Автор конспекта:
Автор(ы): — Курышева Людмила Петровна

Место работы, должность: — МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8″

Регион: — Вологодская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

  • Приобщение к культуре русского народа, славян, к словесной культуре родного народа.
  • Усвоение принципов создания загадки.
  • Обучение созданию и разгадыванию загадки.
  • Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Кутузов А.М.Литература. 5 класс. — М., Дрофа, 2009

    Используемая методическая литература: —

  • http://www.websib.ru/fio/works/039/group3/klass5/urok_3.htm
  • http://verbalgames.narod.ru/zagadki6.html
  • И. А. Седакова. С.М. Толстая //Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т. 2. М., 1999, с. 233-237 http://ec-dejavu.ru/r/Riddle.html
  • Топоров В. К реконструкции «загадочного» прототекста// http://vive-liberta.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/topor/rekon.php
  • Сендерович С.Морфология загадки. //http://read.ru/id/463168/
  • http://logoped55.ru/index.php/zagadka/zagadka-sredstvo-razvitija-poznavatelnyh-processov
  • http://www.kostyor.ru/student/?n=303
  • Используемое оборудование: —

    Фотографии, картины, изображающие посиделки, обряд инициации с отгадыванием загадок.

    Краткое описание: — Урок — мастерская направлен на то, чтобы дети в процессе деятельности выявили особенности загадки, создали план действий и научились создавать загадки. Задачи: 1. Познакомить с многообразием загадок, целями их создания, историей. 2. Проанализировать структуру загадки через лингвистический эксперимент. 3. Организовать усвоение литературоведческих понятий: метафора, олицетворение, иносказание, загадка, отгадка, малый жанр, фольклор. 4. Совершенствовать речевые умения.

    Ход урока.

  • Творческая мотивация.
  • А. «Кольцо» загадок:дети отгадывают загадки, заранее приготовленные ими. Отвечающий загадывает загадку.

    Б. Вопрос учителя.Что такое загадка? Как вы думаете, для чего народ создал загадки? Когда они возникли? (дети размышляют, высказывают предположения) Как их создавали? Вот это мы и должны выяснить сегодня на уроке и научиться самим загадывать загадки.

    2. Работа в малых группах. Выдается детям лист с загадками и заданием.

    А. Задача – классифицировать загадки по темам, заполнив таблицу 1.

    Тема

    Загадки

    Что сравнивается, с чем?

    Как построена?

    Дерево

    Дорога

    Животные

    Пространство

    Время (суток, года)

    Средства труда

    Космические объекты

    Предлагаемые тексты загадок – в Приложении 1.

    Б. Обсуждение результатов.

    — О чем создавались загадки? Почему?

    Слово учителя. Оказывается, загадки — очень древний жанр, который связан с древним ритуалом преодоления Хаоса и упорядочивания мира путем называния каждого элемента. Происходило это только в определенное время, после Рождества, в мясоед, на Масленицу. Запрещалось загадывать загадки в Великий пост. Сербы Левча и Темнича верили, что нарушившего запрет укусит змея-шарка, в Косово воздерживались от этого ради благополучия скота и мира в семье (загадывание загадок в пост грозило ссорами). Во многих местах юж. Сербии считалось опасным и не допускалось загадывание загадок во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой; белорусы строго следили за тем, чтобы никто в доме не загадывал загадки, когда овцы начинают котиться. Русские Пермской губ. не позволяли загадывать загадки днем, летом, в пост (иначе коровы не будут возвращаться домой или их задерет в лесу волк; сам заблудишься в лесу и т. п.).Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п.; единицы времени; растения, животные; человек, его тело, одежда и пища, семья; предметы и орудия труда, занятия и ремесла, жилище и утварь и т. д. Слово имело магический смысл.

    3.Парная фронтальная работа.

    А. Установка учителя.

    Все загадки построены по-разному. Одни в виде вопроса, другие – в виде отрицания, одни описывают признаки, другие сравнивают его с чем-то, а отгадывающий должен это расшифровать. Попробуем в этом разобраться. Таблица 2.

  • Загадки только с точно названными признаками
  • Всю ночь летает,

    Мышей добывает,

    А станет светло,

    Опять ляжет в дупло. (Сова.)

    2. Загадки только с зашифрованными признаками(Отрабатываем понятие «метафора» — скрытое сравнение).

    В золотой тарелке стоят домики,

    А улицы нет. (Подсолнух.)

    3. Загадки с отрицательным сравнением

    Жидко, а не вода, Бело, а не снег. (Молоко.)

    4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками(имеют отрицания и иносказания).

    Не украшение, а серебряный,

    Не пастух, а стадо пасет.(Месяц и звезды)

    5. Комбинированные с точно названными и зашифрованными признаками

    Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

    6. Загадка — вопрос

    Чего не лень делать? (чесаться)

    Б. Самостоятельная работа в парах.

    Запишите в таблицу 1, как построена каждая загадка из тех, с которыми вы работали.

    В. Выводы. Строение загадки

    Дети проговаривают свои выводы о строении каждой загадки.Учитель подводит итог. Существуют некоторые принципы построения загадок:

    замещение (замена одного предмета другим);

    принцип выключения (признака, свойства предмета);

    отрицательное сравнение;

    противопоставление.

    4. Составление инструкции по составлению загадки.

    А. Слово учителя. «Завертыши» Давайте попробуем составить план действий, как составить загадку. Для этого предлагаю пустить по рядам листок, где каждая парта пишет действие, которое необходимо сделать, и заворачивает листок, чтобы не видно было следующим, вторая парта пишет другое действие. Так и получится инструкция.

    Б. «Завертыши».

    В.Озвучивание и корректирование инструкции.

    Инструкция по составлению загадки

  • Придумай, о чем ты хочешь создать загадку, и запиши на листок.
  • Перечисли отличительные признаки этого предмета или явления.
  • Придумай, с чем ты можешь сравнить этот предмет. На что он похож или, наоборот, совершенно не похож.
  • Составь небольшой текст о выбранном предмете, не упоминая его.
  • Задай вопрос об этом предмете.
  • Попробуй зарифмовать его.
  • Прочитай загадку себе вслух. Понравилось ли тебе? Как построена загадка?
  • Проверь орфограммы и пунктограммы.
  • 5. Самостоятельная работа. Придумывание загадок.

    6. Чтение, отгадывание и рецензирование получившихся работ. (План рецензии. Чем интересна загадка? Что нового внес автор? Какая рифма? Что не удалось?)

    7. Подведение итогов урока

    А. Рефлексия. Отметьте в выданных таблицах свои впечатления, мысли и чувства на уроке

    Было интересно, я понял, что такое загадка

    Было интересно

    Мне захотелось самому создать загадку

    Мне хотелось узнать побольше о малых жанрах фольклора

    Было скучно, я все это знал

    Б. Слово учителя.

    Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок. А прежде это тоже было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьёзностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного отгадывания!

    8. Домашнее задание. По выбору:

    -придумать загадку о семье;

    -найти загадку о семье, охарактеризовать ее тему, построение;

    -найти загадку о семье, выучить ее, сделать рисунок-отгадку.

    Файлы: Курышева Л.П. Тайна загадки. Творческая мастерская..doc
    Размер файла: 64512 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология