Автор конспекта:
Автор(ы): — Панкова И.Н.

Место работы, должность: — п.Сенной,МОУ СОШ № 47,учитель географии.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цели и задачи урока: сформировать представление об особенностях внутренних вод материка, показать зависимость рек от рельефа и климат, совершенствовать умение описывать реки по заданному алгоритму.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемое оборудование: —

Ф\к Ю. Америки, раздаточный материал, интерактивная доска, презентация к уроку, ноутбуки.

Краткое описание: — Сценарий урока географии в 7 классе построен в ТРКМЧП. Выдержана структура урока: 1) стадия "Вызов"; 2)стадия "Осмысление"; 3) стадия "Рефлексия". На уроке используются методологические приемы ТРКМЧП: 1)"древо предсказаний"; 2)обмен мнениями, диалог; 3)заполнение таблицы "Кто? Что? Где? Когда? Почему(при каких обстоятельствах); 4)синвейн. Форма организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Ход урока.

Организационный момент (Приветствие. Поверка наличия учебных принадлежностей.)

I.Стадия «Вызов»

Мы продолжаем изучать природу Ю. Америки. Давайте вместе вспомним этапы изучения любого материка:

1. Географическое положение.

2. Рельеф и полезные ископаемые.

3. Климат 4. Внутренние воды.

5. Природные зоны.

6. Население.

Вспомните, что мы уже знаем о природе Ю. Америке (ответы учащихся)

Сформулируйте тему нашего урока.

-Внутренние воды Ю. Америки.

Использование методического приема «Древо предсказаний».

Что, на ваш взгляд, мы должны узнать о внутренних водах Ю. Америки?

Учащиеся озвучивают свои версии, предположения.

Учитель записывает их на доске. Если кто из учащихся не согласен с ранее предложенной версией, записываются и альтернативные мнения. Все высказывания учащихся оформляются в виде дерева, ствол которого тема урока, ветви – предположения учащихся. Учащиеся должны аргументировано обосновать свои предложения – листья дерева.

-какие реки протекают в Ю. Америке;

— к бассейну каких океанов они относятся;

— характер течения и режим рек;

-какие озера есть в Ю. Америке;

— крупнейшие водопады материка;

— органический мир в водах Ю. Америки;

— как используются внутренние воды материка и др.

Учащиеся все свои предположения наносят на доску. В ходе обсуждения выделяются самые существенные предположения (совместная деятельность учителя и ученика)

Мы с вами определили цели нашего урока.

Напомните, пожалуйста, что мы относим к внутренним водам любого материка?

Реки (водопады), озера, болота, подземные воды, ледники, искусственные волоемы.

Где мы можем получить информацию о внутренних водах материков?

1. Учебник;

2. Рассказ учителя;

3. Энциклопедия;

4. Интернет;

5. Географические карты и др. источники информации.

Какую информацию о внутренних водах Ю. Америки мы можем получить по ф\к материка?

Ответы учащихся:

-какие реки протекают по материку (называют и показывают их);

-к бассейну каких океанов относятся реки материка (ответы учащихся);

-какие озера и водопады есть на материке (называют и показывают).

Какие компоненты природы влияют на внутренние воды материка?

-Климат и рельеф.

На примере р. Амазонке объясните влияние климата на внутренние воды

Р. Амазонка протекает в экваториальном климатическом поясе, поэтому она полноводна в течение всего года.

С помощью ф\к материка определите характер течения крупнейших рек материка.

На большем своем протяжении реки Ю. Америки — равнинные, в верховьях — горные.

II. Стадия «Осмысления»

Работа в группах.

Дать описание одной из рек Ю. Америки по плану:

1. В какой части материка течет?

2. Исток, устье реки.

3. Направление течения.

4. Зависимость характера течения от рельефа местности.

5. Источник питания реки.

6. Как зависит река от климата (режим реки).

7. Тип питания реки.

8. Найти информацию о реке в Интернет.

Учащиеся обсуждают задания в группах. Озвучивают результат. Обмениваются мнениями. Отвечают на вопросы учителя.

I.группа (слайд с изображением р. Амазонки)

Что нового вы узнали о р. Амазонке?

Вопрос к классу.Как вы считаете справились учащиеся I группы со своей задачей?

II. группа (слайд с изображением р. Параны)

Что нового вы узнали о р.Парана?

Как вы оцениваете результаты своей работы?

III.группа (слайд с изображением р. Ориноко)

Что нового вы узнали о р. Ориноко?

На какие вопросы, касающиеся внутренних вод, вы не получили ответа? (ответы учащихся)

Какие озера и водопады есть в Ю. Америке? Называют и показывают их.

Крупнейшие озера Ю. Америки: Маракайбо, Титикака, Поопо.

Крупнейшие водопады Ю. Америки: Анхель, Игуасу.

Физминутка. Релаксация под музыку водопада.

Наш урок насыщен большим количеством информации. Конечно, вы устали. Отдохнуть и слегка расслабиться вы сможете на природе. Закройте глаза, представьте — вы у водопада. Дома, машины, люди где-то далеко-далеко. Шумит вода, шуршит листва, пение струй завораживает, тело расслабляется, приходит умиротворение и радость. Это произведение самого оригинального и гениального композитора, а исполнители неповторимы и прекрасны – это ПРИРОДА. Внимательно вслушайтесь в музыку природы. Какие образы она вам навевает?

Ответы учащихся.

У вас на столах информация о вдп. Анхель. Внимательно прочитайте ее. По ходу работы с информацией заполните таблицу (работа в группах):

Использование методического приема «Что? Где? Когда? Почему?»

Водопад Анхель считается высочайшим в мире, его высота — 1054 м. Анхель в переводе на русский язык означает "ангел». Самый большой в мире водопад, расположенный в бассейне р.Ориноко, носит имя своего первооткрывателя — венесуэльского летчика Хуана Анхеля, индейцы же называли водопад Девичья бровь. Водопад Анхель открыт сравнительно недавно — в 1935 г. Это доказывает, как много неизведанного еще таит наша прекрасная планета Земля. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных уголков земли. С одной стороны — гора Дьявола круто обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрывает сельва — дремучий тропический лес. Что же искал там Анхель? В 30-х годах в Венесуэле вспыхнула "алмазная лихорадка". Сотни искателей приключений ринулись в непроходимые дебри. Анхель купил небольшой спортивный самолет и полетел к горному массиву. В тех местах вершины столовых гор часто бывают закрыты облаками. Анхель летел в ясную погоду и первый увидел водопад. Хуан Анхель не открыл алмазных месторождений. Он потерпел аварию и спасся буквально чудом. Добравшись до ближайшего почтового отделения, Анхель сообщил о своем открытии Национальному географическому обществу Соединенных Штатов, и его имя теперь — на всех картах мира. На латиноамериканских картах водопад часто обозначается как "прыжок ангела". Учащимся раздается заранее заготовленная таблица, с заполненной левой стороной. Работая над текстом, учащиеся заносят нужную на их взгляд информацию в правую колонку таблицы. Во время работы учащихся, демонстрируются слайды с изображением вдп. Анхель

Вопросы к тексту

Кто?

Что?

Где?

Когда?

При каких обстоятельствах?

Почему?

Работа обсуждается в группах. Озвучивается учащимися. Учитель выслушивает ответы учащихся. По мере необходимости задает наводящие или конкретизирующие вопросы.

В Южной Америке много озер различного происхождения. На севере находится самое большое на материке озеро-лагуна Маракайбо. В долине Амазонки и других рек множество пойменных озер-стариц. На материке находится самое крупное высокогорное озеро Титикака

Опережающие задания учащихся.

Сообщение об озере Маракайбо.(слайд с изображением озера)

Озеро Маракайбо находится на севере Ю. Америки, недалеко от побережья Карибского моря. Оно считается самым крупным озером материка. На юге глубина озера доходит до 250 метров, здесь вода пресная, а на севере — солоноватая. Озеро Маракайбо имеет низменные и заболоченные берега. В озеро Маракайбо впадает большое количество рек и ручейков. На берегах озера Маракайбо проживает большое количество людей. Климат на берегах озера жаркий и влажный. На западном берегу озера выращивают плантации сахарного тростника и какао, а на юге расположены пастбища и тропические фруктовые сады. Главным богатством озера является нефть.

Сообщение об озере Титикака. ( слайд с изображением озера)

Титика́ка — высочайшее в мире судоходное озеро, расположенное в Андах, на высоте 3800м. Максимальная глубина озера более300 м. Температура воды в середине озера практически неизменна и составляет 10—12 °C, но у берегов озеро нередко замерзает ночью. В озеро впадает более 25 рек, стекающих с ледников, а вытекает всего одна река. Вода в озере прохладная, примерно 10 – 12градусов. Ночью берега покрываются льдом. Титикака считается пресноводным озером. Однако, здесь обитает множество видов морских беспозвоночных и рыб и даже акулы. Ученые делают из этого вывод, что когда-то озеро было частью океана. Вокруг озера и на островах находится множество поселений индейцев. Часть населения живёт на плавучих тростниковых островах. Индейцы считают озеро священным

Всмотритесь, пожалуйста, в изображение (слайд с изображением хозяйственног использования внутренних вод материка) и найдите ответ на вопрос:

-какое значение имеют внутренние воды для жителей материка?

Приблизительные ответы учащихся.

-богаты электроэнергией;

-судоходны на большем протяжении;

-орошение засушливых районов;

-транспортный путь;

-рыболовство.

III.Стадия «Рефлексия»

Установите причинно – следственные связи.

1.Реки бассейна Атлантического океана имеют равнинный характер течения.

А) река протекают в субэкваториальном климатическом поясе

2.Река Парана имеет сезонный режим питания

Б) Течет в экваториальном климатическом поясе

3.Река Амазонка полноводна в течении всего года

В)Восток Ю. Америки – равнинный, на западе – горные цепи Анд

Ответы учащихся: 1 – В; 2 — А; 3 – Б.

Применение методического приема «Синквейн».

Индивидуальная работа.

Составьте синквейн по географической номенклатуре изучаемой темы (по выбору учащихся): Р.Амазонка; Р. Парана; Р. Ориноко; Вдп. Анхель; Вдп.Игуасу; Оз. Титикака;. Оз. Маракайбо.

Пример.

Водопад Анхель.

Глубокий, высокий, недоступный

Гремит, падает, срывается

Захватывающее зрелище!

Чудо!

Наш урок подходит к своему логическому завершению.

-Что нового вы узнали на уроке? (ответы учащихся)

-Какая информация вас заинтересовала больше всего? (ответы учащихся)

— Как и где вы можете использовать полученные знания? (ответы учащихся)

-На какие компоненты природы Ю. Америки оказывают наибольшее воздействие внутренние воды материка? (ответы учащихся)

-Используя знания об этапах изучения материка, сформулируйте тему следующего урока. (ответы учащихся)

IV. Подведение итогов. Д\З.

Файлы: Ветер, открытый урок.rar
Размер файла: 1842587 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология