Автор конспекта:
Автор(ы): — Тихонова Елена Николаевна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 69 г. Ульяновска, учитель русского языка и литературы

Регион: — Ульяновская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель: Помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа; подвести их к мысли, что жестокость, деспотизм равно разрушительны и для тех на кого они направлены, и для тех, кто их совершает.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: —

Используемая литература:

Учебники:

Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч./авт. – сост. Г.С. Меркин – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.

Используемая методическая литература: —

Журналы «Литература в школе»:

№9, 2007, В.М. Лобова «А счастье было так возможным…», заключительный урок по роману А.С. Пушкина «Дубровский»;

№ 10, 2007, Поиск. Опыт. Мастерство. Н.А. Воропаева – Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа. VI класс стр. 41-43;

№5, 2008, Н.В. Михайлова «Пушкинская тема в школьной программе и во внеклассной работе», стр. 44-45.

Приложение к журналу «Литература в школе» №7, 2004, Е.Н. Колокольцев «Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Дубровский», стр.13-15.

Электронные ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ свободная энциклопедия;

http://festival.1september.ru/ фестиваль «Открытый урок».

Используемое оборудование: —

Оборудование: два комплекта учебных весов, набор цветных пластмассовых шариков, альбом фломастеры, цветные карандаши, пояснительные таблички, словари, компьютер, мультимедиапроектор.

Краткое описание: —

Задачи:

Обучающие: продолжить обучение анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению;

Развивающие: развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус;

Воспитательные: продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, положительных моральных качеств, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.

Тип урока:комбинированный, с использованием ИКТ.

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, ИКТ.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.

Использованные методики: объяснительно- иллюстративная с демонстрацией; репродуктивная с выполнением самостоятельной работы; проблемного изложения материала; поисковая.

Формы: коллективная, групповая, частично — индивидуальная.

Мастер-класс. Урок литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Подготовила: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ №69 Е.Н. Тихонова. Тема: «Морально — нравственные качества характеров героев романа А.С. Пушкина «Дубровский»». Цель: Помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа; подвести их к мысли, что жестокость, деспотизм равно разрушительны и для тех на кого они направлены, и для тех, кто их совершает. Задачи: Обучающие: продолжить обучение анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению; Развивающие: развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус; Воспитательные: продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, положительных моральных качеств, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ. Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, ИКТ. Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Использованные методики: объяснительно- иллюстративная с демонстрацией; репродуктивная с выполнением самостоятельной работы; проблемного изложения материала; поисковая. Формы: коллективная, групповая, частично — индивидуальная. Оборудование: два комплекта учебных весов, набор цветных пластмассовых шариков, альбом фломастеры, цветные карандаши, пояснительные таблички, словари, компьютер, мультимедиапроектор. Используемая литература: Учебники: Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч./авт. – сост. Г.С. Меркин – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. Литература 6 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной/ авт. – сост. С.Б. Шадрина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2012. Журналы «Литература в школе»: №9, 2007, В.М. Лобова «А счастье было так возможным…», заключительный урок по роману А.С. Пушкина «Дубровский»; № 10, 2007, Поиск. Опыт. Мастерство. Н.А. Воропаева – Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа. VI класс стр. 41-43; №5, 2008, Н.В. Михайлова «Пушкинская тема в школьной программе и во внеклассной работе», стр. 44-45. Приложение к журналу «Литература в школе» №7, 2004, Е.Н. Коло-кольцев «Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Дубровский», стр.13-15. Электронные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/ свободная энциклопедия; http://festival.1september.ru/ фестиваль «Открытый урок». № Этап урока Цель этапа Вре-мя Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организаци-онный мо-мент. Настройка аппа-ратуры. Привет-ствие. 1 мин. Здравствуйте. Ребята, вы уже, наверное, дога-дались, что наш урок будет не-много необыч-ным. К нам пришли гости. Поприветствуем их. Готовятся к уро-ку. 2 Проверка до-машнего за-дания. Проверка знания произведения. 1 мин. Ребята, напом-ните, какое до-машнее задание было на про-шлом уроке? Вы справились с этим заданием? Были трудности при выполнении домашнего за-дания? Каким правилом вы руководство-вались при его выполнении? Домашним зада-нием было про-читать произве-дение и сделать закладки в тексте, где идет описа-ние моральных качеств героев романа. Учащиеся демон-стрируют тексты с закладками. Трудностей не возникало, так как Пушкин в романе достаточ-но подробно и последовательно описывает харак-теры своих геро-ев. Например, роман сразу на-чинается с описа-ния Троекурова. При чтении ро-мана сразу делали выписки и за-кладки с описа-нием характеров героев. 3 Введение в тему, опреде-ление цели, постановка задач на урок. Ознакомление учащихся с темой и целями урока. 1 мин Тема сегодняш-него урока бу-дет звучать так: «Морально -нравственные качества харак-теров героев романа А.С. Пушкина «Дубровский». Исходя из на-звания темы и выполненного домашнего за-дания, попро-буйте сформу-лировать цели урока. Слайды 1,2. Тема урока, портрет А.С. Пушкина, на-звание романа, цели урока. Учащиеся актуа-лизируют до-машнее задание и определяют цели урока. 4 Слово учите-ля. Знакомство уча-щихся с мораль-но-нравственными качествами чело-века. 3 мин. Послушайте эпиграф к на-шему уроку. Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. (Л.Н. Толстой) Слайд 3. Скажите, ребя-та, вот вы не раз слышали такое выражение: «Этот человек добрый». Как вы это по-нимаете? Как вы думаете, что ценит в лю-дях А.С. Пуш-кин в романе «Дубровский»? Хорошо. Вы на-звали мне поло-жительные ка-чества человека. Прочитав про-изведение, с ка-кими отрица-тельные черта-ми героев вы столкнулись? Предполагаемые ответы учащихся: Добрый человек – это человек, го-товый помочь людям, неравно-душный к чужой боли или беде. Предполагаемые ответы учащихся: достоинство, честь, ответст-венность, любовь к родине (пат-риотизм), со-весть, уважение. Предполагаемые ответы: Зависть, месть, жадность, ложь, лицемерие, хам-ство, унижение. 5 Словарная работа. Развитие речи учащихся (по-полнение сло-варного запаса учащихся). Изу-чение новых ли-тературоведче-ских терминов. 2 мин. Ознакомление учащихся с по-нятиями «лите-ратурный порт-рет», «художе-ственная де-таль». Слайд 4. Ребята, давайте найдем в слова-рях значение слова «портрет». Значение тер-мина «художе-ственная де-таль» я поясню вам сама. Художественная деталь – особо значимый эле-мент художест-венного образа. С помощью де-тали – одним или нескольки-ми словами можно получить самые яркие представления о персонаже (его внешности или психологии). Достаточно од-ного какого-нибудь жеста, движения, слова — и перед нами весь человек. Вот, например, как сообщает Дубровский дворовым о смерти отца: «Вдруг Влади-мир явился ме-жду людьми и отрывисто ска-зал: «Не надоб-но лекаря, ба-тюшка скончал-ся». Сразу виден силь¬ный чело-век, владеющий собой и не при-выкший обнару-живать свои чувства, и толь-ко быстрый, решительный шаг (он появля-ется «вдруг») и это «отрывисто» выдают его внутреннее вол-нение. Работа со слова-рями (понятие «литературный портрет»). 6 Основная часть. Работа по группам. Устное рисо-вание. Анали-тическая бе-седа. Развитие речи учащихся. Работа с текстом. Уме-ние аргументи-ровать свой от-вет. 6 мин. Итак, вернемся к теме нашего урока. Давайте поду-маем над про-блемным вопро-сом: Что важнее в жизни челове-ка: честь и бла-городство или богатство и власть? Слайд 5. А теперь на ха-рактерах Трое-курова и Дуб-ровского – младшего рас-смотрим на-сколько они бы-ли нравствен-ными и достой-ными людьми. Для этого разде-лимся на четыре группы: две группы будут рассматривать личность Трое-курова. Для вы-полнения зада-ния, я раздаю вам карточки, в которые вы бу-дете записывать особенности ха-рактеров героев романа. Ребята первой группы работа-ют над его по-ложительными чертами, под-тверждая это текстом романа, заполняют соот-ветствующую карточку. Учащиеся вто-рой группы ра-ботают над от-рицательными чертами. Две другие группы по ана-логии рассмат-ривают лич-ность Дубров-ского-младшего. В каждой груп-пе у нас будут аналитики (уче-ники, собираю-щие общую ин-формацию), ко-торые после об-суждения про-блемы подводят результат рабо-ты групп и комментируя ответ, кладут шарики (качест-ва характеров) на чаши весов. Остальные уча-стники его до-полняют. Также у нас бу-дет еще одна группа – группа художников (Диана и Лера). Работа в группах. Находят описа-ние качеств лич-ностей героев, подтверждая вы-держками из тек-стов, делают за-писи в карточках. 7 Подведение итогов работы групп. Определение об-разов персонажей романа. 4 мин. Заслушивание ответов учащих-ся. На основе полу-ченных резуль-татов приходим к выводу, что человек не мо-жет быть идеа-лен, ему прису-щи как положи-тельные, так и отрицательные качества. Слайд 6. Фото Дубровского-младшего, чи-тающего письмо няни (текст письма). Дуб-ровский и Ма-ша. Аналитики ком-ментируют свои результаты ис-следований. По-каз рисунков. Демонстрируют весы, подсчиты-вают горошины качеств. Подво-дят итоги раз-мышлений и де-лают выводы, что Пушкин не идеа-лизирует своего героя, но предво-дитель разбойни-ков в романе го-раздо благород-нее тех, кто управляет губер-нией, кто должен заботиться о сво-ем народе. Вла-димир Дубров-ский не разбой-ник, не мститель, а просто несчаст-ный, одинокий человек, который не может проти-востоять сущест-вующим законам. 8 Рефлексия Выявление уров-ня осознания со-держания прой-денного. Выяс-нить отношение к изучаемой про-блеме, соединить полученные ра-нее знания и ос-мысление нового. 1 мин В каких произ-ведениях совре-менной и клас-сической лите-ратуры вы встречали по-добную пробле-му несправедли-вого отношения к человеку. Предполагаемые ответы учащихся: А.П. Чехов «Ванька», В.К. Железников «Чучело»… 9 Заключитель-ная часть. Обобщение зна-ний, полученных на уроке. 1 мин Давайте вернем-ся к эпиграфу нашего урока. Какие качества нужно воспиты-вать в себе? Влад, я предос-тавляю слово тебе. Как мы видим из начальных букв этих ка-честв у нас по-лучилось слово ЧЕЛОВЕК. Слайд 7 Ответ ученика. Прежде всего нужно воспиты-вать в себе такие качества как Честность, Естественность (нужно вести се-бя одинаково хо-рошо как в обще-стве так и повсе-дневной жизни) Любовь (к роди-не, близким, при-роде) Ответственность (за себя, пору-ченное дело) Верность долгу, родине Единственность (исключитель-ность, неповто-римость, уни-кальность) Коммуникабель-ность (умение налаживать кон-такты, способ-ность к конструк-тивному обще-нию с другими людьми) 7 Домашнее за-дание. Развитие творче-ских способно-стей. 1 мин. Итак, мы подо-шли к заверше-нию урока и до-машнему зада-нию. Есть версия, ко-торая подтвер-ждается набро-сками А.С. Пушкина, что роман «Дубров-ский» не окон-чен. Вам, ребя-та, я предлагаю написать его продолжение. Как сложилась жизнь у Дуб-ровского, Трое-курова, Марии Кирилловны, Верейского? Отразите в ва-ших сочинениях изменились ли с годами их мо-ральные качест-ва? Записывают до-машнее задание. Приложение: презентация
Файлы: Урок.zip
Размер файла: 1537656 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология