Автор конспекта:
Автор(ы): — Трухина Татьяна Анатольевна

Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Сош №28» г. Норильск

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Задачи: 1. Продолжить знакомство с творчеством В.П. Астафьева.Выявить истоки его отзывчивости на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую. 2. Побудить учащихся к размышлению над своей собственной судьбой, к поискам путей нравственного самоусовершенствования. 3. Воспитывать гражданскую и социальную активную личность.

Используемое оборудование: —

1. Портрет писателя.

2. Запись на доске темы урока, эпиграфов и вопросов к уроку по биографии писателя и повести «Кража».

Краткое описание: — Формы работы: 1. Слово учителя. 2 .Сообщения учащихся — «Биография В.П. Астафьева» — «Анализ детской преступности в регионе, городе» (по материалам центральной и местной периодики) 3.Словарная работа 4. Беседа по проблемным вопросам 5. Выразительное чтение эпизодов

Пояснительная записка

В последние годы возросла подростковая преступность, особенно среди учащихся образовательных школ. Подростки часто бывают ожесточенными, циничными, эмоционально глухими, не считаются с интересами и чувствами других людей. Причина такого поведения подростков – утрата духовных ценностей. Низкая культура поведения, потребительское отношение к жизни, отсутствие нравственных принципов заставляет меня при выборе произведений и авторов останавливаться на тех, чьё творчество более всего позволяет формировать навыки поведения в обществе, вызывает ответное желание у детей определить свою роль и место в жизни.

Эпиграфы:

1. В прозе В.П. Астафьева “размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях…»

А. Макаров.

2. Вы живете среди людей… Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

В.А. Сухомлинский.

3. Делать людям хорошее – хорошеть самому.

Л. Татьяничева.

Вопросы по биографии писателя и повести «Кража» (записанные на классной доске)

- Где истоки отзывчивости писателя на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую, на страдания дерева или пичуги?

- Что можно сказать о человеке, так настойчиво задающего себе вопросы: «Все ли сделал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»

- Критик А. Макаров писал, что в Толе Мазове «… происходит бурный … процесс рождения в человеке человека». Как вы понимаете эту высказанную мысль?

- Что является для писателя, по вашему мнению, мерой оценки человеческих поступков? Какие высказывания выдающихся людей вы бы использовали, отвечая на этот вопрос?

ХОД УРОКА

I. Слово учителя, включающее лексическую работу.

1. Тема и задачи урока.

2. Лексическая работа.

Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу.

Нравственность – (то же, что и мораль).

Нравственный – соблюдающий нормы общественного поведения.

Гуманизм – отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству.

(Синонимом может быть слово милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь).

Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде.

Тлен – то, что непрочно, преходяще, не имеет истинной ценности.

3. Вступительное слово об Астафьеве.

В одной из миниатюр, а точнее «Чтобы боль каждого…»,

В.П. Астафьев рассказывает о местечке Гелати, что расположено в глубине Грузии. Здесь стоит древний собор, воздвигнутый еще Давидом – строителем в далекие времена. Собор был темен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. В разрывах черной копоти виднелись клочки фресок.

Автор объясняет, что по дикому обычаю завоеватели монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. Но царь Давид строил собор на века, и меж кровлей купола по велению Давида была налита прослойка свинца. От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы иноземных завоевателей. Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный бог.

(Далее читается отрывок миниатюры «Чтобы боль каждого…» от слов «Совсем уж тихо, с опущенной головой…» и до конца миниатюры).

Вопрос после прочтения:

- О чем нам с вами говорит «мудрая печаль нетленных слов»: «Пусть каждый входящий в этот храм наступит на мое сердце, чтобы слышал я боль его…»?

II. Сообщение учащегося о писателе и ответы на поставленные вопросы. (Материал о биографии писателя взят из статьи “Сопричастный всему живому” в журнале “Литература в школе” 1989 год № 2).

Вопросы перед сообщением о писателе:

- Где истоки отзывчивости писателя на чужую боль, готовности

откликнуться на беду человеческую, на страдания дерева или пичуги?

- Что можно сказать о человеке, так настойчиво задающего себе

вопросы: « Все ли сделал для счастья других? Всегда ли был честен

перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги

локтями слабых?»

Обращаем внимание на слова критика А. Макарова, взятые в качестве эпиграфа: « В прозе В.П. Астафьева размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях…»

III. Беседа по повести В.П. Астафьева «Кража».

- Кратко передать содержание повести.

(Место действия – Краесветск, детский дом. По разным причинам оказались в нем дети. Ребята совершают преступление: они крадут деньги из кассы бани. Кассирша находится под следствием, а двое ее детей отправляются в детдом. Затем усилиями Толи Мазова и других ребят деньги были возвращены. Мать детей на свободе.)

- Обращение В.П. Астафьева к теме детства не случайно. Валериан Иванович Репнин – заведующий детским домом в разговоре со Ступинским привел слова великого немецкого поэта: «Если мир расколется – трещина прежде всего пройдет по душе поэта». А затем добавил еще от себя: «А я думаю: прежде всего пройдет она по судьбам детей». Как вы понимаете эти слова и справедливы ли они?

- Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, как оказались дети в детдоме, какова их судьба?

- Судьба Гошки Воробьева (глава 1)

- Судьба Саши Рагулина, Гали Косовой, Паралитика, Попика (глава 2)

- Судьба Деменкова, Борька Клин – голова (глава 2)

- Судьба Толи Мазова (глава 4)

- Судьба Зины Кондаковой (глава 6)

Совершена кража.

- Почему Толя Мазов решает вернуть деньги?

IV. Выразительное чтение учителем эпизода схватки Толи Мазова и Деменкова. Вопросы классу после прочтения:

- Какая сила помогла стать Толе Мазову против властного и почти

готового убийцы Деменкова?

- Чем опасен Деменков?

Итог. Помогли добрые люди, которые его окружали:

комендант города Ступинский, зав.детдомом Репнин, кочегар Ибрагим, профсоюзный дядька Махнев, т. Уля, сами ребята, которые объединились вокруг Толи Мазова (глава 8), и книги, которые он прочитал (глава 8).

- Толя Мазов одержал победу. Только ли Деменкова одолел Мазов?

Какую победу он еще одержал?

(Обратим внимание учащихся на следующие моменты. Не столько Деменкова одолел, сколько душу вывел из потерянности и сомнения. Уместно вспомнить афоризм философа Б. Кальдерона «Величайшая победа есть победа над самим собою».

(Глава 9) После признания Репину: «Я, может, никого так в жизни не уважал, как вас» Толя Мазов думает: «… каким застенчивым сделался Валериан Иванович, когда … сказал ему про уважение, как покраснел этот тяжеловатый, насупленный человек, как засуетился, отыскивая очки в кармане …»

«Толе было неловко и в то же время приятно, что решился сказать такое Валериану Ивановичу. Сказал и равно бы невесть какую работу важную сделал или дал кому-то подарок. И лицо побитое уже меньше болело. И вообще стало легче как-то, уютней на душе, и мысли ровнее пошли. Каким-то далёким, отмякшим проблеском сознания, еще не склеенным сном, Толя отметил: «Вот это, видать, и есть счастье: не болеет, теплынь под одеялом, и о деньгах можно не думать»).

V. Выразительное чтение эпизода – глава 13. Вопросы после прочтения:

- С какой целью в содержание повести автор включает эпизод поиска фамилии для Паралитика? Почему Паралитик плакал?

- Почему повесть называется «Кража»?

(Уточнить: украли деньги, украли мать у детей, украли у детей детство и т.д.)

VI. Сообщение о детской преступности в регионе, в городе

Вопросы классу:

- В чем вы видите причину детской преступности? Кто виноват? Как на

эти вопросы помогают ответить эпизоды (глава 13)

- Что является для писателя, по вашему мнению, мерой оценки

человеческих поступков? Какие высказывания выдающихся людей

вы бы использовали, отвечая на этот вопрос?

VII. Заключение — выразительное чтение эпизода «Толя Мазов на

кладбище у Гошки Воробьева» и слово учителя

Вопросы Толи Мазова не только к самому себе, но они и к нам.

Спешите, торопитесь, не опаздывайте с любовью к живым, им помогайте преодолеть заботы бесконечно текучих дней.

Файлы: Распутин В.Г.rar
Размер файла: 2087504 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология