Автор конспекта:
Автор(ы): — Попкова Н.В.

Место работы, должность: —

Попкова Н.В..учитель физики, МБОУ СОШ №2

Регион: — Камчатская недра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее просвещение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 тип

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

  • дать вбивание процесса диффузия, раскрыть особенности сего явления.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник Перышкин А. В. Физика. 9 кл. Учеб для общеобразоват. учреждений/ А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.

Используемая методическая литература: —

В. И. Лукашик, Сборник задач по физике 7-9 классы общеобразоват. учреждений

Используемое оборудование: —

15 наборов:

1. пробирка с ватой, смоченной нашатырным спиртом (можно духами, спиртом) и закрытые пробкой;

2. боракс бумаги;

3. сосуды с горячей и холодной водой;

4. пробирка с кристалликами перманганата калия, закрытая пробкой.

Используемые ЦОР: —

ТСО: компьютер, экран, проектор, презентация.

Краткое описание: —

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Тема урока: «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

  • дать вбивание процесса диффузия, раскрыть особенности сего явления.

Задачи урока:

Обучающая: в целях развития научного мировоззрения учащихся показать кинороль эксперимента и наблюдений в физике.

Развивающая: развивать умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и обобщать результаты экспериментов, развивать коммутативные способности учащихся около работе в группах.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, чистоплотность около выполнении заданий, смак к изучаемому предмету.

Тип урока: комбинированный, носит исследовательский характер.

Методы обучения: проблемно-диалогический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

  • ТСО: компьютер, экран, проектор, презентация.

15 наборов:

1. пробирка с ватой, смоченной нашатырным спиртом (можно духами, спиртом) и закрытые пробкой;

2. боракс бумаги;

3. сосуды с горячей и холодной водой;

4. пробирка с кристалликами перманганата калия, закрытая пробкой.

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные)

Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель. Современному человеку исключено обойтись безо знаний основ физики, для иметь правильное матине о окружающем нас мире. Сегодня вам узнаете вовсю несть числа о законах природы, покорите ещё один вершину знаний. Джинна познания, единожды выпущенного на волю, жутко сначала вернуть в пустую, заплесневелую бутылку. Да мы и не будем пытаться делать это. Пусть он будет свободен, как полёт вашей мысли и фантазии!

  • Актуализация знаний лобовой интервьюирование (3-5 минут)
  • Слайд 2-6.

    Учитель. Объясните прибыль (уменьшение) объема тела около нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества.

    Ученики. Все тела состоят из мельчайших частиц, посередине которыми существуют промежутки. При нагревании (охлаждении) тел их размеры увеличиваются (уменьшаются) в связи с тем, будто частицы удаляются (сближаются) друг-приятель ото (к) друга (у).

    Учитель. Как проверить достоверность гипотезы?

    Ученики. Объяснение по рис. 16-18 учебника.

    Учитель. Почему все тела нам кажутся сплошными?

    Ученики. Частицы вещества вовсю малы и не видны невооруженным глазом.

    Пример 1. В 1см3 любого газа около нормальных условиях ( 0 0С, 760 мм рт. ст.) содержится 2,7 1019 молекул.

    Пример 2. Если взять биллион кирпичей, равное количеству молекул в 1см3 газа около нормальных условиях, то, будучи плотны уложены, эти кирпичи покрыли бы поверхность всей суши земного шара слоем высотой 120м, т.е. высотой, превосходящей этак в 4 раза высоту 10-ти этажного дома.

    Учитель. Что такое молекула?

    Ученики. Молекула – мельчайшая нейтрон вещества, сохраняющая его химические свойства.

    Учитель. Отличаются ли посередине внешне молекулы одного и того же вещества?

    Ученики. Молекулы одного и того же вещества одинаковы и не зависят ото состояния вещества.

    .

    Коммуникативные, познавательные, личностные действия

  • Создание проблемной ситуации (10 минут)
  • Постановка учебной задачи

    Выполнение эксперимента.

    Слайд 7.

    Учитель. Задание1.

    1.Откройте на короткое перфект пробирку с ватой, смоченной нашатырным спиртом (духами). Закройте пробирку. Что вам почувствовали?

    2. Как разрешается объяснить распространение запаха с точки зрения молекулярного строения вещества?

    Ученики. Молекулы присно отрывочно движутся, канализирование молекул меняется, молекулы спирта (духов) сталкиваются с молекулами воздуха и перемешиваются, поэтому мы чувствуем запах.

    Учитель. Верно. Если открыть пробирку с ватой, смоченной нашатырным спиртом (духами), то почувствуем запах, который распространяется по классу. Это происходит потому, будто молекулы спирта(духов) оседло движутся. Движение молекул исключено обнаружить ни в лупу, ни в микроскоп. Двигаясь в воздухе, молекулу спирта(духов) сталкиваются с молекулами газа, входящих в мехсостав воздуха (азотом, кислородом, углекислым газом). При этом они оседло меняют канализирование движения и , отрывочно перемещаясь, разлетаются по комнате. Поэтому, двигаясь вовсю быстро, молекулы спирта (духов) доносят вонища прежде разных концов класса сравнительно быстро.

    Формулируется вопрос урока.

    Тема урока:«Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

    • дать вбивание процесса диффузия, раскрыть особенности сего явления.

    Слайд 1. (гиперссылка на диапозитив 9).

  • Стадия изучения нового материала и вскрывание нового знания (15 — 20 минут).
  • «Открытие нового знания»

    Слайд 8.

    Учитель. Задание2. На боракс бумаги, вылеживающий на столе, налейте недолго холодной воды из сосуда и в середину образовавшейся капли поместите снежинка марганцовки.

    - Что вам наблюдаете? Объясните происходившее проявление с точки зрения молекулярного строения вещества?

    Ученики. Мы видим приваливание окрашенного пятна. Это говорит о том, будто молекулы непрерывно, отрывочно движутся и происходит компаундирование молекул.

    Учитель. Я согласна, будто появление окрашенного пятна в форме круга подтверждает то, будто молекулы непрерывно, отрывочно движутся.

    Учитель. Вывод: Мы поуже знаем, будто все тела состоят из мельчайших частиц (молекул), посередине которыми существуют промежутки. Молекулы движутся отрывочно и хаотично. При своем движении молекулы марганца проникают в промежутки посередине молекулами воды.

    Слайд 9 (гиперссылка на диапозитив 8).

    Учитель. В физике это проявление названо термодиффузия (лат. diffusio — распространение, растекание, рассеивание).

    Диффузия – это взаимное постижение молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого вещества в результате их хаотического движения и столкновений друг-приятель с другом.

    Слайд 10.

    Учитель. Сделайте вывод: где-нибудь термодиффузия протекает живо – в газах неужто в жидкостях.

    Ученики. Диффузия в газах происходит быстрее, нежели в жидкостях.

    Учитель. Как вам думаете, почему?

    Ученики. В газе молекулы расположены далеко друг-приятель ото друга и постижение молекул одного вещества в промежутки другого вещества происходит быстротечно в результате их хаотического движения и столкновений друг-приятель с другом, нежели в жидкостях.

    Слайд 11-12.

    Учитель. Верно. Молекулы газа далеко удалены друг-приятель ото друга. Между ними существуют большие промежутки. Сквозь эти промежутки пластично перемещаются молекулы другого вещества. Поэтому термодиффузия в газах протекает быстро.

    Слайд 13-14.

    Учитель. Молекулы в жидкости на расстоянии сравнимом с размером самих молекул. Сами молекулы могут перемещаться по всему занимаемому жидкостью объему сосуда. При смешивании 2-х разных жидкостей, молекулы первой жидкости проникают в промежутки посередине молекулами альтернативный жидкости. Перемешивание жидкостей происходит медленно. Поэтому термодиффузия в жидкостях протекает медленно.

    Слайд 15-16.

    Учитель. Происходит ли термодиффузия в твердых телах?

    Ученики. Наверно происходит, только лишь ещё медленнее.

    Учитель.

    В твердых телах расстояния посередине молекулами абсолютно маленькие. Они такие же, как размеры самих молекул. Проникновение черезо такие малые промежутки молекул другого вещества невероятно затруднено и поэтому происходит вовсю медленно. По этой причине расследование диффузии в твердых телах следовательно одна из самый интересных исследований физики наших дней. Как и во многих других областях человеческой деятельности, в данном случае привычка предшествовало знанию. Столетиями рабочие сваривали металлы и получали харалуг нагреванием твёрдого параганглий в атмосфере углерода, не имея ни малейшего представления о происходящих около этом диффузионных процессах. Лишь в 1896 году началось научное расследование проблемы.

    Английский мартенщик Вильям Роберте-Аустин в простом эксперименте измерил диффузию золота в свинце. Он наплавил тонок компакт-диск золота на пенис цилиндра из чистого свинца длиной 1 инч ( 2,45 см), поместил данный контрцилиндр в печь, где-нибудь поддерживал температуру вокруг 200 0 С (температура плавления свинца — 327 0 С, золота — 1063 0 С ), и держал его в печи 10 дней. Затем он разрезал контрцилиндр на тонкие диски и измерил количества золота, которое продиффундировало (проникло) в всякий транец свинца. Оказалось, будто к «чистому» концу черезо дотла контрцилиндр прошло целиком и полностью измеримое количества золота, а в противоположном направлении, внутрь золотого диска, продиффундировал свинец. Так Роберте-Аустин обнаружил, будто обведенный вокруг пальца кадмий диффундирует в альтернативный металл, как-нибудь они непосредственно прижаты друг-приятель к другу.

    Известен опыт, в котором складно отшлифованные пластины золота и свинца пролежали друг-приятель на друге 5 лет. За это перфект злато и металл продиффундировали друг-приятель в друга на пролет вокруг 1 мм. Слайд 17.

    Учитель. Задание 3.

    - Проделайте опыт, нарисованный в задании 2, однако на данный однажды смочите бумагу горячей водой.

    - В каком случае термодиффузия происходит быстрее: около выполнении задания 2 неужто сейчас?

    Ученики. Сейчас , как-нибудь у нас горячая тархун термодиффузия проходит быстрее.

    Учитель.

    -Сделайте вывод, как зависит проворство диффузии ото температуры: «Чем выше температура, единица … проходит диффузия».

    Ученики. «Чем выше температура, единица живо проходит диффузия».

    Учитель. Почему около больше высокой температуре термодиффузия происходит быстрее?

    Ученики. Так как молекулы движутся быстрее.

    Учитель. Процесс диффузии ускоряется с увеличением температуры. Это происходит потому, будто с увеличением температуры увеличивается проворство движения молекул. Т.о., проявление диффузии протекает по-разному около разной температуре: нежели выше ликвидус вещества, единица живо происходит диффузия.

    Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные действия

  • Стадия рефлексии (10 — 15 минут)
  • Слайд 18.

    Учитель.

    Давайте обобщим все то, о нежели мы говорили на уроке.

    Мы изучили явление?

    Ученики. Диффузию.

    Учитель.

    - Явление диффузии разрешается объяснить вряд только лишь в фолиант случае, раз считать, что:

    Ученики.

    - Все вещества состоят из частиц;

    - Между частицами имеются промежутки;

    - Частицы вещества находятся в постоянном движении.

    Слайд 19.

    Учитель.

    - проявление диффузии наблюдается в природе, используется в науке и на производстве.

    Воздух, как известно, представляет коктейль газов. Однако ради диффузии на одной высоте ото Земли мехсостав атмосферы полно однороден.

    Диффузия играет важную кинороль в питании растений, переносе питательных веществ, кислорода в организме человека и животных.

    Слайд 20.

    Учитель. Она расширительно используется в пищевой промышленности около консервировании овощей и фруктов, около засолке огурцов.

    Диффузия нашла приложение в электронной промышленности. С её помощью изготавливают многие полупроводниковые приборы.

    Слайд 21.

    Учитель.

    - Диффузия используется около выплавке стали. Для придания стальным деталям прочности их помещают в специальные печи, где, находясь в разогретом состоянии, они насыщаются углеродом. Атомы углерода проникают в поверхностный термослой металла и повышают его прочность.

    Иногда диффузия бывает вредным и опасным явлением. Горючий прирожденный газ, например, которым мы пользуемся дома для приготовления пищи (когда несть электричества в У-К), не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому нелегко сплеча заметить его утечку.

    А около утечке, будто будет происходить?

    Ученики. Диффузия.

    Учитель. Верно. Чтобы сделать поступление газа в помещении заметным, на распределительных станциях горючий неметалл прежде смешивают с особыми веществами, обладающими резким, неприятным запахом, который пластично ощущается человеком даже около страшно малой его концентрации. Такая мера предосторожности позволяет живо заметить теплонакопление газа в помещении, раз образовалась его утечка

  • Первичное закалывание знаний (15-20 минут)
  • Слайд 22.

    Учитель.

    Работа в группах.

    1 ряд. Сформулируйте гипотезу о том, потому знать заваривают горячей, а не холодной водой. Дайте вбивание вашему предположению.

    2 ряд. Возьмите медный купорос, высыпьте в воду. Какое проявление вам наблюдаете? Что является причиной, а будто следствием данного явления?

    3 ряд. На донышко стакана опустите снежинка марганца. Наблюдать, не взбалтывая. Какое проявление наблюдается? Как его ускорить? Сформулируйте условия, около которых вам наблюдаете проявление диффузии. Будет ли наблюдаемое проявление диффузией, раз водянистость взболтать?

    (Обсуждение результатов, полученных в группах

    - Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание, рассеивание).

    -Диффузия – это взаимное постижение молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого вещества в результате их хаотического движения и столкновений друг-приятель с другом.

    - Чем выше температура, единица живо проходит диффузия.

    -Диффузия в газах происходит быстрее, нежели в жидкостях, а в жидкостях происходит быстрее, нежели в твердых телах.)

    Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные действия

    6. Самоанализ (самостоятельная функционирование с самопроверкой по эталону) (8-10 минут) Учащиеся оценивают свою занятие по алгоритму:

  • Какое было задание? (Учимся вспоминать мечта задания).
  • Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать итог с целью).
  • Задание готово неложно неужто не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).
  • Выполнил оригинально неужто с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
  • Какую себя поставишь отметку?
  • 7. Включение нового знания в систему мировоззрения учащихся (6-8 минут)

    Слайд 23.

    Учитель.

    ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

  • Представьте, будто у вам есть магический телевизор. Что вам увидите в нем, рассматривая мехсостав веществ?
  • 2. В нежели состоит проявление диффузии? Знаете ли вам какой-либо пример диффузии, вдобавок тех, будто были приведены на уроке?

    3. Что общего посередине рисунком с игроками на футбольном ферония и явлением диффузии?

  • Домашнее запрос (1-2 минуты),
  • § 9, творческое запрос — свой опыт

    Приложение 1

    Групповые задания:

    1 ряд. Сформулируйте гипотезу о том, потому знать заваривают горячей, а не холодной водой. Дайте вбивание вашему предположению.

    2 ряд. Возьмите медный купорос, высыпьте в воду. Какое проявление вам наблюдаете? Что является причиной, а будто следствием данного явления?

    3 ряд. На донышко стакана опустите снежинка марганца. Наблюдать, не взбалтывая. Какое проявление наблюдается? Как его ускорить? Сформулируйте условия, около которых вам наблюдаете проявление диффузии. Будет ли наблюдаемое проявление диффузией, раз водянистость взболтать?

    Творческое домашнее запрос (домашний эксперимент ).

    Выполнение учебного исследования по общему плану экспериментальной деятельности

    Лабораторная функционирование «Определение времени прохождения диффузии»

    Цель: определить, около каких температурах, высоких неужто низких, термодиффузия происходит быстрее.

    Приборы: термометр, часы.

    Тела и материалы: 2 стакана; марганцовокислый потассий неужто медный купорос; вода.

    Гипотеза: предполагаем, будто около высоких температурах термодиффузия будет происходить быстрее.

    Условия успешного проведения опыта:

    1) Тщательность измерений. Минимизирование погрешностей измерений.

    2) Одинаковые начальные условия (по температуре и количеству воды).

    3) Не производить взбалтывания воды в стаканах.

    Порядок выполнения:

  • Возьмите 2 стакана с водой (200 мл) комнатной температуры.
  • Определите цену деления термометра и измерьте начальную температуру воды в стаканах.
  • Опустите в них по одинаковому количеству марганцовокислого калия.
  • Один стакашек поставьте в морозильную камеру холодильника, альтернативный — на батарею.
  • Отметьте перфект начала эксперимента.
  • Определите толково неоднократных измерений, черезо какое перфект элемент полностью растворится в воде в обоих стаканах.
  • Измеряйте температуру воды черезо определенные промежутки времени и конечное концепт температуры в обоих стаканах.
  • Фиксирование информации:

    1. Постройте эхограмма зависимости времени прохождения
    диффузии ото температуры.

    2. Покажите на рисунках, как происходит компаундирование молекул в обоих случаях. Красным цветом изобразите молеку­лы марганца, синим — молекулы воды.

    Анализ результатов:

    1. Где тархун окрашивается быстрее: в холодильнике неужто на батарее? Сравните время: сутки, часы, минуты, секунды.

    2. При какой температуре термодиффузия происходит быстрее? Что происходит с молекулами вещества около нагревании, как изменяется их проворство и проникающая способность?

    Опишите и сделайте вывод.

    Файлы: Диффузия в жидкостях, газах и тв. телах, 7 кл..pptx
    Размер файла: 753852 байт.

    Рубрики: Физика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология