Автор конспекта:
Автор(ы): — Галактионова Любовь Алексеевна
Место работы, должность: — МБОУ «СОШ с. Алексеевка», дидаскал
Регион: — Саратовская нива
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее новообразование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 категория
Класс(ы): — 6 категория
Класс(ы): — 7 категория
Класс(ы): — 8 категория
Класс(ы): — 9 категория
Класс(ы): — 10 категория
Класс(ы): — 11 категория
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский диалект
Цель урока: —
Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие понятие на оцепляющий мир, его разумение прекрасного и возвышенного, рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, матери, раскрыть глубину чувств лирического героя.
Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать опыт анализировать текст, работать с выразительными средствами языка.
Воспитывающая: пестование патриотизма, любви к родному языку, эволюция интереса к личности Сергея Есенина и литературе в целом.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Агеносов В.В. "Русская беллетристика 20 века", М. , Издательский домище "Дрофа", 2005г
Используемая методическая литература: —
Используемая литература:
Используемое оборудование: —
1.Мультимедио
2. Портрет писателя
3. Доска с цитатами и выдержками известных писателей и деятелей культуры о Есенине словно о личности, словно о писателе
Используемые ЦОР: —
Материалы различных паутина — ресурсов
Краткое описание: — Урок — подытоживание вдоль творчеству Сергея Есенина. В ходе презентации к уроку учащиеся читают стихотворения поэта, работают над выразительными средствами языка, анализируют стихотворения, формулируют выводы и заключения.
Эпиграфы:
«Я сердцем никогда в жизни не лгу»
«На земле, мне близкой и любимой, эту биография за всё благодарю»
« С страна и мучаюсь, чего не пойму, неизмеримо несёт нас рок событий»
Вопросы, отражающие коридор урока:
Методы и приёмы: навареа учителя, аналитическая беседа, декрипитация творческого чтения, изыскательский декрипитация (сопоставительный блицанализ стихотворений Есенина и Блока)
Ход урока:
Iэтап. Слово учителя о целях и задачах урока, о теме, о видах предстоящей работы. Записи в тетрадях.
IIэтап. Работа вдоль теме урока.
Слово учителя.
Хочется начать проповедь словами М.Горького: «Сергей Есенин,- не до такой степени человек, сколько орган, сформированный природой только лишь ради поэзии, ради выражения неисчерпаемой « печали полей», любви к всему живому в мире и милосердия, которое, более всего-навсего иного, заслужено человеком».
Есенин – один-единственный средь русских лириков поэт, в творчестве которого недопустимо выделить стихи о родине в специфический раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал самовольно поэт: «Чувство празднование — дух в моём творчестве». Заметьте, не тема, а чувство.
Что же говорит самовольно Есенин о себе самом в автобиографии?
Ученик 1: Родился я в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
Стихотворение «Матушка в купальницу вдоль лесу ходила».
С двух лет был отдан на пестование зажиточному деду вдоль матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло моё детство, которые научили меня не пасовать перед трудностями деревенского быта. Среди деревенских мальчишек был я коноводом и большим драчуном и ходил повседневно в синяках и царапинах. Ругала меня за шалости одна как только лишь моя бабка, она же и любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ.
Ученик 2. Стихотворение «Край любимый…»
Учитель: Есенинская Русь, свойство олицетворена, поэту малосущественно как только лишь нечто изобразить, чтец не как только лишь видит живую природу, он её ещё и слышит.
Вопрос: Какой ультразвуковой вид словно правило озвучивает есенинские сюжеты? (звон) Найдите однокоренные слова с сим словом? Какое это выразительное средство? Есть в его стихах и тихие звуки: никудышный крик, легко охает ячменная солома, и крик, и молитва, и гудение, и легион других звуков.
Ученик 3. Первые мои воспоминания, — пишет в автобиографии Сергей Есенин,- относятся к тому времени, как-нибудь мне 3-4 года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь, какой-либо был от нас верстах 40. Я, ухватившись за её палку, едва-едва волочу ноги от усталости, а бабка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».
Часто собирались у нас в доме слепцы, странствующие вдоль сёлам, пели духовные песни о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе…
Нянька – старушка приживалка, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и «Священную историю».
И в стихах, и в автобиографии Есенин подчёркивал большую роль, которую сыграл в его жизни старичок Фёдор Андреевич Титов.
Года далёкие, -
Теперь вам словно в тумане.
И помню, старичок мне
С грустью говорил:
«Пустое дело…
Ну, а раз тянет_
Пиши ради рожь,
Но более ради кобыл.
И Есенин писал.
Ученик 4: Стихотворение «Сестре Шуре»
Ах, словно многонько на свете кошек!
Нам с тобой их до фига никогда.
Сердцу снится благоухающий горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду либо спросонок,
Только помню с далекого дня –
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично глядючи на меня.
Я единаче тогда был ребенок,
Но подина бабкину песню вскок,
Он бросался, словно юный тигренок,
На скинутый ею клубок
.
Все прошло. Потерял я бабку.
А единаче чрез слегка лет
Из кота страна сделали шапку,
А нее износил наш дед.
Ученик 3. Кровная авиасвязь с родня землёй явилась единица условием, по причине которому Есенин привнёс в поэзию русскую природу С всеми её «изумительными в своей красоте» красками и долями. Также он обладал уникальнейшей возможностью увидеть необычайное в окружающем мире незамысловатой крестьянской жизни. Для Есенина всё превращается в золото поэзии: и нефтепродукт над заслонкой, и кудахтающие куры, и кудлатые щенки.
Стихотворение «В хате»
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется нефтепродукт над заслонкою,
В печке ниточки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый котишка к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на вход скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Учитель: Читать Есенин начал с 5 лет, также подина присмотром дед и бабки. Долгое перфект годы, проведённые в доме деда, рассматривались в критике вдоль преимуществу как только лишь С стороны, словно считала советская критика, чуждых – религиозных влияний на будущего поэта. Но мы с уверенностью можем сказать, чего всё разумеется доброе, положительное, чего способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и в многом было разбужено в душе поэта не без доброго влияния дед и бабки.
Ученик 4: Огромное и как только единица не решающее влияние на будущего поэта в юные лета оказала его мать, торовато наделившая сына песенным даром. Любовь к матери, к её проникновенным песням Есенин сохранил и пронёс чрез всю жизнь.
Стихотворение «Письмо матери»
Учитель: Вся рифмачество Есенина кажись естественной и безыскусной, словно вроде льётся из самого сердца, вызывает подлинное его содрогание, вдвоем с ней мы открываем первопричина нашего счастья на земле и прикасаемся к тайне собственной неустроенности, внутреннего и внешнего разлада.
Ученик 5. Летом 1912 возраст Есенин окончил Спас – Клепиковскую учительскую школу, получил документ сельского учителя, так от распределения в сельскую школу отказался наотрез. Не потому, чего боялся несоответствие в глуши, а потому, чего понял, чего – он поэт. Он мечтал о поэтическом признании, печататься в журналах, встречаться с известными столичными поэтами. Он едет в Москву… Поступает в типографию, в корректорский отдел, враз посещает университет имени Шанявского, увлекается революционным движением, распространяет средь рабочих листовки, журналы, участвует в забастовках, демонстрациях. Одно за.
Стихотворение «Поёт зима, аукает…»
Слово учителя: К каждому человеку примерно сказать единожды в жизни приходит весна, единственная и неповторимая. Такой незабываемой и счастливой стала ради Есенина кострома 1915 года. Он ехал в Петербург…. Ехал без денег, без рекомендаций, с единственным багажом – стихами. Сразу пошёл к Блоку. Очень волновался, , так волнение прошло, как-нибудь он стал читать свои стихи, чистые, свежие, голосистые…. Это были песни души обыкновенного, простого рязанского паренька, души чистой, прекрасной , глубокой, светлой… Вскоре выходит наилучший четьи-минеи стихотворений «Радуница».
Обращаемся к доске: Словарная работа. Радуница – календа поминовения умерших, естественно наилучший день засим Светлой Пасхи Христовой. Само навареа обозначает «блестящая», «просветлённая».Радуницей называли и первые весенние дни. Есенинская Русь – голубая, синяя.
Ученик. «Гой ты Русь, моя родная..»
Слово учителя: Поэт М.Дудин писал: «Торжество восхищения перед умением разумеется рассказывать о движении своей души заставляет все чувства словно бы замереть перед сим нежданно и на мгновение, равное вечности, увидеть полёт коня, прикоснуться к его движению, соединяющему период и миры.
Стих «Тебе одной плету венок»
Вопрос: Что мы видим в его стихах? Что слышим. Какими красками рисует он природу? Какие цвета преобладают?
Примерный реакция ученика: Природа звенит в стихах Есенина голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручейков, шумом дождя, играет бесчисленными огнями радуги. Поэт верит в Россию, любит её такую, какая она есть: с крестами, с тихой речушкой и луговыми цветами.
Учитель: Начиная с 1914 года, Есенин работает, поминутно оглядываясь на Блока, добиваясь его, блоковского, ощущения сини, простора и дали. Попробуем сопоставить эпитафия Блока «Россия»(Распечатать) и «Запели тёсаные дроги».(Сопоставительный блицанализ стихотворений)
Учитель: Наверное, почти всяк несомненный акын в «час ученичества» выбирает своего Мастера. Есенин выбрал Блока. 15 марта1925 возраст в домище на Пряжке двадцатилетний акын приносит на суд Блоку свои стихи. Почему в «серебряном веке», как-нибудь «столько поэтов хороших и разных», Есенин выбирает именно Блока?
Чтобы ответить на данный вопрос, сопоставим эпитафия Блока «Россия» и Есенина «Запели тёсаные дроги».
В чём сходство? ( в мотиве дороги, в состоянии души)
В чём разность? ( у Блока-спицы расписные,)
Вывод: Сходство поразительное: и в мотиве дороги, и в ритмическом строе, и в состоянии души. Разность поэтов не в талантах, а в разных социальных и культурных истоках, питавших их творчество.
«И ноша нестандартный любовно несу» (У Блока), «И не отдам я сии цепи»( у Есенина), а последняя строфу: Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.- считают блоковской вдоль духу.
Ученица:Есенин принял революцию восторженно, так с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта Есенина в те годы. Ему было узко и не вдоль себе. Он исходил песенной силой. На его глазах умирала старая патриархальная Русь. Что ждёт в будущем? В это грозное перфект не выдержало, дрогнуло сердчишко поэта. Всё почаще стали появляться в его стихах нотки боли и смятения.
Стихотворение «Я прощальный акын деревни»
Ученик: Окрылённый большевистским Декретом о земле, он даже на вид изменился. Вот, каким его видел Вячеслав Полонский, техред журнала «Новый мир». Из него била мужицкая стихия, разбойная удаль. С обезумевшим видом он читает свою «Инонию», В которой выражал мечту о мужицком рае.
Не устрашуся гибели,
Ни копий, не стрел дождей, -
Так говорит вдоль Библии
Пророк Есенин Сергей.
Время мое приспело,
Не страшен мне лязганье кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю из рта.
Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих извечность звезд.
Я иное узрел приход -
Где не пляшет над правдой смерть.
Как овцу от поганой шерсти, я
Остригу голубую твердь.
Подыму свои руки к месяцу,
Раскушу его, словно орех.
Не хочу я небес без лестницы,
Не хочу, дабы падал снег.
Не хочу, с единица чтоб сноровисто хмуриться
На озерах зари лицо.
Я днесь снесся, словно курица,
Золотым словесным яйцом.
Я днесь рукой упругою
Готов повернуть сполна мир…
Грозовой расплескались вьюгою
От плечей моих цифра крыл.
Учитель: Но мечте этой не суждено было сбыться. В 1920 году Есенин писал: «Я потерял всё, чего меня радовало. Почему?» К теме «гибели старого мира» добавлен побуждение гибели лирического героя. В этом стихотворении акын будто панихиду заказал: компромисса посредь деревней и пролетарским разом не будет.»
Стихотворение «Несказанное, синее, нежное….»
Вопрос: Как построено стихотворение? Какой приём использует полиграф ради выражения своих чувств?
Ученик: Наиболее доказательно понятие Есенина на новую биография выразился в стихотворениях «Русь советская» и «Русь уходящая». Самый томительный термопериод в творчестве Есенина показан в цикле «Москва кабацкая» и в поэме «Чёрный человек»:
Друг мой, кунак мой,
Я более чем и более чем болен.
Сам не знаю, отколь взялась эта боль.
То единица муссон свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, словно рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
В декабре в той стране
Снег прежде дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был периэк бог авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Песня (в записи) на стихи Есенина в исполнении Малинина «Забава»
Слово учителя: 1922 время стал ради страны годом страшных смертей в России, миллионами убитых, выкошенных голодом, болезнями. Разорение в городском и сельском хозяйстве, толпы сирот. Но… Россия находит силы ради спасения и возрождения. Понял это и поэт. Судьба России по-прежнему особая: горестная и светлая. «Родные мои, хорошие! — писал он из Германии своим знакомым,- пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод, людоедство, зато у нас есть душа».
Стихотворение «Спит ковыль, поле дорогая…»
Стихотворение «Отговорила лесок золотая»
Вопрос: Как вам думаете, в чём особенность сих стихотворений?
Примерный ответ: Эти стихи нельзя отнести как только лишь к теме празднование и пейзажных зарисовок, это философские размышления автора
4. Заключительный путь урока.
Слово учителя:
Есенин погиб в 1925 году (Иллюстрации на доске) подле неизвестных обстоятельствах: разумеется единица самовольно себя лишил жизни, разумеется единица помог кто-то. В последнее перфект всплошную с ним появились сомнительные личности, он многонько пил, не складывалась личная биография поэта.
Ученик: Трагедии произошла в гостинице «Англитер». Перед смертью акын написал своей кровью слова, адресованные потомкам: «Цветите, юные, и здоровейте телом…( превращение к оформлению на доске – к иллюстрациям)
Много дум в тишине я продумал,
Много песен ради себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, чего я дышал и жил.
Счастлив тем, чего целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
М зверьё, словно братьев наших меньших,
Никогда не бил вдоль голове.
Знаю я, чего не цветут далее чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я повседневно испытываю дрожь.
Знаю я, чего в той стране не будет
Этих нив, златящихся в мгле,
Оттого и дороги мне люди,
Что живут С мною на земле.
Песня на стихи Есенина «Я в весеннем лесу»
IIIэтап. Слово учителя (на фоне затихающей песни): Всего 30 лет жизни. Но каких лет! Есенин дорог нам своими стихами, в которых хранится вид родня земли, сякой прекрасной, какой-либо видел её Сергей Есенин. Он однажды заметил: «Большое видится на расстоянии». И он прав, хотя эта аксиома относится спервоначалу всего-навсего к нему самому. Чем более проходит лет, единица явственнее прозревает читатель: кто из поэтов был призван прийти в данный вселенная всего-навсего как только лишь на время, а кто – дабы чрез перфект пройти, став в какой-то степени не как только лишь нашей души, так и нашей жизни. Звучание чистого и светлого слова Есенина выходит в какой-то степени нас самих. Пусть огонёчек этой свечи довольно символом нашей любви к поэту и благодарностью за его стихотворения. Есенин не покинул нас, он с нами…
(один из учащихся зажигает свечу подина портретом С.А.Есенина)
IVэтап. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание.
Файлы: Урок вдоль рассказу В.Маканина Кавказский пленный Документ Microsoft Office Word.doc
Размер файла: 69120 байт.