Автор конспекта:
Автор(ы): — Шагабиев Айрат Миннахматович

Место работы, должность: — МОУ СОШ №4 учитель физической культуры

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физическая культура

Цель урока: — Формирование гармонично развитой личности в единстве духовных и физических сил.

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — 1-2 Введение 3. Сюжетно-ролевая игра 4. Содержание урока 5. Заключение 6. Приложения. Наглядные карточки и подводящие упражнения на гимнастической стенке и гимнастической скамейке на уроках гимнастики.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Кукмор

Тема: «Сюжетные уроки на занятиях спортивной гимнастики

в младших и средних классах»

Учитель I кв.категории

Шагабиев А. М.

п.г.т. Кукмор 2010 г.

Содержание.

1-2 Введение

3. Сюжетно-ролевая игра

4. Содержание урока

5. Заключение

6. Приложения.

Наглядные карточки и подводящие упражнения на гимнастической стенке и гимнастической скамейке на уроках гимнастики.

1.

Для достижения определенной цели и задачи на уроке физической культуры (ФК) я решил воспользовать­ся способностью детей, которая развита намного силь­нее, чем все другие качества – это воображение, мечта и фантазия.

Все дети любят пофантазировать, создавая в своем воображаемом мире воздушные замки, подражая и ставя себя на место своих любимых героев книг или киногеро­ев.

Дети могут фантазировать до бесконечности, и ре­бенку нужно только дать возможность для фантазии, ни­точку для воображения. И начнет тянуть он этот сюжет, разворачивать так, что в конце у него в руках вместо ни­точки окажется канат, и не воспользоваться этими спо­собностями учеников для учителя было бы ошибкой. Вот эту способность детей я и решил использовать для дос­тижения образовательных, воспитательных и оздорови­тельных задач на уроках ФК.

2.

Для более эффективного достижения результатов на уроке, наибольшего охвата учебной программы, повторения и совершенствования пройденного материала я воспользовался игровым и соревновательным методами, в особенности сюжетно-ролевой основой. А круговая форма проведения урока или урок по станциям с использованием карточной системы проведения занятия дает возможность вовлечь в работу класс с большим коли­ством детей и увеличить моторную плотность урока. В эту систему проведения урока можно привлечь и детей с ослабленным здоровьем, входящих в специальную меди­цинскую группу (СМГ), создав из них отдельную команду или распределив по 2-3 ученика в основную группу зани­мающихся, предложив специальное задание, написанное на карточке, или рассказать, а затем показать. Это дает возможность использовать их как помощников учителя, что помогает контролировать весь класс.

3.

Воспитание в школе является одним из важнейших направлений в системе образования.

Целью обучения в школе является формирование личности. Начинаясь в семье, этот процесс не может быть ограничен школьным воспитанием. Вместе с тем именно на школу и на другие вспомогательные учебные учреждения возложена роль формирования личности. Физическое воспитание способно своими средствами ре­шать общие задачи воспитания, оно нацелено на всесто­роннее и гармоничное развитие личности в единстве его духовных и физических сил. Воспитание дружбы, коллек­тивизма, взаимовыручки, взаимопомощи, дисциплины и многих других качеств ярко выражено на уроках ФК. А туризм является одним из тех видов спорта, где выявля­ются самые лучшие качества человека. И исходя из этого я решил использовать некоторые направления туризма на уроке гимнастики, в особенности в технике преодоле­ния препятствий, гор, рек, завалов, где взаимовыручка, взаимопомощь, страховка играют большую роль, и без чего туризм не был бы туризмом.

Соединив:

1. фантазию учителя и воображение учеников,

2. круговую форму проведения урока,

3. такой вид спорта как туризм,

получился урок, который нравится детям, а это самое главное в работе учителя: увлечь, заинтересовать и дать как можно больше знаний, здоровья ученикам.

4.

Далее постараюсь описать ход урока и приведу один из планов-конспектов урока ФК на занятиях спор­тивной гимнастики.

Структура урока выделяет три функционально свя­занные части – это вводно-подготовительная, основная и заключительная. Поэтому урок начинаем с вводно-подготовительной части, которая обеспечивает предпо­сылки для более продуктивной деятельности учащихся в основной части. Занятие начинаем с построения, рапор­та сообщения задач урока и приветствия где также можно повторить и строевые приемы на месте. После этого общее разогревание. Это беговые упражнения, но с умеренной нагрузкой и с восстановлением дыхания. За­тем перестраиваем класс в колонну по 3 или 4, в зависи­мости от количества занимающихся в классе, и дежурный по классу проводит разминку. В основном на уроках спортивной гимнастики используем комплексную зарядку на 38-41 и т.д. упражнений.

Таким образом, мы подвели класс для выполнения основной части урока.

Основная часть урока предназначена для углублен­ного решения образовательных, воспитательных и оздо­ровительных задач, предусмотренных учебной програм­мой и планом урока.

После разминки учитель начинает гово­рить слова, которые дети никак не ожидали:

- Ребята, сегодня на уроке идем с вами в поход!
После этих слов у детей в глазах появляется интерес,

внимание, удивление и ожидание. После следующих слов они успокаиваются, но внимание уже не теряют, и появ­ляется заинтересованность.

- В поход по стране спортивной гимнастики.
Посмотрите на шведскую стенку – это не стенка, это

гора, на которую нужно взобраться, а затем спуститься. А посмотрите на скамейку, разве это скамейка? – это по­валенное дерево, по которому нужно пройти над пропа­стью так, чтобы не упасть. Пробираясь сквозь ветки, вам придется через них перешагивать, перепрыгивать, про­ходить в приседе или ползти, не поцарапав себя, а канат – это дерево, на которое надо взобраться и осмотреться, найти правильное направление или найти место для от­дыха, которыми будут являться вольные упражнения на матах. Маты – это вам лагерь, где вы готовитесь к похо­ду, и от того, как вы подготовитесь к нему, так вы его и пройдете, все будет зависеть от вас и вашей команды, от ваших совместных действий в походе.

Ваша задача пройти этот поход, совершив как можно меньше ошибок в технике преодоления препятствий, в выполнении правильной страховки и помощи друг другу. Если вы не будете помогать друг другу, то слабые будут отставать от сильных, а, отстав от всех, они могут за­блудиться, и вам придется возвращаться и искать их, а неправильно выполненная техника преодоления препят­ствий приведет к тому, что вы будете медленно передви­гаться, с трудом преодолевая эти препятствия, и в итоге потеряете больше времени и силы. Если ваш друг упал в пропасть, сорвался с дерева и получил травму, это зна­чит, что вы неправильно выполнили страховку, и поэтому вам придется его нести на себе или нести на носилках, что также приведет к потере времени и сил, и это тоже затруднит ваше передвижение. Поэтому за каждое не­правильно выполненное упражнение, страховку, технику команде будут начисляться штрафные очки:

1. за неправильно выполненную технику упражнения – 3 балла (3 километра);

2. за неправильную страховку – 2 балла (2 километра);

3. за то, что отстал ваш партнер или заблудился - 1 балл (1 километр) и т.д.

Таким образом, если вы должны были за день пройти 10 км., то лишний заработанный балл будет уменьшать пройденное вами расстояние, и значит та команда, кото­рая наберет меньше штрафных баллов, быстрее других дойдет до цели, где лучшая команда получит соответст­вующую оценку: путь в 8 или 9 км. Оценивается в 5 бал­лов, путь в 6 или 7 км оценивается в 4 балла, а за путь в 4 и 5 баллов соответственно 3 балла.

После рассказа и показа класс разбивается на груп­пы по 4-5 учеников и распределяем их по станциям. На каждом спортивном снаряде ученик выполняет по 2-3 подхода, все это в зависимости от количества занимаю­щихся и количества станций.

Заострив внимание, на часто распространенные ошибки, ответив на вопросы учеников и пожелав им сча­стливого пути, по команде учителя они приступают к за­нятию.

Учитель тем временем проходит по очереди по всем станциям, проверяет, отмечает и исправляет ошибки, отмечает отличившихся, а если необходимо, то помога­ет учащимся.

Если у вас в классе есть освобожденные (дети с ос­лабленным здоровьем), их привлекаем как контролеров, прикрепив к каждой группе по одному наблюдателю, ко­торый следит за правильностью выполнения техники преодоления препятствия, страховки и техники выполне­ния упражнений. И в конце занятия он дает свою оценку по каждой станции, тем самым помогает преподавателю, а для себя получает теоретические знания. Ну, а если у вас в классе нет освобожденных, то роль наблюдателя выполняет ученик из числа занимающихся или капитан команды. Особенно помощники нужны, если у вас в зада­чу урока входит новая тема, и учителю чаще приходится быть при изучении нового материала или при контроль­ных уроках. Для большей эффективности урока, мотор­ной плотности в помощь контролеру и для того, чтобы дети не делали ошибок, можно использовать карточку, на которой написаны методические указания, и описать правильность и последовательность выполнения техники на данной станции. По ходу урока нужно постоянно под­питывать фантазию детей, заставляя воображение рабо­тать с новой силой, во благо поставленной задаче урока и интереса учеников к данному уроку.

Например, если вы заметили неправильное выпол­нение техники или страховки и хотите сделать замеча­ние, сделайте это с умыслом.

- Вот ты поднялся на гору и собираешься спускаться (имеется в виду шведская стенка), а твои товарищи ос­тались внизу. Разве помочь, подстраховать сверху не твоя обязанность? Где ты видел, что бы альпинисты бро­сали своих друзей? Поэтому вначале выполни страховку, а когда он поднимется, закрепится возле тебя, только то­гда ты можешь продолжить свое восхождение, а они бу­дут страховать тебя снизу.

Приводя такие примеры и все, что было сказано в на­чале основной части урока, заставляя воображение де­тей работать с новой силой, поправляя и помогая учени­кам, делая методическое указания, мы выполняем задачу основной части урока – обучение технике упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных и специальных двигательных качеств и воспитание нравст­венных, интеллектуальных и волевых качеств.

Более подробно хочу остановиться на гимнастической стенке и гимнастической скамейке, которые используем для развития двигательных качеств, подводящих и как вспомогательные спортивные снаряды и как воображае­мые препятствия: гора, завалы, мосты, переправы и т.п.

Начну с гимнастической стенки. На ней выполняем подводящие упражнения для каната, технику подъема в два и три приема и, конечно же, для развития двигательных качеств: подъем и спуск без помощи ног, сгибание и разгибание ног в висе, прогибание в висе. После чего дети переходят на канат, где после подводящих упраж­нений им немного легче забраться и усвоить технику ла­зания по канату.

Гимнастическая скамейка – это целый ворох подво­дящих и вспомогательных упражнений. Во-первых, под­водящие упражнения для гимнастического бревна. На одну или две соединенные скамейки можно поставить стойки, набивные или простые мячи на расстоянии 50 см – 1 м. так, чтобы через каждый шаг можно было бы через них перешагивать, а в промежутках выполнять различные упражнения – повороты в полуприседе и в приседе, раз­новидности равновесия, прыжки, шаги с замахом, сед упор углом, полушпагат и много других упражнений. Для усложнения и совершенствования переворачиваем гим­настическую скамейку и все то же самое выполняем на нижней части скамейки. Она более тонкая и по размеру напоминает гимнастическое бревно, и по ней нужно идти не спеша, мягко и аккуратно, чтобы стойка или мяч не упали. Скамейку также используем , как вспомогатель­ный и подводящий спортивный снаряд, для перекладины и для развития двигательных качеств. Лечь животом на скамейку, руки вверх и, подтягиваясь, передвигаться по скамейке. То же самое выполняем лежа на спине и так же передвигаемся, и все это без помощи ног. Эти пере­движения можно выполнять и с нагрузкой, когда партнер ухватывается за ногу своего товарища, и тот его тянет по всей скамейке (как прицеп автомобиля или как постра­давший).

И еще много упражнений как подводящих, так и вспо­могательных и для развития двигательных качеств можно использовать с помощью гимнастической стенки и гимна­стической скамейка. Я заострил ваше внимание на эти спортивные снаряды потому, что они есть в основном во всех школах, а в связи с проблемами инвентаря с помо­щью скамейки и стенки можно выполнить поставленную задачу в основной части урока (учебную, воспитательную и оздоровительную программу данной четверти). На одной из станций я обязательно предлагаю подвижные или спортивные игры. Ведь игры содействуют нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенству – все эти качества могут успешно формироваться на данных занятиях.

5.

В заключительной части урока приводим организм в оптимальное состояние для последующей деятельности, снижаем физиологическое и эмоциональное возбуждение. Подводим итоги урока и задаем домашнее задание.

Результатом таких уроков стало увеличения качества успеваемости учеников, дети стали на много общительней и отзывчивей , уменьшилось количество детей, освобожденных от занятий физической культуры по состоянию здоровья. Ежегодно наши ученики занимают призовые места в районных и Республиканских соревнованиях по таким видам спорта , как футбол ,баскетбол, волейбол, легкая атлетика , спортивный туризм. Среди наших учеников есть и победители Российских соревнований в таких видах спорта как самбо, дзюдо.

В заключение хочется отметить, что подобные сюжетно-ролевые игры следует как можно чаще менять и использовать на уроках « Спортивные игры».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Кукмор

Приложения

Наглядные карточки и подводящие упражнения на уроках гимнастики

в 6-х классах

Упражнение на гимнастической стенке.

1. Подъем в два приема, спуск без помощи ног.

2. Подъем в три приемы, спуск без помощи ног.

3. Подъем без помощи ног, спуск без помощи ног.

4. Вися. Сгибание ног. Поднимание ног. Прогибания.

Упражнение на гимнастическом бревне.

В 6-ом классе (д)

Подход: носок, сед упор углом, встать, 2-3 шага с замахом, 2-3 шага с приседом, поворот в приседе, равновесие заднее, переднее с заменой ног, поворот передвижение с прыжками и сменой ног, соскок прогнувшись.

Упражнение по акробатике.

В 6-ом классе (м)

Подход: горизонтальное равновесие, упор присед, два кувырка вперед слитно, кувырок назад, стойка на голове, упор присед, перекат назад, стойка на лопатке, сгибание правой, левой ноги, согнуть обе ноги, лечь на спину, мост, лечь на спину руки вверх переворот влево, в упор прогнуться (рыбка), прыжок в упор присед, кувырок вперед, прыжок руки вверх закончить.

Упражнение на перекладине.

В 6-ом классе (д)

Подход: вис согнувшись, вис прогнувшись, вис на подколенках, соскок через стойку на руках.

Упражнение на перекладине.

В 6-ом классе (м)

Подход: хват мах рукой, толчок другой, подъем переворот в упор, соскок в и.п. вис прогнувшись, вис согнувшись, вис на подколенках, соскок через стойку на руках.

Упражнение на гимнастической скамейке.

а) подтягивание в и.п. лежа на животе.

б) подтягивание в и.п. лежа на спине.

в) подтягивание в паре лежа на животе (второй держится за ноги партнера)

г) подтягивание в паре лежа на сине (второй лежа на животе)

д) подтягивание на гимнастической скамейке с уклоном.

Равновесие.

А) Согнув ногу – тело вертикально, опора на всю ступню выпрямленной стопы, свободная нога и приподнята вперед.

Б) Высокое равновесие – тело вертикально, свободная нога отведена назад до горизонтального положения

В) Равновесие («ласточка») – тело наклонено вперед в прогнутом положении, свободная нога поднята не ниже уровня плеча.

Г) Равновесие кольцом – тело прогнуто, свободная нога согнута и приближена к голове.

Д) Фронтальное равновесие с захватом – свободная нога поднята в сторону с захватом одноименной рукой под пятку.

Е) Заднее равновесие – тело наклонено назад до горизонтального положения, свободная нога (выпрямленная и согнутая) поднята не ниже горизонтального положения.

Кувырок с выходом на шпагат.

А, Б) Кувырок назад – из упора присев перекат назад в группировке до опоры руками и далее в положении упора присев.

В) Полушпагат – сед на пятке находящееся спереди согнутой ноги, другая сзади, туловище вертикально

Стойки.

А) стойка на лопатка – стойка с опорой на лопатки, затылок, локти и с поддержкой руками под спину.

Б) стойка на лопатках наклонно – то же, но тело наклонено под углом 45º к полу с поддержкой руками под спину. При выполнении стойки на лопатках ноги врозь или с согнутой ногой следует указывать, стойка на лопатках наклонно, согнув годы.

В) стойка на груди – выполняется с опорой грудью и руками, тело погнуто. Иное положение рук и ног: стойки на груди и без опоры (руки подняты), стойка на груди, ноги горизонтально (стойка прогнута, ноги горизонтально), стойка на груди кольцом (ноги согнуты и касаются головы)

Г) стойка на голове – тело прямое с опорой на руки и голову. Иное положение ног или тела в стойке: стойка на голове согнув ноги: стойка на голове углом, стойка на голове врозь.

,

Мосты.

А) Мост – дугообразное, максимально прогнутое положение исполнителя с опорой на ноги и руки спиной вниз.

Способы выполнения:

· Пригибанием из положения лежа на спине с опорой на согнутые ноги и руки:

· Наклоном назад из стойки ноги врозь, руки верху

· Поворот на 180º из упора присев

· Прогибанием через стойку на руках

Б) Мост на предплечьях – мост с опорой на ноги и предплечья

В) мост на одну ногу – мост с опорой на руки и ногу. Свободная нога поднята вперед или согнута.

Файлы: План-конспект урока.doc
Размер файла: 114688 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология