Автор конспекта:
Регион: — Самарская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Цель урока: Развитие интереса к предмету, межпредметные связи, объяснение природных примет погоды и их связь с атмосферными явлениями в природе. Повторение

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

Таблицы. Рисунки. Раздаточный материал. Видеофильм.

Краткое описание: — Интегрированный урок повторения и обобщения.

Тема урока: «Атмосфера и климат»

Цель урока: Развитие интереса к предмету, межпредметные связи, объяснение природных примет погоды и их связь с атмосферными явлениями в природе. Повторение.

Оборудование: Таблицы. Рисунки. Раздаточный материал. Видеофильм.

Тип урока: Интегрированный урок повторения и обобщения.

Ход урока:

I.Оргмомент.

II. Основной материал.

1) Почему погода разная, ведь солнце одно и то же?

Атмосфера- кухня погоды.

Метеорология- наука, изучающая погоду. «Метеора- нечто в небе».Изучает:

1. Гидрометеоры (дождь, снег, град)

2. Воздушные метеоры ( ветер, пыльные бури)

3. Литометеоры ( пыль, пыльца)

4. Светометеоры ( радуга, миражи, гало)

5. Огненные метеоры (молнии)

Метеорологические величины: температура, влажность, атмосферное давление, ветер и т.д.

Метеорологические явления: туман, гололед, метель, бури, гроза, смерч и т.д.

Погода- состояние атмосферы в какой- то момент времени.

Все люди интересуются состоянием погоды. В зависимости от характера их занятий интерес может быть постоянным и временным. Сельчане, рыбаки, водители, океанологи и люди других профессий интересуются погодой, т.к. их работа зависит от ее состояния. На погоду реагируют многие живые организмы с разной степенью «оперативности».

2) Различные живые организмы реагируют по- разному, одни на день- ночь, другие- на изменение влажности, третьи- на изменение температуры, выпадение осадков, изменение ветра, изменение атмосферного давления.

За многие тысячи лет люди научились определять изменения погоды и связывать их с поведением животных. Результаты наблюдений нашли отражение в сказках, песнях, пословицах.

Животные не предвидят, а реагируют на изменение в природе раньше, чем человек.

Нас интересует как изменение атмосферного давления сказывается на поведении живых организмов и из чего складываются народные приметы.

( Легендарный капитан . Д.А.Туманов)

1. Ходит чайка по песку,

Моряку сулит тоску,

И пока не лезет в воду,

Штормовую жди погоду.

Чайки действительно чутко реагируют на изменение погоды. Это объясняется особенностями строения их тела: трубчатые кости чаек, полые внутри, чувствительны к изменениям давления.

· С каким физическим прибором их можно сравнить?

Давно замечено, что при хорошей погоде чайки садятся на воду, при ухудшении погоды бродят по берегу и прибрежным отмелям, при ветреной — летают над водой. Чайки умеют приспосабливаться к погоде. Но есть версия, что чайки реагируют на пищу: рыбы, чувствительные к изменению давления уходят на глубину, и чайкам приходится искать пищу на берегу и отмелях перед штормом и ненастьем.

2. Почему перед ненастьем

Лягушатам всем на счастье,

Из болота вонь идет,

И бурлит в нем, и ревет.

Ненастье приносит циклон, а он, как правило, сопровождается значительным понижением атмосферного давления. В водоемах при этом повышается уровень воды, из почвы выходят наружу накопившиеся там газы- продукты гниения листвы, травы и водорослей в канавах и болотах.

· При высоком давлении газы держатся у самой поверхности земли, а при низком — выходят наружу, распространяются вширь и вверх. Каким физическим законом это объясняется?

3. Если солнце село в тучу,

Жди, моряк, получишь бучу,

Если солнце село в воду-

Жди хорошую погоду.

Если вечером во время заката солнце закрыто густой облачностью, то утром по причине перемещения воздушных масс с запада на восток эта облачность окажется над наблюдателем. Вероятен дождь. Перемещение воздушных масс связано с атмосферным давлением: из области высокого давления перемещаются в область низкого, неся за собой облачность и увеличение влажности воздуха и понижение температуры.

4. Если солнце красно к вечеру-

Моряку бояться нечего,

Если красно поутру-

Моряку не понутру.

Красная заря бывает при большой влажности воздуха, понижении давления, и является признаком появления облаков, усиления ветра, ухудшения погоды.

Если наблюдатель располагает барометром, то эти изменения помогут разобраться в происходящих атмосферных процессах.

5. Если ласточки все круче-

Нечего бояться тучи,

Если ласточки все ниже-

Разразится небо жижей.

Снижение высоты полета ласточек вызвано перемещением в приземный слой воздуха насекомых, которыми они кормятся. Существует мнение, что комары чувствительны к изменению давления, когда давление снижается- снижаются и комары, и ласточки. Примета верна в той мере, в какой падение давления влечет за собой переход к дождю. Это бывает часто, но не всегда.

3) Предсказывать погоду можно и самостоятельно.

· По ветру: Если ветер изменяет направление против часовой стрелки, значит, приближается атмосферный фронт, давление падает, погода наверняка ухудшится. Поворот ветра по часовой стрелке показывает, что атмосферный фронт уже прошел и скоро опять выглянет солнце.

· По луне: Если вокруг луны или солнца виден светящийся нимб- гало- то будет переход к облачной погоде с осадками, так как высоко в небе появляются теплые массы воздуха. Ясно видимая луна зимней ночью предупреждает о скором понижении температуры. А если в ясную морозную погоду в небе видны сразу несколько солнц или лун, значит в ближайшее время изменений погоды не будет.

· По дыму: Если дым поднимается столбом в небо- выяснит и быть морозу, если стелется к земле- быть ненастью.

· По кошкам и собакам: Кошка перед дождем старательно вылизывает лапы и хвост. Если она точит когти о пол, поднимется ветер, если скребет стену- скоро вьюга. Собака перед дождем катается на спине.

· По росе: Если утром обильная роса- не будет дождя днем.

4) Выполните задания

· Объясните поговорку английских моряков: «Если на небе кобыльи хвосты и чешуйки макрели — поднимай на корабле паруса».

· Разберите данные приметы на предвещающие хорошую погоду и плохую.

5) Просмотр видеофильма«Часы флоры»

В ясную летнюю погоду цветки многих растений открывают и закрывают венчики в разное время дня. Еще в Древней Греции и Древнем Риме цветники подбирали так, чтобы по этим живым часам можно было определить время суток. Эту периодичность в цветении растений заметил и известный шведский ученый- ботаник Карл Линней, который жил в 18 веке, и разработал «цветочные часы». Он назвал их «Часы флоры». Сначала эти часы были в городе Упсале, в Швеции. Потом появились в парках других городов. Они могут ошибаться только в дождливую и пасмурную погоду.

Понаблюдайте за синим цикорием: просыпается он рано, в 4 часа утра. В 5 утра открывает свои лепестки мак. Бело-фиолетовые цветки картофеля раскрываются в 6 утра, цветки белой кувшинки всплывут и откроются в 7 часов. Позднее всех просыпаются оранжевые ноготки и бархатцы- в 9 часов. А в 10 часов утра уже засыпают цветки цикория, козлобородника, и весь день они остаются закрытыми. В полдень закроет корзиночки осот огородный, в 2-3 часа закроются цветки картофеля и мака. После 5 часов голубое поле льна позеленеет, уйдет под воду кувшинка. До 8 вечера красуется цветами шиповник. А душистый табак откроет белые цветы только к вечеру…

· «Лесные часы»

Посмотрите на птиц, изображенных на циферблате часов, и скажите, какая из них в какое время начинает петь?

III Итог урока. Сделать самодельный барометр и пронаблюдать его работу.

Аптечный пузырек наполовину заполнить подкрашенной водой. В пробке сделать отверстие диаметром 2-3 мм. Прикрепите устройство с наружной стороны дома, но чтобы не попадали прямые солнечные лучи. По характеру конденсата можно предсказывать погоду:

Вид конденсата

Прогноз погоды

1

Густой туман

Сплошная облачность без осадков

2

Сухие полоски чередуются с кольцами мелкой росы

Переменная облачность

3

Сплошой туман с каплями крупной росы

Кратковременные осадки

4

Крупная роса только на южной стенке

В первой половине дня возможен дождь

5

Роса на северной стенке

Дождь пойдет ближе к вечеру

6

Во время дождя конденсат отсутствует

Скоро будет ясно

7

Крупные капли по всей поверхности

Гроза

8

У горлышка сухо, а ниже крупная роса

Скоро пойдет дождь

Тема урока: «Атмосфера и климат»

Цель урока: Развитие интереса к предмету, межпредметные связи, объяснение природных примет погоды и их связь с атмосферными явлениями в природе. Повторение.

Оборудование: Таблицы. Рисунки. Раздаточный материал. Видеофильм.

Тип урока: Интегрированный урок повторения и обобщения.

Ход урока:

I.Оргмомент.

II. Основной материал.

1) Почему погода разная, ведь солнце одно и то же?

Атмосфера- кухня погоды.

Метеорология- наука, изучающая погоду. «Метеора- нечто в небе».Изучает:

1. Гидрометеоры (дождь, снег, град)

2. Воздушные метеоры ( ветер, пыльные бури)

3. Литометеоры ( пыль, пыльца)

4. Светометеоры ( радуга, миражи, гало)

5. Огненные метеоры (молнии)

Метеорологические величины: температура, влажность, атмосферное давление, ветер и т.д.

Метеорологические явления: туман, гололед, метель, бури, гроза, смерч и т.д.

Погода- состояние атмосферы в какой- то момент времени.

Все люди интересуются состоянием погоды. В зависимости от характера их занятий интерес может быть постоянным и временным. Сельчане, рыбаки, водители, океанологи и люди других профессий интересуются погодой, т.к. их работа зависит от ее состояния. На погоду реагируют многие живые организмы с разной степенью «оперативности».

2) Различные живые организмы реагируют по- разному, одни на день- ночь, другие- на изменение влажности, третьи- на изменение температуры, выпадение осадков, изменение ветра, изменение атмосферного давления.

За многие тысячи лет люди научились определять изменения погоды и связывать их с поведением животных. Результаты наблюдений нашли отражение в сказках, песнях, пословицах.

Животные не предвидят, а реагируют на изменение в природе раньше, чем человек.

Нас интересует как изменение атмосферного давления сказывается на поведении живых организмов и из чего складываются народные приметы.

( Легендарный капитан . Д.А.Туманов)

1. Ходит чайка по песку,

Моряку сулит тоску,

И пока не лезет в воду,

Штормовую жди погоду.

Чайки действительно чутко реагируют на изменение погоды. Это объясняется особенностями строения их тела: трубчатые кости чаек, полые внутри, чувствительны к изменениям давления.

· С каким физическим прибором их можно сравнить?

Давно замечено, что при хорошей погоде чайки садятся на воду, при ухудшении погоды бродят по берегу и прибрежным отмелям, при ветреной — летают над водой. Чайки умеют приспосабливаться к погоде. Но есть версия, что чайки реагируют на пищу: рыбы, чувствительные к изменению давления уходят на глубину, и чайкам приходится искать пищу на берегу и отмелях перед штормом и ненастьем.

2. Почему перед ненастьем

Лягушатам всем на счастье,

Из болота вонь идет,

И бурлит в нем, и ревет.

Ненастье приносит циклон, а он, как правило, сопровождается значительным понижением атмосферного давления. В водоемах при этом повышается уровень воды, из почвы выходят наружу накопившиеся там газы- продукты гниения листвы, травы и водорослей в канавах и болотах.

· При высоком давлении газы держатся у самой поверхности земли, а при низком — выходят наружу, распространяются вширь и вверх. Каким физическим законом это объясняется?

3. Если солнце село в тучу,

Жди, моряк, получишь бучу,

Если солнце село в воду-

Жди хорошую погоду.

Если вечером во время заката солнце закрыто густой облачностью, то утром по причине перемещения воздушных масс с запада на восток эта облачность окажется над наблюдателем. Вероятен дождь. Перемещение воздушных масс связано с атмосферным давлением: из области высокого давления перемещаются в область низкого, неся за собой облачность и увеличение влажности воздуха и понижение температуры.

4. Если солнце красно к вечеру-

Моряку бояться нечего,

Если красно поутру-

Моряку не понутру.

Красная заря бывает при большой влажности воздуха, понижении давления, и является признаком появления облаков, усиления ветра, ухудшения погоды.

Если наблюдатель располагает барометром, то эти изменения помогут разобраться в происходящих атмосферных процессах.

5. Если ласточки все круче-

Нечего бояться тучи,

Если ласточки все ниже-

Разразится небо жижей.

Снижение высоты полета ласточек вызвано перемещением в приземный слой воздуха насекомых, которыми они кормятся. Существует мнение, что комары чувствительны к изменению давления, когда давление снижается- снижаются и комары, и ласточки. Примета верна в той мере, в какой падение давления влечет за собой переход к дождю. Это бывает часто, но не всегда.

3) Предсказывать погоду можно и самостоятельно.

· По ветру: Если ветер изменяет направление против часовой стрелки, значит, приближается атмосферный фронт, давление падает, погода наверняка ухудшится. Поворот ветра по часовой стрелке показывает, что атмосферный фронт уже прошел и скоро опять выглянет солнце.

· По луне: Если вокруг луны или солнца виден светящийся нимб- гало- то будет переход к облачной погоде с осадками, так как высоко в небе появляются теплые массы воздуха. Ясно видимая луна зимней ночью предупреждает о скором понижении температуры. А если в ясную морозную погоду в небе видны сразу несколько солнц или лун, значит в ближайшее время изменений погоды не будет.

· По дыму: Если дым поднимается столбом в небо- выяснит и быть морозу, если стелется к земле- быть ненастью.

· По кошкам и собакам: Кошка перед дождем старательно вылизывает лапы и хвост. Если она точит когти о пол, поднимется ветер, если скребет стену- скоро вьюга. Собака перед дождем катается на спине.

· По росе: Если утром обильная роса- не будет дождя днем.

4) Выполните задания

· Объясните поговорку английских моряков: «Если на небе кобыльи хвосты и чешуйки макрели — поднимай на корабле паруса».

· Разберите данные приметы на предвещающие хорошую погоду и плохую.

5) Просмотр видеофильма«Часы флоры»

В ясную летнюю погоду цветки многих растений открывают и закрывают венчики в разное время дня. Еще в Древней Греции и Древнем Риме цветники подбирали так, чтобы по этим живым часам можно было определить время суток. Эту периодичность в цветении растений заметил и известный шведский ученый- ботаник Карл Линней, который жил в 18 веке, и разработал «цветочные часы». Он назвал их «Часы флоры». Сначала эти часы были в городе Упсале, в Швеции. Потом появились в парках других городов. Они могут ошибаться только в дождливую и пасмурную погоду.

Понаблюдайте за синим цикорием: просыпается он рано, в 4 часа утра. В 5 утра открывает свои лепестки мак. Бело-фиолетовые цветки картофеля раскрываются в 6 утра, цветки белой кувшинки всплывут и откроются в 7 часов. Позднее всех просыпаются оранжевые ноготки и бархатцы- в 9 часов. А в 10 часов утра уже засыпают цветки цикория, козлобородника, и весь день они остаются закрытыми. В полдень закроет корзиночки осот огородный, в 2-3 часа закроются цветки картофеля и мака. После 5 часов голубое поле льна позеленеет, уйдет под воду кувшинка. До 8 вечера красуется цветами шиповник. А душистый табак откроет белые цветы только к вечеру…

· «Лесные часы»

Посмотрите на птиц, изображенных на циферблате часов, и скажите, какая из них в какое время начинает петь?

III Итог урока. Сделать самодельный барометр и пронаблюдать его работу.

Аптечный пузырек наполовину заполнить подкрашенной водой. В пробке сделать отверстие диаметром 2-3 мм. Прикрепите устройство с наружной стороны дома, но чтобы не попадали прямые солнечные лучи. По характеру конденсата можно предсказывать погоду:

Вид конденсата

Прогноз погоды

1

Густой туман

Сплошная облачность без осадков

2

Сухие полоски чередуются с кольцами мелкой росы

Переменная облачность

3

Сплошой туман с каплями крупной росы

Кратковременные осадки

4

Крупная роса только на южной стенке

В первой половине дня возможен дождь

5

Роса на северной стенке

Дождь пойдет ближе к вечеру

6

Во время дождя конденсат отсутствует

Скоро будет ясно

7

Крупные капли по всей поверхности

Гроза

8

У горлышка сухо, а ниже крупная роса

Скоро пойдет дождь

Тема урока: «Атмосфера и климат»

Цель урока: Развитие интереса к предмету, межпредметные связи, объяснение природных примет погоды и их связь с атмосферными явлениями в природе. Повторение.

Оборудование: Таблицы. Рисунки. Раздаточный материал. Видеофильм.

Тип урока: Интегрированный урок повторения и обобщения.

Ход урока:

I.Оргмомент.

II. Основной материал.

1) Почему погода разная, ведь солнце одно и то же?

Атмосфера- кухня погоды.

Метеорология- наука, изучающая погоду. «Метеора- нечто в небе».Изучает:

1. Гидрометеоры (дождь, снег, град)

2. Воздушные метеоры ( ветер, пыльные бури)

3. Литометеоры ( пыль, пыльца)

4. Светометеоры ( радуга, миражи, гало)

5. Огненные метеоры (молнии)

Метеорологические величины: температура, влажность, атмосферное давление, ветер и т.д.

Метеорологические явления: туман, гололед, метель, бури, гроза, смерч и т.д.

Погода- состояние атмосферы в какой- то момент времени.

Все люди интересуются состоянием погоды. В зависимости от характера их занятий интерес может быть постоянным и временным. Сельчане, рыбаки, водители, океанологи и люди других профессий интересуются погодой, т.к. их работа зависит от ее состояния. На погоду реагируют многие живые организмы с разной степенью «оперативности».

2) Различные живые организмы реагируют по- разному, одни на день- ночь, другие- на изменение влажности, третьи- на изменение температуры, выпадение осадков, изменение ветра, изменение атмосферного давления.

За многие тысячи лет люди научились определять изменения погоды и связывать их с поведением животных. Результаты наблюдений нашли отражение в сказках, песнях, пословицах.

Животные не предвидят, а реагируют на изменение в природе раньше, чем человек.

Нас интересует как изменение атмосферного давления сказывается на поведении живых организмов и из чего складываются народные приметы.

( Легендарный капитан . Д.А.Туманов)

1. Ходит чайка по песку,

Моряку сулит тоску,

И пока не лезет в воду,

Штормовую жди погоду.

Чайки действительно чутко реагируют на изменение погоды. Это объясняется особенностями строения их тела: трубчатые кости чаек, полые внутри, чувствительны к изменениям давления.

· С каким физическим прибором их можно сравнить?

Давно замечено, что при хорошей погоде чайки садятся на воду, при ухудшении погоды бродят по берегу и прибрежным отмелям, при ветреной — летают над водой. Чайки умеют приспосабливаться к погоде. Но есть версия, что чайки реагируют на пищу: рыбы, чувствительные к изменению давления уходят на глубину, и чайкам приходится искать пищу на берегу и отмелях перед штормом и ненастьем.

2. Почему перед ненастьем

Лягушатам всем на счастье,

Из болота вонь идет,

И бурлит в нем, и ревет.

Ненастье приносит циклон, а он, как правило, сопровождается значительным понижением атмосферного давления. В водоемах при этом повышается уровень воды, из почвы выходят наружу накопившиеся там газы- продукты гниения листвы, травы и водорослей в канавах и болотах.

· При высоком давлении газы держатся у самой поверхности земли, а при низком — выходят наружу, распространяются вширь и вверх. Каким физическим законом это объясняется?

3. Если солнце село в тучу,

Жди, моряк, получишь бучу,

Если солнце село в воду-

Жди хорошую погоду.

Если вечером во время заката солнце закрыто густой облачностью, то утром по причине перемещения воздушных масс с запада на восток эта облачность окажется над наблюдателем. Вероятен дождь. Перемещение воздушных масс связано с атмосферным давлением: из области высокого давления перемещаются в область низкого, неся за собой облачность и увеличение влажности воздуха и понижение температуры.

4. Если солнце красно к вечеру-

Моряку бояться нечего,

Если красно поутру-

Моряку не понутру.

Красная заря бывает при большой влажности воздуха, понижении давления, и является признаком появления облаков, усиления ветра, ухудшения погоды.

Если наблюдатель располагает барометром, то эти изменения помогут разобраться в происходящих атмосферных процессах.

5. Если ласточки все круче-

Нечего бояться тучи,

Если ласточки все ниже-

Разразится небо жижей.

Снижение высоты полета ласточек вызвано перемещением в приземный слой воздуха насекомых, которыми они кормятся. Существует мнение, что комары чувствительны к изменению давления, когда давление снижается- снижаются и комары, и ласточки. Примета верна в той мере, в какой падение давления влечет за собой переход к дождю. Это бывает часто, но не всегда.

3) Предсказывать погоду можно и самостоятельно.

· По ветру: Если ветер изменяет направление против часовой стрелки, значит, приближается атмосферный фронт, давление падает, погода наверняка ухудшится. Поворот ветра по часовой стрелке показывает, что атмосферный фронт уже прошел и скоро опять выглянет солнце.

· По луне: Если вокруг луны или солнца виден светящийся нимб- гало- то будет переход к облачной погоде с осадками, так как высоко в небе появляются теплые массы воздуха. Ясно видимая луна зимней ночью предупреждает о скором понижении температуры. А если в ясную морозную погоду в небе видны сразу несколько солнц или лун, значит в ближайшее время изменений погоды не будет.

· По дыму: Если дым поднимается столбом в небо- выяснит и быть морозу, если стелется к земле- быть ненастью.

· По кошкам и собакам: Кошка перед дождем старательно вылизывает лапы и хвост. Если она точит когти о пол, поднимется ветер, если скребет стену- скоро вьюга. Собака перед дождем катается на спине.

· По росе: Если утром обильная роса- не будет дождя днем.

4) Выполните задания

· Объясните поговорку английских моряков: «Если на небе кобыльи хвосты и чешуйки макрели — поднимай на корабле паруса».

· Разберите данные приметы на предвещающие хорошую погоду и плохую.

5) Просмотр видеофильма«Часы флоры»

В ясную летнюю погоду цветки многих растений открывают и закрывают венчики в разное время дня. Еще в Древней Греции и Древнем Риме цветники подбирали так, чтобы по этим живым часам можно было определить время суток. Эту периодичность в цветении растений заметил и известный шведский ученый- ботаник Карл Линней, который жил в 18 веке, и разработал «цветочные часы». Он назвал их «Часы флоры». Сначала эти часы были в городе Упсале, в Швеции. Потом появились в парках других городов. Они могут ошибаться только в дождливую и пасмурную погоду.

Понаблюдайте за синим цикорием: просыпается он рано, в 4 часа утра. В 5 утра открывает свои лепестки мак. Бело-фиолетовые цветки картофеля раскрываются в 6 утра, цветки белой кувшинки всплывут и откроются в 7 часов. Позднее всех просыпаются оранжевые ноготки и бархатцы- в 9 часов. А в 10 часов утра уже засыпают цветки цикория, козлобородника, и весь день они остаются закрытыми. В полдень закроет корзиночки осот огородный, в 2-3 часа закроются цветки картофеля и мака. После 5 часов голубое поле льна позеленеет, уйдет под воду кувшинка. До 8 вечера красуется цветами шиповник. А душистый табак откроет белые цветы только к вечеру…

· «Лесные часы»

Посмотрите на птиц, изображенных на циферблате часов, и скажите, какая из них в какое время начинает петь?

III Итог урока. Сделать самодельный барометр и пронаблюдать его работу.

Аптечный пузырек наполовину заполнить подкрашенной водой. В пробке сделать отверстие диаметром 2-3 мм. Прикрепите устройство с наружной стороны дома, но чтобы не попадали прямые солнечные лучи. По характеру конденсата можно предсказывать погоду:

Вид конденсата

Прогноз погоды

1

Густой туман

Сплошная облачность без осадков

2

Сухие полоски чередуются с кольцами мелкой росы

Переменная облачность

3

Сплошой туман с каплями крупной росы

Кратковременные осадки

4

Крупная роса только на южной стенке

В первой половине дня возможен дождь

5

Роса на северной стенке

Дождь пойдет ближе к вечеру

6

Во время дождя конденсат отсутствует

Скоро будет ясно

7

Крупные капли по всей поверхности

Гроза

8

У горлышка сухо, а ниже крупная роса

Скоро пойдет дождь

Тема урока: «Атмосфера и климат»

Цель урока: Развитие интереса к предмету, межпредметные связи, объяснение природных примет погоды и их связь с атмосферными явлениями в природе. Повторение.

Оборудование: Таблицы. Рисунки. Раздаточный материал. Видеофильм.

Тип урока: Интегрированный урок повторения и обобщения.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Основной материал.

1) Почему погода разная, ведь солнце одно и то же?

Атмосфера- кухня погоды.

Метеорология- наука, изучающая погоду. «Метеора- нечто в небе».Изучает:

1.Гидрометеоры (дождь, снег, град)

2.Воздушные метеоры ( ветер, пыльные бури)

3. Литометеоры ( пыль, пыльца)

4.Светометеоры ( радуга, миражи, гало)

5.Огненные метеоры (молнии)

Метеорологические величины: температура, влажность, атмосферное давление, ветер и т.д.

Метеорологические явления: туман, гололед, метель, бури, гроза, смерч и т.д.

Погода- состояние атмосферы в какой- то момент времени.

Все люди интересуются состоянием погоды. В зависимости от характера их занятий интерес может быть постоянным и временным. Сельчане, рыбаки, водители, океанологи и люди других профессий интересуются погодой, т.к. их работа зависит от ее состояния. На погоду реагируют многие живые организмы с разной степенью «оперативности».

2) Различные живые организмы реагируют по- разному, одни на день- ночь, другие- на изменение влажности, третьи- на изменение температуры, выпадение осадков, изменение ветра, изменение атмосферного давления.

За многие тысячи лет люди научились определять изменения погоды и связывать их с поведением животных. Результаты наблюдений нашли отражение в сказках, песнях, пословицах.

Животные не предвидят, а реагируют на изменение в природе раньше, чем человек.

Нас интересует как изменение атмосферного давления сказывается на поведении живых организмов и из чего складываются народные приметы.

( Легендарный капитан . Д.А.Туманов)

1. Ходит чайка по песку,

Моряку сулит тоску,

И пока не лезет в воду,

Штормовую жди погоду.

Чайки действительно чутко реагируют на изменение погоды. Это объясняется особенностями строения их тела: трубчатые кости чаек, полые внутри, чувствительны к изменениям давления.

•С каким физическим прибором их можно сравнить?

Давно замечено, что при хорошей погоде чайки садятся на воду, при ухудшении погоды бродят по берегу и прибрежным отмелям, при ветреной — летают над водой. Чайки умеют приспосабливаться к погоде. Но есть версия, что чайки реагируют на пищу: рыбы, чувствительные к изменению давления уходят на глубину, и чайкам приходится искать пищу на берегу и отмелях перед штормом и ненастьем.

2. Почему перед ненастьем

Лягушатам всем на счастье,

Из болота вонь идет,

И бурлит в нем, и ревет.

Ненастье приносит циклон, а он, как правило, сопровождается значительным понижением атмосферного давления. В водоемах при этом повышается уровень воды, из почвы выходят наружу накопившиеся там газы- продукты гниения листвы, травы и водорослей в канавах и болотах.

•При высоком давлении газы держатся у самой поверхности земли, а при низком — выходят наружу, распространяются вширь и вверх. Каким физическим законом это объясняется?

3. Если солнце село в тучу,

Жди, моряк, получишь бучу,

Если солнце село в воду-

Жди хорошую погоду.

Если вечером во время заката солнце закрыто густой облачностью, то утром по причине перемещения воздушных масс с запада на восток эта облачность окажется над наблюдателем. Вероятен дождь. Перемещение воздушных масс связано с атмосферным давлением: из области высокого давления перемещаются в область низкого, неся за собой облачность и увеличение влажности воздуха и понижение температуры.

4. Если солнце красно к вечеру-

Моряку бояться нечего,

Если красно поутру-

Моряку не понутру.

Красная заря бывает при большой влажности воздуха, понижении давления, и является признаком появления облаков, усиления ветра, ухудшения погоды.

Если наблюдатель располагает барометром, то эти изменения помогут разобраться в происходящих атмосферных процессах.

5. Если ласточки все круче-

Нечего бояться тучи,

Если ласточки все ниже-

Разразится небо жижей.

Снижение высоты полета ласточек вызвано перемещением в приземный слой воздуха насекомых, которыми они кормятся. Существует мнение, что комары чувствительны к изменению давления, когда давление снижается- снижаются и комары, и ласточки. Примета верна в той мере, в какой падение давления влечет за собой переход к дождю. Это бывает часто, но не всегда.

3) Предсказывать погоду можно и самостоятельно.

•По ветру: Если ветер изменяет направление против часовой стрелки, значит, приближается атмосферный фронт, давление падает, погода наверняка ухудшится. Поворот ветра по часовой стрелке показывает, что атмосферный фронт уже прошел и скоро опять выглянет солнце.

•По луне: Если вокруг луны или солнца виден светящийся нимб- гало- то будет переход к облачной погоде с осадками, так как высоко в небе появляются теплые массы воздуха. Ясно видимая луна зимней ночью предупреждает о скором понижении температуры. А если в ясную морозную погоду в небе видны сразу несколько солнц или лун, значит в ближайшее время изменений погоды не будет.

•По дыму: Если дым поднимается столбом в небо- выяснит и быть морозу, если стелется к земле- быть ненастью.

•По кошкам и собакам: Кошка перед дождем старательно вылизывает лапы и хвост. Если она точит когти о пол, поднимется ветер, если скребет стену- скоро вьюга. Собака перед дождем катается на спине.

•По росе: Если утром обильная роса- не будет дождя днем.

4) Выполните задания

•Объясните поговорку английских моряков: «Если на небе кобыльи хвосты и чешуйки макрели — поднимай на корабле паруса».

•Разберите данные приметы на предвещающие хорошую погоду и плохую.

5) Просмотр видеофильма «Часы флоры»

В ясную летнюю погоду цветки многих растений открывают и закрывают венчики в разное время дня. Еще в Древней Греции и Древнем Риме цветники подбирали так, чтобы по этим живым часам можно было определить время суток. Эту периодичность в цветении растений заметил и известный шведский ученый- ботаник Карл Линней, который жил в 18 веке, и разработал «цветочные часы». Он назвал их «Часы флоры». Сначала эти часы были в городе Упсале, в Швеции. Потом появились в парках других городов. Они могут ошибаться только в дождливую и пасмурную погоду.

Понаблюдайте за синим цикорием: просыпается он рано, в 4 часа утра. В 5 утра открывает свои лепестки мак. Бело-фиолетовые цветки картофеля раскрываются в 6 утра, цветки белой кувшинки всплывут и откроются в 7 часов. Позднее всех просыпаются оранжевые ноготки и бархатцы- в 9 часов. А в 10 часов утра уже засыпают цветки цикория, козлобородника, и весь день они остаются закрытыми. В полдень закроет корзиночки осот огородный, в 2-3 часа закроются цветки картофеля и мака. После 5 часов голубое поле льна позеленеет, уйдет под воду кувшинка. До 8 вечера красуется цветами шиповник. А душистый табак откроет белые цветы только к вечеру…

•«Лесные часы»

Посмотрите на птиц, изображенных на циферблате часов, и скажите, какая из них в какое время начинает петь?

III Итог урока. Сделать самодельный барометр и пронаблюдать его работу.

Аптечный пузырек наполовину заполнить подкрашенной водой. В пробке сделать отверстие диаметром 2-3 мм. Прикрепите устройство с наружной стороны дома, но чтобы не попадали прямые солнечные лучи. По характеру конденсата можно предсказывать погоду:

№ Вид конденсатаПрогноз погоды

1Густой туманСплошная облачность без осадков

2Сухие полоски чередуются с кольцами мелкой росыПеременная облачность

3Сплошой туман с каплями крупной росыКратковременные осадки

4Крупная роса только на южной стенкеВ первой половине дня возможен дождь

5Роса на северной стенкеДождь пойдет ближе к вечеру

6Во время дождя конденсат отсутствуетСкоро будет ясно

7Крупные капли по всей поверхностиГроза

8У горлышка сухо, а ниже крупная росаСкоро пойдет дождь

Файлы: плоское зеркало откр урок.ppt
Размер файла: 9234432 байт.

Рубрики: Физика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология