Автор конспекта:
Автор(ы): — Денисов Растям Мухарамович

Место работы, должность: — МБОУ г. Астрахань СОШ№66 учитель географии,

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: —

Формировать знание учащихся об понятиях гидробиологии.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебные пособия по гидробиологии.

Используемое оборудование: —

карты по гидробиологии.

Краткое описание: — Свет основа жизни в любом водоёме. От того как сильно проникает свет в водоём — зависит жизнь.

Световые условия в водной среде и их влияние.

Большое эко. знач. им. свет для фотосинтезирующих раст. Большинство жив. свет нужен для распознания среды и ориентации движ; часто он им. сигнальное значение, опр. многие стороны поведения гидробионтов. В ряде случаев свет явл. важным фактором развития.

Для коловраток Brachionus rubens прослежено влияние светового фактора на смену форм размножения. Сменой светового режима контролируются у каракатицы Sepia officinalis соки полового созревания и откладки икры. У моллюсков-прудовиков недостаток освещенности вызывает снижение плодовитости. В очень большой степени зависит от света окраски гидробионтов, которая у ряда животных может даже меняться, обеспечивая маскировку на том или ином фоне.

На гидробионтов влияет не только сила света, но и его спектральный состав. У солнечника Actinophrys sol, культуры которого освещались разным светом, численность особей снижалась с переходом от коротких волн к длинным. Рачки Daphnia pulex интенсивнее размножались, но были менее крупными при освещении их поляризованным светом. Сильное воздействие на гидробионтов оказывает УФ- облучение. По этой причине, крайне бедна эпифауна освещаемой поверхности коралловых рифов. В опытах асцидии, мшанки, губки и др. жив. быстро погибали в аквариумах, не экранированных от естественного света, но хорошо чувствовали себя, когда пластиковый экран предохранял их от влияния лучей короче 400 нм. К УФ-облучению выше устойчивостью пигментированных животных, и преимущественно ими представлена жизнь у поверхности воды при сильном освещении.

Сигнальное значение света преломляется через фотодинамический эффект, т.е. через те или иные двигательные реакции. у многих гидробионтов чётко выражен фототропизм, причём у планктонных форм он чаще положительный, у бентосных – отрицательный. У подавляющего числа фотонегативных бентосных животных личинки светолюбивые, благодаря чему они некоторое время держатся в толще воды, где находят для себя более благоприятные условия (пища, кислород). В усл. сильного освещения фотопозитивный орг. могут приобретать отрицательный фототропизм и уходить от света. (водоросли Gymnodinium kovalevskyi и Prorocentrium micans). Огромное значение имеет свет как источник инф. о среде, а также для ориентации движений. В связи с этим у гидробионтов хорошо для ориентации движений. В связи с этим у гидробионтов хорошо развиты различные фоторецепторы. Многие морские формы способы к свечению, или биолюминесценции. На глубине более 700 м она свойственна подавляющему большинству гидробионтов от простейших до рыб включительно.

Биологическое значение этого явл. разнообразно: привлечение особей другого пола (многие полихеты), защита (светящаяся завеса многих каракатиц), подманивание добычи (некоторые рыбы). У бактерий и простейших свечение, по-видимому, неспецифично, будучи подобным эффектом окислительных процессов. Биолюминесценция осуществляется в результате окисления кислородом люциферина в присутствии фермента люцифиразы.

У водных орг. фоторецепция развита несколько слабее, чем у позвоночных наземных жив. поэтому они страдают близорукостью. У большинства рыб ближняя граница резкого видения лежит в пределах от 0,1 м. до 5 см, хотя их глаза могут фокусироваться на бесконечность.

У глубоководных рыб с огромными глазами, так называемыми телескопическими глазами способность к восприятию слабых световых раздражений ещё выше. На глубинах более 6 км. зрячие жив., по-видимому, отсутствуют. Зрительный индекс (отношение зрячих форм к общему числу видов). для населения океанов уменьшается с глубиной; на широте 60°ю.ш. равное кол-во слепых и зрячих форм наблюдается на глубине 150 – 500 м, в тропинках – на глубине 1200 – 1400 м. Некоторые водные жив. различают поляризованный свет и ориентируют свои движения в соотв. с плоскостью поляризации. Например, моллюски Littorina littoralis и L. saxatilis чётко реагируют на изменение плоскости колебания поляризованного света. По Солнцу и голубому небу (поляризованный свет) ориентирует свои движения бокоплав Talitrus saltator: если поместить над рачком поляроид и начать его вращать, то соответственно поворачивается рачок. Такая же реакция обнаружена у рака Eupagurus bernhardus, краб Uca tangari.

Свет, падающий на поверхность воды, частично отражаясь от неё, проникает в глубину, где поглощается и рассеивается молекулами воды, а также находящимися в ней частицами. При отвесном падении радиации она отражается на 2%, с уменьшением угла падении до 30 и 5° — на 25 и 40% соответственно. Если гладкость водной поверхности нарушается (волнения), степень отражения падающей радиации заметно возрастает. Например, в отсутствие ветра она составляет ~ 5%, а при лёгком и сильном – соответственно 15 и 30%.

В озёрах и водохранилищах с прозрачностью 1 – 2 м. на глубину 1 м проникает на более 5 – 10% энергии всей поступившей радиации, глубже 2 м от неё остаётся только десятые доли процента, что составляет 0,015 – 0,04 Дж/см2 мин. В больших чистых озёрах и морях с прозрачностью 10 – 20 м. солнечная радиация проникает глубже и обычно в 10 м от поверхности равна 0,20 – 0,4 Дж/см2 мин, в 20 м – 0,04 – 0,08 и в 30 м – 0,002 – 0,004 Дж/см2 мин.

Обычно диск Секки исчезает из вида на глубине, куда проникает 5% общей солнечной радиации, падающей на поверхность воды. Верхняя зона, где освещённость достаточна для обеспечения фотосинтеза растений, носит название эвфотической, далее простирается сумеречная, или дисфотическая, зона и ещё глубже – афотическая, куда дневной свет не приникает. Способность многих орг. к биолюминесценции вызывает своеобразное явление свечение моря.

На 30-м меридиане хорошо заметно свечение наблюдалось от самой северной исследованной точки на 50° с. ш. до 20° с. ш. К югу свечение быстро ослабевало, и в экваториальных водах море совсем не светилось; вновь оно началось светиться южнее 8° ю. ш., но вплоть до 20° ю. ш. оставалось слабым; возможно, в распределении интенсивности свечения моря существует при механическом раздражении светящихся организмов, поэтому ночью хорошо виден свет, оставляемый движущимся кораблём. Интенсивное свечение моря в зоне прибоя видно с большого расстояния и может предупредить ночью хорошо виден свет, оставляемый движущимся кораблём Интенсивное свечение моря в зоне прибоя видно с большого расстояния и моежет предупредить ночью о близости берега.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология