Автор конспекта:
Автор(ы): — Квашнина Людмила Валентиновна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ№4, г.Рассказово, учитель музыки и МХК

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

сформировать кругозор учащихся на примере связи творчества Римского-Корсакова с произведениями литературы и живописи

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 4

Используемые учебники и учебные пособия: —

Г.С Ригина Учебник Музыка 4 класс, М:Просвещение,2011

Используемая методическая литература: —

Музыка. 4 класс. Нестандартные уроки
М: Корифей, 2010

Туберовская О.М. В гостях у картин. Л: Просвещение, 2011

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, компьютер, фортепиано, магнитофон. Картины морского пейзажа, в том числе репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал», портрет Н.А. Римского-Корсакова, стихотворение А.С. Пушкина «Прощай же, море!», динамические оттенки, изображение медно-духовых инструментов. Аудиозаписи музыкальных произведений: Н.А. Римского-Корсакова вступление из оперы «Садко» под названием «Океан-море синее», «Тридцать три богатыря» из симфонической картины «Три чуда» к опере «Сказка о царе Салтане». Хрестоматии песен: «Ты слышишь, море?»

Используемые ЦОР: —

belcanto.ru

Краткое описание: — урок для 4 класса. На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Римского-Корсакова и темой моря в произведениях литературы XIX века

Цель : Сформировать представление о теме моря в русской музыке и литературе XIX века

Задачи:

Личностные: развивать интерес к синтезу музыки и литературы

Образовательные: формировать умения анализировать, сравнивать искусство музыки и литературы

Развивающие: творческие способности, способности к эмоциональному сопериживанию

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого

Коммуникативные: сплочение коллектива учащихся в процессе решения творческих задач

План урока

  • Орг.момент. Активизация внимания
  • Открытие новых знаний
  • Проверка усвоения нового материала
  • Вокальная работа
  • Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу
  • Рефлексия
  • Ход урока.

    -Здравствуйте,ребята. Посмотрите,пожалуйста, на экран и подумайте,почему наш урок открывает морская картина?

    -Открою вам небольшой секрет:дело в том,что у моря и музыки много общего.

    Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты.

    Послушайте фрагмент вступления из оперы «Садко»и попробуйте охарактеризовать услышанное («Окиян-море синее») . Теперь расскажите об услышанным, но с небольшим условием: каждый начинает со слов «Море было…» и дальше использует только прилагательные.(применяем метод музыкальной ассоциации)

    (Все названные характеристики записываются на доске.)

    -Как вы думаете,применимы записанные прилагательные для того,чтобы охарактеризовать настроение человека?

    (Конечно.)

    -А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства.

    (Музыка-искусство временное,его нельзя потрогать,понюхать или остановить.)

    -Молодцы,все верно.Музыка передает настроение,постоянно находится в движении,изменяется,и каждый воспринимает эти изменения по-разному.Как вы думаете,какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии?

    (Постоянно изменяется,движется,в разные дни выглядит по-разному.)

    -Эти черты заметили и музыканты.С помощью особых средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии.Причем море в их произведениях обладает собственным характером,а порой является полноправным участником событий.Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».Фрагмент называется «Три чуда».

    О каких чудесах рассказывали купцы царю?(Живет в городе белка,песенки поет да орешки все грызет.Выходят из моря 33 богатыря.Появляется царевна-Лебедь.)

    -Правильно.Теперь слушаем,а ваша задача-догадаться по музыке,где какое чудо.

    (Фрагмент трех чудес.)Первое чудо-это…?(Царевна-Лебедь.)

    -Объясните,почему?(…)

    -Второе чудо-это…?(Белка,поющая песенки.)

    -Почему вы так решили,что за подсказка прозвучала в музыке? (Р.н.песня «Во саду-ли,в огороде».)

    -Правильно. А третье чудо? (Витязи морские.)

    Тема моря в русской музыке и литературе XIX века

    -Что в музыке подсказало вам такой ответ? (Плавное изменение громкости,как будто набегающие волны,повторения.)

    -Вспомните,если получится,дословно,как в сказке описывается это чудо.

    В свете ж есть иное диво,

    Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой,

    Расплеснется в шумном беге.

    И очутятся на бреге

    В чешуе,как жар горя,

    Тридцать три богатыря.

    -Посмотрите,как точно автор сумел передать характер морской стихии,ее непредсказуемость,красоту и мощь.

    Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну.Садимся ровно,по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим.Внимательно следите за рукой,я покажу,когда надо прибавить звук,а когда нужно уходить.

    (Упражнение «Волна».)

    -Молодцы,получилось совсем неплохо.А теперь попробуем этот прием применить в пении.

    (Песня «Синяя вода».)

    -Какие средства выразительности мы использовали для достижения эффекта бегущей воды? (Нарастающую и стихающую динамику,прихотливый ритм, плавное ведение мелодии.)

    -Верно.А как вы считаете,у моря могут быть смены настроения? Давайте посмотрим на картины и подумаем об этом.

    Тема моря в русской музыке и литературе XIX века

    Тема моря в русской музыке и литературе XIX века

    Тема моря в русской музыке и литературе XIX века

    (Обсуждение картин.)

    -Перемены в настроении моря очень тонко подметил один великий писатель.Кто это(портрет А.С.Пушкина)? Вспомните отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке»,где описывается море,чье настроение оно передает?

    (Фрагменты сказки и их обсуждение.)

    -Обратите внимание на еще один портрет, чей он?

    Тема моря в русской музыке и литературе XIX века

    Тема моря в русской музыке и литературе XIX века

    -Почему он вдруг появился рядом с портретом А.С.Пушкина? (Это Н.Римский-Корсаков.Он написал оперы на сказки Пушкина.)

    -Молодцы.А еще и одного,и другого называют великими сказочниками.А.С.Пушкина-в литературе,а Н.Римского-Корсакова-в музыке.Музыка,которую мы слушали на нашем уроке,написана этим прекрасным композитором. Вы заметили,что он наделяет море прямо-таки человеческими чертами? Взгляните на иллюстрацию.

    Тема моря в русской музыке и литературе XIX века

    Тема моря в русской музыке и литературе XIX века

    Тема моря в русской музыке и литературе XIX века

    К какой она опере?

    ( «Садко».)

    -В этой опере море играет большую роль или вспомогательную? (Очень большую роль,целая сцена была перенесена на морское дно.)

    -Пушкин тоже относится к морю как к живому существу,послушайте:

    Прощай же, море!Не забуду

    Твоей торжественной красы

    И долго, долго слышать буду

    Твой гул в вечерние часы.

    В леса, в пустыни молчаливы

    Перенесу, тобою полн,

    Твои скалы, твои заливы,

    И блеск, и тень, и говор волн.

    Поэт разговаривает и прощается с морем, как полноправным собеседником.

    (Переход к творческому заданию: написать небольшой синквейн, который выразил бы ваше настроение в конце урока, на примере разного состояния моря. Объяснение написания синквейна)

    Рефлексия

    Заполнение оценочного листа

  • Что нового узнали?
  • Что понравилось?
  • Ччто не понравилось?
  • Как связана музыка и литература?
  • ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология