Автор конспекта:
Автор(ы): — Мусаева Эльвира Камиловна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №8″ г.Гай, Оренбургской обл.

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Цель: • Выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись), сформировать представления о деятельности Феофана Грека, Андрея Рублева. • Оценить уровень развития культуры древней Руси; • Сформировать представления о целостности и самобытности культуры Древней Руси.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник Е.В. Пчелов История России 6 класс

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Тема: «Русская культура во второй половине XIII –середине XV вв.» Цель: • Выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись), сформировать представления о деятельности Феофана Грека, Андрея Рублева. • Оценить уровень развития культуры древней Руси; • Сформировать представления о целостности и самобытности культуры Древней Руси. Оборудование: учебник Е.В. Пчелов История России, иллюстрации, мультимедийное оборудование.


План-конспект урока историив 6 классе.
Тема: «Русская культура во второй половине XIII –середине XV вв.»
Цель:
Выявитьи охарактеризовать основные направленияразвития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись), сформировать представления о деятельности Феофана Грека, Андрея Рублева.
Оценитьуровень развития культуры древней Руси;
Сформировать представления о целостности и самобытности культуры Древней Руси.
Оборудование: учебник Е.В. Пчелов История России,иллюстрации, мультимедийное оборудование.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Опрос подомашнему заданию.
1. Работа по карточкам.
2. Устный опрос.
III. Работа по новой теме.
1. Вводное слово учителя.
Русская культура впериод второй половины 13в.- 15 в. испытала тяжелейшие последствиямонгольского нашествия. Всеобщее разорение, разруха не могло не сказаться на развитии культуры.Однаковскоре начинаетсяпериод возрождения и всеобщего духовно-нравственного подъема.Ведущими направленияразвитиякультурыстановятсялитература,архитектура, живопись.
2.«Литература» — рассказ учителя сопровождается просмотромпрезентации.
Русская литература второй половины XIIIXV в., как и в предшествующее время, развивалась в форме различных повестей, многие из которых дошли в составе летописей, житий, сказаний. Слайд 3.
Литература XIIIXV вв., развиваясь на основе традиций, выработанных литературой Киевского периода, непосредственно откликалась на важнейшие события эпохи и была одним из важнейших проявлений общественного сознания своего времени. Слайд 4.
Наряду с традиционным материалом для письма пергаменом, появляется бумага, которая ещё на Руси не производилась.Ноналаживающиеся и активизирующиесямеждународные культурные и экономические связипозволяли приобретать бумагуфранцузского,итальянского, немецкого производства.Собственное производство бумагибудет налажено лишь в середине XVII века.Значительные изменения происходят с манерой письма.На смену господствовавшему прежде уставу приходит полуустав, а в XV веке и скоропись.Это позволяет упростить и ускорить процесс написания текстов. Это стало, прежде всего, ответом наусложняющиеся, развивающиесяусловия жизни. Развивается политическая, экономическая жизнь государства. Все больше требуется оформлять деловых, хозяйственныхдокументов, книг. Слайд 5.
В русских летописях говорилось о подвигах дружинников, о князьях, о сложных отношения Руси с Золотой Ордой.В них слышится скорбь и печаль, о трагичной судьбе народа, и страстный призыв к борьбе исопротивлению.Безымянные авторы отражают думы,чаяния, надежды русского народа.
ü «Повесть о битве на реке Калке»
ü «Повесть о разорении Рязани Батыем»
ü «Песня о Щелкане Дудентьевиче»
ü «Слово о погибели Русской земли»
ü «Сказание о Мамаевом побоище» Слайд 6.
В литературе XIII – начала XIV в. отразилась борьба против шведских и немецких феодалов. Этой теме посвящены дружинные повести об Александре Невском и псковском князе Довмонте, ставших любимыми героями литературных произведений.
В XIV веке появляются авторские произведения литературы. Это прежде всего: поэма «Задонщина»,автором которой стал рязанскийбоярин Софоний, жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского, автором которых был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Слайд 7.
Таким образом, русская литература периода 2-ой половины XIII века — середине XVвека отражает духовный подъем Руси. Слайд 8.
3. «Живопись» -рассказученицы. Рассказ сопровождается показом слайдов.
Русское искусство второй половины XIIIXV вв. восприняло и развило дальше художественную культуру Древней Руси. Слайд 9.
Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублева. Он родился около 1470 г., стал монахом Троице-Сергиева, затем московского Спасо-Андроникова монастыря. Слайд 10.
Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля; затем, на этот раз в сотрудничестве с другом Даниилом Черным,— Успенский собор во Владимире. Позднее они же работают над фресками и иконами для троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни мастер трудился в Андроньеве, где умер и похоронен (около 1430 г.). Слайд 11.
Образы Андрея Рублева отличаются большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства,предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением» Слайд 12.
Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Слайд 15
Почти все созданные Феофаном Греком настенные росписи либо вообще не сохранились либо могут быть приписаны ему лишь крайне предположительно. Из несохранившихся его фресок в жанровом отношении особо примечателен вид Москвы, который он (согласно Епифанию) написал во дворце князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского (это был, вероятно, едва ли ни первый самоценный городской пейзаж в русском искусстве). Слайд 16,17
4. Самостоятельная работа учащихсяс учебником.С.182-183.
5. Беседа по прочитанному:
- когда в каких регионах возрождается каменное зодчество на Руси?
- какие храмыбыли построенынаРуси в этот период?
- в чем особенность храмовой архитектуры этого периода?
IV. Подведение итогов.
- какие настроения, чувства русского народа отражали литературные памятникиэтого периода?
- какиенаиболее известные литературныепроизведениясохранились до наших дней?
- назовите имена известных средневековых живописцев?
- что такое иконопись?
- какие особенности имела средневековая архитектура?
V. Домашнее задание: § 26 пересказ, составить таблицу «Выдающиеся художники Руси XIVXVвв.»
— — — — — — —
Файлы: Русская культура13-15 в.odp
Размер файла: 7312766 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология