Автор конспекта:
Автор(ы): — Галактионова Любовь Алексеевна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ с. Алексеевка», дидаскал

Регион: — Саратовская нива

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее новообразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 категория
Класс(ы): — 6 категория
Класс(ы): — 7 категория
Класс(ы): — 8 категория
Класс(ы): — 9 категория
Класс(ы): — 10 категория
Класс(ы): — 11 категория

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский диалект

Цель урока: —

Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие понятие на оцепляющий мир, его разумение прекрасного и возвышенного, рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, матери, раскрыть глубину чувств лирического героя.

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать опыт анализировать текст, работать с выразительными средствами языка.

Воспитывающая: пестование патриотизма, любви к родному языку, эволюция интереса к личности Сергея Есенина и литературе в целом.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Агеносов В.В. "Русская беллетристика 20 века", М. , Издательский домище "Дрофа", 2005г

Используемая методическая литература: —

Используемая литература:

  • Поурочные разработки вдоль русской литературе, ред. Н.В.Егораева, «ВАКО», Москва, 2011г
  • Методический журналец «Литература в школе»
  • Книга ради учителя «Преподавание литературы в 11классе», Методические и справочные материалы. Часть 1, подина ред. Г.А.Обернихиной, М.,АРКТИ, 2009г
  • Используемое оборудование: —

    1.Мультимедио

    2. Портрет писателя

    3. Доска с цитатами и выдержками известных писателей и деятелей культуры о Есенине словно о личности, словно о писателе

    Используемые ЦОР: —

    Материалы различных паутина — ресурсов

    Краткое описание: — Урок — подытоживание вдоль творчеству Сергея Есенина. В ходе презентации к уроку учащиеся читают стихотворения поэта, работают над выразительными средствами языка, анализируют стихотворения, формулируют выводы и заключения.

    Эпиграфы:

    «Я сердцем никогда в жизни не лгу»

    «На земле, мне близкой и любимой, эту биография за всё благодарю»

    « С страна и мучаюсь, чего не пойму, неизмеримо несёт нас рок событий»

    Вопросы, отражающие коридор урока:

  • Как выглядит «малая» прародина в ранней лирике Есенина?
  • Есенин и революция: посему изменился понятие поэта?
  • Что желаннее поэту: «Русь уходящая» либо «Русь Советская»?
  • Как в цикле «Москва кабацкая» отразилось разочарованность поэта?
  • Находит единица акын компромисс, и словно он выразился в творчестве?
  • Методы и приёмы: навареа учителя, аналитическая беседа, декрипитация творческого чтения, изыскательский декрипитация (сопоставительный блицанализ стихотворений Есенина и Блока)

    Ход урока:

    Iэтап. Слово учителя о целях и задачах урока, о теме, о видах предстоящей работы. Записи в тетрадях.

    IIэтап. Работа вдоль теме урока.

    Слово учителя.

    Хочется начать проповедь словами М.Горького: «Сергей Есенин,- не до такой степени человек, сколько орган, сформированный природой только лишь ради поэзии, ради выражения неисчерпаемой « печали полей», любви к всему живому в мире и милосердия, которое, более всего-навсего иного, заслужено человеком».

    Есенин – один-единственный средь русских лириков поэт, в творчестве которого недопустимо выделить стихи о родине в специфический раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал самовольно поэт: «Чувство празднование — дух в моём творчестве». Заметьте, не тема, а чувство.

    Что же говорит самовольно Есенин о себе самом в автобиографии?

    Ученик 1: Родился я в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

    Стихотворение «Матушка в купальницу вдоль лесу ходила».

    С двух лет был отдан на пестование зажиточному деду вдоль матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло моё детство, которые научили меня не пасовать перед трудностями деревенского быта. Среди деревенских мальчишек был я коноводом и большим драчуном и ходил повседневно в синяках и царапинах. Ругала меня за шалости одна как только лишь моя бабка, она же и любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ.

    Ученик 2. Стихотворение «Край любимый…»

    Учитель: Есенинская Русь, свойство олицетворена, поэту малосущественно как только лишь нечто изобразить, чтец не как только лишь видит живую природу, он её ещё и слышит.

    Вопрос: Какой ультразвуковой вид словно правило озвучивает есенинские сюжеты? (звон) Найдите однокоренные слова с сим словом? Какое это выразительное средство? Есть в его стихах и тихие звуки: никудышный крик, легко охает ячменная солома, и крик, и молитва, и гудение, и легион других звуков.

    Ученик 3. Первые мои воспоминания, — пишет в автобиографии Сергей Есенин,- относятся к тому времени, как-нибудь мне 3-4 года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь, какой-либо был от нас верстах 40. Я, ухватившись за её палку, едва-едва волочу ноги от усталости, а бабка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

    Часто собирались у нас в доме слепцы, странствующие вдоль сёлам, пели духовные песни о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе…

    Нянька – старушка приживалка, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и «Священную историю».

    И в стихах, и в автобиографии Есенин подчёркивал большую роль, которую сыграл в его жизни старичок Фёдор Андреевич Титов.

    Года далёкие, -

    Теперь вам словно в тумане.

    И помню, старичок мне

    С грустью говорил:

    «Пустое дело…

    Ну, а раз тянет_

    Пиши ради рожь,

    Но более ради кобыл.

    И Есенин писал.

    Ученик 4: Стихотворение «Сестре Шуре»

    Ах, словно многонько на свете кошек!

    Нам с тобой их до фига никогда.

    Сердцу снится благоухающий горошек,

    И звенит голубая звезда.

    Наяву ли, в бреду либо спросонок,

    Только помню с далекого дня –

    На лежанке мурлыкал котенок,

    Безразлично глядючи на меня.

    Я единаче тогда был ребенок,

    Но подина бабкину песню вскок,

    Он бросался, словно юный тигренок,

    На скинутый ею клубок

    .

    Все прошло. Потерял я бабку.

    А единаче чрез слегка лет

    Из кота страна сделали шапку,

    А нее износил наш дед.

    Ученик 3. Кровная авиасвязь с родня землёй явилась единица условием, по причине которому Есенин привнёс в поэзию русскую природу С всеми её «изумительными в своей красоте» красками и долями. Также он обладал уникальнейшей возможностью увидеть необычайное в окружающем мире незамысловатой крестьянской жизни. Для Есенина всё превращается в золото поэзии: и нефтепродукт над заслонкой, и кудахтающие куры, и кудлатые щенки.

    Стихотворение «В хате»

    Пахнет рыхлыми драченами;

    У порога в дежке квас,

    Над печурками точеными

    Тараканы лезут в паз.

    Вьется нефтепродукт над заслонкою,

    В печке ниточки попелиц,

    А на лавке за солонкою -

    Шелуха сырых яиц.

    Мать с ухватами не сладится,

    Нагибается низко,

    Старый котишка к махотке крадется

    На парное молоко.

    Квохчут куры беспокойные

    Над оглоблями сохи,

    На дворе обедню стройную

    Запевают петухи.

    А в окне на вход скатые,

    От пугливой шумоты,

    Из углов щенки кудлатые

    Заползают в хомуты.

    Учитель: Читать Есенин начал с 5 лет, также подина присмотром дед и бабки. Долгое перфект годы, проведённые в доме деда, рассматривались в критике вдоль преимуществу как только лишь С стороны, словно считала советская критика, чуждых – религиозных влияний на будущего поэта. Но мы с уверенностью можем сказать, чего всё разумеется доброе, положительное, чего способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и в многом было разбужено в душе поэта не без доброго влияния дед и бабки.

    Ученик 4: Огромное и как только единица не решающее влияние на будущего поэта в юные лета оказала его мать, торовато наделившая сына песенным даром. Любовь к матери, к её проникновенным песням Есенин сохранил и пронёс чрез всю жизнь.

    Стихотворение «Письмо матери»

    Учитель: Вся рифмачество Есенина кажись естественной и безыскусной, словно вроде льётся из самого сердца, вызывает подлинное его содрогание, вдвоем с ней мы открываем первопричина нашего счастья на земле и прикасаемся к тайне собственной неустроенности, внутреннего и внешнего разлада.

    Ученик 5. Летом 1912 возраст Есенин окончил Спас – Клепиковскую учительскую школу, получил документ сельского учителя, так от распределения в сельскую школу отказался наотрез. Не потому, чего боялся несоответствие в глуши, а потому, чего понял, чего – он поэт. Он мечтал о поэтическом признании, печататься в журналах, встречаться с известными столичными поэтами. Он едет в Москву… Поступает в типографию, в корректорский отдел, враз посещает университет имени Шанявского, увлекается революционным движением, распространяет средь рабочих листовки, журналы, участвует в забастовках, демонстрациях. Одно за.

    Стихотворение «Поёт зима, аукает…»

    Слово учителя: К каждому человеку примерно сказать единожды в жизни приходит весна, единственная и неповторимая. Такой незабываемой и счастливой стала ради Есенина кострома 1915 года. Он ехал в Петербург…. Ехал без денег, без рекомендаций, с единственным багажом – стихами. Сразу пошёл к Блоку. Очень волновался, , так волнение прошло, как-нибудь он стал читать свои стихи, чистые, свежие, голосистые…. Это были песни души обыкновенного, простого рязанского паренька, души чистой, прекрасной , глубокой, светлой… Вскоре выходит наилучший четьи-минеи стихотворений «Радуница».

    Обращаемся к доске: Словарная работа. Радуница – календа поминовения умерших, естественно наилучший день засим Светлой Пасхи Христовой. Само навареа обозначает «блестящая», «просветлённая».Радуницей называли и первые весенние дни. Есенинская Русь – голубая, синяя.

    Ученик. «Гой ты Русь, моя родная..»

    Слово учителя: Поэт М.Дудин писал: «Торжество восхищения перед умением разумеется рассказывать о движении своей души заставляет все чувства словно бы замереть перед сим нежданно и на мгновение, равное вечности, увидеть полёт коня, прикоснуться к его движению, соединяющему период и миры.

    Стих «Тебе одной плету венок»

    Вопрос: Что мы видим в его стихах? Что слышим. Какими красками рисует он природу? Какие цвета преобладают?

    Примерный реакция ученика: Природа звенит в стихах Есенина голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручейков, шумом дождя, играет бесчисленными огнями радуги. Поэт верит в Россию, любит её такую, какая она есть: с крестами, с тихой речушкой и луговыми цветами.

    Учитель: Начиная с 1914 года, Есенин работает, поминутно оглядываясь на Блока, добиваясь его, блоковского, ощущения сини, простора и дали. Попробуем сопоставить эпитафия Блока «Россия»(Распечатать) и «Запели тёсаные дроги».(Сопоставительный блицанализ стихотворений)

    Учитель: Наверное, почти всяк несомненный акын в «час ученичества» выбирает своего Мастера. Есенин выбрал Блока. 15 марта1925 возраст в домище на Пряжке двадцатилетний акын приносит на суд Блоку свои стихи. Почему в «серебряном веке», как-нибудь «столько поэтов хороших и разных», Есенин выбирает именно Блока?

    Чтобы ответить на данный вопрос, сопоставим эпитафия Блока «Россия» и Есенина «Запели тёсаные дроги».

    В чём сходство? ( в мотиве дороги, в состоянии души)

    В чём разность? ( у Блока-спицы расписные,)

    Вывод: Сходство поразительное: и в мотиве дороги, и в ритмическом строе, и в состоянии души. Разность поэтов не в талантах, а в разных социальных и культурных истоках, питавших их творчество.

    «И ноша нестандартный любовно несу» (У Блока), «И не отдам я сии цепи»( у Есенина), а последняя строфу: Холодной скорби не измерить,

    Ты на туманном берегу.

    Но не любить тебя, не верить –

    Я научиться не могу.- считают блоковской вдоль духу.

    Ученица:Есенин принял революцию восторженно, так с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта Есенина в те годы. Ему было узко и не вдоль себе. Он исходил песенной силой. На его глазах умирала старая патриархальная Русь. Что ждёт в будущем? В это грозное перфект не выдержало, дрогнуло сердчишко поэта. Всё почаще стали появляться в его стихах нотки боли и смятения.

    Стихотворение «Я прощальный акын деревни»

    Ученик: Окрылённый большевистским Декретом о земле, он даже на вид изменился. Вот, каким его видел Вячеслав Полонский, техред журнала «Новый мир». Из него била мужицкая стихия, разбойная удаль. С обезумевшим видом он читает свою «Инонию», В которой выражал мечту о мужицком рае.

    Не устрашуся гибели,

    Ни копий, не стрел дождей, -

    Так говорит вдоль Библии

    Пророк Есенин Сергей.

    Время мое приспело,

    Не страшен мне лязганье кнута.

    Тело, Христово тело,

    Выплевываю из рта.

    Не хочу восприять спасения

    Через муки его и крест:

    Я иное постиг учение

    Прободающих извечность звезд.

    Я иное узрел приход -

    Где не пляшет над правдой смерть.

    Как овцу от поганой шерсти, я

    Остригу голубую твердь.

    Подыму свои руки к месяцу,

    Раскушу его, словно орех.

    Не хочу я небес без лестницы,

    Не хочу, дабы падал снег.

    Не хочу, с единица чтоб сноровисто хмуриться

    На озерах зари лицо.

    Я днесь снесся, словно курица,

    Золотым словесным яйцом.

    Я днесь рукой упругою

    Готов повернуть сполна мир…

    Грозовой расплескались вьюгою

    От плечей моих цифра крыл.

    Учитель: Но мечте этой не суждено было сбыться. В 1920 году Есенин писал: «Я потерял всё, чего меня радовало. Почему?» К теме «гибели старого мира» добавлен побуждение гибели лирического героя. В этом стихотворении акын будто панихиду заказал: компромисса посредь деревней и пролетарским разом не будет.»

    Стихотворение «Несказанное, синее, нежное….»

    Вопрос: Как построено стихотворение? Какой приём использует полиграф ради выражения своих чувств?

    Ученик: Наиболее доказательно понятие Есенина на новую биография выразился в стихотворениях «Русь советская» и «Русь уходящая». Самый томительный термопериод в творчестве Есенина показан в цикле «Москва кабацкая» и в поэме «Чёрный человек»:

    Друг мой, кунак мой,

    Я более чем и более чем болен.

    Сам не знаю, отколь взялась эта боль.

    То единица муссон свистит

    Над пустым и безлюдным полем,

    То ль, словно рощу в сентябрь,

    Осыпает мозги алкоголь.

    В декабре в той стране

    Снег прежде дьявола чист,

    И метели заводят

    Веселые прялки.

    Был периэк бог авантюрист,

    Но самой высокой

    И лучшей марки.

    Песня (в записи) на стихи Есенина в исполнении Малинина «Забава»

    Слово учителя: 1922 время стал ради страны годом страшных смертей в России, миллионами убитых, выкошенных голодом, болезнями. Разорение в городском и сельском хозяйстве, толпы сирот. Но… Россия находит силы ради спасения и возрождения. Понял это и поэт. Судьба России по-прежнему особая: горестная и светлая. «Родные мои, хорошие! — писал он из Германии своим знакомым,- пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод, людоедство, зато у нас есть душа».

    Стихотворение «Спит ковыль, поле дорогая…»

    Стихотворение «Отговорила лесок золотая»

    Вопрос: Как вам думаете, в чём особенность сих стихотворений?

    Примерный ответ: Эти стихи нельзя отнести как только лишь к теме празднование и пейзажных зарисовок, это философские размышления автора

    4. Заключительный путь урока.

    Слово учителя:

    Есенин погиб в 1925 году (Иллюстрации на доске) подле неизвестных обстоятельствах: разумеется единица самовольно себя лишил жизни, разумеется единица помог кто-то. В последнее перфект всплошную с ним появились сомнительные личности, он многонько пил, не складывалась личная биография поэта.

    Ученик: Трагедии произошла в гостинице «Англитер». Перед смертью акын написал своей кровью слова, адресованные потомкам: «Цветите, юные, и здоровейте телом…( превращение к оформлению на доске – к иллюстрациям)

    Много дум в тишине я продумал,

    Много песен ради себя сложил,

    И на этой на земле угрюмой

    Счастлив тем, чего я дышал и жил.

    Счастлив тем, чего целовал я женщин,

    Мял цветы, валялся на траве,

    М зверьё, словно братьев наших меньших,

    Никогда не бил вдоль голове.

    Знаю я, чего не цветут далее чащи,

    Не звенит лебяжьей шеей рожь.

    Оттого пред сонмом уходящим

    Я повседневно испытываю дрожь.

    Знаю я, чего в той стране не будет

    Этих нив, златящихся в мгле,

    Оттого и дороги мне люди,

    Что живут С мною на земле.

    Песня на стихи Есенина «Я в весеннем лесу»

    IIIэтап. Слово учителя (на фоне затихающей песни): Всего 30 лет жизни. Но каких лет! Есенин дорог нам своими стихами, в которых хранится вид родня земли, сякой прекрасной, какой-либо видел её Сергей Есенин. Он однажды заметил: «Большое видится на расстоянии». И он прав, хотя эта аксиома относится спервоначалу всего-навсего к нему самому. Чем более проходит лет, единица явственнее прозревает читатель: кто из поэтов был призван прийти в данный вселенная всего-навсего как только лишь на время, а кто – дабы чрез перфект пройти, став в какой-то степени не как только лишь нашей души, так и нашей жизни. Звучание чистого и светлого слова Есенина выходит в какой-то степени нас самих. Пусть огонёчек этой свечи довольно символом нашей любви к поэту и благодарностью за его стихотворения. Есенин не покинул нас, он с нами…

    (один из учащихся зажигает свечу подина портретом С.А.Есенина)

    IVэтап. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание.

    Файлы: Урок вдоль рассказу В.Маканина Кавказский пленный Документ Microsoft Office Word.doc
    Размер файла: 69120 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология