Автор конспекта:
Автор(ы): — Трошкина Елена Анатольевна
Место работы, должность: — МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области, зам. директора, педагог дополнительного образования
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: —
Стимулирование познавательного интереса обучающихся к изучению тайн головного мозга
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Сонин Н.И. учебник "Биология" 8кл Москва: Вентана-граф, 2000г
Используемая методическая литература: —
журнал "Биология в школе" №6 2004г
Козачек Т.В. Биология, поурочные планы по учебнику 8кл Н.И.Сонина, М.Р.Сапина, Волгоград: Учитель, 2006.
Используемое оборудование: —
школьная доска, магнитофон, запись музыкального отрывка "Болеро" Равеля, модели черепа и головного мозга человека
Краткое описание: — интересное занимательное занятие о тайнах коры головного мозга
ТАЙНЫ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Если не было бы разума, нас
заездила бы чувственность.
На то и ум, чтобы
обуздать его нелепости!
У.Шекспир
Цель:стимулирование познавательного интереса обучающихся к изучению тайн головного мозга.
Задачи:изучить особенности функции переднего мозга; сформировать знания о функциональной ассиметрии полушарий и связанными с ней особенностями функций зрения, речи, слуха; показать связь функциональной ассиметрии полушарий с целостным восприятием мира; продолжить развитие умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
Ход занятия.
1.Ориентировочно-мотивационный этап.
Человек рождается, растёт, учится, взрослее, смеётся и плачет, любит и ненавидит, решает сложные математические задачи и сочиняет музыку, стихи, живёт в реальной жизни не переставая мечтать, и это всё настолько естественно, что мы не задумываемся, где начало начал всех этих процессов. Но наступает пора, когда задаёшься вопросом: в чём заключается тайна моего собственного я? В классификации живых существ человеку присвоено почётное наименование Homosapiens. Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга.
Мозг человека имеет большие размеры и большой вес, он симметричен и эти признаки роднят его с животными, но у человека в отличие от животных правое и левое полушария мозга выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности, т.е. они функционально ассиметричны.
Сегодня на занятии мы постараемся это доказать выполняя учебные эксперименты.
2.Операционно-исполнительный этап.
Учебный эксперимент№1.
Возьмите бумагу и ручки. Выполним 4 задания теста «Ведущее полушарие». Ответы записать буквами «П» или «Л».
Задание 1.Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из 2-х больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своём листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.
Задание 2.Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете. Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции правый, если при левом – тип реакции левый.
Задание 3.Немного поаплодируем (хлопаем в ладоши). Обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху – правая или левая? Зафиксируйте этот результат на своём листке.
Задание 4.Примите так называемую «позу Наполеона»: скрестите руки на груди. Посмотрите, какая рука оказалась сверху – правая или левая. Результаты запишите.
РЕФЛЕКСИЯ.
Подведём итоги, используя данные вам приложения.
Комментарии к тесту:итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев столь большое количество левшей: Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, Микеланджело и Рафаэль, Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, Моцарт и Бетховен, Альберт Эйнштейн и Карел Бах, Чарли Чаплин и Грета Гарбо, Сильвестр Сталлоне и Джулия Робертс, Том Круз и Пол Маккартни и т.д.
ЗАДАНИЕ: обратимся к таблицам 1,2. Выясним, в чём же заключаются особенности левополушарного и правополушарного мышления.
Подведение итогов.
В обычных условиях жизни мы пользуемся левым полушарием, но в трудных условиях (стресс, адаптация к любым новым условиям, решение нестандартных интеллектуальных и поведенческих задач) переход на принципиально новый уровень происходит за счёт функций правого полушария. Особенность левого полушария – использование штампов, т.е. наиболее эффективных и оперативных гипотез, регулярно закрепляемых в непосредственной практике. Когда некое изображение попадает на сетчатку глаза, мозг должен восстановить его в целостный образ и либо отождествить с уже известным объектом, либо квалифицировать как неизвестный. Всё строится на линейном переборе пар элементов («это» — «не это»), происходящем с большой скоростью. Сам набор элементов, участвующих в сравнении, «хранится» и в правом, и в левом полушариях.
Учебный эксперимент№2.
При формировании образа, мозг использует набор правил, которые в психологии называются законами гештальта. Эти законы формулируются с помощью бинарных оппозиций (двойных противоречий). По закону фигуры и фона: в любом изображении есть значимая часть (фигура) и незначимая (фон). Закон группировки: любые объекты структурируются в группы либо на основе их пространственной близости, либо на основе сходства. Благодаря закону заполнения пробелов мы узнаём лицо человека, даже если его часть чем-то заслонена. Закон непрерывности позволяет мозгу сводить в один объект кусочно-видимые части стола, хотя журнал, лежащий на столе, «разрывает» целостную картинку.
Выполним несколько заданий, можно работать парами.
Задание 1.Рассмотрите рис.4 и угадайте, что на нём изображено (загадочная балюстрада). Рассмотрите рис.5 фотограф вместо объяснения в любви своей пассии отправил фото амфоры с надписью: «Наша любовь хрупка, как эта ваза. Береги её.» Что он имел в виду?
Задание 2. Рассмотрите рис.6 и 7, угадайте, что на них изображено (лошади и головы).
Задание 3. Угадайте, что изображено на рис.8 Прочитайте надпись на рис.9. если вы сможете прочитать надпись на рис.10, то сможете увидеть, что изображено на рис.11 (всадник, лифт, Христос).
Задание 4.Угадайте, о чём мечтает лягушка, изображённая на рис.12. рассмотрите рис.13 и закончите предложение: «Трудно будет французскому солдату на поле боя без…»
Задание 5.Рассмотрите рис.14 и 15. Вы видите на них букеты цветов, а художник имел в виду… (5 человеческих профилей и 3 профиля — семья Наполеона).
РЕФЛЕКСИЯ. Оба полушария не зависимы друг от друга. И в этом мы сейчас убедились, проводя эксперимент. Между ними складываются сложные противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они дружески участвуют в работе мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом.
Полушария выполняют функцию сотрудничества. Поэт, используя глубокие чувства, образы и метафору, полагается на правое полушарие, а на левое – в поисках слов, чтобы выразить то, что создаёт правое полушарие. Полушария могут быть также антагонистичными: например, интуиция и чувства подавляются, когда левое полушарие становится слишком агрессивным, пытающимся решить все при помощи логики и анализа. Но у взаимотормозящего влияния полушарий есть ещё одна особая миссия. Чтобы адекватно реагировать на изменчивые обстоятельства и разнообразные ситуации, с которыми жизнь сталкивает человека, необходимо то сочетать способности правого и левого полушарий, то максимально использовать способности одного из них.
ВЫВОД: ключ к истинному творчеству лежит в равновесии между двумя полушариями, а не в доминировании одного над другим.
Файлы: Кан әйләнеше түгәрәкләре.doc
Размер файла: 37888 байт.