Автор конспекта:
Автор(ы): — Михайлова Татьяна Евгеньевна
Место работы, должность: —
МБОУ лицей №6 г. Шахты. Учитель математики
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Геометрия
Цель урока: —
подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации о телах вращения и критическому восприятию новой;
создать условия для развития умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;
создать условия для развития коммуникативных навыков в процессе работы в малой группе,
умение связно и логично излагать свои мысли;
помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Геометрия 7-9,Л.С. Атанасян, «Просвещение»
Геометрия 10-11,Л.С. Атанасян, «Просвещение»
Гайштут А., Литвиненко Г. Стереометрия. Задачник к школьному курсу 10–11-го класса. М.: АСТ-ПРЕСС,1998. 156 с.
Используемая методическая литература: —
Киселев А. П. Элементарная геометрия. Книга для учителя / А. П. Киселев. М.: Просвещение, 1980. Крамор В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс по геометрии / В. С. Крамор. М.: Просвещение, 1992. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. / Н. Ю. Пахомова – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005.
Используемое оборудование: —
медиатека, компьютер и мулътимедийная приставка, ресурсы Интернета.
Используемые ЦОР: —
Интерактивные учебные пособия: «Наглядная Математика»,»Живая Математика», ресурсы Интернета.
Краткое описание: —
Работая педагогом в Школе дополнительного образования «Эрудит» для детей с повышенным уровнем развития интеллекта, пришла к выводу о том, что использование технологии развития критического мышления позволяет погрузить детей в ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности; предполагает смену ролевых позиций учащихся; настраивает на доверие участников группы друг к другу; и все это благодаря приемам, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
На примере конкретного занятия выделяются основные этапы технологии критического мышления. Уделяется большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Проанализировав имеющиеся в распоряжении педагогов пособия по работе с одаренными детьми по математике и подготовке их к олимпиадам, можно сделать вывод, что обычно их содержание организовано следующим образом: это сборники заданий для учащихся повышенной сложности и на смекалку с прилагаемыми ответами или, в лучшем случае, коротким решением. При этом основным методом обучения детей остается репродуктивный: запоминание способа решения заданной конкретной задачи и тренинг (повторение способа решения при многократном выполнении однотипных заданий). При таком методе следующим этапом работы учителя является предложение детям карточек с набором заданий разных типов с целью идентификации ребенком по внешним признакам известных типов заданий и извлечения из памяти заученных способов их решения. Но «развитая память еще не есть образованность, точная информация еще не есть знания» (У. Глассер). В предлагаемой методике работы с одаренными детьми по математике главной задачей является раскрытие принципов действия, решение задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических рассуждений на пути к нему.
Безусловно, знания имеют ценность только тогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана и применяется в различных видах деятельности. Перестройка школы, совершенствование учебно-воспитательного процесса требуют от учителя особое внимание уделять развитию критического мышления учащихся.
Технология развития критического мышления учащихся позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой — применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:
мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
самостоятельное, ответственное;
аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия — дискуссия.
Работая педагогом в Школе дополнительного образования «Эрудит» для детей с повышенным уровнем развития интеллекта, пришла к выводу о том, что использование технологии развития критического мышления позволяет погрузить детей в ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности; предполагает смену ролевых позиций учащихся; настраивает на доверие участников группы друг к другу; и все это благодаря приемам, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
На примере конкретного занятия выделяются основные этапы данной технологии. Работая в русле критического мышления, уделяется большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле, работа с одаренными детьми, обученными основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Занятие по геометрии
по теме «Тела вращения»
на основе технологии
развития критического мышления учащихся
Занятие по теме «Тела вращения», 9 класс,
по технологии развития критического мышления
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Цель занятия: подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации о телах вращения и критическому восприятию новой;
Задачи занятия:
создать условия для развития умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;
создать условия для развития коммуникативных навыков в процессе работы в малой группе, умение связно и логично излагать свои мысли;
помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
Системы действий учителя и учащихся
Этапы Действия учителя Действия учащихся
Этап «Вызов»
(актуализация субъектного опыта) 1. Что общего между водонапорной башней и куском проволоки; стаканом и частью трубы; новогодним колпаком и носовой частью ракеты?
2. Нарисуйте в тетрадях цилиндр и конус так, как вы их себе представляете? Почему их называют телами вращения?
3. В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу») с тремя одинаковыми колонками. На экране интерактивной доски таблица
Знаю Узнал новое Хочу узнать
Ц
К
4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о цилиндре и конусе.
5. Вспомните план исследования геометрических тел и обменяйтесь своими мнениями в паре, заполняя таблицу
6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о цилиндре и конусе?)
Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.
Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». 1. Вспоминают все, что связано с цилиндром и конусом в окружающей обстановке
2. Каждый в тетради рисует цилиндр и конус, обсуждая вопрос в паре.
3. Рисуют маркировочную таблицу.
4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о цилиндре и конусе.
5.Обмениваются друг с другом своими знаниями.
6. Учащиеся по очереди (попарно) информируют класс о том, что знают о цилиндре и конусе, при этом не повторяя предыдущего.
Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы.
Этап «Осмысление» 1. Давайте попытаемся классифицировать имеющиеся у нас знания о цилиндре и конусе по каким-либо основаниям.
2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией). 1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.
2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.
Этап «Чтение с пометками» 1. Прочитайте текст и одновременно сделайте в тексте пометки (не более 10 минут).
Пометки: (записаны на доске)
«V» — “знаю”;
«-« – противоречит моим первоначальным представлениям;
«?» – «хочу узнать»;
«+» – «это для меня новое».
3. А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы : «Хочу узнать» и «Узнал новое».
4. Давайте обсудим, что вы записали во 2 колонку.
Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы «Узнал новое».
5.Давайте обсудим, что вы записали в третью колонку таблицы «Хочу узнать» Заполняет в ходе обсуждения третью колонку таблицы на доске.
«Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?»
6. Дает установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе».
1. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.
3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.
4. Участвуют в обсуждении.
5. Участвуют в обсуждении.
6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.
7. Выбирают тему для сообщения в соответствии с возникшими вопросами.
Этап «Рефлексия» 1.Давайте составим и заполним сравнительную таблицу.
тело общее различие
цилиндр
конус
2.Рефлексия в форме синквейн.
Давайте подведем итог нашего изучения в следующей форме.
Сочините стихотворение из пяти строк, но чтобы
в первой строчке было одно существительное,
во второй строчке два прилагательных,
в третьей строчке три глагола,
в четвертой строчке словосочетание,
в пятой резюме (краткий вывод)
1. Проводят рефлексию.
Заполняют таблицу
2. Прямоугольник,
знакомый и родной
Вращали, крутили, получили
Цилиндр круглый и прямой
Сечения его мы начертили
Различные по отношению к оси
И элементы изучили,
Работали мы под девизом
«не спеши!»
Поверхность
И цилиндрическую, и коническую
Изучали, чертили, уяснили,
Что конус фигура вращения
Сходства, различия с цилиндром определили
Мы можем теперь без смущения
Назвать элементы конуса
Благодаря групповому общению
Наши знания вроде бонуса.
Этап
«Новый вызов» Вернемся к тем примерам, которые рассматривали в начале: о водонапорной башне, о кукольном колпаке. Какие данные необходимы для того чтобы узнать сколько краски потребуется для покраски этих объектов.
В качестве домашнего задания предлагается сделать развертки цилиндра и конуса.
В ходе обсуждения приходят к выводу о необходимости умений находить площадь поверхности цилиндра и конуса
Записывают домашнее задание.
Файлы: крит мышление1.pptx
Размер файла: 291995 байт.