Автор конспекта:
Автор(ы): — Асанова Алла Валерьевна
Место работы, должность: — Саратовская область Балаковский район п. Николевский МОУ «СОШ п. Николевский» учитель истории и обществознания
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: — Закрепить формирование представлений учащихся, что основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность, ответственная за свои поступки.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: — Учебники литературыи обществознания автор Боголюбов 9 класс; тексты произведений Пушкина "Евгений Онегин" и Лермонтова "Герой нашего времени" ; критические статьи Белинского;выдержки из текстов ЕвгенийОнегин и Герой нашего времени;
Используемая методическая литература: —
Методическое пособие по обществознанию автор Боголюбов 8-9 класс, рабочая тетрадь по обществознанию автор Боголюбов 9 класс,
Используемое оборудование: — Доска с эпиграфом и таблицей (Как понимали личность И.Кант и З.Фрейд);определения понятий на отдельных листах, прикрепленных к доске;учебники литературыи обществознания; тексты произведений Пушкина и Лермонтова; критические статьи Белинского;выдержки из текстов ЕвгенийОнегин и Герой нашего времени;карточки с заданиями;заготовки для игры «Ромашка» 4 штуки;таблицы«Жизненные ценности Е. Онегина и Г. Печорина»; рабочие тетради.
Краткое описание: — Интегрированный урок обществознания и литературы
Тема: Моральные ценности личности на примере главных героев произведений Пушкина А.С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени».
Тип урока: обобщение и повторение знаний
Цель: Закрепить формирование представлений учащихся, что основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность, ответственная за свои поступки.
Задачи: 1 Повторить терминологию, способы работы с текстом.2 Развивать умения рассуждать и делать выводы, сравнивать, подводить итог.3 Воспитывать в учащихсяморальные и нравственные качества, потребность в хороших поступках.
Класс: 9 класс
Интегрирование предметов: обществознание и литература
Оборудование: Доска с эпиграфом и таблицей (Как понимали личность И.Кант и З.Фрейд);определения понятий на отдельных листах, прикрепленных к доске;учебники литературыи обществознания; тексты произведений Пушкина и Лермонтова; критические статьи Белинского;выдержки из текстов ЕвгенийОнегин и Герой нашего времени;карточки с заданиями;заготовки для игры «Ромашка» 4 штуки;таблицы«Жизненные ценности Е. Онегина и Г. Печорина»; рабочие тетради.
Понятия: Личность, индивидуум, индивидуализм, человек, общество, индивидуальность, ценности, мораль, нравственность, моральные нормы, моральная ответственность.
— Ход урока
Организация класса. Постановка целей урока.
Учитель обществознания.
Ребята сегодня мы с Вами еще раз поговорим о морали и нравственности, разберем связь личных качеств и ценностей с поведением людей на примере героев произведений Пушкина и Лермонтова.
— Изучение нового материала
1) Личность
(на доске вывешены понятия и их определения: человек, индивид, индивидуальность, личность, индивидуум)
Учитель обществознания.
- Как связаны между собой эти понятия?
- Дайте краткую характеристику личностей Е. Онегина и Г. Печорина, используя текст произведений и критическую литературу.
- Обратите внимание на таблицу на доске, проследим, как понимали что такое личность И. Кант и З. Фрейд, выявим схожесть и различие в их точках зрения.
Иммануил Кант
Зигмунд Фрейд
Личность – способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам(моральным и гражданским). Личность делает каждый себя сам.
Человекэто система нужд, общество – система запретов.
Личность
— Оно или ИдСверх-Я или Супер-Эго Я или Эго
(низший слой (верхний слой) нормы (человеческое
бессознательные общества, воспринятые в человеке)
импульсы) человеком
Особенности:
1 Низший и верхний слой наиболее агрессивны, они атакуют психику человека, порождают невротический тип поведения.
2 Бессознательные стремления – потенциал и источник активности.
3 По мере развития общества Супер – Эго увеличивается.
— 2) Понятие ценности.
- Что такое ценность?
-Перечислите Ваши жизненные ценности.
Учитель литературы.
- Разобраться в ценностях героев Пушкина и Лермонтова поможет Вам следующее задание. Заполните табличку, отметьте в ней главные ценности Онегина и Печорина и вслухобоснуйте Ваш выбор. (таблички раздаются всем уч-ся)
Ценности жизни
Отметка
Самостоятельность и независимость в суждениях и оценках
— Уверенность в себе
— Здоровье
— Удовольствие
— Любовь
— Свобода
— Хорошие и верные друзья
— Познание
— Семья
— Творчество
— Общественное признание
— Активная и деятельная жизнь
— Равенство
—
Учитель обществознания.
3) Что такое мораль?
Вопросы и заданияклассу
- Зачем человеку мораль?
- Сейчас двое из Вас получат карточки с индивидуальными заданиями. Вы должны их выполнить в тетради и кратко нам объяснить Ваше понимание проблемы
Задание 1
Прочитайте христианские заповеди, чему они учат?
-Почитай отца своего и мать свою.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
-Не кради.
- Не лги.
-Не завидуй.
Задание 2
Во многих религиях мира есть общие принципы и системы нравственных ценностей. Какие выводы можно сделать из их анализа.
-Не делай другим того, что сам считаешь злом (Буддизм)
-Что ненавистно тебе, того не делай другому (Иудаизм)
-Считай прибыль ближнего своего его прибылью, а его потерю своей потерей (Даосизм)
Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре и брату своим , того же , что себе желает. (Ислам)
Учитель литературы.
- Раскрыть отношение героев Пушкина и Лермонтова к окружающим их людям. Показать моральные и аморальные поступки, (раздать выдержки из текстов произведений всем уч-ся)
Учитель обществознания.
4) Моральная ответственность
- Что такое моральная ответственность?
-Какое наказание следует дать человеку за нарушение моральных норм?
Учитель литературы.
Поступки имеют последствия, иногда их трудно просчитать. Но так как человек должен отвечать за свои действия и поступки, то он должен взвешивать и просчитывать все возможные варианты последствий своих поступков. Давайте возьмем знаменитую Бэлу Лермонтова. Герой, совершил необдуманный поступок, по отношению к Бэле, он поступил опрометчиво, тем самым навредил себе, внес горе и раздор в семью, испортил жизнь самой Бэлы.
Закрепление нового материала
Учитель литературы.
1) Игра «Ромашка» (парная работа) Уч-ся получают Ромашку и на ее лепестках пишут Ценности и Идеалы Е. Онегина и Г. Печорина.
Учитель обществознания.
Вопрос классу
2) В чем состоит высший смысл моральных ценностей и идеалов.
Итог урока
Учитель литературы.
-Итак, какие моральные качества были, присуши Печорину и Онегину?
Учитель обществознания.
-Что является основными моральными ценностями для современного человека и Вас?
Д/З
Написать небольшое сочинение –эссе на тему «Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь» Л.Н.Толстой и текст параграфа №
Оценки