Автор конспекта:
Автор(ы): — Сучкова Лариса Анатольевна
Регион: — Ставропольский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
Задачи:
Образовательные:познакомить учащихся с согласным глухим твёрдым звуком [ц], буквами Ц, ц; объяснить случай написания сочетаний це, ци, и цы; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и предложений и составление схемы предложения;развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, речь, внимание, мышление;Воспитывать культуру поведения при работе в паре, в группе.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Оборудование:учебник « Азбука» ( автор – Ю.А. Агарков), герои — интриг Маша и Миша, конверты с заданиями, школьные принадлежности, презентация к уроку.
Краткое описание: — Урок обучения грамоте. УМК "Перспективная начальная школа"
I. Актуализация знаний и постановка проблемы.
— Какое у вас настроение, покажите.
— От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения. И поможет вам ваша улыбка, добрые слова.
-Улыбнитесь друг другу. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
Так, мы сможем сохранить наше хорошее настроение.
-Сегодня на уроке мы будем изучать новый материал.
-Определим цели нашего урока.
-Изучим новые звуки
-Будем учиться отличать новые звук и букву от других звуков
-Читать слоги, слова и предложения с новой буквой
— Сформулируйте тему урока самостоятельно.
— Маша и Миша решили вам помочь и приготовили для вас небольшое задание.
(На экране картинки с изображением цапли, синицы, цыпленка, цветка, огурца, зайца.)
— Назовите предметы, изображенные на картинках, в указанном порядке и постарайтесь их запомнить.
— А сейчас закройте глаза.
— Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.
-Первоначально картинки стояли так: цапля, синица, цыпленок, цветок, огурец, заяц. Сейчас они расположены так: цапля, синица, заяц, огурец, цветок, цыпленок. Поменялись картинки с изображением цыплёнка и зайца, цветка и огурца
-Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
II.Исследовательская работа: Обратите внимание на схему.
— Какое исследование вы должны провести на уроке? (Выслушать версии детей. Если не прозвучит нужного ответа, то учитель спрашивает учеников).
— А знаете ли вы, какие особенности имеет звук [Ц]?
Об этом вы скоро узнаете, если проведёте наблюдения над словом, а какими, догадайтесь:
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.
(цапля)
III.Работа по знакомству с новой буквой и звуком.
— Произведем звукобуквенный анализ слова «цапля»
Задания:
1. Разделить слово на слоги, определить ударный слог
2. Дайте характеристику первому звуку в слове
3. Посчитать, сколько мягких согласных звуков и сколько твердых согласных звуков в этом слове; рассказать, чем похожи и чем различаются гласные в слове цапля
(в этом слове гласные звуки [а], но первый из них стоит после твердого согласного и поэтому обозначен буквой а, этот звук ударный, второй звук [а] стоит после мягкого согласного и поэтому обозначен буквой я, этот звук безударный)
-Прочитаем слоги и понаблюдаем за их звучанием.
— Сравните и определите на слух, какой звук [ц ]: твёрдый или мягкий.
— Какие слоги прозвучали одинаково? Сделайте вывод
Вывод: звук [ц] твердый согласный, у него нет мягкой пары.
Тренажёр по определению нахождения звука.
Физминутка
IV.Работа по закреплению полученных понятий
а) Работа по учебнику с.110
Работа в парах
1ряд слово ЦЫПКА
2 ряд слово ЦЕПЬ
3ряд слово ЦИРК
-Проведите свои наблюдения и составьте в парах звуковую модель слова:
Проверьте себя
б ) Чтение слов в слоговом столбике:
-Подберите слова-названия предметов к словам: ОВЕЧЬЯ и ЦВЕТНАЯ
в)Объясните значение слова РЫЦАРЬ
Работа в парах
Рыцарь- воин в Западной Европе в Средние века
-Составьте предложение по рисунку, который находится у вас в учебниках.
— А теперь задание для вас, составьте модель этого предложения из цветных моделей, соответствующих словам-названиям.
Бесстрашный рыцарь мчится к замку.
- Проверьте себя
— Похлопайте себе, если вы правильно справились с заданием.
г ) Чтение слов на цветном фоне.
— Что предлагает этот значёк?
-Сейчас вы работаете самостоятельно:
— Найдите лишнюю пару слов
(белый-целый).
-Подтвердите свой ответ
— Покажите модели этих слов-названий.
д ) Игра «Узнай слово»
-Вы прочитали слова на розовом фоне .
Звуковая схема на доске соответствует слову, которое я задумала.
Условия игры: Задавайте мне не больше одного вопроса, чтобы узнать задуманное слово .
(задуманное слово ЦАПЛЯ)( 12 слайд)
д ) Чтение пословиц и поговорок. (работа в группах)
— Объясните смысл пословиц.
-Что объединяет данные пословицы?
Вспомните другие пословицы, которые мы уже знаем.
Маша и Миша получили задание, но затрудняются в его выполнении. Давайте поможем им:
У каждой группы карточки с пословицами.
— Ребята, поработайте в группах
1. восстановите свои пословицы.
2. Объясните смысл пословиц.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, ВЕСНА У КРЫЛЬЦА
НАПИСАНО ПЕРОМ, ИЗ ЛУЖИЦЫ НАПЬЁТСЯ
КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТАК НЕ ЛЕЖИ НА ПЕЧИ
ЩИ ДА КАША – НЕ ВЫРУБИТЬ ТОПОРОМ
ЛЕС РУБЯТ – ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ
КАК АУКНЕТСЯ, ПИЩА НАША
ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ, ЧТО МАЧЕХА: ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ.
В МАРТЕ И КУРИЦА ЩЕПКИ ЛЕТЯТ
УВИДЕЛ СКВОРЦА — СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ
V.Итог урока. Рефлексия
-Какие исследования проводили на уроке?
-Какие цели ставили перед собой?
-Достигли ли вы целей?
— Предлагаю вам оценить каждому свою работу. Оцените свою работу на уроке.
-Понравился ли вам урок?
-Покажите своё настроение, улыбнитесь друг другу.
Вы сегодня хорошо поработали.
-Спасибо за урок.