Автор конспекта:
Автор(ы): — Асанова Алла Валерьевна

Место работы, должность: — Саратовская область Балаковский район п. Николевский МОУ «СОШ п. Николевский» учитель истории и обществознания

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — Закрепить формирование представлений учащихся, что основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность, ответственная за свои поступки.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: — Учебники литературыи обществознания автор Боголюбов 9 класс; тексты произведений Пушкина "Евгений Онегин" и Лермонтова "Герой нашего времени" ; критические статьи Белинского;выдержки из текстов ЕвгенийОнегин и Герой нашего времени;

Используемая методическая литература: —

Методическое пособие по обществознанию автор Боголюбов 8-9 класс, рабочая тетрадь по обществознанию автор Боголюбов 9 класс,

Используемое оборудование: — Доска с эпиграфом и таблицей (Как понимали личность И.Кант и З.Фрейд);определения понятий на отдельных листах, прикрепленных к доске;учебники литературыи обществознания; тексты произведений Пушкина и Лермонтова; критические статьи Белинского;выдержки из текстов ЕвгенийОнегин и Герой нашего времени;карточки с заданиями;заготовки для игры «Ромашка» 4 штуки;таблицы«Жизненные ценности Е. Онегина и Г. Печорина»; рабочие тетради.

Краткое описание: — Интегрированный урок обществознания и литературы

Тема: Моральные ценности личности на примере главных героев произведений Пушкина А.С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени».

Тип урока: обобщение и повторение знаний

Цель: Закрепить формирование представлений учащихся, что основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность, ответственная за свои поступки.

Задачи: 1 Повторить терминологию, способы работы с текстом.2 Развивать умения рассуждать и делать выводы, сравнивать, подводить итог.3 Воспитывать в учащихсяморальные и нравственные качества, потребность в хороших поступках.

Класс: 9 класс

Интегрирование предметов: обществознание и литература

Оборудование: Доска с эпиграфом и таблицей (Как понимали личность И.Кант и З.Фрейд);определения понятий на отдельных листах, прикрепленных к доске;учебники литературыи обществознания; тексты произведений Пушкина и Лермонтова; критические статьи Белинского;выдержки из текстов ЕвгенийОнегин и Герой нашего времени;карточки с заданиями;заготовки для игры «Ромашка» 4 штуки;таблицы«Жизненные ценности Е. Онегина и Г. Печорина»; рабочие тетради.

Понятия: Личность, индивидуум, индивидуализм, человек, общество, индивидуальность, ценности, мораль, нравственность, моральные нормы, моральная ответственность.
Ход урока

Организация класса. Постановка целей урока.
Учитель обществознания.
Ребята сегодня мы с Вами еще раз поговорим о морали и нравственности, разберем связь личных качеств и ценностей с поведением людей на примере героев произведений Пушкина и Лермонтова.
Изучение нового материала
1) Личность
(на доске вывешены понятия и их определения: человек, индивид, индивидуальность, личность, индивидуум)
Учитель обществознания.
- Как связаны между собой эти понятия?
- Дайте краткую характеристику личностей Е. Онегина и Г. Печорина, используя текст произведений и критическую литературу.
- Обратите внимание на таблицу на доске, проследим, как понимали что такое личность И. Кант и З. Фрейд, выявим схожесть и различие в их точках зрения.

Иммануил Кант
Зигмунд Фрейд
Личность – способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам(моральным и гражданским). Личность делает каждый себя сам.
Человекэто система нужд, общество – система запретов.
Личность
Оно или ИдСверх-Я или Супер-Эго Я или Эго
(низший слой (верхний слой) нормы (человеческое
бессознательные общества, воспринятые в человеке)
импульсы) человеком
Особенности:
1 Низший и верхний слой наиболее агрессивны, они атакуют психику человека, порождают невротический тип поведения.
2 Бессознательные стремления – потенциал и источник активности.
3 По мере развития общества Супер – Эго увеличивается.

2) Понятие ценности.
- Что такое ценность?
-Перечислите Ваши жизненные ценности.
Учитель литературы.
- Разобраться в ценностях героев Пушкина и Лермонтова поможет Вам следующее задание. Заполните табличку, отметьте в ней главные ценности Онегина и Печорина и вслухобоснуйте Ваш выбор. (таблички раздаются всем уч-ся)

Ценности жизни
Отметка
Самостоятельность и независимость в суждениях и оценках
Уверенность в себе
Здоровье
Удовольствие
Любовь
Свобода
Хорошие и верные друзья
Познание
Семья
Творчество
Общественное признание
Активная и деятельная жизнь
Равенство

Учитель обществознания.
3) Что такое мораль?
Вопросы и заданияклассу
- Зачем человеку мораль?
- Сейчас двое из Вас получат карточки с индивидуальными заданиями. Вы должны их выполнить в тетради и кратко нам объяснить Ваше понимание проблемы
Задание 1
Прочитайте христианские заповеди, чему они учат?
-Почитай отца своего и мать свою.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
-Не кради.
- Не лги.
-Не завидуй.
Задание 2
Во многих религиях мира есть общие принципы и системы нравственных ценностей. Какие выводы можно сделать из их анализа.
-Не делай другим того, что сам считаешь злом (Буддизм)
-Что ненавистно тебе, того не делай другому (Иудаизм)
-Считай прибыль ближнего своего его прибылью, а его потерю своей потерей (Даосизм)
Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре и брату своим , того же , что себе желает. (Ислам)
Учитель литературы.
- Раскрыть отношение героев Пушкина и Лермонтова к окружающим их людям. Показать моральные и аморальные поступки, (раздать выдержки из текстов произведений всем уч-ся)
Учитель обществознания.
4) Моральная ответственность
- Что такое моральная ответственность?
-Какое наказание следует дать человеку за нарушение моральных норм?
Учитель литературы.
Поступки имеют последствия, иногда их трудно просчитать. Но так как человек должен отвечать за свои действия и поступки, то он должен взвешивать и просчитывать все возможные варианты последствий своих поступков. Давайте возьмем знаменитую Бэлу Лермонтова. Герой, совершил необдуманный поступок, по отношению к Бэле, он поступил опрометчиво, тем самым навредил себе, внес горе и раздор в семью, испортил жизнь самой Бэлы.

Закрепление нового материала
Учитель литературы.
1) Игра «Ромашка» (парная работа) Уч-ся получают Ромашку и на ее лепестках пишут Ценности и Идеалы Е. Онегина и Г. Печорина.
Учитель обществознания.
Вопрос классу
2) В чем состоит высший смысл моральных ценностей и идеалов.

Итог урока
Учитель литературы.
-Итак, какие моральные качества были, присуши Печорину и Онегину?
Учитель обществознания.
-Что является основными моральными ценностями для современного человека и Вас?

Д/З
Написать небольшое сочинение –эссе на тему «Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь» Л.Н.Толстой и текст параграфа №

Оценки


( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология