Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова С.А.
Место работы, должность: — МБОУ СОШ №3, учитель музыки
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, связанных с «путешествиями» в музыкальный театр.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Музыкак, 4 класс. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение,2011г.
Используемая методическая литература: —
Методика преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев Издательство: Академия 2002г.
Методическое пособие «Музыка 4 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение,2011г.
Т.А. Затямина "Современный урок музыки" М., "Глобус" 2010г.
Настольная книга школьного учителя-музыканта Алиев Ю.Б.Издательство: ВЛАДОС, 2000 г.
Используемое оборудование: —
Фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор.
Используемые ЦОР: —
Энциклопедия Кругосвет
Единая коллекция ЦОР
Краткое описание: — Урок проводится в 3 четверти,раздел"В музыкальном театре". На уроке дети знакомятся с жанрами оперетты и мюзикла. Определяют сходство и различие этих жанров.
Цель: Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, связанных с «путешествиями» в музыкальный театр.
Задачи:Расширить представление учащихся о музыкальных жанрах.Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке.Формировать умение сравнивать различные музыкальные жанры.
Ход урока:
1.Организационный момент. Актуализация внимания.
Прием «Нестандартный вход в урок»
-Ребята, сегодня мы познакомимся с интересным, новым для вас, музыкальным жанром. Но для этого нам необходимо попасть в удивительный мир! Закройте глаза, вслушайтесь…
(Звуки настраивающегося оркестра, аплодисментов, театрального звонка.)
-Звонок последний прозвучал,
И замер в ожиданье зал.
Вот робкие аккорды прозвучали,
Бесшумно, плавно занавес подняли.
-Куда же мы отправляемся? (В театр)
-А что бы попасть в театр, в первую очередь, что необходимо сделать? (Купить билет).
-Чтобы получить билет,
Нужен на вопрос ответ!
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Приём «Согласен – Не согласен»
-Итак, для того чтобы получить билет , необходимо ответить на вопросы. Если вы согласны отвечайте – да, если нет – дайте правильный ответ.(слайды 1-5)
· Автором оперы «Иван Сусанин» является С.Рахманинов?
· Мазурка, полонез – это танцы из балета «Петрушка»?
· «Гаянэ» А.Хачатуряна — это балет?
· Марфа – героиня оперы «Хованщина» М.Мусоргского?
· Автором балета «Петрушка» является И.Стравинский.
— Вы прекрасно справились с заданием, и получаете билет в «Театр музыкальной комедии», так звучит и тема нашего урока. (слайд 6)
Итак, занавес открывается!(слайд 7)
( видеофрагмент из оперетты )
3. Открытие новых знаний.
-Ребята, мы посмотрели фрагмент, к какому жанру его можно отнести? (слайд 8) Что делали актеры во время спектакля? (Они и поют, и танцуют, и говорят). Значит это ни опера и не балет!
— Верно, это новый для вас жанр – оперетта.(слайд 9)
-Оперетта — это музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают. «Оперетта» — итальянское слово и означает буквально маленькая опера. (слайд 10)
-Родилась оперетта во Франции. Наверное, потому у неё такой веселый характер. Свое развитие она получила в XIXвеке в самом музыкальном городе мира – Вене.(слайд 11)
— Сегодня мы обратимся к одной из самых популярных оперетт австрийского композитора Иоганна Штрауса. (слайд 12) Во всем мире его называют «королем вальсов». Один из самых знаменитых его вальсов – вальс из оперетты «Летучая мышь». Послушайте этот вальс. (видео)
Обратите внимание, что в блистательно-яркой, жизнерадостной, восторженной музыке можно отчетливо выделить несколько запоминающихся мелодий. При этом главная тема вальса (нотная запись представлена на с. 108) повторяется несколько раз. С какими жизненными обстоятельствами звучания этого танца связана такая его композиция? (Вальс звучит на балу, где много разных людей; повторяющаяся мелодия словно объединяет их в едином действии — танце.)
— Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
— Это «серьезная» или «легкая» музыка?
— Подберите, по очереди, одно слово, которое отражает ваше впечатление о вальсе.
-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? ( Прием «Шаг за шагом» — ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют средство выразительности, от каждого ряда по одному человеку, побеждает тот, кто первый дойдет до доски).(Подведение итогов).
— Скажите, какой знакомый вам жанр сценической музыки близок оперетте? (мюзикл)
-Оперетта закружила Европу в танцевальных ритмах и незаметно перелетела за океан, в Америку. Там она стала называться мюзиклом(слайд 13), что в переводе с английского означает «музыкальный». В отличие от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и драмой.
— ( слайд 14) Сейчас мы обратимся к мюзиклу Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди». (Мюзикл показывался на Бродвее в течение шести с половиной лет, выдержав 2717 постановок, билет на «Мою прекрасную леди» было невозможно купить на шесть месяцев вперед).
— Сюжет мюзикла напоминает историю Золушки: простая лондонская цветочница преображается в прекрасную леди.
( Видео из мюзикла «Я танцевать могу» )
— Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали эту музыку? Выберите слова, отражающие ее характер, настроение? (слайд15)
— Сравните её с вальсом из оперетты «Летучая мышь»? ( Итоги)
4. Проверка усвоения нового материала
-Вчем сходство и различие таких жанров как оперетта и мюзикл.
Приём “Диаграмма Венна”Описание:Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.
Сходства
Различия
Оперетта
Мюзикл
-Почему в оперетте и мюзикле танцевальность естественно сочетается с песенностью. В чем здесь секрет?
5. Вокальная работа.
Можно предложить вспомнить учащимися песенку о звукоряде и нотах из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса. При разучивании можно использовать различные приемы интонирования фрагментов песни: пение по леснице-звукоряду (метод болгарской «столбицы» Б. Тричкова), пение по руке (методика «хорового сольфеджио» Г. Струве), пение с ручными знаками (по методу относительной сольмизации)» и др. Возможно также применение такого игрового приема, как «эхо»: учитель поет мелодию, учащиеся – как эхо ее повторяют. Эту песню можно спеть вместе с фонограммой, где солирует Дж. Эндрюс, исполняя роль гувернантки-воспитательницы.
6.Формируется умение задавать вопросы.Приём «Хочу спросить»
Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». Например:
— Был ли ты когда-нибудь в театре?
— Какой спектакль ты хочешь увидеть?
— Нравиться ли тебе театр?
— какую роль ты хотел бы сыграть?
Приём «Мысли во времени»
Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту. Учитель называет ключевое слово, как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени, ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы. Ключевое слово: театр
— Почему я записал именно эти слова?
— О чем я думал, когда писал эти слова?
— Чтобы я хотел в записях изменить?
— Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?
7.Рефлексия. Прием «Два смайлика»
8. Домашнее задание: Придумай и нарисуй афишу к оперетте или мюзиклу.
Файлы: урок
Размер файла: 24132 байт.