Автор конспекта:
Автор(ы): — Черепович Елена Станиславовна

Место работы, должность: — КГК ОУС(К)школа-интернат 8 вида №9

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: —

Цели. Образовательные — закрепить знания о составе почвы; сформировать представление об образовании почвы в природе под воздействием определённых факторов;

Коррекционные – развивать речь, память, внимание, наблюдательность; логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе

Воспитательные – вызывать у учащихся ощущение причастности к природе

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 9

Используемое оборудование: —

Оборудование. Кинопроектор, компьютер, слайды; картинка с изображением жука; карточки с начальными буквами, обозначающие времена года; опорная схема «Состав почвы»

Краткое описание: — Постановка темы урока У. Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем о составе почвы, и узнаем, как она образуется.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Ход урока.

1.Организационный момент

Учитель.Встаньте, поздоровайтесь, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Начинаем урок природоведения. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными и дружными.

2.Постановка темы урока

У.Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о составе почвы, и узнаем, как она образуется.

3. Повторение изученного материала

У.Отгадайте загадку.

Сам чёрен, да не ворон,

Есть рога, да не бык,

Шесть ног без копыт.

Д.Жук!

На доску прикрепляется картинка с изображением жука.

У.А теперь ребята, послушайте, пожалуйста, мой рассказ о приключениях жука.

Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он очень славный: неугомонный и любознательный. Но скучно, грустно и одиноко ему было. «Неужели эта сырая и противная земля – мой дом?!» постоянно думал он.

И решил он отправиться в путешествие, прокладывая себе путь наверх. И…. неожиданно в пути он обнаружил других обитателей.

С ними и вы сейчас встретитесь!

Каждый из вас получит листочек с заданием. Соединив точки по цифрам, вы узнаете, кто встретился жуку во время путешествия.

У.Каждый из них, знакомясь при встрече с жучком, кое-что может рассказать о себе. Попробуйте озвучить предметы, изображенные под цифрами 1,2,3,4,5,6.

Дети представляют

Ученик 1.Я – воздушная капелька. Помогаю корням растений дышать.

Ученик 2.Я – капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться.

Ученик 3.Я – песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений.

Ученик 4.Я — комочек глины. Хорошо удерживаю воду.

Ученик 5.Я – кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом, необходимым для роста и развития растений.

Ученик 6.Мы – остатки растений и животных. Всегда дружим. Вместе образуем перегной тёмного цвета.

У.Замечательно! Спасибо, друзья! Ребята, а что интересное вы заметили, когда соединили точки по цифрам?

Д.У нас получилась буква П!

У.Кто из вас догадался, что же является домом для этих обитателей?

Д.Почва!

У.Да, это действительно так! Очень обрадовался жучок: «Теперь – то я знаю, что и мой дом – почва, и я здесь живу среди друзей». Конечно, ребята, почва – дом для многих обитателей. Перечислите, пожалуйста, «жителей» этого дома.

Вывешивается опорная таблица «Состав почвы».

Состав почвы

воздух

вода

соли

песок

глина

перегной

Д. Воздух, вода, песок, глина, соли, перегной.

У. А кто еще есть в почве?

Д. Кроме того, что мы назвали, в почве есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие), корни растений.

У. А какую роль играют микробы?

Д. Под действием микробов остатки растений образуют перегной.

У. Молодцы! Вы много знаете. Что же такое почва?

Д. Почва – верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения.

— Почвой мы можем назвать верхний плодородный слой земли.

У. Я очень довольна вашими ответами. Но разрешите мне продолжить свой рассказ…

4. Знакомство с новым материалом.

У. Конечно, все время жить в темноте жучку не хотелось, и, увидев в трещинке земли лучик яркого солнышка, он быстро поспешил наверх, попрощавшись с жителями своего дома. И, прокладывая путь наверх, он неожиданно задумался: кто же помог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? На эти вопросы жучок решил искать ответы…

Как же прекрасно было на поверхности! Светило солнышко, дул легкий ветерок, внезапно полил и также быстро прекратился дождик… Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка. Она стояла грустная и заплаканная. Попыталась она рассказать жучку, что произошло с ее мамой – старой горой, да не очень хорошо у нее это получилось. Уж очень была огорчена.

Что же она могла поведать жучку? Давайте сейчас, призвав на помощь свою фантазию, воображение, а главное – знания, поможем маленькой горке! Будем все вместе сочинять «Сказку о том, как образовалась почва». А образовывалась она долгие – долгие годы и во все времена года. Давайте вспомним, какие времена года вам известны.

Д. Зима, весна, лето, осень.

У. Сколько их?

Д. Четыре времени года.

У. У вас на партах карточки с начальными буквами, обозначающими времена года. Расположите их, начиная с самого теплого времени года.

Дети работают на партах, располагая времена года в предложенной последовательности.

— Что же у вас получилось? Прокомментируйте, пожалуйста.

Д. Самое теплое время года – лето. Его сменяет осень. За осенью следует зима. После зимы наступает весна.

У детей на партах — л, о, з, в.

У. Молодцы! Оставьте, пожалуйста, карточки на партах. А сейчас вы будите моими помощниками в сочинении сказки. Какими словами обычно начинается сказка?

Д. Жила – была…

Этими словами один ученик( заранее подготовленный ребенок будет работать в паре с учителем у доски) начинает нашу сказку, а вы хором будете дополнять его рассказ, называя изображенный на рисунке предмет, который я буду показывать, а затем выкладывать на магнитной доске.

Ученик: Учитель: Дети:

Жила- была… …гора.

Её ласково согревало…. ….солнышко.

Нежно обнимал….. ….ветерок.

Часто поливал… …дождик.

У. В какое время года это могло происходить?

Д. Летом.

У. Продолжаем нашу сказку.

Но вот пришла …. …весна.

Днём гору ещё согревало…. …солнце.

Но ночью прилетал злой, холодный… ..ветер.

И приносил с собой …….. …..дождь.

Осень сменила… …..зима.

с её морозами и метелями

И снова наступила… …..весна!

У.Днём с весёлыми ручейками и ласковым солнышком, ночью с холодами.

Спасибо ребята, за активную помощь в сочинении начала сказки. Кто хочет повторить сказку по опорным картинкам?

Рассказывает один ученик.

— Ах, как не нравились горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём греться на солнышке. Все это не прошло даром: у горы появились морщины – трещины.

Она очень переживала и плакала, а трещины становились всё глубже и глубже…. Ветер часто проносил над горой кучи песка. Многие песчинки прятались то ветра в трещинках горы.

Однажды там спряталось и зёрнышко травы…

Давайте сейчас проследим, что же могло произойти с зёрнышком дальше.

У детей на партах набор из картинок с нарисованными зёрнышком, дождиком, зелёной и жёлтой травкой и т. д.

У. Рассмотрите, пожалуйста, картинки и назовите предметы, изображённые на них.

Д. Зёрнышко, дождик, трава, снег.

У. Давайте проследим за превращением зёрнышка в сгнивший стебелёк. Расположите эти картинки последовательно.

Дети не партах в нужной последовательности выкладывают картинки. Учитель делает тоже самое на магнитной доске.

-У. кого получилось так? Сравните.

На доске.

-А кто сможет рассказать, как зёрнышко превращается в перегнившие остатки растения?

Д. Весной зёрнышко спряталось в трещинку. Вскоре дождик полил его, и выросла зелёная травка. Осенью она пожелтела. А потом и вовсе упала. Зимой под снегом высеялись новые зёрнышки, а стебельки сгнили.

У. И так повторялось тысячи лет.

А мы сейчас повторим превращения зёрнышка движениями.

5.Физкультминутка

Дети присели на корточки, затем медленно встают, вытягивают руки вверх, встают на цыпочки. Потом постепенно приседают и снова оказываются на корточках. И так несколько раз.

У.Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась (хором)

Д.Почва.

У.Она укреплялась, выращивая новые травы, цветы и деревья: ведь она была молодая и сильная. В ней поселились различные животные: насекомые, дождевые черви, жуки, кроты, землеройки и другие. Они повышали плодородие. Поселились и живые организмы – микробы. Под действием микробов остатки растений превращались в перегной… А гора, старая и добрая, уступала почве место. Вскоре от горы ничего не осталось, кроме маленьких камешков среди густых трав и молодых деревьев… Вот так и образовалась почва.

На доске появляется схема образования почвы.

— Теперь мы знаем, почему грустит и печалится молодая горка. Узнал и наш маленький жучок. Спасибо вам, дети, за помощь в сочинении сказки.

— А сейчас я предлагаю вам следующее задание.

На партах у детей – карточки для индивидуальной работы. В верхнем левом углу нарисована буква «П» желтого и красного цвета (по уровню трудности)

Дети работают по карточкам.

Карточка 2

Вставь пропущенные слова.

Из _______________, _____________, ______________, ___________,

__________________________________________ образуется слой, который называется почвой.

Слова для справок:

камешки, песок, глина, растения, живые организмы.

Карточка 1

Вставь пропущенные слова.

  • _____________,___________________,____________________, разрушаются.
  • Из __________________,___________________,________________,_____________,
  • ______________________________________ образуется слой, который называется почвой.

    Слова для справок:

    горы, скалы, камни;

    камешки, песок, глина, растения, живые организмы.

    6.Закрепление пройденного материала

    — А сейчас я предлагаю вам следующее задание: укажите цифрой 1 или 2 правильный ответ.

    На слайде высвечиваются задания

    1. Почва образуется от разрушения земли.

    2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

    Дети показывают карточку с цифрой 2

    1. Почва – это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

    2. Почва – это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

    Дети показывают карточку с цифрой 1

    1. Образуется почва очень медленно.

    2. Образуется почва очень быстро.

    Дети показывают карточку с цифрой 1

    — Молодцы! вы отлично справились с этим заданием. Я очень рада.

    Обрадовался и наш жучок: новые задания обогатили его, поспешил он назад, к себе в домик, ставший ему таким родным и близким. Больше почва не казалась жучку чёрной, сырой и неприятной.

    А нам, людям, нужно защищать почву от разрушения. Ведь почва…. Давайте, ребята, вспомним, как мы называли почву.

    Слайд

    Почва-слой жизни.

    Почва- наша кормилица

    Почва-земля –землица

    Почва-это чудесная кладовая

    Почва-это царство растений и животных.

    У. Почва-это верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения. На почве созревает урожай, родятся плоды. Она даёт человеку пищу, одежду, строительный материал. Так много даёт человеку почва, что без неё он не проживет и дня. А образуется она очень-очень медленно, поэтому её надо правильно использовать и охранять.

    А теперь я хочу предложить вам игру «Скажи да или нет»

    Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие — недопустимы?

    Слайд

    Беречь растения там, где они есть. (да)

    Вырубать леса (нет)

    Сильно распахивать почву (нет)

    Сжигать листья (нет)

    Много поливать (нет)

    Сажать растения, там где их нет (да)

    Повышать плодородие (да)

    Много удобрять (нет)

    У.Умнички! Почва- это богатство, её надо беречь, правильно использовать и, если надо, лечить.

    7.Итог урока.

    У. Итак, что мы сегодня с вами вспомнили?

    Д. Мы вспомнили о том, из чего состоит почва.

    У.Что нового узнали?

    Д.Мы узнали о том, как образуется почва.

    У. Как образуется почва?

    Д. За счёт разрушения горных пород.

    У. Молодцы.

    8.Выставление оценок. Д/ЗДома вы попробуйте придумать и нарисовать как происходит образование почвы и придумайте продолжение истории путешествия маленького жучка в почве. Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок и активное участие в нем.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология