Автор конспекта:
Автор(ы): — Трошкина Елена Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области, зам. директора, педагог дополнительного образования

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Стимулирование познавательного интереса обучающихся к изучению тайн головного мозга

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сонин Н.И. учебник "Биология" 8кл Москва: Вентана-граф, 2000г

Используемая методическая литература: —

журнал "Биология в школе" №6 2004г

Козачек Т.В. Биология, поурочные планы по учебнику 8кл Н.И.Сонина, М.Р.Сапина, Волгоград: Учитель, 2006.

Используемое оборудование: —

школьная доска, магнитофон, запись музыкального отрывка "Болеро" Равеля, модели черепа и головного мозга человека

Краткое описание: — интересное занимательное занятие о тайнах коры головного мозга

ТАЙНЫ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Если не было бы разума, нас

заездила бы чувственность.

На то и ум, чтобы

обуздать его нелепости!

У.Шекспир

Цель:стимулирование познавательного интереса обучающихся к изучению тайн головного мозга.

Задачи:изучить особенности функции переднего мозга; сформировать знания о функциональной ассиметрии полушарий и связанными с ней особенностями функций зрения, речи, слуха; показать связь функциональной ассиметрии полушарий с целостным восприятием мира; продолжить развитие умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом.

Ход занятия.

1.Ориентировочно-мотивационный этап.

Человек рождается, растёт, учится, взрослее, смеётся и плачет, любит и ненавидит, решает сложные математические задачи и сочиняет музыку, стихи, живёт в реальной жизни не переставая мечтать, и это всё настолько естественно, что мы не задумываемся, где начало начал всех этих процессов. Но наступает пора, когда задаёшься вопросом: в чём заключается тайна моего собственного я? В классификации живых существ человеку присвоено почётное наименование Homosapiens. Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга.

Мозг человека имеет большие размеры и большой вес, он симметричен и эти признаки роднят его с животными, но у человека в отличие от животных правое и левое полушария мозга выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности, т.е. они функционально ассиметричны.

Сегодня на занятии мы постараемся это доказать выполняя учебные эксперименты.

2.Операционно-исполнительный этап.

Учебный эксперимент№1.

Возьмите бумагу и ручки. Выполним 4 задания теста «Ведущее полушарие». Ответы записать буквами «П» или «Л».

Задание 1.Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из 2-х больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своём листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Задание 2.Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете. Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции правый, если при левом – тип реакции левый.

Задание 3.Немного поаплодируем (хлопаем в ладоши). Обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху – правая или левая? Зафиксируйте этот результат на своём листке.

Задание 4.Примите так называемую «позу Наполеона»: скрестите руки на груди. Посмотрите, какая рука оказалась сверху – правая или левая. Результаты запишите.

РЕФЛЕКСИЯ.

Подведём итоги, используя данные вам приложения.

Комментарии к тесту:итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев столь большое количество левшей: Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, Микеланджело и Рафаэль, Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, Моцарт и Бетховен, Альберт Эйнштейн и Карел Бах, Чарли Чаплин и Грета Гарбо, Сильвестр Сталлоне и Джулия Робертс, Том Круз и Пол Маккартни и т.д.

ЗАДАНИЕ: обратимся к таблицам 1,2. Выясним, в чём же заключаются особенности левополушарного и правополушарного мышления.

Подведение итогов.

В обычных условиях жизни мы пользуемся левым полушарием, но в трудных условиях (стресс, адаптация к любым новым условиям, решение нестандартных интеллектуальных и поведенческих задач) переход на принципиально новый уровень происходит за счёт функций правого полушария. Особенность левого полушария – использование штампов, т.е. наиболее эффективных и оперативных гипотез, регулярно закрепляемых в непосредственной практике. Когда некое изображение попадает на сетчатку глаза, мозг должен восстановить его в целостный образ и либо отождествить с уже известным объектом, либо квалифицировать как неизвестный. Всё строится на линейном переборе пар элементов («это» — «не это»), происходящем с большой скоростью. Сам набор элементов, участвующих в сравнении, «хранится» и в правом, и в левом полушариях.

Учебный эксперимент№2.

При формировании образа, мозг использует набор правил, которые в психологии называются законами гештальта. Эти законы формулируются с помощью бинарных оппозиций (двойных противоречий). По закону фигуры и фона: в любом изображении есть значимая часть (фигура) и незначимая (фон). Закон группировки: любые объекты структурируются в группы либо на основе их пространственной близости, либо на основе сходства. Благодаря закону заполнения пробелов мы узнаём лицо человека, даже если его часть чем-то заслонена. Закон непрерывности позволяет мозгу сводить в один объект кусочно-видимые части стола, хотя журнал, лежащий на столе, «разрывает» целостную картинку.

Выполним несколько заданий, можно работать парами.

Задание 1.Рассмотрите рис.4 и угадайте, что на нём изображено (загадочная балюстрада). Рассмотрите рис.5 фотограф вместо объяснения в любви своей пассии отправил фото амфоры с надписью: «Наша любовь хрупка, как эта ваза. Береги её.» Что он имел в виду?

Задание 2. Рассмотрите рис.6 и 7, угадайте, что на них изображено (лошади и головы).

Задание 3. Угадайте, что изображено на рис.8 Прочитайте надпись на рис.9. если вы сможете прочитать надпись на рис.10, то сможете увидеть, что изображено на рис.11 (всадник, лифт, Христос).

Задание 4.Угадайте, о чём мечтает лягушка, изображённая на рис.12. рассмотрите рис.13 и закончите предложение: «Трудно будет французскому солдату на поле боя без…»

Задание 5.Рассмотрите рис.14 и 15. Вы видите на них букеты цветов, а художник имел в виду… (5 человеческих профилей и 3 профиля — семья Наполеона).

РЕФЛЕКСИЯ. Оба полушария не зависимы друг от друга. И в этом мы сейчас убедились, проводя эксперимент. Между ними складываются сложные противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они дружески участвуют в работе мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом.

Полушария выполняют функцию сотрудничества. Поэт, используя глубокие чувства, образы и метафору, полагается на правое полушарие, а на левое – в поисках слов, чтобы выразить то, что создаёт правое полушарие. Полушария могут быть также антагонистичными: например, интуиция и чувства подавляются, когда левое полушарие становится слишком агрессивным, пытающимся решить все при помощи логики и анализа. Но у взаимотормозящего влияния полушарий есть ещё одна особая миссия. Чтобы адекватно реагировать на изменчивые обстоятельства и разнообразные ситуации, с которыми жизнь сталкивает человека, необходимо то сочетать способности правого и левого полушарий, то максимально использовать способности одного из них.

ВЫВОД: ключ к истинному творчеству лежит в равновесии между двумя полушариями, а не в доминировании одного над другим.

Файлы: Кан әйләнеше түгәрәкләре.doc
Размер файла: 37888 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология