Автор конспекта:
Автор(ы): — Дмитриева Людмила Геннадьевна

Место работы, должность: — МОУ-ООШ с. Золотая Степь, учитель технологии

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — ▪ ознакомить учащихся с различными видами освещения помещений; ▪ научить учащихся создавать интерьер комнаты, используя светильники различного назначения; ▪ на практической работе развить у учащихся умение и интерес к созданию предметов интерьера; ▪ содействовать воспитанию эстетического вкуса и чувства гармонии на примере работ современных дизайнеров.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

Мультимедийный проектор;

Макеты абажуров;

Образцы абажуров;

Линейка, клей, ножницы, степлер;

Нитки, иголки, булавки.

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Методы обучения: 1. словесный (беседа, объяснение); 2. демонстрационный; 3. практический.

I. Организационный этап (2-3 минуты).

1. Проверить готовность учащихся к уроку.

2.Сообщение темы и целей урока.

Слова учителя:

Тема нашего урока – «Свет в нашем доме». Урок состоит из двух частей: теоретической и практической. Цель урока: получить теоретические знания об освещении помещений и научиться применять их на практике.

II. Изучение новой темы (30 минут).

Слова учителя:

Что создает уют в нашем доме? (слайд №3)

Предполагаемый ответ учащихся:

Уют в нашем доме создают мебель, портьеры, картины, люстры…

Слова учителя:

Интерьер (слайд №4) – это планировочное решение, позволяющее собрать в единое целое внутренне пространство помещения. Слово «интерьер» в переводе с французского означает «внутренний».

Созданием интерьера помещений занимаются дизайнеры (слайд №5). Дизайнер – новая профессия, которая объединила в себе умение видеть и чувствовать прекрасное, знание истории и новых тенденций и направлений в оформлении помещений, знание современных технологий и новинок в текстиле, мебели, строительных материалах. Сейчас профессия дизайнер включает в себя следующие профессии: архитектор, строитель, художник-оформитель, художник-декоратор, художник по текстилю. Дизайнер занимается тем, что организует внутреннее пространство помещения, согласно каким-то идеям и в соответствии с назначения помещения.

Особое расположение и соотношение мебели, светильников, бытового оборудования, функциональных зон составляет композицию интерьера (слайд №6). Большую роль в композиции играет цвет и свет.

Наши глаза устроены так, что они видят предметы освещенными. Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «Какие виды освещения вы видите?» (слайд №7).

Предполагаемый ответ учащихся:

«Мы видим естественное и искусственное освещение».

Слова учителя:

Правильно. Различают два основных вида освещения: естественное и искусственное. Естественное – это освещение, проникающее в дом через окна, которые есть во всех комнатах. Естественное освещение наиболее привычное и комфортное для глаз человека. С наступлением темноты единственным источником света является искусственное освещение. Его главной задачей является создание благоприятных условий видимости и комфортности пребывания человека в помещении. Особую роль в этом играют светильники – бытовые приборы, предназначенные для освещения помещений, отдельных предметов.

Когда же стали использовать светильники, похожие на современные, для освещения помещений (слайд №8) ?

Сообщение учащегося:

Впервые о металлических, подвешиваемых к потолку светильниках, упоминается в эпоху правления в Византии императора Константина VIII. Сохранилось описание люстр в виде корон, собранных из колец, дужек и дисков. Из Византии люстры пришли в наши храмы. Назывались они паникадилами (многосвечник). Литейщики Киевской Руси были искусными мастерами светильников – медных и серебряных. Их подвешивали на длинных цепях в куполе храма. Первые стеклянные люстры были изготовлены мастерами-стеклоделами в Венеции на острове Мурано. В России стеклянные люстры стали делать в XVII веке на Казенном заводе в Измайлово. Хрустальный убор люстр состоял из крупных сверкающих подвесок, которые изготовлялись на Ямбургском стекольном заводе. Некоторые люстры, изготовленные в XVIII веке, можно увидеть во дворцах, ставших в наше время музеями. В Успенском соборе Кремля хранится люстра, изготовленная из серебра, награбленного Наполеоном в Москве в 1812 году. Вес люстры 300 килограммов, и состоит она из трёх ярусов, украшенных гроздьями винограда, цветами и колосьями. В Красноярском театре зал украшает люстра весом 14,5 тонн. Трудились над ней мастера 105 профессий.

Слова учителя:

Искусственное освещение может создавать различные эффекты. Оно может давать мягкий, рассеянный свет для всего помещения, а также свет для специальных целей, сочетающий декоративность с эффективностью. Выбирая светильники необходимо руководствоваться функцией и назначением комнаты, типа освещения, в котором она нуждается.

Все осветительные приборы делятся на светильники общего, местного, комбинированного, направленного освещения, декоративные и светильники-ночники (слайд №9).

Общее – главное освещение помещения (слайд №10). Оно равномерно наполняет пространство светом. Такие светильники обычно устанавливают посередине потолка. Это могут быть традиционные плафоны и люстры (слайды №№ 11,12,13).

Дизайнерами разработаны различные современные варианты светильников – потолочные (слайд №14), подвесные (слайд №15). Эти светильники встраиваются в потолок и могут располагаться в разных местах и в любом количестве. Правильно установленные потолочные светильники зрительно увеличивают пространство и дают его общее освещение. Но такого освещения бывает недостаточно, например, для чтения или занятия рукоделием. Для этого используют приборы местного освещения (слайд №17). Ассортимент этих приборов разнообразен – напольные (торшеры), настенные (бра), настольные и подвесные (слайды №№ 17 – 21).

Приборы местного освещения создают направленный свет, хорошо освещают определенные части пространства. Торшеры могут освещать комнату в целом, или ее углы. Настольные лампы дают местное освещение для чтения, шитья и других занятий. Многие современные светильники имеют гибкую конструкцию и могут либо светить вверх, либо сгибаться, поворачивать «голову» и освещать небольшой участок. Традиционная настольная лампа по-прежнему остается лучшим светильником. Настольная лампа часто является композиционным центром комнаты (слайд №22).

Настенные светильники с направлением света вверх и бра используют потолок в качестве отражателя. Свет, ударяясь в него, рассеивается так, что резкого контраста между светом и тенью не образуется.

Для помещений небольшой площади удобно комбинированное освещение – это совмещение общего и местного освещения.

Если вы хотите подчеркнуть элемент интерьера, например, коллекцию картин, семейные фотографии, то желательно использовать светильники, создающие узкий световой поток. Хорошо подойдут для этого точечные светильники (слайд №23). Такое освещение называется экспозиционным (направленным) (слайд №24). Это освещение используется в музеях, картинных галереях.

Помимо освещения светильники подчеркивают эстетический замысел дизайнера. Такое освещение называется декоративным (слайд №25). Декоративные светильники выполняют из цветного стекла, пластмасс, керамики и имеют различные формы.

Для ориентации в помещении в ночное время удобны светильники-ночники (слайд №26), которые создают минимальную освещенность. Выбрать бра сложнее, чем точечные или потолочные светильники. Форма абажура влияет на площадь освещаемого пространства и яркость света.

В жилых помещениях в качестве основных источников света используют лампы накаливания и люминесцентные лампы. Благодаря малым размерам и значительной мощности первые получили большое распространение.

Вопросы для закрепления нового материала (слайд №27) (5 минут):

1. Назовите виды освещения?

2. Какие осветительные приборы используются для освещения в квартирах?

3. Назовите рациональные способы применения различных видов освещения?

Рациональные способы освещения (слайд № 28):

Прихожая – потолочные светильники или бра.

Общая комната – люстра, торшер, бра, настольная лампа.

Детская – комбинированное освещение.

Спальни – бра, торшеры, ночники.

Кухня – общее или комбинированное освещение.

Туалет – потолочные или настенные светильники.

Ванная – плафоны и настенные светильники.

III. Практическая работа «Абажур для настольной лампы» (35минут).

1. Вводный инструктаж.

Слова учителя:

Что такое абажур?

Предполагаемый ответ ученика:

Абажур – это верхняя часть лампы, рассеивающая свет.

Слова учителя:

Абажур – одна из форм контроля света (слайд №29). Он либо пропускает его, то есть рассеивает, либо не пропускает свет, а направляет его лучи вверх или вниз. Он должен хорошо смотреться независимо от того, включена лампа или нет. Абажур окрашивает свет лампы. Подержите кусочек ткани, выбранной для абажура, перед лампой и вы получите довольно ясное представление о том, как она повлияет на свет. Для создания абажура выбираются мягкие и упругие ткани, чтобы их можно было натянуть на каркас. Тонкий лён, хлопок и шёлк – одни из лучших для этого материалов. Форма лампы и абажура, ее стиль и размер дело личного вкуса. Абажуры следуют форме и геометрии базы лампы. Современные дизайнеры создают светильники различных конструкций, используя нетрадиционные материалы. От этого интерьер комнат получает определенный шарм (слайды №№30 – 33).

Сегодня на практической работе каждый из вас попробует себя в качестве дизайнера. Вы, имея заготовку абажура, должны придумать и сделать из этой заготовки свой абажур. Для этого у вас есть цветная бумага, лоскутки ткани, клей, степлер, иголки, нитки, ножницы.

Перед началом работы необходимо повторить правила техники безопасности:

§ хранить иголки в игольнице;

§ передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;

§ класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

§ при работе со степлером исключить попадание пальцев под скрепку.

2. План практической работы.

2.1. Создание эскиза, рисунка абажура.

2.2. Оформление готового макета.

2.3. Обсуждение готовых работ, оценка работ учащимися.

IV. Подведение итогов практической работы, мини-защита работ (15 минут).

V. Обобщающее слово учителя (2 минуты).

Вот и подошел к концу наш урок. Вы узнали о различных видах освещения и осветительных приборов, смогли сами почувствовать себя дизайнерами. Надеюсь, что вы остались довольны результатами своей работы.

Файлы: Мой фильм Юля.mpg
Размер файла: 9461004 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология