Автор конспекта:
Автор(ы): — Варламова Татьяна Анатольевна

Место работы, должность: — МООУ СТ «Санаторная школа- интернат №5 города Перми», учитель русского языка и литературы.

Регион: — Пермский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1)Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» 2)Выявить художественное своеобразие баллады. 3)Развивать навыки работы с текстом худ. произведения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С.Романичева . Учебник литературы для 6 класса.

Используемая методическая литература: —

А.Г. Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева "Как войти в мир литературы"

Используемое оборудование: —

Проектор, экран, ноутбук.

Используемые ЦОР: —

Презентация учителя.

Краткое описание: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по балладе М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

Цель урока:

1)Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»

2)Выявить художественное своеобразие баллады.

3) Развивать навыки работы с текстом худ. произведения.

Ход урока:

  • Орг. момент.
  • Объявление цели и темы урока.
  • Чтение учителем стихотворения.
  • Вопросы к классу:
  • Есть ли сюжет в стихотворении « Три пальмы»?

    Что лежит в его основе? Почему Лермонтов даёт подзаголовок «Восточное сказание»?

    К какому жанру мы отнесём данное стихотворение?

    Каким размером написана баллада?

    Сколько раз повторяется стопа?

    В песчаных\степях а\равийской\ земли

    Дактиль( — — — )

    Амфибрахий( — — — )

    Анапест( — — — )

    Способы рифмовки в стихотворении.

    Смежная(АА ББ)

    Перекрёстная (АБ АБ)

    Кольцевая (А ББ А)

    В песчаных степях аравийской земли (А)

    Три гордые пальмы высоко росли. (А)

    Родник между ними из почвы бесплодной, (Б)

    Журча, пробивался волною холодной, (Б)

    Хранимый под сенью зелёных листов, (В)

    От знойных лучей и летучих песков. (В)

    Разделим балладу на части и представим картины , описанные поэтом .

    Сколько картин вы представили? (3)

    Какие?

    Какую роль играет в стихотворении олицетворение?

    О чём мечтали пальмы до прихода каравана?

    Вывод (делают учащиеся): Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.

    Как отнеслись пальмы к приходу гостей?

    Как поступили люди с пальмами?

    КАРТИНА ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО КАРАВАН ЗАБОТИТСЯ ТОЛЬКО СЕЙЧАС И ТОЛЬКО О СЕБЕ, ЧТО ЛЮДИ НЕ ДУМАЛИ О ТОМ, ЧТО ОАЗИС МОЖЕТ ДАТЬ ВОДУ И ПРОХЛАДУ ЕЩЁ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ.

    Аллитерация (звукопись) – повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую выразительность.

    Найдите в тексте пример аллитерации.

    Для чего она нужна?

    СРАВНИТЕ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ СТРОФЫ БАЛЛАДЫ.

    -ДЛЯ ЧЕГО АВТОР СКРЕПЛЯЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТИТЕЗОЙ?

    Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя.

    Прекрасный оазис в начале произведения и картина гибели его в конце. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным.

    ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ПОЭТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАС:

    НЕЛЬЗЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО КОПИЛОСЬ В ПРИРОДЕ СТОЛЕТИЯМИ, ДУМАЯ ТОЛЬКО О СВОЁМ СОБСТВЕННОМ СЕГОДНЯШНЕМ БЛАГОПОЛУЧИИ.

    ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О ТЕХ, КТО ПРИДЁТ ПОСЛЕ НЕГО, И БЕРЕЧЬ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА.

    ВЫВОД. ПОЭТ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ КРАСОТУ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОАЗИСА ДО ПРИХОДА КАРАВАНА ТОМУ РАЗОРЕНИЮ,КОТОРОЕ ОСТАВИЛИ ПОСЛЕ СВОЕГО УХОДА ЛЮДИ. АНТИТЕЗА ПОМОГАЕТ ОСТРЕЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПЕЧАЛЬ О РАЗОРЕНИИ ПРЕКРАСНОГО УГОЛКА ЗЕМЛИ.

    «Пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок сливают в этой пьесе поэзию с живописью: это картина Брюллова, смотря на которую хочешь ещё и ёщё осязать её.

    Нечего хвалить такие стихи – они говорят сами за себя и выше всяких похвал …»

    В.Г.Белинский «Стихотворения М. Лермонтова»

    Лермонтовские баллады всегда насыщены художественными средствами, язык их красив и выразителен.

    5. Найдите все средства художественной выразительности (тропы) в балладе.

    О чём болела душа поэта?

    6. Вывод по уроку.

    7. Домашнее задание. Сочинение «Человек и природа в поэзии Лермонтова».

    Файлы: Три пальмы.ppt
    Размер файла: 4510208 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология