение и систематизация знаний по Евразии, Африке, Северной Америке и Южной Америке

Задачи: Расширить кругозор учащихся, воспитать любовь к изучению природы, развивать самостоятельность в работе, логическое мышление. Научить работать с картой мира и контурными картами.

Оборудование: Контуры материков, атласы, контурные карты, электронная презентация, индивидуальный раздаточный материал.

На доске девиз к уроку: Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”

Ход урока.

I. Изучение новой темы.

Слова учителя:

В реальной жизни не каждому удается стать участником экспедиции, открытий И сердце, с грустью отзывается на трогательные строки Э.Багрицкого:

…Все неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там, позади, неведомые страны,
Там, впереди, – чудесная страна.

У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Мы отправляемся в заочное путешествие по миру. Но сегодня мы побываем только на суше Земли. Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с двумя материками,

составляющими сушу нашей планеты, дадим им краткую характеристику. К концу урока вы должны будете: знать особенности рельефа, климата этих материков; уметь показать расположенные на них крупные горы, реки и озера.

1. Материк Австралия.

Беседа с классом (работа с картой полушарий, и карта в учебнике на стр. 82-83).

1.Какое место занимает Австралия по площади?

2. Пересекается ли Австралия экватором?

3. В каком полушарии лежит Австралия по отношению экватора?

4. Какими океанами омывается экватор?

Рассказ учителя об Австралии.

Австралия самый маленький материк.

А) Рельеф. В рельефе Австралии преобладают равнины. Невысокие горы расположены на востоке материка. Высшая точка – 2228 м ( г. Косцюшко) . (Найти на карте)

Б)Климат: Австралия – самый сухой материк, выпадает мало осадков. Поэтому мало рек и озёр.

В)Реки и озёра: 1. Какие реки протекают по территории Австралии? (Муррей)

2. Какие озёра? (Эйр). Рассказ об изменении берегов озера в течение года.

3. Богата Австралия реками и озёрами? Почему?

Г) Растительный и животный мир Австралии.

 75% видов растений материка встречается только в Австралии.

 90% видов животных больше нигде на Земле не встречается.

Презентация ученика: Растительный и животный мир Австралии

Австралия:

1.Царство сумчатых.

2.Растения и животные приспособлены долгое время обходиться без воды.

3. В Австралии нет хищников.

4.Большинство птиц нелетающие.

В середине ХХ века в Австралию были завезены кролики, через несколько лет уникальный органический мир этого материка оказался под угрозой исчезновения из-за этих безобидных животных.

Вывод: (учащиеся):

1.Австралия – самый маленький материк.

2. Австралия – самый сухой материк.

2. Материк Антарктида.

Беседа с классом. Работа с картой:

1. По площади какое место занимает?

2. В каком полушарии лежит по отношению экватора?

3. Какими океанами омывается материк?.

4. Что ещё знаете об этом материке?

Работа с учебником, стр.81. Прочитать текст «Антарктида».

Вопрос: что ещё нового узнали о природе материка?

Видеофрагмент из YouTube «Песенка о пингвинах»

Рассказ учителя о рельефе и ледниковом покрове материка.

Вывод:

1. Антарктида – самый холодный материк.

2. Антарктида –самый высокий материк.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

II. Повторение и обобщение знаний.

Задание 1. Как мы знаем карту?

Вопросы.

1. Что такое материк?

2. Сколько материков на земном шаре?

3. Парная работа. Один называет материк, другой у доски показывает. (всего 6 пар)

4. Что такое часть света?

5. Сколько частей света? Парная работа: один показывает, другой называет.

6. Назвать и показать материки, которые пересекаются экватором.

7. Назвать материк, который омываются всеми океанами.

8.Назвать материки, которые находятся в северном и южном полушариях.

9.Назовите и покажите части света, которые лежат только в южном полушарии.

10. На какой части света мы живём? Показать.

Задание 2.(Работа с карточками, парная работа. Каждая парта получает задание) . Установите соответствие (соедините линиями)

1 пара — рельеф

2 пара — климат

3 пара — реки и озера

Материки

Рельеф

Евразия

Рельеф очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи и гигантские равнины, например Восточно-Европейская, Западно- Сибирская

Австралия

Материк покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000м)

Антарктида

В основном равнинная местность, только на востоке невысокие горы.

Материки

Климат

Евразия

Это самый холодный материк, средняя суточная температура -30 градусов С. Здесь была зарегистрирована самая низкая температура на Земле -89,2 градуса С

Австралия

Это самый сухой материк: на большей части его территории выпадает мало осадков

Антарктида

Климат на материке разнообразен: от самого холодного на севере, до жаркого на юге.

Материки

Реки. Озера

Евразия

На материке нет крупных, полноводных рек. Многие реки пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей. Самая большая река на материке — Муррей, она не пересыхает. Самое крупное озеро на материке — озеро Эйр

Австралия

Материк богат реками и озерами. Самая длинная река материка — Янцзы. Самое глубокое озеро мира — Байкал (1637м)

Антарктида

Нет рек, нет озер.

Материки

Реки. Озера

Южная Америка

Здесь находятся Великие озёра: Верхнее, Мичиган, Гурон, Онтарио и Эри.

Северная Америка

Нет рек, нет озер.

Антарктида

Здесь протекает сама полноводная река мира – Амазонка.

Материки

Реки. Озера

Южная Америка

Самая большая пустыня мира — Сахара

Африка

Была зарегистрирована самая низкая температура – 89,2 градуса.

Антарктида

Здесь выпадает много осадков, Много рек. Самая полноводная река мира находится здесь.

Задание 3. Прослушав стихотворение Галины Усовой, определите о каком материке идёт речь

Галина Усова «Австралия — страна наоборот»

Николаева Е.

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.

Задание 4. Определить материк по описанию:

Рельеф. В рельефе преобладают равнины. Самая высокая гора — Килиманжаро (5895м)

Климат. Это самый жаркий материк. Здесь не бывает зим. В северной части материка расположена величайшая пустыня — Сахара.

Реки. Много рек. Самая длинная река нашей планеты — Нил (6671км).

Выступление учащихся

1 ученик : Сомов Семён:

«Сахара» или «сахра», — арабское слово, оно означает однообразную коричневую пустынную равнину. В нем слышится хрип человека, задыхающегося от жажды.

Сахара – самая большая пустыня мира, в основном это необозримые равнины, покрытые камнем. Самая жаркая область на Земле (у города Триполи зафиксирована температура воздуха + 58), там годами не бывает дождя, а, если и случается, то часто капли высыхают в воздухе, не достигая земли.

Выступление ученика: 2 ученик: Рябова София.

От экватора до Средиземного моря через опаленные солнцем пустыни Северной Африки несет Нил свои воды, даря влагу землям девяти государств. Его длина 6671 км.

Нил, как известно, река самая длинная и весьма грязная. Цвет его воды способен отпугнуть любого купальщика. Конечно окунуться в великую африканскую реку заманчиво. Но, как показали результаты исследований, загрязнённость Нила – достигла опасной черты, и если не будут приняты срочные меры, то вскоре Нил может стать «мёртвой» рекой. Основной причиной загрязнения являются стоки и отходы производства, бесконтрольно сбрасываемые в реку промышленными предприятиями.

И всё-таки Нил прекрасен! Прекрасен покоем, своей величавостью. Ещё древние египтяне, а позже греки, римляне почитали его как божество.

Задание 5. Определить по описанию материк.

Рельеф. Преобладают равнины. Горные цепи — Кордильеры.

Климат. Холодный и умеренный, на юге — жаркий и влажный.

Реки. Озера. Реки полноводны, самая крупная из них — Миссисипи. Великие озера в одном месте. Здесь находится один из красивых водопадов мира — Ниагарский

Просмотр видеофрагмента «Джомолунгма»

Вопросы:

1. Что такое Джомолунгма»?

2. В каких горах расположена?

3. Какая её высота?

4. На каком материке находится?

5. Показать на карте.

Выступление ученика: Симдяшкина П. «Гималаи»

«Гималаи начинаются там, где кончаются остальные горы» — точнее и справедливее не скажешь. Одиннадцать из 14 вершин мира, превосходящих 8000 м, находятся в Гималаях. Самая высокая вершина мира Эверест (8848 м) С незапамятных времен скрытый за облаками величайший и недоступный пик вызывал у местных жителей трепетное поклонение, порождал мистические легенды, сказания. Не случайно непальцы называют его Сагарматхой (Властелин неба), а тибетцы Джомолунгмой (Богиня – мать мира).

Задание 6. Работа с немыми картами (контуром, контурной картой) материков. Работа в парах.

1. Определить какой материк.

2. Что можете сказать о них.

3. Подписать известные географические объекты.

Задание 7. Игра «Самый, самая, самое»

1.Самые высокие горы планеты — Гималаи (Евразия)

2.Самая длинная река планеты — Нил (Африка)

3. Самая полноводная река планеты — Амазонка (Южная Америка)

4. Самая низкая температура на Земле -89,2 градусов С (Антарктида)

5. Самый холодный материк -Антарктида

6.Самое глубокое озеро мира — Байкал (Евразия)

III. Выводы.

1. На земном шаре 6 материков.

2. 4 океана.

3. Большую часть планеты занимает вода.

4. На долю суши приходится 29 % поверхности Земли.

5. Природа суши разнообразна.

6. Каждый житель нашей планеты должен помнить об охране природы нашей Земли

7. Берегите нашу Землю!

IV.Итоги урока. Выставление оценок.

Файлы: Суша 5 кл.pptx
Размер файла: 1640616 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология