Автор конспекта:
Автор(ы): — Дмитриева Светлана Николаевна

Место работы, должность: — предметник музыки МОУ «Погранично-таможенно-правовой лицей» г. Пскова

Регион: — Псковская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее глинообразование
Уровень образования: — основное общее глинообразование
Уровень образования: — дополнительное глинообразование детей
Уровень образования: — специальное (коррекционное) глинообразование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 чин

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.

Тип урока: — Комбинированный занятие

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемое оборудование: —

· Презентация;

· Карточки-раскраски (для дом. задания);

· Тексты песен;

· Буклет-подарок «Симфоническое кружок муз. инструментов»;

· Аудиозаписи:

- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;

- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

- Н.А. Римский-Корсаков. Тема изо сюиты «Шехерезада»;

- Ж. Оффенбах. Кан-Кан;

- П. Чайковский. Марш изо балета «Щелкунчик»;

- минусовая фонограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

Краткое описание: — План урока: 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. 2. Объявление темы и задач урока. 3. Актуализация знаний учащихся по теме урока. 4. Объяснение нового материала с использованием презентации. 5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу. 6. Подведение итогов. Постановка домашнего задания.

Ход урока:

Муз. приветствие: «Колокольчик».


Колокольчик нам поет,

Всех на музыку зовет.

Слышишь тонкий голосок?

Нам скважина начать урок.

Динь-дон, динь-дон…

Здравствуйте!

Исполнение песни «Наш особняк приглашает друзей».

Объяснение нового материала.

(Слайд № 1)

У. - Сегодняшний занятие мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»

У. - Давайте вспомним, что такое банда вообще?

Сообщение учеников:

Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.

В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил размазанный в странах Европы термин "капелла".

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.

У. — Правильно. Когда играет зараз не в пример инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это втк музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

(Слайд № 2)

У. — Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в совокупность оркестра. И, конечно, каждый банда имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.

(Слайд № 3)

У. — А в настоящее время небольшая «Звучащая викторина».

Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.

(Слайды № 4, 5, 6, 7, 8)

У. - Симфонический банда делится на четверка основные группы.

(Слайд №9)

У. - Струнно-смычковая цикл инструментов. Почему они отчетливо называются?

Д. — Эти инструменты называются струнные, т.к. конвергент у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.

У. –Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?

Д. — Духовыми их называют потому, что конвергент извлекают путем выдувания изо них воздуха.

У. – Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

У. - А какие инструменты зазвучат, разве по ним ударишь разве потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. — В симфоническом оркестре есть всего доброго клавишные и одиночные инструменты. А в настоящее время подробнее рассмотрим сии группы.

(Далее представляется странный вид и смысл инструментов симфонического оркестра.)

1. Струнно-смычковые инструменты:

(Слайд № 10)

скрипка, альт, виолончель, контрабас.

2. Деревянные духовые инструменты:

(Слайд № 11)

флейта, кларнет, гобой, фагот.

3. Медные духовые инструменты:

(Слайд № 12)

труба, тромбон, валторна, туба.

4. Ударные инструменты:

(Слайд № 13)

треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.

5. Клавишные и одиночные инструменты:

(Слайд № 14)

фортепиано, орган, арфа, челеста.

У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?

(Слайд № 15)

У. — А спешно «Музыкальная минутка»:

(Слайд № 16)

Представьте, что вас заколдовал волшебник, а представил на религия изменение в любой инструмент симфонического оркестра.

Какой инструмент вы бы предпочли?

Передайте жестами «звучание» этого инструмента.

(Звучит магнитозапись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан». Дети импровизируют подина музыку.)

У.Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов равно звучат все ноты: от “до” пред “си”.

Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют непосредственно трудные объединение в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка:

(Слайд № 17)

Кто нетесаный такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит банда и хор?

Знаем, это …

ДИРИЖЕР

(Слайд № 18)

У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, подобно тому подобно художник, по-особенному трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит истолковывание произведения, гармоничность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.

(Слайд № 19)

Вот капельмейстер поднял дирижерскую палочку… Напряженная молчание воцарилась в зале… Мгновение – мановение руки дирижера и грянет громыхание оркестра. Этим взмахом капельмейстер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже разве капельмейстер приехал изо видоизмененный страны, он допустимо разговаривать с оркестром безо переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, безусловно все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой капельмейстер подсказывает музыкантам, подобно они должны сыграть оный разве некоторый мелодичный эпизод.

У. - Теперь вы понимаете, что банда это не просто небольшую толику десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это объединение музыкантов вот главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вдвоем с музыкой подобно одну большое сердце. Взаимопонимание, слух локтя вырабатываются в оркестре не после общий календа разве одну выступление, а годами!

У. – Посмотрите на выдающихся российских дирижеров. (Слайд № 20)

- Евгений Светланов (1928-2002) –

выдающийся общесоветский и российский дирижёр , пианист и композитор , народный актер СССР );

- Вероника Дударова (1916-2009)-

ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса подобно имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;

- Владимир Спиваков (всемирно нашумевший тапер идирижер, меценат, знаменитый социальный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);

- Юрий Башмет ( известный не только подобно солист-альтист, а и подобно старшой созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").

У. — Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А капельмейстер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это экой шламосборник нот, где-нибудь расписаны все партии) и следит после правильностью исполнения каждой партии.

(Слайд № 21)

Все музыканты сидят так, безусловно видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А почему видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, капельмейстер управляет оркестром не только с помощью жестов, а и взглядом.

У.Как вы думаете? А безо дирижера банда сможет играть?

Д. -(дают характерный ответ)

У.- Оркестр – это инструмент, а капельмейстер на немой играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где-нибудь требуется играть тихо, а где-нибудь громко, и банда играет непосредственно так, где-нибудь необходимо играть быстрее, а где-нибудь медленнее, и вдругорядь банда делает все так, подобно хочет дирижер.

Попробуем поиграть в банда и дирижера?

Игра «Поиграем в оркестр».

(Слайд №22)

Учащимся предлагаются шумовые инструменты, выбираем «дирижера». Звучит магнитозапись «Марша» изо балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет “оркестром” “дирижер”.)

У. — А теперь, представим себе, что на сцену стало искренний симфонический оркестр. В прописной банда входят от 25 пред 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.

Первым стало концертмейстер первых скрипок, непосредственно главнейший тапер оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта капельмейстер облигатно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра после труд.

Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки , а женщины в красивых, строгих, черных платьях.

У. - Как вы думаете почему?

Д. — (Учащиеся дают свои ответы.)

У.Многие известные композиторы создавали великолепные произведения ради симфонического оркестра.

(Слайд № 23)

(Звучит предмет изо симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)

Но об одном изо них охота сказать отдельно.

Сегодня – 18 имя — исполняется 165 лет С дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Бросив карьеру морского офицера он всю свою долгоденствие посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков вот всем мире известный подобно композитор, капельмейстер и гелертер Петербургской консерватории. Творческое наследие композитора огромно. Оно охватывает 15 опер, 3 симфонии, серия оркестровых сочинений (среди них непосредственно популярны симфоническая партита «Шехерезада» и «Испанское каприччио», многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат тоже двойка сборника русских народных песен, прочный натуга «Основы оркестровки», руководство гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.

(Слайд № 24)

У. – А сейчас предлагаю вы небольшую толику заданий по теме сегодняшнего урока.

v «Третий лишний».

(Слайд № 25)

У. — Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Труба, валторна, флейта
  • Литавры, арфа, тарелки
  • Скрипка, контрабас, саксофон
  • Гобой, труба, кларнет
  • Барабан, альт, тарелки
  • Тромбон, фагот, валторна

v «Жанры симфонических произведений».

(Слайд № 26)

У. – На уроках мы спешно знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите изо предложенных вы только те жанры, которые допустимо исполнять симфонический оркестр:

  • Концерт;
  • Вокализ;
  • Песня;
  • Симфония;
  • Соната;
  • Пьеса;
  • Сюита;
  • Кантата;
  • Романс;
  • Музыка к опере;
  • Былина;
  • Музыка к балету;
  • Симфоническая сказка;
  • Увертюра
  • Музыка к кинофильму.

Домашнее задание:

(Слайд № 27)

Найти на рисунке изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.

Подведение итогов:

У. – Сегодня мы с вами узнали не в пример нового о симфоническом. Эти знания нам пригодятся, безусловно ещё лучше понимать кашмири музыки. Сегодня все детишки работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас достаточно небольшая проверочная работа. Я хочу подарить вам в кэш о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое кружок музыкальных инструментов».

И в завершение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»

(Слайд № 28)

Исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

Файлы: А4 -найди муз-е инструменты.doc
Размер файла: 909824 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология