Автор конспекта:
Автор(ы): — Козбан Елена Владимировна
Место работы, должность: — МБОУДОД ЦВР, педагог дополнительного образования
Регион: — Республика Башкортостан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
· Образовательная –
1. Совершенствование навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую, обобщение и закрепление знаний единиц измерения информации.
2. Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
3. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
4. Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
· Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
· Воспитательная— развитие познавательного интереса, логического мышления.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Краткое описание: — Данный урок построен на деятельной основе с применением игровой технологии. Чем интересна эта игра? Во-первых, на уроке мы с ее помощью «навязали» школьникам задачи, которые им было бы скучно решать как-то иначе. Во-вторых, такая игра заставляет школьников работать в очень вы¬соком темпе. В-третьих, это очень мобильная игра. Задачи и вопросы можно добавлять в процессе игры. В-четвертых, эта игра очень понравилась не только нам, но и нашим ученикам. В-пятых, к ней легко готовиться, можно использовать стандартные тес-ты, и ее очень легко проводить. При проведении Вами такой игры могут выявиться другие ее пре¬имущества. Урок-игра «Слабое звено» обеспечил вы-полнение поставленных задач и помог подготовить детей к контрольной работе.
Перед началом игры нужно подготовить список задач или вопросов с ответами. Используемые в «Слабом звене» задачи и вопросы могут быть разной сложности, могут использоваться вопросы с формулировкой «Верно ли, что…». При подборе задач можно даже не пользоваться принципом новизны: слишком часто оказывается, что формулировка задачи для школьника известна, а решать он ее не умеет.
Нужно заготовить карточки, на которых указана сумма выигранных очков, — эти карточки ученикам показывает ассистент ведущего.
Столы в кабинете расставляются полукругом перед столом ведущего и ассистента.
Каждый ученик должен иметь несколько листков, на которых будет записывать имена выбывающих участников игры и для вычислений.
Правила игры
Игра сводится к следующему: ведущий читает вопрос по очереди всем участникам, ассистент показывает количество набранных баллов. Перед тем, как ведущий задаст вопрос очередному участнику, он может положить набранную командой сумму в банк. Задача игроков — создать как можно более длинную цепочку правильных ответов и положить в банк максимально возможную сумму. Время каждого тура ограничено. После окончания тура команда выбирает «слабое звено» — выбывающего из игры участника. В конце игры остаются два участника, между которыми проводится «дуэль» из пяти пар вопросов, которая и поможет выявить самого сильного участника игры.
1. Ход урока
1. Вступление.
Учитель:
Здравствуйте! Сегодняшний урок мы проведем в виде известной игры «Слабое звено». Восемь участников занимают место за столами. В качестве ассистента мне поможет_____________ Вы помните правила? Задача игроков — построить как можно более длинную цепочку правильных ответов. Не забывайте положить выигранную сумму в банк! После каждого периода вы должны выбрать самого слабого игрока, который покидает игру. Итак, начинаем!
1-й период.
?Что больше — 1 Мбайт или 1 Кбайт?
Ответ: 1 Мбайт.
? Укажите наименьшую единицу измерения информации.
Ответ: 1 бит.
? Сколько бит в одном байте?
Ответ: 8.
? Сколько байт в одном килобайте?
Ответ:1024.
? Сколько мегабайт в одном гигабайте?
Ответ: 1024.
? Сколько килобайт в одном мегабайте?
Ответ: 1024.
? Выразите в битах 12 байтов.
Ответ:96 бит.
? Выразите в байтах 2 килобайта.
Ответ:2048.
? Носителем информации является:
• клавиатура;
• мышь;
• магнитный диск;
• принтер.
Ответ:магнитный диск.
? Выразите в битах 5 байт.
Ответ: 40 бит.
Учитель: Вы положили в банк … очков. Из-за кого мы теряем очки и в игре? Напишите имя самого слабого участника!
Команда выбирает самое слабое звено.
Учитель:Продолжим! Но времени во втором периоде на 5 секунд меньше!
2-й период.
? Выразите в байтах 5 килобайт.
Ответ: 5120.
? Нибл информации равен полубайту. Сколько битов в 40 ниблах?
Ответ: 160 бит.
? Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?
Ответ: 256.
? Сколько байт информации содержится в сообщении объемом четверть килобайта?
Ответ: 256.
?Сравните и укажите, что больше: 15 360 байт или 16 килобайт?
Ответ: 16 кбайт > 15 360 байт (15 360 байт = 15 кбайт).
? Какой объем информации содержится в сообщении «В английском алфавите 26 букв»?
Ответ: 29 байт.
? Верно ли, что 120 мегабайт равны 122 880 килобайт?
Ответ: да, верно.
? Верно ли, что 6 мегабайт равны 6144 гигабайта?
Ответ: нет. (6 Мбайт = 6144 Кбайта).
Учитель: Вы положили в банк … очков. Назовите
имя того, кто нам мешает заработать больше очков! Команда выбирает самое слабое звено.
Учитель: Продолжим! Но времени в третьем периоде еще на 5 секунд меньше!
3-й период.
? Какой объем информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке.
Ответ: 4000 байт.
? Перечислите все единицы измерения информации в порядке возрастания.
Ответ: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
? Сообщение состоит из 20 строк по 30 символов в каждой строке. Какой обьем информации оно содержит?
Ответ: 600 байт.
? Сколько байт в следующей фразе: «Мы учимся в школе»?
Ответ: 17.
? Верно ли, что 2 гигабайта равны 2048 байт?
Ответ: нет (2 гигабайта = 2048 мегабайт = 2 х 10*20 байт).
? Какому десятичному числу соответствует двоичный код 11000?
Ответ: 24.
4-й период.
? Какому десятичному числу соответствует двоичный код 10101?
Ответ: 21.
? Какому десятичному числу соответствует двоичный код 11111?
Ответ: 31.
? Какому десятичному числу соответствует двоичный код 100 000?
Ответ: 32.
? Какому десятичному числу соответствует двоичный код 10 000?
Ответ: 16
? Найти двоичный код числа 19.
Ответ: 10011.
? Найти двоичный код числа 23.
Ответ: 10 111.
5-й период.
? Выбрать непозиционную систему счисления:
• десятичная;
• двоичная;
• троичная;
• римская;
• двадцатеричная.
Ответ: римская.
? Выбрать позиционные системы счисления:
• десятичная;
• двоичная;
• римская;
• восьмеричная.
Ответ: десятичная, двоичная, восьмеричная.
? Верно ли, что двоичный код числа 136 равен 10001001?
Ответ: нет.
? Верно ли, что двоичный код числа 160 равен 1010000?
Ответ: нет.
? Верно ли, что двоичный код числа 112 равен 111000?
Ответ: нет.
? Верно ли, что двоичный код числа 140 равен 10001111
Ответ: нет.
6-й период.
? Верно ли, что двоичный код числа 148 равен 10010100? Ответ: да.
? Верно ли, что двоичный код числа 132 равен 10000100?
Ответ: да.
? Перевести число 100 из десятичной в двоичную систему счисления.
Ответ: 1100100.
? В какой системе счисления вес каждой цифры не зависит от ее места (позиции) в записи числа, а определяется только ее написанием?
Ответ: в непозиционной (римской).
? Перевести число 144 из десятичной в двоичную систему счисления.
Ответ: 10010000.
? Перевести число 75 из десятичной системы счисления в двоичную.
Ответ: 1001011.
Учитель:
У нас осталось двое участников. Мы зададим им по 5 пар вопросов. Выиграет сильнейший!
? Найти двоичный код числа 15.
Ответ: 1111.
? Укажите, как записывается десятичное число 7 в двоичной системе счисления:
100;
1001;
111;
1111.
Ответ: 111.
? Перевести число 1111 из двоичной системы счисления в десятичную.
Ответ: 15.
? Перевести число 1001 из двоичной системы счисления в десятичную.
Ответ: 9.
? Перевести число 10011 из двоичной системы счисления в десятичную.
Ответ: 19.
? Перевести число 128 из десятичной в двоичную систему счисления.
Ответ: 10000000.
? Выбрать непозиционную систему счисления:
• десятичная;
• двоичная;
• троичная;
• римская;
• двадцатеричная.
Ответ: римская.
? Выбрать позиционные системы счисления:
• десятичная;
• двоичная;
• римская;
• восьмеричная.
Ответ: десятичная, двоичная, восьмеричная.
? Выразите в битах 12 байтов.
Ответ: 96 бит.
? Выразите в байтах 2 килобайта.
Ответ: 2048.
Учитель:
Итак, победителем нашей игры стал _______________. Мне также хочется отметить __________. Таким образом, мы с вами повторили тему «Системы счисления», вспомнили единицы измерения информации и подготовились к контрольной работе. Удачи вам! До свидания!