Автор конспекта:
Автор(ы): — Тихонова Елена Николаевна
Место работы, должность: —
МБОУ СОШ № 69 г. Ульяновска, учитель русского языка и литературы
Регион: — Ульяновская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Цель: Помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа; подвести их к мысли, что жестокость, деспотизм равно разрушительны и для тех на кого они направлены, и для тех, кто их совершает.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 21
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемая литература:
Учебники:
Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч./авт. – сост. Г.С. Меркин – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
Используемая методическая литература: —
Журналы «Литература в школе»:
№9, 2007, В.М. Лобова «А счастье было так возможным…», заключительный урок по роману А.С. Пушкина «Дубровский»;
№ 10, 2007, Поиск. Опыт. Мастерство. Н.А. Воропаева – Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа. VI класс стр. 41-43;
№5, 2008, Н.В. Михайлова «Пушкинская тема в школьной программе и во внеклассной работе», стр. 44-45.
Приложение к журналу «Литература в школе» №7, 2004, Е.Н. Колокольцев «Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Дубровский», стр.13-15.
Электронные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/ свободная энциклопедия;
http://festival.1september.ru/ фестиваль «Открытый урок».
Используемое оборудование: —
Оборудование: два комплекта учебных весов, набор цветных пластмассовых шариков, альбом фломастеры, цветные карандаши, пояснительные таблички, словари, компьютер, мультимедиапроектор.
Краткое описание: —
Задачи:
Обучающие: продолжить обучение анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению;
Развивающие: развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус;
Воспитательные: продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, положительных моральных качеств, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.
Тип урока:комбинированный, с использованием ИКТ.
Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, ИКТ.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.
Использованные методики: объяснительно- иллюстративная с демонстрацией; репродуктивная с выполнением самостоятельной работы; проблемного изложения материала; поисковая.
Формы: коллективная, групповая, частично — индивидуальная.
Мастер-класс. Урок литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Подготовила: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ №69 Е.Н. Тихонова. Тема: «Морально — нравственные качества характеров героев романа А.С. Пушкина «Дубровский»». Цель: Помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа; подвести их к мысли, что жестокость, деспотизм равно разрушительны и для тех на кого они направлены, и для тех, кто их совершает. Задачи: Обучающие: продолжить обучение анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению; Развивающие: развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус; Воспитательные: продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, положительных моральных качеств, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ. Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, ИКТ. Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Использованные методики: объяснительно- иллюстративная с демонстрацией; репродуктивная с выполнением самостоятельной работы; проблемного изложения материала; поисковая. Формы: коллективная, групповая, частично — индивидуальная. Оборудование: два комплекта учебных весов, набор цветных пластмассовых шариков, альбом фломастеры, цветные карандаши, пояснительные таблички, словари, компьютер, мультимедиапроектор. Используемая литература: Учебники: Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч./авт. – сост. Г.С. Меркин – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. Литература 6 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной/ авт. – сост. С.Б. Шадрина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2012. Журналы «Литература в школе»: №9, 2007, В.М. Лобова «А счастье было так возможным…», заключительный урок по роману А.С. Пушкина «Дубровский»; № 10, 2007, Поиск. Опыт. Мастерство. Н.А. Воропаева – Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа. VI класс стр. 41-43; №5, 2008, Н.В. Михайлова «Пушкинская тема в школьной программе и во внеклассной работе», стр. 44-45. Приложение к журналу «Литература в школе» №7, 2004, Е.Н. Коло-кольцев «Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Дубровский», стр.13-15. Электронные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/ свободная энциклопедия; http://festival.1september.ru/ фестиваль «Открытый урок». № Этап урока Цель этапа Вре-мя Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организаци-онный мо-мент. Настройка аппа-ратуры. Привет-ствие. 1 мин. Здравствуйте. Ребята, вы уже, наверное, дога-дались, что наш урок будет не-много необыч-ным. К нам пришли гости. Поприветствуем их. Готовятся к уро-ку. 2 Проверка до-машнего за-дания. Проверка знания произведения. 1 мин. Ребята, напом-ните, какое до-машнее задание было на про-шлом уроке? Вы справились с этим заданием? Были трудности при выполнении домашнего за-дания? Каким правилом вы руководство-вались при его выполнении? Домашним зада-нием было про-читать произве-дение и сделать закладки в тексте, где идет описа-ние моральных качеств героев романа. Учащиеся демон-стрируют тексты с закладками. Трудностей не возникало, так как Пушкин в романе достаточ-но подробно и последовательно описывает харак-теры своих геро-ев. Например, роман сразу на-чинается с описа-ния Троекурова. При чтении ро-мана сразу делали выписки и за-кладки с описа-нием характеров героев. 3 Введение в тему, опреде-ление цели, постановка задач на урок. Ознакомление учащихся с темой и целями урока. 1 мин Тема сегодняш-него урока бу-дет звучать так: «Морально -нравственные качества харак-теров героев романа А.С. Пушкина «Дубровский». Исходя из на-звания темы и выполненного домашнего за-дания, попро-буйте сформу-лировать цели урока. Слайды 1,2. Тема урока, портрет А.С. Пушкина, на-звание романа, цели урока. Учащиеся актуа-лизируют до-машнее задание и определяют цели урока. 4 Слово учите-ля. Знакомство уча-щихся с мораль-но-нравственными качествами чело-века. 3 мин. Послушайте эпиграф к на-шему уроку. Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. (Л.Н. Толстой) Слайд 3. Скажите, ребя-та, вот вы не раз слышали такое выражение: «Этот человек добрый». Как вы это по-нимаете? Как вы думаете, что ценит в лю-дях А.С. Пуш-кин в романе «Дубровский»? Хорошо. Вы на-звали мне поло-жительные ка-чества человека. Прочитав про-изведение, с ка-кими отрица-тельные черта-ми героев вы столкнулись? Предполагаемые ответы учащихся: Добрый человек – это человек, го-товый помочь людям, неравно-душный к чужой боли или беде. Предполагаемые ответы учащихся: достоинство, честь, ответст-венность, любовь к родине (пат-риотизм), со-весть, уважение. Предполагаемые ответы: Зависть, месть, жадность, ложь, лицемерие, хам-ство, унижение. 5 Словарная работа. Развитие речи учащихся (по-полнение сло-варного запаса учащихся). Изу-чение новых ли-тературоведче-ских терминов. 2 мин. Ознакомление учащихся с по-нятиями «лите-ратурный порт-рет», «художе-ственная де-таль». Слайд 4. Ребята, давайте найдем в слова-рях значение слова «портрет». Значение тер-мина «художе-ственная де-таль» я поясню вам сама. Художественная деталь – особо значимый эле-мент художест-венного образа. С помощью де-тали – одним или нескольки-ми словами можно получить самые яркие представления о персонаже (его внешности или психологии). Достаточно од-ного какого-нибудь жеста, движения, слова — и перед нами весь человек. Вот, например, как сообщает Дубровский дворовым о смерти отца: «Вдруг Влади-мир явился ме-жду людьми и отрывисто ска-зал: «Не надоб-но лекаря, ба-тюшка скончал-ся». Сразу виден силь¬ный чело-век, владеющий собой и не при-выкший обнару-живать свои чувства, и толь-ко быстрый, решительный шаг (он появля-ется «вдруг») и это «отрывисто» выдают его внутреннее вол-нение. Работа со слова-рями (понятие «литературный портрет»). 6 Основная часть. Работа по группам. Устное рисо-вание. Анали-тическая бе-седа. Развитие речи учащихся. Работа с текстом. Уме-ние аргументи-ровать свой от-вет. 6 мин. Итак, вернемся к теме нашего урока. Давайте поду-маем над про-блемным вопро-сом: Что важнее в жизни челове-ка: честь и бла-городство или богатство и власть? Слайд 5. А теперь на ха-рактерах Трое-курова и Дуб-ровского – младшего рас-смотрим на-сколько они бы-ли нравствен-ными и достой-ными людьми. Для этого разде-лимся на четыре группы: две группы будут рассматривать личность Трое-курова. Для вы-полнения зада-ния, я раздаю вам карточки, в которые вы бу-дете записывать особенности ха-рактеров героев романа. Ребята первой группы работа-ют над его по-ложительными чертами, под-тверждая это текстом романа, заполняют соот-ветствующую карточку. Учащиеся вто-рой группы ра-ботают над от-рицательными чертами. Две другие группы по ана-логии рассмат-ривают лич-ность Дубров-ского-младшего. В каждой груп-пе у нас будут аналитики (уче-ники, собираю-щие общую ин-формацию), ко-торые после об-суждения про-блемы подводят результат рабо-ты групп и комментируя ответ, кладут шарики (качест-ва характеров) на чаши весов. Остальные уча-стники его до-полняют. Также у нас бу-дет еще одна группа – группа художников (Диана и Лера). Работа в группах. Находят описа-ние качеств лич-ностей героев, подтверждая вы-держками из тек-стов, делают за-писи в карточках. 7 Подведение итогов работы групп. Определение об-разов персонажей романа. 4 мин. Заслушивание ответов учащих-ся. На основе полу-ченных резуль-татов приходим к выводу, что человек не мо-жет быть идеа-лен, ему прису-щи как положи-тельные, так и отрицательные качества. Слайд 6. Фото Дубровского-младшего, чи-тающего письмо няни (текст письма). Дуб-ровский и Ма-ша. Аналитики ком-ментируют свои результаты ис-следований. По-каз рисунков. Демонстрируют весы, подсчиты-вают горошины качеств. Подво-дят итоги раз-мышлений и де-лают выводы, что Пушкин не идеа-лизирует своего героя, но предво-дитель разбойни-ков в романе го-раздо благород-нее тех, кто управляет губер-нией, кто должен заботиться о сво-ем народе. Вла-димир Дубров-ский не разбой-ник, не мститель, а просто несчаст-ный, одинокий человек, который не может проти-востоять сущест-вующим законам. 8 Рефлексия Выявление уров-ня осознания со-держания прой-денного. Выяс-нить отношение к изучаемой про-блеме, соединить полученные ра-нее знания и ос-мысление нового. 1 мин В каких произ-ведениях совре-менной и клас-сической лите-ратуры вы встречали по-добную пробле-му несправедли-вого отношения к человеку. Предполагаемые ответы учащихся: А.П. Чехов «Ванька», В.К. Железников «Чучело»… 9 Заключитель-ная часть. Обобщение зна-ний, полученных на уроке. 1 мин Давайте вернем-ся к эпиграфу нашего урока. Какие качества нужно воспиты-вать в себе? Влад, я предос-тавляю слово тебе. Как мы видим из начальных букв этих ка-честв у нас по-лучилось слово ЧЕЛОВЕК. Слайд 7 Ответ ученика. Прежде всего нужно воспиты-вать в себе такие качества как Честность, Естественность (нужно вести се-бя одинаково хо-рошо как в обще-стве так и повсе-дневной жизни) Любовь (к роди-не, близким, при-роде) Ответственность (за себя, пору-ченное дело) Верность долгу, родине Единственность (исключитель-ность, неповто-римость, уни-кальность) Коммуникабель-ность (умение налаживать кон-такты, способ-ность к конструк-тивному обще-нию с другими людьми) 7 Домашнее за-дание. Развитие творче-ских способно-стей. 1 мин. Итак, мы подо-шли к заверше-нию урока и до-машнему зада-нию. Есть версия, ко-торая подтвер-ждается набро-сками А.С. Пушкина, что роман «Дубров-ский» не окон-чен. Вам, ребя-та, я предлагаю написать его продолжение. Как сложилась жизнь у Дуб-ровского, Трое-курова, Марии Кирилловны, Верейского? Отразите в ва-ших сочинениях изменились ли с годами их мо-ральные качест-ва? Записывают до-машнее задание. Приложение: презентация
Файлы: Урок.zip
Размер файла: 1537656 байт.