Автор конспекта:
Автор(ы): — Генералова Вера Павловна
Место работы, должность: — МОУ «Гимназия№2″,учитель русского языка и литературы
Регион: — Тверская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Тема: Исправление речевых и грамматических ошибок .Урок — практикум Цель: 1) Вырабатывать навык нахождения и исправления речевых и грамматических ошибок. Оборудование: запись на доске, дидактический раздаточный материал, тестовые задания, словарь Ушакова и Ожигова.
Тема: Исправление речевых и грамматических ошибок .Урок — практикум
Цель: 1) Вырабатывать навык нахождения и исправления речевых и грамматических ошибок.
Оборудование: запись на доске, дидактический раздаточный материал, тестовые задания, словарь Ушакова и Ожигова.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.
1) Анализ записи: Ф-С-P / I-V-R; 0-0-0 /0-0-0 5/5
2) Условные обозначения:
Ф – фактическая ошибка
С – ошибки в содержании:
[ ] – лишнее
V- пропуск
Z – нужен абзац (кр. строка)
Z – не нужен абзац
< - расширить
- нарушена последовательность в изложении материала
Р – речевые ошибки
Г – грамматические ошибки
2. Анализ примеров фактической ошибки на доске и на слух:
В эпоху правления Петра Первого А.Н.Пушкин вышел на Сенатскую площадь против декабристов за свободу рабочих и крестьян.
- Ск. Фактических ошибок здесь допущено? Ответ обоснуйте, опираясь на точные факты. (вопрос группе)
· Роман Алексея Толстого «Война и мир».
· Роман Фомы Мих. Достоевского..
· Сыновья Тараса Бульбы – Андрей и Степан
· Гл. герой романа «Отцы и дети» — Евгений Онегин
· Чин следовал ему – он службу бросил
3. Групповая форма работы над речевыми ошибками
- Найдите ошибки и устно их исправьте. Дайте возможность высказаться 1-2 уч-ся от группы.
a) Ошибки, вызванные употреблением слова в несвойств. ему значений, ведутк неточности речи.
В следующих предложениях найдите такие ошибки и устраните их. (карточки) на первую карту – 2 чел. (3 мин.); (польз. словарем).
o Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
o Иллюстрации хорошо иллюстрируют главные эпизоды повести.
o Надо иметь хорошего наставника, чтобы освоить профессию.
o Художник подарил музею свой автопортрет.
o В образе Базарова изображен типичный представитель революционеров-демократов 60-х годов.
b) Ошибки в смешении паронимов.
На доске:
Паронимы – разные по значению слова, близкие по произношению или по родству корней.
Задание: выберете одно из двух, данных в скобках (вдох, вздох) сожаления (искусно, искусственно) рисовать. (невежда, невежа) в музыке. (слов. Даля!) Сообщения
(праздный, праздничный) образ жизни, (сытно, сыто) пообедать
4. Знакомство с грамматическими ошибками
§ Кол. Анализ предл. с гр. ошибками (по цепочке).
§ На доске: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»,- записал в жалобной книге один из Чеховских героев.
Какую грамматическую ошибку он допустил?
Заполните!
Деепричастие, как и глагол-сказуемое, должно относиться к одному и тому же подлежащему, указывать на действие одного и того же лица.
Эпиграфы: Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека.
Повышению культуры речи способствует постоянный самоконтроль, особенно при письме. Будьте внимательны ко всему, что вы пишете.
Вводное слово. В этом году мы изучаем русский язык, как предмет, готовимся к экзаменам. Вы должны показать высокий уровень развития речи, уровень культуры.
Взять словарь синонимов у Е.И. толк. словарь (подставьте ответ на вопрос об эпохе).
Выписка из словаря Даля (совр. время)
Без высокой культуры речи…
Урок – практикум. Работа над ошибками
Повышение культуры речи способствует….
Ф-С-P / I-V-R
Ф.
Р. Г.
Паронимы- (вздох, вдох) сожаление. Толк. слов.
Искусно, искусственно; невежда, невежа.
Выписка из словаря Даля.
Напечатать 5-6 карточек Е.П.
Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричасных оборотов.
1. День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения.
2. Прочитав этот роман, меня, как живые, окружили его герои.
3. Подумав, ноги Чацкого сами направлялись к Софи.
1) Тестирование (по группам). (5 мин.)
2) Д/з. По учебнику Гречко упр…
Редактирование текста
Тестирование
3) Итог: С каким чувством вы пришли на урок? А с каким уходите?
4) Вот мы и приблизились к сочинению, сделали шаг навстречу. Каким он был этот шаг? Трудный? Нужный? Важный?
Файлы: Documents.odp
Размер файла: 124496 байт.