Автор конспекта:
Автор(ы): — Салахова Альфия Заваловна

Место работы, должность: — МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №15″ г. Альметьевск РТ, учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы высшей квалификационной категории

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Продолжать выяснять основной пафос творчества писателя; анализируя рассказы о любви из цикла «Тёмные аллеи»,обратить внимание на подчёркивание духовной значимости любви, на эмоциональную напряжённость, ритмический строй прозы; учить самостоятельно анализировать, делать собственные выводы; воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

— И.А. Бунин "Рассказы"

Используемое оборудование: —

· Портреты писателя; фотокарточки.

· Бетховен.«Лунная соната».

· Выставка книгИ.А. Бунина.

· Стенд «Россияне-лауреаты Нобелевской премии».

Краткое описание: — На уроке были проанализированы рассказы И.А. Бунина о любви.

Тема урока:

«Тема любви в прозеИ.А.Бунина».

Цели урока: продолжать выяснять основной пафос творчества писателя; анализируя рассказы о любви из цикла «Тёмные аллеи»,обратить внимание на подчёркивание духовной значимости любви, на эмоциональную напряжённость, ритмический строй прозы; учить самостоятельно анализировать, делать собственные выводы; воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам.

Оборудование урока:

· Портреты писателя; фотокарточки.

· Бетховен.«Лунная соната».

· Выставка книгИ.А. Бунина.

· Стенд «Россияне-лауреаты Нобелевской премии».

Предварительное домашнее задание:

1.Самостоятельное чтение рассказов из книги «Тёмные аллеи».

Рассказы, о которых пойдёт речь на уроке:

«Солнечный удар»

«Руся»

«Чистый понедельник»

« Тёмные аллеи»

2.Групповое задание:

Прочитать рассказ «Тёмные аллеи». Выбрать интерпретацию, мотивировать свой ответ (для этого выбрать оригинальный вариант):

а) это произведение о социальном неравенстве;

б) это произведение , утверждающее силу любви, способную преодолеть любые преграды;

в) это произведение,утверждающее бессмысленность жизни, в которой каждый человек обречён на одиночество;

г) это произведениео том, что подлинная любовь часто оказывается «неузнаваемой»;

Если предложенные варианты истолкования вы считаете неверными, дайте свою интерпретацию.

3.а).Как вы поняли название рассказа «Солнечный удар?»

б).Докажите, что эта встреча не заурядный адюльтер, а миг «слишком большой любви».

Почему автор разлучает героев? Что было бы, если бы они продолжили знакомство?

4. Прочитать рассказ «Чистый понедельник», кратко пересказать, сделать вывод о том, почему автор любуется героиней.

5. Поделиться впечатлениями о прочитанном рассказе(по рассказам «Натали», “Легкое дыхание»).

6. Индивидуальноезадание: выучить стихотворениеОгарева «Обыкновенная повесть».

Эпиграфк уроку:

Там, где я стою, не может быть грязно.

И.Бунин.

Вступительное слово учителя.

-9 ноября 1933годастало известно, что И.А.Бунин, последний из русских классиков дореволюционной литературы,стал нобелевским лауреатом за «правдивый артистический талант, с которым он воссоздал типичный русский характер в художественной литературе».

Проблема куска хлеба на какое-то время отступила назад, и стал писатель жить тихой и сосредоточенной жизнью. Но в 1940годувсё переменилось. Франция вступила в войну, и пришлось бежать сначала в Ниццу, затем в Грасс. И чем настойчивее история вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе русского писателя, призванного кристаллизировать главные сюжеты, главные темы родной литературы. Так появилась книга «Тёмные аллеи», которую критики называют энциклопедией любви, ибо это единственная в русской литературе книга, в которой всё о любви. Тридцать восемь новелл сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов. Бунин очень любил эту книгу. «Тёмные аллеи»,- писал он, -считаю, может быть, самой лучшей книгой в смысле статности, живости и вообще литературного мастерства».

Для героев Бунина чувство любви — главное в жизни. Любовь, считает писатель, как ослепительная вспышка, озаряет души влюблённых, но вечно она продолжаться не может, т.к. требует высочайшего напряжения духовных и физических сил.

Я просила вас поделиться впечатлениями о прочитанном. Обратимся к рассказу «Руся».

Выступление учащегося. Выступление под «Лунную сонату» Бетховена.

-Как вы думаете, почему фраза: «Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет»,- сказана на латыни?

-Во многих рассказах писатель возвышал любовь. По его мнению, прекрасно только то чувство, которое естественно, не выдумано. Такому чувству писатель сложил, как и в природе, подлинный гимн. Вот сейчас мы послушаем историю людей, познавших вдруг подлинную, слишком счастливую любовь.

Беседа по вопросам, предложенным к рассказу «Солнечный удар».

Выводы: таким образом,по мнению Бунина, любовь – «краткий гость на земле», любовь у героев «Солнечного удара» счастливая настолько, что продлись это знакомство ещё один день (и оба героя знают это), то любовь, осветившая всю их серую жизнь,тотчас покинула бы их, перестала бы быть «солнечным ударом».

— Весь сборник называется «Тёмные аллеи», но там есть и рассказ под таким названием. Группе уч-сябылопредложено выбрать интерпретацию этого рассказа, давайте послушаем их.

Выступления учащихся.

— Может быть, кто-то дал свою интерпретацию?

— По мнению Бунина, любовь – высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление её духовной значимости не остаётся безнаказанным; герой, как мы видим, несчастлив всю свою жизнь.

Интересно то, что название этого рассказа и сюжет возникли у Бунина под влиянием стихотворения Николая Платоновича Огарева «Обыкновенная повесть». Это частое явление в искусстве: одно произведение порождает другое. Но это стихотворение полностью повлияло на появление рассказа. Сюжеты в них различны, и идейно – эстетические системы разные. В этом вы сейчас можете убедиться.

Ученик читает стихотворение.

В цикле рассказов «Тёмные аллеи» Бунин вовсе не рассказывает разные любовные истории, а создаёт мозаичную картину, где каждое звено самостоятельно и вместе с тем необходимо для воссоздания общего состояния мира. Индустриальный век несёт разрушение духовных ценностей, в такой атмосфере гибнет не только душа, но и унижаются данные человеку природой прекрасные чувства.

Герои «Чистого понедельника» богаты, здоровы, хороши собой, молоды, казалось бы, что ещё нужно для счастья? Почему же героиня ушла в монастырь? Что спасает её в жизни?

Выступление уч-ся (по вопросам, которые были предложены накануне).

Наиболее глубоко, трепетно Бунин передал свои мучительные раздумья в тех рассказах, где речь идёт о противоборстве светлых и тёмных начал. Поговорим о рассказе «Натали». Это гимн возвышенному, лучезарному чувству.

Выступление учащегося.

У Бунина есть рассказы, повествующие об искажении, гибели природного дара любить. Как пустяк расценивает совращение юной Гали Ганской талантливый художник, из мести к отвергшему её мужчине бездумно, эгоистично отдаётся Валерия Левнукому («Зойка и Валерия»). Пугает бунинский вариант историй о продажных женщинах. Но мы сегодня говорим о любви. Поэтому не будем останавливаться на этих рассказах. Прочитайте роман «Жизнь Арсеньева». Пятая книга – «Лика» — тоже о любви, перед силой которой отступают смерть и забвение.

Наш разговор подошёл к концу. Какие нравственные уроки получили вы сегодня?.

Выводы. Выступления учащихся.

3. Дом. задание: написать сочинение на тему: «Тема любви в творчестве Бунина» (на примере 2-3 произведений).

Файлы: Снежн королева.rar
Размер файла: 20608 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология