Автор конспекта:
Автор(ы): — Белокрылова Валентина Николаевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ с.Красицкое Учитель русского языка и литературы

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1)сформировать представление о своеобразии решения «мефистофельской» темы в романе. 2)развивать навыки монологического высказывания. 3)воспитывать общечеловеческие ценности через обсуждение проблемы милосердия, всепрощения, справедливости.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Чалмаев, Зинин. Русская литературра 20 века. 2007г. М.

М.А.Булгаков Роман "Мастер и Маргарита"

Большой Академический словарь.

Используемая методическая литература: —

Журавлёв "Уроки литературы в 11 классе"

Журнал "Литература в школе" №2 2007г.

Используемое оборудование: —

Компьютер, Интерактивная доска, телевизор, проектор, фильм "Мастер и Маргарита"

Используемые ЦОР: —

Единая коллекция Цор. Литература. 11 класс. М.А. Булгаков.

Краткое описание: — Урок литературы для учащихся 11 класса, анализ основных эпизодов романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема урока: Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема милосердия, всепрощения и справедливости.

Тип урока. Методы обучения.Комбинированный урок. Репродуктивный, исследовательский.

Цели урока:

  • Формирование представлений о своеобразии решения «мефистофельской» темы в романе.
  • Р азвитие навыков монологического высказывания.
  • Воспитание общечеловеческих ценностей через обсуждение проблемы милосердия, всепрощения, справедливости.

Оборудование к уроку:

телевизор, компьютер, фильм «Мастер и Маргарита», текст романа «мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Я-часть той силы, что вечно

хочет зла и совершает благо.

Гете «Фауст»

1.Организационный момент

Учитель сообщает тему и цели урока, обращает внимание на эпиграф.

— «Мефистофельская тема» нова для литературы или подобные примеры были?

(Традиции мировой литературы в решении «мефистофельской» темы (И.В.Гёте, Э.Т.А.Гофман, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь).

2.Проблемный вопрос на доске:

Зачем в роман, посвященный жизненным проблемам, включены фантастические картины, связанные с пребыванием в Москве Воланда и его свиты?

3.Эмоциональный настрой:

Плечи максимально свести и развести. Руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

4. Проверка домашнего задания ( краткий пересказ).

Вспомните сцены романа, где показана нечистая сила.

—Кто же становится жертвой Воланда и его свиты?

(Жертвой Воланда становятся московские обыватели, литераторы, чиновники, воры, взяточники-люди с нечистой совестью).

5.По роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» поставлен одноименный фильм. Режиссёр: В.Бортко (Посмотрите фрагмент из фильма)

Совпадают ли ваши представления о героях романа с режиссерскими? (Да, я представляла себе Воланда таким суровым, невозмутимым, с пронзительным взглядом, кажется, что насквозь тебя видит. Свита его озорная, любит побезобразничать)

В какой главе романа присутствует этот фрагмент?

(Черная магия и ее разоблачение ) гл.12

Какое же представление устраивает Воланд со своими помощниками в варьете?

Какова цель появления Воланда и его свиты в Москве?

Явно недостаточно сказать, что цель появления в Москве дьявола- устроить представление-кутерьму в варьете Какова цель появления Воланда и его свиты в Москве?

Явно недостаточно сказать, что цель появления в Москве дьявола- устроить представление-кутерьму в варьете и убедиться в том, что, конечно же, время не меняет людей

(Силы, которая борется со злом, в жизни нет, поэтому Воланд и такие симпатичные помощники выступают в романе как судьи, которые несут справедливость и каждому воздают по заслугам.

Воланд хотел проверить нравственную природу человека.

Миссия Воланда заключалась в том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за 2 тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость. Это вечные вопросы: добро, зло, справедливость)

А для чего?

(Фантастические картины романа обнажают действительность, представляют ее в сатирическом, уродливом свете).

А как называется такой прием?

Что такое гротеск?( Слайд № 1)Приведите примеры из текста.

При помощи мистики, фантастики Булгаков осмеивает все, что утратило извечные истины, отвернулось от добра, ожесточилось и изолгалось.

Обратимся к сюжету романа и вспомним, как состоится знакомство Маргариты с Воландом? (Пересказ)

(Выразительное чтение по ролям гл.24 эпизод)

Работа над эпизодом

Какое чувство вызвал этот эпизод?

Почему Маргарита так поступила?

Воспользовался ли Дьявол промахом Маргариты или нет?

Почему?

Получается, что нечистая сила помогает Мастеру и Маргарите, поступает с ними справедливо.

Какими предстают в романе Воланд и его свита?

А сейчас заслушаем ребят, которые готовили письменный ответ на вопрос «Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость?»

Вспомним значение этих слов( Интерактивная доска )(Ученик работал со словарем)

По Академическому толковому словарю:

1) Всепрощение-полное прощение всего и всех.

2) Милосердие-готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.

3) Справедливость-от прилаг. «справедливый», т.е. действующий беспристрастно, в соответствии с истиной;

- соответствие человеческих отношений. Законов. Порядков морально-этическим, правовым и т.п. нормам, требованиям.

Ученики зачитывают свои работы.

Вывод: Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его, тайное делая явным. Он выступает в романе как судья, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам.

Рефлексия

«Меня особенно удивило и поразило то, что…»

Домашнее задание

1. В чем привлекательность образа Воланда?

2. Каков смысл эпиграфа романа? (Ответить письменно на вопрос по выбору)

3. Нарисовать обложку к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Файлы: Фотогалерея Булгакова.notebook
Размер файла: 7693 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология