Автор конспекта:
Автор(ы): — Козбан Елена Владимировна

Место работы, должность: — МБОУДОД Центр внешкольной работы, педагог дополнительного образования

Регион: — Республика Башкортостан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

— Образовательная: рассмотреть решение логических парадоксов и софизмов.

— Воспитательная: Способствовать развитию познавательного интереса, воспитание информационной культуры учащихся.

— Развивающая:развитие логического мышления, памяти, расширение кругозора.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Шауцукова Л.З. Информатика: Учебник для 10-11 классов. — М.: Просвещение, 2000 г.

Используемая методическая литература: —

1) Бойка А.П. Занимательная логика: Задачи и упражнения. М.: Спсктр-5, 1994.

2) Кэрролл. Л. Логическая игра. М.: Наука, 1991.

3) Мадер В.В. Математический детектив. М.: Про­свещение, 1992.

4) Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8 – 11 классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска

Краткое описание: — Научиться решать интересные логические задачи.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Здравствуйте, дорогие ребята!

Тема занятия «Логические парадоксы и софизмы».

Вы, конечно, знаете, что логика — это наука о фор­мах и законах мышления. Ее законы отражают в соз­нании человека свойства, связи и отношения объектов окружающего мира. Свое понимание окружающего мира человек формулирует в форме высказываний (суждений, утверждений). Знаете вы и о том, что ра­бота компьютера основана на электронных логических элементах.

Логика — достаточно сложная наука, а человече­ский мозг — не компьютер. Ошибиться очень прос­то, особенно в запутанных логических формулах. Очень часто люди допускают преднамеренные ошибки в сво­их рассуждениях с целью запутать или ввести в заб­луждение собеседника. Такие ошибки называют со­физмами.

Рассмотрим некоторые из софизмов:

1. 2 x 2= 5

Доказательство:

Имеем числовое тождество: 4 : 4 = 5 : 5. Вынесем за скобки общий множитель: 4(1:1) = 5(1:1). Числа в скобках равны — их можно сократить. Получим: 4 = 5 (!?).

2. 5 = 1

Доказательство:

Вычтем из обеих частей число 3: 5 — 3 = 1 — 3, получим: 2 = -2.

Возведем в квадрат обе части: 22 = -22, получим: 4 = 4. Так как последнее выражение справедливо, то справедливо и исходное (5 = 1).

3. 2 = 3

Доказательство:

Возьмем равенство: 4 — 10 = 9 — 15.

Прибавив к обеим частям 61 /4, получаем:

4-10 + 61 /4 = 9 -15 + 61 /4.

Выполним преобразования:

22 – 2 х 2 х 5 /2 + (5 /2)2 = 32 – 2 x3 x5/2 + (5 /2)2

(2 — 5 /2)2 = (3 — 5 /2,)2.

Извлекая из обеих частей равенства квадратный корень, получим:

2 — 5 /2 = 3 — 5 /2.

Прибавляя к обеим частям по 5/2, приходим к ра­венству 2 = 3.

4. Вес слона равен весу комара

Обозначим вес слона с, вес комара — k.

Запишем равенство

с + k= 2v (1)

Действительно, такое число vвсегда существует. Например, при условных значениях с = 5000 кг и k= 0,0000001 кг оно равно 2500,00000005 кг. Из равенства (1) можно получить два других:

с — 2v= -k,

с = 2v– k.

Перемножим левые и правые части этих равенств:

с2 — 2vc= k2— 2vk..

Добавим к обеим частям только что полученного равенства v2:

с2 — 2vc+ v2= k2- 2vk+ v2.

Можем записать:

(c– v)2 = (k– v)2.

Извлекая квадратный корень из обеих частей ра­венства, получим:

с — v= k— v

или с = k, т.е. вес слона равен весу комара!

Кроме софизмов, которые доказывают истинность ложных суждении, в логике определены еще парадок­сы, которые доказывают как истинность, так и лож­ность некоторого суждения. Они были известны еще с древности. Приведем несколько примеров логических парадоксов.

Парадокс "Куча"

Разница между кучей и не-кучей — не в одной пес­чинке. Пусть у нас есть куча (например, песка). Начнем брать из нее каждый раз по одной песчинке. И куча останется кучей. Продолжим процесс. Если 100 песчи­нок — куча, то 99 — тоже куча, …, 10 песчинок — куча, то 9 — тоже куча, …, 3 песчинки — куча, 2 — куча, 1 — куча (!?}.

Суть парадокса в том, что постепенные количествен­ные изменения (убывание на одну песчинку) не при­водят к качественным изменениям.

_______________________________________________Домашнее задание:

Задание.Сформулируйте парадокс "Лысый", ана­логичный парадоксу "Куча".

________________________________________________________________

Парадокс "Мэр города"

Каждый мэр живет или в своем городе, или вне его. Был издан приказ о выделении одного специального города, где жили бы только мэры, не живущие в своем городе. Естественно, у этого города тоже есть мэр. Где должен жить мэр этого города?

Если он хочет жить в отведенном городе, то он не может это сделать, так как там живут только мэры, не живущие в своем городе.

Если же он не хочет жить в отведенном городе, то, как и все мэры, не живущие в своих городах, он дол­жен жить в отведенном городе, что не допускается.

Итак, он не может жить ни в своем городе, ни вне его.

_____________________________________________Домашнее задание:

Задание.Закончите два следующих парадокса.

1. Парадокс "Генерал и брадобрей".

Каждый солдат может сам себя брить или бриться у другого солдата. Генерал издал приказ о выделении одного специального солдата-брадобрея, у которого брились бы только те солдаты, которые сами себя не бреют. У кого должен бриться этот специально выделенный солдат?

Если…

2. Парадокс "Каталог всех нормальных каталогов".

Книжные каталоги (перечень книг и других ката­логов) подразделяются на два рода:

1) такие, которые в числе перечисляемых каталогов не упоминают себя (нормальные);

2) такие, которые сами входят в число перечисляемых каталогов (ненормальные).

Библиотекарю дается задание составить каталог всех нормальных и только нормальных каталогов. Дол­жен ли он при составлении своего каталога упомянуть составленный им?

Если…

______________________________________________________________

1. Итоги урока:

Итак, сегодня мы убедились, что ошибиться очень прос­то, особенно в запутанных логических формулах. Рассмотрели примеры преднамеренных ошибок в рассуждениях людей – логических софизмов.

Также мы узнали, что кроме софизмов, которые доказывают истинность ложных суждении, в логике определены еще парадок­сы, которые доказывают как истинность, так и лож­ность некоторого суждения.

Вы сегодня убедились, что совсем несложными логическими рассуждениями можно доказать совершенно ложные высказывания.

Файлы: Пояснения к презентации Отношения между понятиями.odt
Размер файла: 21135 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология