Автор конспекта:
Автор(ы): — Batina Elena

Место работы, должность: — доцент кафедры естественноматематических дисциплин ГОУ Ярославской области «Институт развития образования»

Регион: — Ярославская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: — повторить и дополнить сведения об углеводородах ; познакомиться со строением и свойствами углеводородов, их применением в качестве сырья для химического производства.

Используемые учебники и учебные пособия: —

Возможно использование учебников органической химии для 10 класса, существующих в обращении в современной школе.

Используемая методическая литература: —

По своему усмотрению преподаватели могут использовать различную методическую литературу.

Используемое оборудование: —

В разработках отдельных занятий указаны схемы, таблицы, коллекции.

Используемые ЦОР: —

Взависимости от возможностей образовательного учреждения в структуре занятия могут быть изменения в связи с применением мультимедийных материалов, видеофрагментов, фильмов.

Краткое описание: — Материал представляет собой варианты модульных занятий по органической химии для 10 класса по теме "Углеводороды" и является продолжением уже представленной темы "Природные источники углеводородов". Материалы могут использованы в представленном виде или с доработкой по усмотрению преподавателя.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы


Модуль 2. Алканы

Цель: повторить и дополнить сведения о предельных углеводородах ряда алканов; познакомиться со строением и свойствами углеводородов, их применением в качестве сырья для химического производства.

УЭ-0 Постановка целей и задач изучения темы.

Цель: ознакомиться с содержанием модуля, определить основные цели изучения темы и сформулировать учебные задачи.

Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием модуля, и источниками информации (учебники, коллекции, модели, рисунки, пластилин).

Задание 2.Внимательно ознакомьтесь с вопросами, предлагаемыми для изучения:

  • алканы, общая формула;

  • гомологический ряд алканов;

  • гомологическая разность;

  • изомерия, номенклатура алканов

  • химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана);

  • применение алканов на основе их свойств.

Отметьте для себя, какими знаниями вы располагаете по каждому вопросу (+ — знаю; ? – необходимо дополнить знания; * — необходимо изучить).

УЭ-1 Входной контроль.

Цель: установить исходный уровень знаний по изучаемой теме и составить план работы по дальнейшему изучению углеводородов ряда алканов.

Задание 1. Проверьте свои знания.

1.Общая формула алканов:

А. СnH2n; В. СnH2n-2; С. СnH2n+2; Д СnHn.

2.Формула этана:

А. С2H6; В. С2H2; С. С2H4; Д С2H5.

3.Основной тип реакций, характерный для алканов:

А. разложения; В. присоединения; С. замещения; Д обмена.

4. Формула алкана, содержащего пять атомов углерода:

А. С5H12; В. С5H8; С. С5H10; Д С5H6.

5. Изомером вещества, формула которого СH3 – СH – СH2 – СH2 – СH3, является:

А. СH3 – СHH – СH2 – СH3; В. СH3 – СН2 – СH2 – СH2 – СH3;

С. (СH3)2 СН – СH2 –СH3; Д СH3 – СН2 – СH2 – СH3.

6. В природе алканы встречаются:

А. в составе природного газа; В. В составе попутного нефтяного газа;

С. в составе каменноугольного газа; Д. не встречается в природе; Е. в составе нефти.

*Задание 2. Составьте план своей работы по изучению темы или воспользуйтесь материалами модуля.

Примечание: при заполнении таблицы 1 работайте с тремя столбцами параллельно,т.е. отмечайте общие характеристики алканов, а также характеристики метата и этана.

УЭ-2 Строение молекул алканов. Гомологический ряд алканов.

Цель: дополнить сведения о строении молекул алканов.

Задание 1. Изучите по своему учебнику и дополнительной литературе материал о строении молекул алканов. Обратите внимание на степень гибридизации атома углерода и характер углерод – углеродной связи. Сведения занесите в таблицу 1.

Задание 2. Просмотрите материал о гомологическом ряде алканов. Обратите внимание на определение гомологической разности и ее значение. Она является общей для всех органических веществ!

Задание 3. Изготовьте модели молекул метана, этана, пропана. Обратите внимание на расположение атомов углерода друг относительно друга и формы молекул.

УЭ-3. Номенклатура и изомерия алкенов.

Цель: научиться составлять формулы алканов и их изомеров и давать названия этих соединений по международной номенклатуре.

Задание 1 Повторите материал о номенклатуре алканов по своей тетради и учебнику. Составьте сокращенные структурные формулы алканов с пятью, семью и девятью атомами углерода и назовите их.

Задание 2. Изучите материал об изомерии алканов. Обратите внимание на возможные виды изомерии. На своих пластилиновых моделях постройте изомеры бутана. Занесите необходимую информацию в таблицу 1.

*Задание 3. Составьте формулы изомеров (2-3 примера) соединений из задания 1. Назовите их.

УЭ-4 Получение алканов.

Цель: повторить способы получения алканов в промышленности и изучить лабораторные способы их получения.

Задание 1. Найдите в учебниках способы получения алканов (в промышленности и лаборатории). Основные способы отметьте в таблице 1.

УЭ-5 Свойства алканов

Цель: повторить, конкретизировать и дополнить сведения о физических и химических свойствах алканов.

Задание 1. Просмотрите материал о физических свойствах алканов. Отметьте новые для себя факты. Занесите в таблицу 1 физические свойства алканов, конкретно метана и этана.

Задание 2. Изучите химические свойства алканов. Отметьте следующие факты:

  • реакционную способность алканов;

  • характерный тип реакций алканов;

  • горение алканов.

  • Занесите в таблицу 1 схемы характерных химических реакций.

    УЭ-6. Применение алканов.

    Цель познакомиться с применением алканов, основанном на их свойствах.

    Задание 1. Ознакомьтесь применением алканов в народом хозяйстве. промышленности. Заполните таблицу 2.

    УЭ-7 Резюме и контроль по изученной теме.

    Задание 1. Просмотрите выполненную вами работу. Сравните вопросы из задания 2 УЭ-0 и требования, которые предъявляются к данной теме. Если необходимо, сделайте добавления и исправления, обратитесь к учителю за консультацией.

    После изучения темы вы должны знать:

    -химические понятия: углеродный скелет;

    -важнейшие вещества: метан, его применение;

    Уметь

    -называть: алканы по международной номенклатуре;

    -определять: принадлежность органических веществ к классу алканов;

    -характеризовать: строение и химические свойства метана и этана

    -объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения.

    Отметьте для себя, достаточно ли полно изучена тема.

    Задание 2. Выполните упражнения.

  • Для вещества, формула которого СH3 – СH2 – СH2 – СH2 – СH2 – СH3 составьте формулы двух изомеров и двух гомологов. Назовите все вещества по международной номенклатуре.

  • Составьте структурные формулы 2-метилгептана и 2,2-диметилпентана.

  • Напишите уравнения реакций взаимодействия пропана с хлором.

  • Задание 3. Ответьте на вопросы.

  • Какая особенность строения молекулы метана обуславливает его практическую значимость?

  • Составьте уравнения реакций дегидрирования пропана, бутана, пентана.

  • *Какая роль принадлежит Ярославской области в развитии нефтеперерабатывающей промышленности и переработке природного газа?

  • Таблица 1

    Характеристики

    Алканы

    Общие свойства

    Метан.

    Этан

    Химическая формула

    Степень гибридизации атома углерода

    Характер углерод – углеродной связи

    -

    Виды изомерии

    (с примерами)

    Основные способы получения%

    а) в лаборатории;

    б) в промышленности.

    Физические свойства

    Характерные химические свойства

    Применение

    Таблица 2

    Основные свойства алканов

    Применение

    Модуль 3. Алкены. Алкадиены. Каучуки

    Цель:повторить и дополнить сведения о непредельныъх углеводородах ряда алкенов; познакомиться со строением и свойствами углеводородов с двумя двойными связями – алкадиенов, с их применением в качестве сырья для производства каучуков.

    УЭ-0 Постановка целей и задач изучения темы.

    Цель: ознакомиться с содержанием модуля, определить основные цели изучения темы и сформулировать учебные задачи.

    Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием модуля, и источниками информации (учебники, коллекции, модели, рисунки, пластилин).

    Задание 2.Внимательно ознакомьтесь с вопросами, предлагаемыми для изучения:

  • общая формула алкенов,

  • гомологический ряд алкенов;

  • изомерия алкенов;

  • номенклатура алкенов;

  • этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства.

  • Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация.

  • применение этилена и полиэтилена на основе их свойств

  • понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. химические свойства бутадиена-1,3 или изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки;

  • резина.

  • Отметьте для себя, какими знаниями вы располагаете по каждому вопросу (+ — знаю; ? – необходимо дополнить знания; * — необходимо изучить).

    УЭ-1 Входной контроль.

    Цель: установить исходный уровень знаний по изучемой теме и составить план работы по дальнейшему изучению углеводородов ряда алкенов.

    Задание 1. Проверьте свои знания.

    1.Общая формула алкенов:

    А. СnH2n; В. СnH2n-2; С. СnH2n+2; Д СnHn.

    2.Формула этена:

    А. С2H6; В. С2H2; С. С2H4; Д С2H5.

    3.Основной тип реакций, характерный для алкенов:

    А. разложения; В. присоединения; С. замещения; Д обмена.

    4. Формула алкена, содержащего пять атомов углерода:

    А. С5H12; В. С5H8; С. С5H10; Д С5H6.

    5. Изомером вещества, формула которого СH2H – СH2 – СH2 – СH3, является:

    А. СH3 – СHH – СH2 – СH3; В. СH3 – СН2 – СH2 – СH2 – СH3;

    С. СH С СH2 СH2 СH3; Д СH3 – СН = СH – СH3.

    6. В природе этен встречается:

    А. в составе природного газа; В. В составе попутного нефтяного газа;

    С. в составе каменноугольного газа; Д. не встречается в природе.

    *Задание 2. Составьте план своей работы по изучению темы или воспользуйтесь материалами модуля.

    УЭ-2 Строение молекул алкенов. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура и изомерия алкенов.

    Цель: дополнить сведения о строении молекулы этена и его гомологов; научиться составлять формулы алкенов и их изомеров и давать названия этих соединений по международной номенклатуре.

    Задание 1. Изучите по своему учебнику и дополнительной литературе материал о строении молекулы этена (этилена). Обратите внимание на степень гибридизации атома углерода и характер углерод – углеродной связи. Сведения занесите в таблицу 1.

    Задание 2. Просмотрите материал о гомологах этена. Изготовьте модели молекул этена, пропена, бутена. Обратите внимание на расположение атомов углерода друг относительно друга и формы молекул.

    Задание 3 Повторите материал о номенклатуре углеводородов по своей тетради и учебнику. Составьте сокращенные структурные формулы алкенов с пятью, семью и девятью атомами углерода и назовите их.

    Задание 4. Изучите материал об изомерии алкенов. Обратите внимание на возможные виды изомерии. На своих пластилиновых моделях постройте пространственные изомеры бутена -2. Занесите сведения в таблицу 1.

    *Задание 5. Составьте формулы изомеров (2-3 примера) соединений из задания 3. Назовите их.

    УЭ-3 Получение этена и его гомологов.

    Цель: повторить способы получения алкенов в промышленности и лаборатории.

    Задание 1. Найдите в учебниках способы получения этена (и его гомологов) в промышленности и лаборатории. Основные способы отметьте в таблице 1.

    УЭ-4 Свойства этена и его гомологов.

    Цель: повторить, конкретизировать и дополнить сведения о физических и химических свойствах этена и его гомологов.

    Задание 1. Просмотрите материал о физических свойствах этена и его гомологов. Отметьте новые для себя факты. Занесите в таблицу 1 физические свойства этена.

    Задание 2. Изучите химические свойства этена. Отметьте следующие факты:

  • реакционную способность алкенов;

  • характерный тип реакций алкенов;

  • качественные реакции на двойную связь;

  • способы присоединения неорганических молекул к несимметричным алкенам;

  • способность алкенов к полимеризации

  • Занесите в таблицу 1 схемы характерных химических реакций.

    УЭ-5 Полиэтилен.

    Цель: познакомиться со способами получения, свойствами и применением полиэтилена.

    Задание 1. Просмотрите материал о реакции полимеризации этена. Отметьте условия протекания реакции, образующийся продукт реакции. Найдите в своем учебнике и дополнительной литературе способы получения полиэтилена.

    Задание 2. Прочитайте о свойствах полиэтилена. Отметьте их в таблице 1.

    *Задание 3. Рассмотрите коллекцию изделий из полиэтилена. Вспомните, где в повседневной жизни вам встречались изделия из полиэтилена. Определите соответствие свойств и сфер применения полиэтилена и отразите это в таблице 2.

    УЭ-6. Алкадиены. Строение молекулы бутадиена –1,3. Химические свойства бутадиена –1,3.

    Цель: познакомиться с новым классом органических веществ – углеводородов с двумя двойными связями; выяснить строение молекулы бутадиена –1,3; рассмотреть свойства бутадиена –1,3 в связи с его практической значимостью как сырья для производства каучука.

    Задание 1. Найдите в учебнике (или дополнительной литературе) необходимую информацию об алкадиенах (диеновых углеводородах) и запишите следующие данные:

  • определение алкадиенов;

  • какие виды диеновых углеводородов существуют;

  • какой вид алкадиенов имеет практическое значение как сырье для производства каучука;

  • запишите формулы бутадиена –1,3 и изопрена (2- метилбутадиена –1,3).

  • Предлагаемые пункты используйте как план и запишите информацию в виде связного короткого рассказа (4-6 предложений).

    Задание 2. Изучите строение молекулы бутадиена –1,3 по учебнику. Изготовьте модель молекулы из пластилина. Обратите внимание на расположение двойных связей и степень гибридизации атомов углерода. Воспользуйтесь бумажной моделью и постройте молекулу. Обратите внимание на перекрывание негибридизованных р- электронных облаков (образуется единое π — электронное облако молекулы). Результаты работы запишите как продолжение рассказа по пунктам:

  • число двойных связей в молекуле бутадиена-1,3 и их распроложение друг относительно друга (к какому виду алкадиенов принадлежит вещество):

  • характер перекрывания р- электронных облаков и формирование единого облака молекулы (единой π- электронной системы);

  • особенности свойств бутадиена –1,3 в связи с образованием единого π — электронного облака.

  • Задание 4. Познакомьтесь с особенностью реакции присоединения у бутадиена-1,3 (1,4 -присоединение). Обратите внимание на возникновение двойной связи между вторым и третьим атомами углерода. Эта реакция является практически значимой.

    Задание 5. Ознакомьтесь с теоретическим материалом о полимеризации бутадиена –1,3. обратите внимание на следующие моменты и допишите рассказ об алкадиенах:

    • практическая значимость реакции полимеризации;

    • тип присоединения;

    • изменение двойных связей в ходе реакции;

    • конфигурация элементарного звена полимерной цепи;

    • вывод о теоретическом и практическом значении алкадиенов.

    УЭ-7. Каучуки.

    Цель познакомиться со способами получения, свойствами и применение каучуков.

    Задание 1. Рассмотрите коллекцию каучуков. Обратите внимание на многообразие продуктов. Сделайте вывод о практическом значении каучуков.

    Задание 2. Обратите внимание на мономер натурального каучука (изопрен, 2-метилбутадиен 1,3). Установите сходство и различие между молекулами бутадиена и изопрена.

    Задание 3. Ознакомьтесь со способами получения бутадиена-1,3 в промышленности. Обратите внимание на сырье для производства бутадиена -1,3. постарайтесь воспроизвести цепочку: исходный продукт — промежуточные вещества – каучук, отражающую схему производства каучука по способу С.В. Лебедева.

    Задание 4. Рассмотрите сущность процесса вулканизации каучука. Есть ли различие в свойствах резины и каучука и насколько оно существенно?

    *Задание 5. Познакомьтесь по учебнику или дополнительной литературе с историей каучука (если у вас этот вопрос вызвал интерес, обратитесь к учителю за справкой).

    *Задание 6. По итогам работы по изучению каучуков составьте сравнительную таблицу 3.

    УЭ-8 Резюме и контроль по изученной теме.

    Задание 1. Просмотрите выполненную вами работу. Сравните вопросы из задания 2 УЭ-0 и требования, которые предъявляются к данной теме. Если необходимо, сделайте добавления и исправления, обратитесь к учителю за консультацией.

    После изучения темы вы должны знать:

    -химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

    -важнейшие вещества:

    этилен, полиэтилен, их применение;

    - каучуки, их применение.

    Уметь:

    -называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

    -определять: принадлежность веществ к классу алкенов

    -характеризовать: строение и химические свойства этилена;

    -объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

    Отметьте для себя, достаточно ли полно изучена тема.

    Задание 2. Выполните упражнения.

    • Для вещества, формула которого СH3 – СH = СH – СH3 составьте формулы двух изомеров и двух гомологов. Назовите все вещества по международной номенклатуре.

    • Составьте структурные формулы 2-метилпентена-2 и бутена-1.

    • Напишите уравнения реакций взаимодействия бутена-1 с водородом, водой, хлороводородом, хлором.

    Задание 3. Ответьте на вопросы.

  • Какая особенность строения молекулы бутадиена-1,3 обуславливает его практическую значимость?

  • Составьте уравнения реакций присоединения водорода, воды и брома к бутадиену-1,3.

  • В чем состоит особенность полимеризации сопряженных алкадиенов?

  • Какое значение имело производство синтетического каучука для развития техники?

  • *Какая роль принадлежит г. Ярославлю в развитии автомобильного транспорта в и экономики нашей страны?

  • Таблица 1

    Характеристики

    Этен

    Полиэтилен

    Химическая формула

    -

    Степень гибридизации атома углерода

    -

    Характер углерод – углеродной связи

    -

    Виды изомерии

    (с примерами)

    -

    Основные способы получения%

    а) в лаборатории;

    б) в промышленности.

    -

    Физические свойства

    Характерные химические свойства

    Применение

    Таблица 2

    Свойства полиэтилена

    Сферы применения

    Таблица 3

    Характеристики

    Натуральный каучук

    Синтетический бутадиеновый каучук

    Как давно известен

    Когда и где получен

    Способ получения

    Мономер

    Свойства

    Применение

    Модуль 4 Алкины. Ацетилен. Бензол.

    Цель:повторить и дополнить сведения о непредельныъх углеводородах ряда алкинов; познакомиться с классом аренов на примере бензола.

    УЭ-0 Постановка целей и задач изучения темы.

    Цель: ознакомиться с содержанием модуля, определить основные цели изучения темы и сформулировать учебные задачи.

    Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием модуля, и источниками информации (учебники, коллекции, модели).

    Задание 2. Внимательно ознакомьтесь с вопросами, предлагаемыми для изучения:

  • общая формула алкинов;

  • ацетилен: строение молекулы,

  • получениеацетилена пиролизом метана и карбидным способом;

  • физические свойств ацетилена;

  • химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация;

  • применение ацетилена на основе свойств;

  • общее представление об аренах: строение молекулы бензола;

  • химические свойства: горение, галогенирование, нитрование;

  • применение бензола на основе его свойств.

  • Отметьте для себя, какими знаниями вы располагаете по каждому вопросу (+ — знаю; ? – необходимо дополнить знания; * — необходимо изучить).

    УЭ-1 Проверка изученного материала по теме «Алкадиены. Каучуки» и входной контроль по теме «Алкины. Ацетилен. Бензол.».

    Цель: проверить свои знания по теме «Алкены. Алкадиены. Каучуки»; установить исходный уровень знаний по теме «Алкины. Ацетилен. Бензол.» и составить план работы по дальнейшему изучению углеводородов.

    Задание 1 Выполните упражнения.

    • Составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов пентена. Назовите эти вещества по международной номенклатуре. *Отметьте степень гибридизации каждого из атомов углерода каждом веществе (подпишите над символом элемента).

    • Составьте уравнения реакций взаимодействия пентена –1 с водородом, водой, бромоводородом и бромом. Отметьте качественную реакцию на двойную связь. Назовите полученные продукты реакций.

    • Напишите уравнения реакций получения этена (не менее двух).

    • Составьте формулы двух изомеров и двух гомологов бутадиена -1,3. назовите эти вещества по международной номенклатуре.

    • Составьте уравнения реакций взаимодействия изопрена с водородом, водой, хлором и хлороводородом.

    • Составьте уравнение реакции полимеризации изопрена.

    Задание 2. Проверьте свои знания.

    1.Общая формула алкинов:

    А. СnH2n; В. СnH2n-2; С. СnH2n+2; Д СnHn.

    2.Формула этина:

    А. С2H6; В. С2H2; С. С2H4; Д С2H5.

    3.Основной тип реакций, характерный для алкинов:

    А. разложения; В. присоединения; С. замещения; Д обмена.

    4. Формула алкина, содержащего пять атомов углерода:

    А. С5H12; В. С5H8; С. С5H10; Д С5H6.

    5. В природе этин встречается:

    А. в составе природного газа; В. В составе попутного нефтяного газа;

    С. в составе каменноугольного газа; Д. не встречается в природе.

    *Задание 3. Составьте план своей работы по изучению темы или воспользуйтесь материалами модуля.

    УЭ-2 Строение молекул алкинов. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура и изомерия алкинов.

    Цель: дополнить сведения о строении молекулы этина и его гомологов; научиться составлять формулы алкинов и их изомеров и давать названия этих соединений по международной номенклатуре.

    Задание 1. Изучите по своему учебнику и дополнительной литературе материал о строении молекулы этина (ацетилена). Обратите внимание на степень гибридизации атома углерода и характер углерод – углеродной связи. Сведения занесите в таблицу 1.

    Задание 2. Просмотрите материал о гомологах этина.

    Задание 3. Изготовьте модель молекулы этина. Обратите внимание на расположение атомов углерода друг относительно друга и форму молекулы.

    Задание 4 Повторите материал о номенклатуре углеводородов по своей тетради и учебнику. Составьте сокращенные структурные формулы алкинов с пятью, семью и девятью атомами углерода и назовите их.

    Задание 5. Просмотрите материал об изомерии алкинов. Обратите внимание на возможные виды изомерии. Занесите сведения в таблицу 1.

    Задание 6. Составьте формулы изомеров (2-3 примера) соединения (курсив!) из задания 1. Назовите их.

    УЭ-3 Получение ацетилена (этина).

    Цель: изучить способы получения этина в промышленности и лаборатории.

    Задание 1. Найдите в учебниках способы получения этина в промышленности и лаборатории. Основные способы (по одному!) отметьте в таблице 1.

    УЭ-4 Свойства ацетилена (этина).

    Цель: повторить, конкретизировать и дополнить сведения о физических и химических свойствах этина.

    Задание 1. Ознакомьтесь с материалом о физических свойствах этина. Отметьте новые для себя факты. Занесите в таблицу 1 физические свойства этина.

    Задание 2. Изучите химические свойства этина. Отметьте следующие факты:

  • реакционную способность алкинов;

  • характерный тип реакций алкинов;

  • качественные реакции на кратную связь;

  • способы присоединения неорганических молекул к несимметричным алкинам;

  • практически значимые реакции этина.

  • Занесите в таблицу 1 схемы характерных химических реакций.

    УЭ-5 Применение ацетилена (этина).

    Цель: изучить применение ацетилена в промышленности .

    Задание 1. Просмотрите материал о применении ацетилена. отметьте наиболее значимые области применения ацетилена. Определите соответствие свойств и сфер применения ацетилена и отразите это в таблице 2.

    УЭ-6 Арены. Бензол.

    Цель: познакомиться со свойствами аренов на примере бензола.

    Задание 1. Прочитайте предлагаемый вам текст. Определите, о каком веществе идет речь в каждом фрагменте текста. Запишите свои выводы в форму 1.

    1.Газ, без цвета, без запаха, ограниченно растворим в воде. Молекула содержит три атома углерода, все находятся в состоянии SP3- гибридизации, следовательно, валентные возможности реализованы, связи между атомами только одинарные. Химически неактивен, для осуществления реакций необходимы особые условия. Наиболее характерны реакции замещения, например, свободнорадикальные реакции галогенирования. Получают из природного сырья, в основном из нефти при ее переработке. Используют в быту как топливо.

    2.Газ, без цвета, растворим в воде, имеет специфический запах, горит коптящим пламенем. Легко выделяется при обычных условиях действием воды на соответствующие соединения, что и применяется для получения непромышленным способом. Два атома углерода, входящие в состав молекулы, находятся в состоянии SP- гибридизации, поэтому между ними возникает тройная связь. При этом на каждый атом углерода приходится один атом водорода, что соответствует крайней непредельности состава. Но несмотря на это, возможно протекание как реакций присоединения, что характерно для данного класса веществ, так и реакций замещения, например замещения атомов водорода на атомы металлов. Широко используется для синтеза различных веществ.

    3.Газ, без цвета, растворим в воде. впервые промышленное производство в СССР налажено в 1932 г. по способу С.В. Лебедева. В составе молекулы все четыре атома углерода находятся в состоянии SP2- гибридизации. Две кратные (двойные) связи разделены простой (одинарной). Это создает возможность сопряжения кратных (двойных) связей, что придает специфические свойства: молекула представляет собой устойчивую сопряженную систему и в химических реакциях участвует не отдельный участок с одной двойной связью, а вся молекула как единое целое. Имеет большое практическое значение.

    *4.Жидкость, без цвета, нерастворима в воде, но хорошо растворяется в органических неполярных растворителях. Молекула содержит шесть атомов углерода в состоянии SP3- гибридизации, структура молекулы очень интересна. В отличии от других соединений этого ряда валентные углы в молекуле сохраняются равными 109028/. На один атом углерода приходится два атома водорода, что говорит о непредельности состава, а также о том, что молекула представляет собой цикл, причем не плоский, а изогнутый соответствующим образом: соединение имеет две конформационные структуры. Среди химических реакций следует отметить реакции присоединения, идущие с раскрытием цикла, и реакции замещения, протекающие как у алканов. Используется для синтеза других циклических соединений.

    Задание 2. После выполнения задания 1 снова вернитесь к тексту. Найдите слова и фразы, выделенные другим шрифтом. Выпишите их, составьте характеристику нового вещества, назовите его. Занесите результаты своих выводов в графу 5. Если необходимо, обсудите в паре или группе, обратитесь к учителю.

    Задание 3. Прочитайте текст учебника на стр. 121-122.(до слов «Пытаясь объяснить…»). Какая проблема возникла перед учеными, изучавшими свойства вещества? Попытайтесь решить проблему, рассмотрев строение молекулы. Прочитайте текст учебника на стр. 122-123 (до мелкого шрифта). Составьте структурную формулу при помощи модели. Убедитесь в том, что действительно образуется единая сопряженная система. Какая из предлагаемых на стр. 122 формул вам представляется более правильной?

    Задание 4. Познакомьтесь с физическими и химическими свойствами вещества. Для этого просмотрите свой текст, дополните сведения из учебника и дополнительной литературы. Ознакомьтесь со способами получения. Найдите сведения в вашем тексте и добавьте, если считаете нужным, из учебника. Обратите внимание на применение бензола.

    УЭ-7 Резюме и контроль по изученной теме.

    Цель: подвести итоги изучения темы и провести самоконтроль полученных знаний.

    Задание 1. Просмотрите выполненную вами работу. Сравните вопросы из задания 2 УЭ-0 и требования, которые предъявляются к данной теме. После изучения темы вы должны знать:

    строение молекулы этина (ацетилена) (наличие тройной связи);

    строение молекулы бензола;

    -важнейшие вещества: этин (ацетилен), его применение.

    Уметь

    -называть: ацетилен по международной номенклатуре;

    -характеризовать: строение и химические свойства этина (ацетилена); химические свойства бензола;

    -объяснять: зависимость свойств этина от строения; зависимость свойств бензола от его состава и строения

    Отметьте для себя, достаточно ли полно изучена тема.

    Задание 2. Выполните упражнения.

  • Для вещества, формула которого С5H8 составьте структурную формулу, а также формулы двух изомеров и двух гомологов. Назовите все вещества по международной номенклатуре.

  • Составьте структурные формулы 2-метилпентина-3 и бутина-1.

  • Напишите уравнения реакций взаимодействия бутина-1 с водородом, хлороводородом, хлором.

  • Форма 1.

    1

    2

    3

    4

    5

    Название

    Формула

    Класс

    Общая

    формула

    Таблица 1

    Характеристики

    Этин

    Химическая формула

    Степень гибридизации атома углерода

    Характер углерод – углеродной связи

    Виды изомерии алкинов

    (с примерами)

    Основные способы получения%

    а) в лаборатории;

    б) в промышленности.

    Физические свойства

    Характерные химические свойства

    Таблица 2

    Свойства ацетилена

    Сферы применения

    Модуль №5 Систематизация и обобщение знаний по теме № 2.

    Контрольная работа № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники»

    Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания об углеводородах и их свойствах; проверить свои знания по изученной теме и умение их применять.

    УЭ-0 Постановка целей и задач изучения темы.

    Цель: ознакомиться с содержанием модуля; определить направление своей работы по повторению, обобщению и систематизации знаний по теме «Углеводороды».

    Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием модуля, проверьте наличие необходимой для работы литературы и материалов.

    Задание 2. Внимательно ознакомьтесь с вопросами, предлагаемыми для повторения и материалами, с которыми вам предстоит работать (схемы, таблицы). Для повторения вам отводится 1 урок. Материалы для контроля получите у учителя по окончании работы (второй час.)

    УЭ-1. Повторение темы «Углеводороды».

    Цель: повторить основные моменты изученной темы и составить план для обобщения и систематизации полученных при изучении темы знаний и умений применять их для решения поставленных учебных задач.

    Задание 1. Просмотрите по своим тетрадям все записи, сделанные вами при изучении темы. Обратите внимание на изучаемые вопросы. Выберите общие для модулей 2,3,4 вопросы и составьте из них план для обобщения темы «Углеводороды».

    *Задание 2 Составьте таблицу для обобщения, включите в нее общие вопросы и изученные классы углеводородов (сколько их?). Если есть затруднения, обратитесь к учителю.

    УЭ-2. Обобщение и систематизация материала по теме «Углеводороды».

    Цель:обобщить и систематизировать сведения об углеводородах и их свойствах, нахождении в природе применении, получении.

    Задание. Пользуясь составленной таблицей, найдите и внесите в нее сведения об изученных классах углеводородов.

    УЭ-3 Контрольная работа.

    Задание. 1).Внимательно прочитайте текст контрольной работы. Определите для себя, можете ли вы выполнить всю работу или только отдельные задания. Если возникли вопросы, обратитесь к учителю.

    2).Выполните работу и сдайте на проверку

    Контрольная работа

    1. Установите соответствие общей формулы и класса углеводородов:

    А. СnH2n; В. СnH2n -2; С. СnH2n+2;

    1). алканы; 2). алкены; 3). алкины; 3). алкадиены.

    2.Установите, к какому классу принадлежат углеводороды, формулы которых: А. С3H8 ; В. С5H10; С. С4H6; Д. С6H14.

    алканы; 2). алкены; 3). алкины.

    3. Составьте возможные структурные формулы, соответствующие формуле С5H8 и дайте названия по международной номенклатуре.

    4. Составьте формулы двух изомеров и двух гомологов для вещества с формулой С4H6 укажите виды изомерии, выбранные вами и дайте названия веществ по международной номенклатуре.

    5. Установите соответствие между классами углеводородов и характерными химическими реациями:

    А.. алканы; В. алкены; С. алкины; Д. алкадиены.

    1) замещение; 2) присоединение.

    6. Составьте уравнения реакций взаимодействия этена, этина и бутадиена -1,3 с бромом, бромоводородом и водой. Назовите полученные вещества по международной номенклатуре.

    7. Какик углеводороды входят в состав нефти и природного газа? Какие углеводороды не могут встречаться в природе ? Ответ поясните.

    8. Какие свойства бензина лежат в основе его применения как горючего и растворителя для органических веществ?

    9. Чем объясняется вред, наносимый нефтепродуктами окружающей среде?

    10. Как, используя один реактив, различить гексан, гексен и бензол?.

    Таблица для повторения и обобщения

    Характеристики

    Алканы

    Алкены

    Алкадиены

    Алкины

    Арены

    Химическая формула

    Степень гибридизации атома углерода

    Характер углерод – углеродной связи

    Виды изомерии

    Основные способы получения%

    а) в лаборатории;

    б) в промышленности.

    Физические свойства

    Характерные химические свойства

    Применение

    Файлы: Тема Углеводороды.doc
    Размер файла: 169984 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология