Автор конспекта:
Автор(ы): — Козбан Елена Владимировна

Место работы, должность: — МБОУДОД ЦВР, педагог дополнительного образования

Регион: — Республика Башкортостан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

· Образовательная –

1. Совершенствование навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую, обобщение и закрепление знаний единиц измерения информации.

2. Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

3. Формирование общеучебных и общекуль­турных навыков работы с информацией.

4. Формирование умений и навыков, которые но­сят в современных условиях общенаучный, об­щеинтеллектуальный характер.

· Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

· Воспитательная— развитие познавательного интереса, логического мышления.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Краткое описание: — Данный урок построен на деятельной основе с применением игровой технологии. Чем интересна эта игра? Во-первых, на уроке мы с ее помощью «навязали» школьникам задачи, которые им было бы скучно решать как-то иначе. Во-вторых, такая игра заставляет школьников работать в очень вы¬соком темпе. В-третьих, это очень мобильная игра. Задачи и вопросы можно добавлять в процессе игры. В-четвертых, эта игра очень понравилась не только нам, но и нашим ученикам. В-пятых, к ней легко готовиться, можно использовать стандартные тес-ты, и ее очень легко проводить. При проведении Вами такой игры могут выявиться другие ее пре¬имущества. Урок-игра «Слабое звено» обеспечил вы-полнение поставленных задач и помог подготовить детей к контрольной работе.

Перед началом игры нужно подготовить спи­сок задач или вопросов с ответами. Используемые в «Слабом звене» задачи и вопросы могут быть раз­ной сложности, могут использоваться вопросы с фор­мулировкой «Верно ли, что…». При подборе задач можно даже не пользоваться принципом новизны: слишком часто оказывается, что формулировка за­дачи для школьника известна, а решать он ее не умеет.

Нужно заготовить карточки, на которых ука­зана сумма выигранных очков, — эти карточки ученикам показывает ассистент веду­щего.

Столы в кабинете расставля­ются полукругом перед столом ведущего и ассистента.

Каждый ученик должен иметь несколько листков, на которых будет записывать имена выбыва­ющих участников игры и для вы­числений.

Правила игры

Игра сводится к следующему: ведущий читает вопрос по очереди всем участникам, ассистент по­казывает количество набранных баллов. Перед тем, как ведущий задаст вопрос очередному участнику, он может положить набранную командой сумму в банк. Задача игроков — создать как можно более длинную цепочку правильных ответов и положить в банк максимально возможную сумму. Время каж­дого тура ограничено. После окончания тура коман­да выбирает «слабое звено» — выбывающего из игры участника. В конце игры остаются два участника, между которыми проводится «дуэль» из пяти пар вопросов, которая и поможет выявить самого силь­ного участника игры.

1. Ход урока

1. Вступление.

Учитель:

Здравствуйте! Сегодняшний урок мы проведем в виде известной игры «Слабое звено». Восемь уча­стников занимают место за столами. В качестве ас­систента мне поможет_____________ Вы помните правила? За­дача игроков — построить как можно более длин­ную цепочку правильных ответов. Не забывайте по­ложить выигранную сумму в банк! После каждого периода вы должны выбрать самого слабого игрока, который покидает игру. Итак, начинаем!

1-й период.

?Что больше — 1 Мбайт или 1 Кбайт?

Ответ: 1 Мбайт.

? Укажите наименьшую едини­цу измерения информации.

Ответ: 1 бит.

? Сколько бит в одном байте?

Ответ: 8.

? Сколько байт в одном килобайте?

Ответ:1024.

? Сколько мегабайт в одном гигабай­те?

Ответ: 1024.

? Сколько килобайт в одном мегабай­те?

Ответ: 1024.

? Выразите в битах 12 байтов.

Ответ:96 бит.

? Выразите в байтах 2 килобайта.

Ответ:2048.

? Носителем информации является:

• клавиатура;

• мышь;

• магнитный диск;

• принтер.

Ответ:магнитный диск.

? Выразите в битах 5 байт.

Ответ: 40 бит.

Учитель: Вы положили в банк … очков. Из-за кого мы теряем очки и в игре? Напишите имя самого сла­бого участника!

Команда выбирает самое сла­бое звено.

Учитель:Продолжим! Но времени во втором перио­де на 5 секунд меньше!

2-й период.

? Выразите в байтах 5 килобайт.

Ответ: 5120.

? Нибл информации равен полубайту. Сколько би­тов в 40 ниблах?

Ответ: 160 бит.

? Сколько символов можно закодировать с помо­щью одного байта?

Ответ: 256.

? Сколько байт информации содержится в сооб­щении объемом четверть килобайта?

Ответ: 256.

?Сравните и укажите, что больше: 15 360 байт или 16 килобайт?

Ответ: 16 кбайт > 15 360 байт (15 360 байт = 15 кбайт).

? Какой объем информации содержится в сооб­щении «В английском алфавите 26 букв»?

Ответ: 29 байт.

? Верно ли, что 120 мегабайт равны 122 880 ки­лобайт?

Ответ: да, верно.

? Верно ли, что 6 мегабайт равны 6144 гигабай­та?

Ответ: нет. (6 Мбайт = 6144 Кбайта).

Учитель: Вы положили в банк … очков. Назовите

имя того, кто нам мешает заработать больше очков! Команда выбирает самое слабое звено.

Учитель: Продолжим! Но времени в третьем перио­де еще на 5 секунд меньше!

3-й период.

? Какой объем информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке.

Ответ: 4000 байт.

? Перечислите все единицы измерения информа­ции в порядке возрастания.

Ответ: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

? Сообщение состоит из 20 строк по 30 символов в каждой строке. Какой обьем информации оно содержит?

Ответ: 600 байт.

? Сколько байт в следующей фразе: «Мы учимся в школе»?

Ответ: 17.

? Верно ли, что 2 гигабайта равны 2048 байт?

Ответ: нет (2 гигабайта = 2048 мегабайт = 2 х 10*20 байт).

? Какому десятичному числу соответствует дво­ичный код 11000?

Ответ: 24.

4-й период.

? Какому десятичному числу соответствует дво­ичный код 10101?

Ответ: 21.

? Какому десятичному числу соответствует дво­ичный код 11111?

Ответ: 31.

? Какому десятичному числу соответствует дво­ичный код 100 000?

Ответ: 32.

? Какому десятичному числу соответствует дво­ичный код 10 000?
Ответ: 16

? Найти двоичный код числа 19.

Ответ: 10011.

? Найти двоичный код числа 23.

Ответ: 10 111.

5-й период.

? Выбрать непозиционную систему счисления:

• десятичная;

• двоичная;

• троичная;

• римская;

• двадцатеричная.
Ответ: римская.

? Выбрать позиционные системы счисления:

• десятичная;

• двоичная;

• римская;

• восьмеричная.

Ответ: десятичная, двоичная, восьмеричная.

? Верно ли, что двоичный код числа 136 равен 10001001?

Ответ: нет.

? Верно ли, что двоичный код числа 160 равен 1010000?

Ответ: нет.

? Верно ли, что двоичный код числа 112 равен 111000?

Ответ: нет.

? Верно ли, что двоичный код числа 140 равен 10001111

Ответ: нет.

6-й период.

? Верно ли, что двоичный код числа 148 равен 10010100? Ответ: да.

? Верно ли, что двоичный код числа 132 равен 10000100?

Ответ: да.

? Перевести число 100 из десятичной в двоич­ную систему счисления.

Ответ: 1100100.

? В какой системе счисления вес каждой цифры не зависит от ее места (позиции) в записи чис­ла, а определяется только ее написанием?

Ответ: в непозиционной (римской).

? Перевести число 144 из десятичной в двоич­ную систему счисления.

Ответ: 10010000.

? Перевести число 75 из десятичной системы счис­ления в двоичную.

Ответ: 1001011.

Учитель:

У нас осталось двое участников. Мы зададим им по 5 пар вопросов. Выиграет сильнейший!

? Найти двоичный код числа 15.

Ответ: 1111.

? Укажите, как записывается десятичное число 7 в двоичной системе счисления:
100;

1001;

111;

1111.

Ответ: 111.

? Перевести число 1111 из двоичной си­стемы счисления в десятичную.

Ответ: 15.

? Перевести число 1001 из двоичной системы счисления в десятичную.

Ответ: 9.

? Перевести число 10011 из двоичной системы счисления в десятичную.

Ответ: 19.

? Перевести число 128 из десятичной в двоич­ную систему счисления.

Ответ: 10000000.

? Выбрать непозиционную систему счисления:

• десятичная;

• двоичная;

• троичная;

• римская;

• двадцатеричная.
Ответ: римская.

? Выбрать позиционные системы счисления:

• десятичная;

• двоичная;

• римская;

• восьмеричная.

Ответ: десятичная, двоичная, восьмеричная.

? Выразите в битах 12 байтов.

Ответ: 96 бит.

? Выразите в байтах 2 килобайта.

Ответ: 2048.

Учитель:

Итак, победителем нашей игры стал _______________. Мне также хочется отметить __________. Таким образом, мы с вами повторили тему «Системы счисления», вспомнили единицы измерения информации и подготовились к контрольной работе. Удачи вам! До свидания!

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология