Автор конспекта:
Автор(ы): — Стародубцева Галина Васильевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Берёзовая Лука Духовницкого района Саратовской области»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

  • Закрепление навыков решения задач с использованием одномерных массивов, поиска значений максимального и минимального элементов массива.
  • Формирование умений сортировать элементы одномерного массива.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: —

Объектно-ориентированный язык программированияVisual Basic 5 CCE, Учебное пособие «1С: Вычислительная математика и программирование 10-11 класс»

Краткое описание: — Формирование умений сортировать элементы одномерного массива

Тема урока «Массивы. Сортировка числового массива».

Цели урока:

  • Закрепление навыков решения задач с использованием одномерных массивов, поиска значений максимального и минимального элементов массива.
  • Формирование умений сортировать элементы одномерного массива.

Задачи урока:

Образовательная: повторение и закрепление материала по теме «Массивы», формирование знаний по сортировке элементов одномерного массива

Развивающие: развитие приёмов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение); развитие внимания, восприятия, развитие познавательного интереса к программированию.

Воспитательные:повышение информационной культуры учащихся, воспитание самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методическое обеспечение урока: презентация по теме урока, подготовленная в PowerPoint

Программное обеспечение урока:Объектно-ориентированный язык программированияVisual Basic 5 CCE, Учебное пособие «1С: Вычислительная математика и программирование 10-11 класс»

План урока:

  • Организационный момент – 2 мин
  • Актуализация знаний – 16 мин
  • Объяснение нового материала – 20 мин
  • Подведение итогов урока – 5 мин
  • Домашнее задание – 2 мин
  • ХОД УРОКА.

  • Организационный момент.
  • Учитель.

    Сегодня мы продолжаем изучение темы «Массивы» и на уроке познакомимся с сортировкой числовых массивов.

    Урок построим следующим образом:

  • Вспомним и закрепим основные понятия данной темы (Что такое массив? Какие бывают массивы? Какие существуют способы заполнения массивов? Как осуществить поиск minи max элементов массива?);
  • Создадим проект решения задачи с использованием поиска min элемента массива;
  • Познакомимся с алгоритмом и проектом сортировки (упорядочения) числового массива по возрастанию.
  • Актуализация знаний.
  • Для активизации познавательной деятельности учащихся и закрепления ранее изученного материала работаем с вопросами и заданиями, представленными на слайдах презентации.

  • Что такое массив?
  • Ответ: Массив является набором переменных одного типа, объединённых одним именем.

  • Какие бывают массивы?
  • Ответ: Массивы бывают одномерные, которые можно представить в форме одномерной таблицы, и двумерные, которые можно представить в форме двумерной таблицы.

  • Назовите основные способы заполнения массива?
  • Ответ: Способ заполнения с клавиатуры состоит в том, что значения элементов массива вводятся пользователем с клавиатуры, например с помощью функции InputBox.Способ заполнения массива с помощью оператора присваивания состоит в использовании оператора присваивания.

    Задание 1. Для решения каких из нижеперечисленных задач нужны массивы, а в каких задачах можно обойтись и без них?

  • Даны 50 первых натуральных чисел. Найти их среднее арифметическое?
  • Даны 50 чисел. Определить, сколько среди них отличных от данного числа.
  • Даны 100 чисел. Напечатать сначала все отрицательные из них, затем все остальные?
  • Ответ: В задаче 1 можно обойтись без массивов, используя цикл со счётчиком, в задачах 2и 3 нужно использовать массив.

    Задание 2. Назовите любые элементы описанных массивов

    Dim A(1 то5) As Integer

    B (1 то3) As Byte

    C (1 то4) As Single

    Задание3. Опишите следующие массивы:

    1)

    3,14

    0,2

    -9,1

    23

    -2,5

    2)

    2

    -5

    150

    1200

    -45

    11

    Ответ:

  • A(1 то5) As Single
  • А(1 то4) As Integer
  • Задание4.

    Объясните, каким способом происходит заполнение массива элементами:

    Dim A(1 то5) As Integer, I As Byte

    Sub Command1_Click

    For I =1 to 5

    A(I) = InputBox(“Введите”, I, “элемент массива”)

    Form1.Print A(I)

    Next I

    End Sub

    Ответ: Ввод элементов массива (заполнение) происходит с клавиатуры.

    Задание5

    Dim A(1 то100), I As Byte

    Sub Command1_Click

    For I =1 to 100

    A (I)= Int(Rnd*100)

    Form1.Print A(I)

    Next I

    End Sub

    Ответ: Ввод элементов массива (заполнение) происходит с помощью случайных чисел в промежутке от 0 до 100.

    Задание 6 (Работа с карточками)

    Учитель: У вас на столах лежат карточки с фрагментами двух событийных процедур:

    1) нахождение minэлемента массива, состоящего из 30 целочисленных элементов,

    2) нахождение индекса maxэлемента массива, состоящего из 20 десятичных элементов.

    Iвариант. Дописать событийную процедуру нахождения minэлемента массива, состоящего из 30 целочисленных элементов,

    IIвариант Дописать событийную процедуру нахождение индекса maxэлемента массива, состоящего из 20 десятичных элементов.

    После окончания работы учащиеся меняются карточками и проверяют правильность выполнения по фрагментам, представленным на слайдах. Руки поднимают те учащиеся, кто безошибочно справился с заданием.

    Задание 7.

    Создадим событийную процедуру для решения следующей задачи: После сбора грибов учитель решил пожалеть тех учащихся, у которых грибов оказалось меньше всего: в корзинки этих учащихся он добавил количество грибов, равное среднему арифметическому от всех собранных учащимися грибов. Определите, какое количество грибов оказалось у каждого после подарка учителя.

    Коллективно обсуждаем этапы создания проекта решения задачи:

  • С помощью функции InputBoxвводим с клавиатуры количество грибников
  • Формируем массив.
  • В массиве подсчитываем общее количество собранных грибов и находим среднее арифметическое (берётся целая часть от него). Параллельно идёт поиск минимального элемента (за его первоначальное значение принимаем количество грибов, находящихся в первой корзинке).
  • Повторно перебираем корзинки и сравниваем количество грибов, находящихся в корзинках, с минимальным значением. Если количество грибов в корзинке равно минимальному значению, то в эту корзинку добавляем число грибов, равное среднему арифметическому значению. Параллельно выводится на экран количество грибов у каждого грибника.
  • В тетрадях учащиеся, комментируя каждый этап решения, создают проект программы на языке VisualBasik. Затем все сверяют правильность написания с программой на слайде.

    Далее учащиеся реализуют составленную программу на компьютере в среде программирования VB.

    Dim G (1 тоN), I, SR, min As Byte

    SubCommand1_Click

    N= InputBox(“Введите количество грибников”)

    G(1)= InputBox(“Введите количество грибов у первого грибника”)

    Min = G(1)

    SR = G(1)

    For I =2 to N

    G(I)= InputBox(“Сколько грибов собрал”,I,”-й грибник?”)

    If Min > G(I) THEN Min = G(I)

    SR = SR+ G(I)

    Next I

    SR = INT(SR/N)

    For I =1 to N

    If G(I) =Min THEN G(I)= G(I)+ SR

    Form1.Print G(I);

    Next I

    End Sub

  • Объяснение нового материала.
  • Учитель. Ребята, внимание, нам необходимо решить следующую задачу:

    Целочисленный числовой массив, состоящий из 10 элементов и заполненный случайными числами необходимо упорядочить по возрастанию значений его элементов.

    Допустим, нам необходимо упорядочить следующий массив:

    70

    53

    57

    28

    30

    77

    1

    76

    81

    70

    Как будет выглядеть массив после упорядочения?

    Ответ:

    1

    28

    30

    53

    57

    70

    70

    76

    77

    81

    Как вы думаете, как можно это сделать?

    Для того, чтобы вам проще было понять алгоритм сортировки данного массива, давайте посмотрим лекцию «Сортировка числового массива». Внимание на экран. (Демонстрируется Урок 7 «Сортировка числового массива» Курс «Вычислительная математика» учебного пособия «1С: Вычислительная математика и программирование, 10-11 класс»)

    После просмотра идёт обсуждение упорядочения массива для решения вышепредложенной задачи, затем подробно объясняю алгоритм упорядочения. Для наглядности использую следующую таблицу.

    I

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Значение счётчика чисел

    А(I)

    70

    53

    57

    28

    30

    77

    1

    76

    81

    70

    До сортировки

    70 1

    1

    53 28

    2

    57 30

    3

    53

    4

    57

    5

    77 70

    6

    77 70

    7

    76

    8

    81 77

    9

    А(I)

    1

    28

    30

    53

    57

    70

    70

    76

    77

    81

    После сортировки

    Идея алгоритма состоит в следующем. Проводим поиск минимального элемента в массиве среди элементов с 1-го по 10-й. Далее меняем найденный минимальный элемент местами с элементом с индексом 1 (выполняем перестановку).

    Проводим поиск минимального элемента среди элементов со 2-го по 10-й и делаем перестановку.

    Проводим процедуру поиска минимального элемента среди оставшихся неупорядоченных элементов многократно.

    Повторение реализуем с помощью цикла со счётчиком, максимальное значение которого составляет N-1, где N – количество элементов массива.

    Вопрос: Какое количество раз будет повторяться цикл для упорядочения данного массива?

    Ответ: В рассматриваемом случае цикл будет повторяться 9 раз.

    Вопрос: А если массив содержит 15 элементов, какое количество раз будет повторяться цикл для упорядочения массива?

    Ответ: цикл будет повторяться 14 раз.

    А теперь создадим проект «Сортировка числового массива».

    Вопрос: Что должен содержать программный модуль формы для решения данной задачи?

    Ответ: программный модуль формы должен содержать: событийную процедуру сортировки и общую процедуру поиска минимального элемента.

    1

    Создать новый проект. Разместить на форме кнопку Command1. Ввести для кнопки событийную процедуру

    2

    Определить переменные для всего программного модуля. Преобразовать событийную процедуру из проекта «Поиск в числовом массиве» в общую процедуру Минэлемент(I, NAsByte)

    3

    Для осуществления перестановки использовать промежуточную переменную R. Для визуализации процесса сортировки для каждого цикла перестановки элементов (цикл по переменной I) в цикле по переменной К выводить на форму значения элементов массива.

    DimI, A(1 To 10), MIN, J,K,R, NAs Byte

    PrivateSubcommand1_Click()

    ForI = 1 To 10

    A(I)= Int(Rnd * 100)

    Form1.Print A(I);

    NextI

    Form1.Print

    Form1.Print

    ‘событийная процедура сортировки

    For= 1 To10

    'вызов общей процедуры поиска минимального элемента

    CallМинЭлемент(I,N)

    'перестановка

    R = A(I)

    A(I) = A(N)

    A(N) = R

    'печать массива для каждого цикла сортировки

    ForK = 1 To 10

    Form1.Print A(K);

    NextK

    Form1.Print

    NextI

    End Sub

    4

    Общая процедура поиска минимального элемента

    SubМинэлемент(I, N As Byte)

    Min = A(I)

    N = I

    ForJ = I+1 To 10

    IfA(J) < Min Then Min = A(J): N = J

    Next J

    End Sub

    5

    Запустить проект.

    Учитель. Реализуйте данный проект на компьютере.

  • Подведение итогов урока
  • Учитель. На этом уроке вы познакомились с сортировкой числового массива. Давайте ещё раз посмотрим на таблицу сортировки массива по возрастанию и ответим на следующие вопросы.

    Вопрос: Какова идея алгоритма сортировки?

    Вопрос: Сколько раз повторяется процедура поиска минимального элемента в рассмотренном случае?

    Сколько процедур содержит проект «Сортировка числового массива»? Назовите и охарактеризуйте их.

    Вопрос: Назовите промежуточную переменную, которую мы использовали для перестановки элементов.

    Учитель. Большое всем спасибо за работу. Очень рада, что вы активно участвовали в уроке. Теперь главное – хорошо подготовиться дома к следующему уроку.

    V. Домашнее задание.

    1. Выучить п. 4.13.4 Сортировка массива. Стр. 218-220

    2. Задание 4.30 стр. 220. Разработать проект, в котором реализуется сортировка числового массива по убыванию с использованием общей процедуры поиска максимального элемента. Данный проект вы будете реализовывать на компьютере на следующем уроке.

    Файлы: массивы.ppt
    Размер файла: 221696 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология