Автор конспекта:
Автор(ы): — Дмитриева Светлана Николаевна
Место работы, должность: — предметник музыки МОУ «Погранично-таможенно-правовой лицей» г. Пскова
Регион: — Псковская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее глинообразование
Уровень образования: — основное общее глинообразование
Уровень образования: — дополнительное глинообразование детей
Уровень образования: — специальное (коррекционное) глинообразование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 чин
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.
Тип урока: — Комбинированный занятие
Учащихся в классе (аудитории): — 30
Используемое оборудование: —
· Презентация;
· Карточки-раскраски (для дом. задания);
· Тексты песен;
· Буклет-подарок «Симфоническое кружок муз. инструментов»;
· Аудиозаписи:
- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;
- Н.А. Римский-Корсаков. Тема изо сюиты «Шехерезада»;
- Ж. Оффенбах. Кан-Кан;
- П. Чайковский. Марш изо балета «Щелкунчик»;
- минусовая фонограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».
Краткое описание: — План урока: 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. 2. Объявление темы и задач урока. 3. Актуализация знаний учащихся по теме урока. 4. Объяснение нового материала с использованием презентации. 5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу. 6. Подведение итогов. Постановка домашнего задания.
Ход урока:
Муз. приветствие: «Колокольчик».
Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам скважина начать урок.
Динь-дон, динь-дон…
Здравствуйте!
Исполнение песни «Наш особняк приглашает друзей».
Объяснение нового материала.
(Слайд № 1)
У. - Сегодняшний занятие мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»
У. - Давайте вспомним, что такое банда вообще?
Сообщение учеников:
Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.
В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил размазанный в странах Европы термин "капелла".
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.
У. — Правильно. Когда играет зараз не в пример инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это втк музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
(Слайд № 2)
У. — Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в совокупность оркестра. И, конечно, каждый банда имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.
(Слайд № 3)
У. — А в настоящее время небольшая «Звучащая викторина».
Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.
(Слайды № 4, 5, 6, 7, 8)
У. - Симфонический банда делится на четверка основные группы.
(Слайд №9)
У. - Струнно-смычковая цикл инструментов. Почему они отчетливо называются?
Д. — Эти инструменты называются струнные, т.к. конвергент у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.
У. –Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?
Д. — Духовыми их называют потому, что конвергент извлекают путем выдувания изо них воздуха.
У. – Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
У. - А какие инструменты зазвучат, разве по ним ударишь разве потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.
У. — В симфоническом оркестре есть всего доброго клавишные и одиночные инструменты. А в настоящее время подробнее рассмотрим сии группы.
(Далее представляется странный вид и смысл инструментов симфонического оркестра.)
1. Струнно-смычковые инструменты:
(Слайд № 10)
скрипка, альт, виолончель, контрабас.
2. Деревянные духовые инструменты:
(Слайд № 11)
флейта, кларнет, гобой, фагот.
3. Медные духовые инструменты:
(Слайд № 12)
труба, тромбон, валторна, туба.
4. Ударные инструменты:
(Слайд № 13)
треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.
5. Клавишные и одиночные инструменты:
(Слайд № 14)
фортепиано, орган, арфа, челеста.
У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?
(Слайд № 15)
У. — А спешно «Музыкальная минутка»:
(Слайд № 16)
Представьте, что вас заколдовал волшебник, а представил на религия изменение в любой инструмент симфонического оркестра.
Какой инструмент вы бы предпочли?
Передайте жестами «звучание» этого инструмента.
(Звучит магнитозапись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан». Дети импровизируют подина музыку.)
У. — Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов равно звучат все ноты: от “до” пред “си”.
Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют непосредственно трудные объединение в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.
Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка:
(Слайд № 17)
Кто нетесаный такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит банда и хор?
Знаем, это …
ДИРИЖЕР
(Слайд № 18)
У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, подобно тому подобно художник, по-особенному трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит истолковывание произведения, гармоничность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
(Слайд № 19)
Вот капельмейстер поднял дирижерскую палочку… Напряженная молчание воцарилась в зале… Мгновение – мановение руки дирижера и грянет громыхание оркестра. Этим взмахом капельмейстер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже разве капельмейстер приехал изо видоизмененный страны, он допустимо разговаривать с оркестром безо переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, безусловно все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой капельмейстер подсказывает музыкантам, подобно они должны сыграть оный разве некоторый мелодичный эпизод.
У. - Теперь вы понимаете, что банда это не просто небольшую толику десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это объединение музыкантов вот главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вдвоем с музыкой подобно одну большое сердце. Взаимопонимание, слух локтя вырабатываются в оркестре не после общий календа разве одну выступление, а годами!
У. – Посмотрите на выдающихся российских дирижеров. (Слайд № 20)
- Евгений Светланов (1928-2002) –
выдающийся общесоветский и российский дирижёр , пианист и композитор , народный актер СССР );
- Вероника Дударова (1916-2009)-
ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса подобно имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;
- Владимир Спиваков (всемирно нашумевший тапер идирижер, меценат, знаменитый социальный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);
- Юрий Башмет ( известный не только подобно солист-альтист, а и подобно старшой созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
У. — Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А капельмейстер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это экой шламосборник нот, где-нибудь расписаны все партии) и следит после правильностью исполнения каждой партии.
(Слайд № 21)
Все музыканты сидят так, безусловно видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А почему видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, капельмейстер управляет оркестром не только с помощью жестов, а и взглядом.
У. — Как вы думаете? А безо дирижера банда сможет играть?
Д. -(дают характерный ответ)
У.- Оркестр – это инструмент, а капельмейстер на немой играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где-нибудь требуется играть тихо, а где-нибудь громко, и банда играет непосредственно так, где-нибудь необходимо играть быстрее, а где-нибудь медленнее, и вдругорядь банда делает все так, подобно хочет дирижер.
Попробуем поиграть в банда и дирижера?
Игра «Поиграем в оркестр».
(Слайд №22)
Учащимся предлагаются шумовые инструменты, выбираем «дирижера». Звучит магнитозапись «Марша» изо балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет “оркестром” “дирижер”.)
У. — А теперь, представим себе, что на сцену стало искренний симфонический оркестр. В прописной банда входят от 25 пред 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.
Первым стало концертмейстер первых скрипок, непосредственно главнейший тапер оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта капельмейстер облигатно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра после труд.
Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки , а женщины в красивых, строгих, черных платьях.
У. - Как вы думаете почему?
Д. — (Учащиеся дают свои ответы.)
У. — Многие известные композиторы создавали великолепные произведения ради симфонического оркестра.
(Слайд № 23)
(Звучит предмет изо симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)
Но об одном изо них охота сказать отдельно.
Сегодня – 18 имя — исполняется 165 лет С дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Бросив карьеру морского офицера он всю свою долгоденствие посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков вот всем мире известный подобно композитор, капельмейстер и гелертер Петербургской консерватории. Творческое наследие композитора огромно. Оно охватывает 15 опер, 3 симфонии, серия оркестровых сочинений (среди них непосредственно популярны симфоническая партита «Шехерезада» и «Испанское каприччио», многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат тоже двойка сборника русских народных песен, прочный натуга «Основы оркестровки», руководство гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.
(Слайд № 24)
У. – А сейчас предлагаю вы небольшую толику заданий по теме сегодняшнего урока.
v «Третий лишний».
(Слайд № 25)
У. — Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
- Труба, валторна, флейта
- Литавры, арфа, тарелки
- Скрипка, контрабас, саксофон
- Гобой, труба, кларнет
- Барабан, альт, тарелки
- Тромбон, фагот, валторна
v «Жанры симфонических произведений».
(Слайд № 26)
У. – На уроках мы спешно знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите изо предложенных вы только те жанры, которые допустимо исполнять симфонический оркестр:
- Концерт;
- Вокализ;
- Песня;
- Симфония;
- Соната;
- Пьеса;
- Сюита;
- Кантата;
- Романс;
- Музыка к опере;
- Былина;
- Музыка к балету;
- Симфоническая сказка;
- Увертюра
- Музыка к кинофильму.
Домашнее задание:
(Слайд № 27)
Найти на рисунке изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.
Подведение итогов:
У. – Сегодня мы с вами узнали не в пример нового о симфоническом. Эти знания нам пригодятся, безусловно ещё лучше понимать кашмири музыки. Сегодня все детишки работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас достаточно небольшая проверочная работа. Я хочу подарить вам в кэш о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое кружок музыкальных инструментов».
И в завершение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»
(Слайд № 28)
Исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».
Файлы: А4 -найди муз-е инструменты.doc
Размер файла: 909824 байт.