Автор конспекта:
Автор(ы): — Степанова Светлана Витальевна
Регион: — Кемеровская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Литература
Краткое описание: — Открытый урок литературы Класс: 5б Учитель: Степанова С.В. Тема: «А в раю тогда было утро…» (По притче А. Рюноске «Паутинка») Цель: 1. Раскрыть философский смысл притчи. 2. Развивать речь, мышление, умение высказывать свою точку зрения. 3. Воспитывать любовь к людям. Ход урока 1. Орг. момент. — Сегодня на уроке мы с Вами поговорим о притче А. Рюноске «Паутинка», попробуем раскрыть ее смысл. 2. Введение в диалог. — Мы с вами договаривались, что вы после прочтения произведения приготовите вопросы друг другу, вопросы учителю, вопросы автору. Учащиеся представляют свои вопросы. На некоторые из них мы отвечаем сразу, а проблемные записываем в карту вопросов. Составляем карту вопросов: Автор Вопросы друг другу Учителю Автору Аня Когда и где происходит действие в притче? Что бы это могло символизировать? Что хотел сказать читателю автор? Павел Кто являются главными героями притчи? Что можно о них сказать? Почему автор через Будду не дает Кандату второй попытки на спасение? Света На что надеялся Будда, опустив Кандату паутинку? Наташа Кто такой Будда? Саша Почему у Будды было «печальное лицо»? 3. Ведение диалога Раскрываем значение пространственных характеристик. Действие происходит утром, в райском саду и в аду. Что может символизировать утро? УТРО — начало нового — надежда — восход солнца — смена но на день, т.е. тьмы на свет — перерождение души — смена старого на новое — утро вечера мудренее — смена черного на белое ПОЛДЕНЬ — солнце в зените — пойдет время к закату — начало подведения итогов и т.д. РАЙСКИЙ САД (Составляем аппликацию) — Как вы себе представляете утро в раю, давайте составим картину. По представлению детей составляем картину рая: солнце, цветы, бабочки, пруд, паучок. Также работаем и с картиной ада. Из рая в ад пропускаем паутинку. Таким образом, на доске получается картина мира. 3.1. Начинаем отвечать на вопрос: «Кто являются главными героями? Что можно о них сказать?» Составляем характеристику Кандату на основе текста ( просим зачитать отрывки авторской характеристики). Записываем характеристику Кандату напротив рая и напротив ада, те. Сравниваем ее в разных пространствах. Делаем вывод, что он не изменился. Возникает вопрос: «Почему?», «Почему так поступил Кандату на пороге выбора?» Выделяем версии ребят: например, было сказано, что он не изменился, хоть и наступило утро; что в таких условиях не может наступить перерождение души. Можем поговорить об этом: Может ли наступить перерождение души в аду? ( должна пойти перекрестная дискуссия) Оформляем смыслы ребят в карту аргументов. Автор Аргументы за против В ходе ведения диалога должны появится следующие смыслы: ( по предположения учителя) — перерождение души в условиях ада случиться не может; — именно в таких условиях человек захочет измениться, так как он сам страдает; — за преступление должно быть наказание — паука спас – от паучка была паутинка, т.е. добро возвращается добром. 3.2. Работаем по Будде — Кто так Будда? Его миссия. БУДДА — Бог — дает жизнь — вершит суд, наказывает — дает возможность исправиться — оказывает помощь — неземной человек Только за одно доброе дело Будда хочет облегчит участь грешника. Будда уходит с «печальным лицом», т.к. ее надежды разрушены. Говори о том, что рай – это и жизнь. Говорим о нормах поведения в обществе. 4. Выход из диалога Идет самоопределение по одиночке: я остаюсь на своей позиции; я думаю, как Лена…; и т.д. 5. Домашнее задание. Небольшое сочинение: «Как вы думаете, даст ли Будда вторую попытку Кандату на спасение из самого низа ада?»