Автор конспекта:
Автор(ы): — Золотникова Алла Ивановна

Место работы, должность: — Город Астрахань, МОУ «СОШ №49″,учитель русского языка и литературы.

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Цели урока: Образовательные: . формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-; . научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос; . научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению. Развивающие: . развивать память, воображение, речь. . развивать у учащихся орфографическую зоркость. Воспитательные: . воспитывать интерес и любовь к русскому языку; . воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа Модель урока: личностно – ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом. Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом. Вид деятельности учащихся: коллективная. Вид урока: урок освоения новых знаний.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор.

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: — Урок объяснения новой темы. Для отработки навыка написания данной орфограммы к уроку разработана презентация.Урок тематический, посвящен Масленице. Проводился на городском конкурсе "Учитель года 2009"

Ход урока:


1. Вступительное слово учителя.


— — Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Разрешите представиться. (СЛАЙД № 1)

Очень рада нашей сегодняшней встрече.

Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы! Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

Наш сегодняшний урок называется «Широкая Масленица», но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

(СЛАЙД №2)



МАСЛЕНИЦА

Сегодня небо хмурит брови,
Пугливый ветер бьёт в окно.
Зима гуляет на просторе,
Все позабыли про тепло.

На дух весны царит повсюду:
И в парках, и на площадях.
Подобно сказочному чуду
Несется праздник на санях.
То «Масленица» веселится,
Блинами, радуя народ.
И красные от счастья лица
Веселый кружат хоровод.

Зима прощается.
Навстречу спешит красавица – весна.
Давайте вместе ее встретим,
Забудем все про холода!

2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)
— — Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…) (СЛАЙД № 3)

Задание №1.

ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.
З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.
3 Работа с текстом. (Задание №2)

- — А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно. (СЛАЙД №4)


Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные
слова. Давайте попробуем. Что – то у нас не получается. Очевидно, здесь
«работает» какое – то другое правило. Может быть, кто – то уже с ним знаком?
Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

(Запишите тему урока)(СЛАЙД № 5)


Задание №2

Из газетных строк:

1. Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.
2. Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.
3. Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.
4. Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

- — В какой части слова пропущены буквы?

- — Что такое корень?

- — Давайте выпишем корни из слов.

- — ЛАГ – А — — — ЛОЖ- -
— — КАС –А — — — КОС –

- — Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ) (СЛАЙД №6)

ПРЕДЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ
КОСНУТЬСЯ – КАСАТЬСЯ
ПРИКОСНОВЕНИЕ – КАСАНИЕ.

-Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите… (СЛАЙД №7)

КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- -, ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- — , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.


Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

( СЛАЙД № 8 — 9)

Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).
А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).
Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

(СЛАЙД № 10)

Грамматическая зарядка

Задание
Если в корне «а» — хлопаем в ладоши, если в корне «о» — встаем.
Прил…гать усилия.
Сл…жить вещи.
Отл…жить празднование.
Возл…гать надежды.
Предл…жить блины.
Безотл…гательное дело.
К…снуться чуда.
Радостное предпол…жжение.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Не к…саются влаги.
Расположить у костра.
Пол…жение дел.

4.Выборочный диктант (СЛАЙД №11)

1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,
2 вариант -с буквой О в корне слова.
1.Солнце к…снулось края степи.
2.Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.
3.Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
4.Приятно к…снуться ароматного блинчика.

НА ДОСКЕ (СЛАЙД 12).

1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ
ПРЕДПОЛ…ГАЕТ К…СНУЛАСЬ
РАСПОЛ…ГАЕТ К…СНУТЬСЯ
К…САЮТСЯ

5. Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

(НА ДОСКЕ) (СЛАЙД №13)

-ЛАГ-А -ЛОЖ –
-КАС-А -КОС-
(ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.)
6. — — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Ябуду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

Итак, вперед. (СЛАЙД №14)

К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.
— — МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

7. Творческая работа. (СЛАЙД № 15)

От зимы мы очень устали, душа ждет перемен.
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. ( СЛАЙД № 17).

Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)
Я тоже, ребята, попробовала позвать Масленицу и написала ей послание

(НА ДОСКУ) (СЛАЙД №16)

1. Мы тебя, Масленица, встречаем
Пирогами, да блинами угощаем.
2. Песни тебе слагаем,
Наши дары возлагаем.

З. Позволь, Масленица,
Сарафана твоего коснуться,
В будущее заглянуть.
4.
Приложи к устам сахарный пирог,
Принести в мой дом достаток и покой.
5.Касается тебя, Масленица,
Солнце яркое,
Огнем освещает,
Зиму прогоняет.

—Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама. (Слова на доске). (СЛАЙД № 18-19)

Мы сегодня правила учили,

Чтов корнях нам -кос-и- кас- писать,

Суффикс находили, по нему решили,

Букву намкакую там вставлять.

Если суффикс – а -,

То в корне тоже.

Если нет ее, то -о –пиши,

Все запомнить сможем

И себе поможем,

Все запомнят это я и ты

Лож -и –лаг- мы тоже изучали,

Закрепляли в речи и в письме ,

Буковки вставляли,

Четко проверяли

И в тетрадь записывали все.

Если суффикс – а -,

То в корне тоже,

Если нет ее, то- о –пиши.

Все запомнить сможем

И себе поможем,

Все запомнят это я и ты.

8.Рефлексия урока. (СЛАЙД №20)

— — Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть – чуть и к нам придет красавица – весна!
Спасибо за урок.

Файлы: урок.doc.zip
Размер файла: 78648 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология