Автор конспекта:
Автор(ы): — Чернова Маргарита Викторовна

Место работы, должность: — МБОУ «Ибресинская СОШ №1″

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

— показать своеобразие некрасовского подхода к традиционной теме;

— научить различать поэтическое разнообразие образности, мира чувств и масштабы личности поэтов, обратившихся к теме железной дороги;

— развивать умение языкового анализа поэтического текста;

— сформировать понимание созидательной силы труда и вызвать уважение к людям труда;

— способствовать воспитанию толерантности, умению выслушивать друг друга при работе в группах.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемое оборудование: —

Музыка П.И.Чайковского "Времена года"

Используемые ЦОР: —

Презентация к уроку.

Краткое описание: — Урок в форме лабораторной работы, цель которой наблюдение и обобщение по теме "Н.А.Некрасов.Стихотворение "Железная дорога", а задача — показать своеобразие некрасовского подхода к традиционной теме. Учащиеся работают в группах.В целях экономии времени они заранее прочитали стихи Шевырева, Струйского, Полонского, Фета и распределились по группам.В результате работы учащиеся пришли к выводу: поэт Некрасов масштабнее и глубже в отношении к неординарному событию в истории страны.Он показал, какой ценой достигается преобразование мира, а главное — в будущее России.

Слайд №1

Тема и эпиграф

Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Н.А. Некрасов

Учитель: сегодня у нас необычный урок. Урок в форме лабораторной работы. Это значит вы будете наблюдать за поэтическим текстом и делать обобщения и выводы.

Слайд № 2

Первый этап: диктант-тезаурус

Учитель: устный диктант-тезаурус напомнит нам названия изобразительно-выразительных средств языка и их значение. Это нам нужно для того, чтобы правильно использовать термины в своих ответах. Найти соответствия и направить стрелки:

скрытое сравнение антитеза

обратный порядок слов ода

скрытая насмешка инверсия

хвалебная песня метафора

противопоставление ирония

Слайд № 3

Историческая справка

В феврале 1842 года был подписан указ о строительстве первой крупной магистрали Москва — Петербург. В 1851 году дорога была построена. Царь Николай 1 объявлял себя главным строителем и вдохновителем железной дороги, поэтому ее называли Николаевской.

Учитель: первая железная дорога в России стала сенсацией, а для поэтов модной темой. Стихотворений было написано много. Попробуем разобраться в поэтическом почерке мастеров поэтического слова.

Слайд № 6

С. Шевырев, Д. Струйский, Я.Полонский, А. Фет, Н. Некрасов – поэты 19 века

Какова их версия этого «чуда»?

Каков поэтический почерк мастеров слова?

Как прочувствовали они и осмыслили факт железной дороги?

Учитель: 2 этап лабораторной работы. Ребята, перед вами стихи Шевырева, Фета, Полонского и Струйского. Найдите в них образ железной дороги. Как они ее себе представляют.

Слайд № 7

Степан Шевырев

Профессор Московского университета с 1837по1857г

Думойсильного владыки-

Волей бога самого

Совершайся труд великий,

Света знаний торжество!

Лягте, горы! Встаньте, бездны!

Покоряйся нам, земля!

И катися, путь железный,

От Невы и до Кремля!

Учитель: какое средство выразительности преобладает в стихотворении?

Как называет он железную дорогу?

( Инверсия. Путь железный)

Учитель: это стихотворение – ода железной дороге, и Николаю 1

Слайд № 8

Дмитрий Струйский 1806-1856 г.г.

До сей поры тяжелый паровоз

(С его буфетом, койками и кладью)

Не бороздил пустыню голубую,

Где солнце, и луна, и звезды

Свершают бесконечный путь.

И я молю благое провиденье,

Чтоб воздух был на вечность недоступен

Бессмысленным желаньям человека…

Зачем туда, где блещет солнце,

Переносить тяжелый паровоз?

Пусть на земле для бедной, пошлой цели

Влачится он, как червь презренный,..

Но небо да свободно будет…

(Выразительное чтение стихотворения)

Учитель :почувствовали ли вы, ребята, авторскую иронию? Найдите антитезу.

Слайд № 9

Яков Полонский 1819-1898 г.г. Стихотворение «На железной дороге»

Мчится, мчится железный конек!

По железу железо гремит.

Пар клубится, несется дымок;

Мчится, мчится железный конек,-

Подхватил, посадил да и мчит…

Вот навстречу несется лесок,

Через балки грохочут мосты,

И цепляется пар за кусты;

Мчится, мчится железный конек,

И мелькают, мелькают шесты.

Учитель: найдите метафору. Почему так много глаголов?

( Стремительность жизни, быстрое движение поезда. Железный конек)

Учитель: есть еще одна особенность. Как сочетание согласных звуков помогает нам услышать звуки движения? Такое средство называется аллитерацией.

Слайд № !0

А.А. Фет 1820-1892 г.г. Стихотворение « На железной дороге»

(Выразительное чтение стихотворения учеником)

Мороз и ночь над далью снежной,

А здесь уютно и тепло,

И предо мной твой облик нежный,

И детски чистое чело.

Полны смущенья и отваги,

С тобою, кроткий серафим,

Мы через дебри и овраги

На змее огненном летим…

Учитель

Учитель: какой образ железной дороги использовал А.Фет?

(Огненный змей, метафора)

Учитель

Учитель: стихотворение Фета, ребята, скорее гимн замечательному зимнему пейзажу и влюбленной паре, нежели железной дороге. Фет действительно проникновенный лирик.

Слайд № 11

Учитель: по репродукциям с картин Савицкого и Глазунова (они были вывешены в классе заранее) вы, ребята должны были догадаться, что наш интерес к теме железной дороги связан в первую очередь со стихотворением «Железная дорога» Н.А.Некрасова.

Слайд № 12

Учитель: мы обобщаем работу по этому стихотворению. Наша задача угадать авторскую мысль и новизну подхода Некрасова к традиционной теме.

Слайд № 13

Реализация домашнего задания – чтение наизусть фрагментов из стихотворения под музыку П.И.Чайковского « Времена года»:

  • «Славная осень…
  • Учитель: мы не забыли еще фетовскую «снежную даль», «облитые лунным серебром деревья», а какой пейзаж у Некрасова?

    (Болото, пни, кочи…и поэт любит «милую Русь»)

    Какая строчка не вписывается в пейзаж?

    («Нет безобразья в природе»…)

    Учитель: а где-то оно есть?

    2. «Труд этот, Ваня,…»

    Учитель: вот и антитеза. Что чему противопоставляет поэт?

    ( Гармонию в природе и безобразия в жизни людей.)

  • « Мы надрывались…»
  • « Эту привычку…»
  • Учитель

    Учитель: а теперь настало время поговорить об эпиграфе к уроку: «Воля и труд человека дивные дива творят…». Ребята, по мысли Некрасова в жизни много уродливого, ужасного, но это не должно заслонить главного: созидательной роли труженика.

    Слайд № 11 и Слайд №!»

    «…и научись мужика уважать…»

    Учитель

    Учитель: труд тяжел, он не удовольствие, но он необходим, и он достоин уважения, как и любой труд. Помните об этом, ребята.

    Таким образом, сравнив прочитанные нами стихи о железной дороге, мы можем ответить на вопрос, кто из авторов глубже. Масштабнее в отношении к «чуду» 19 века?

    ( Конечно, Некрасов)

    Слайд № 14

    Учитель

    Учитель: запишем, в чем состоит мастерство Некрасова в раскрытии традиционной темы и с помощью каких средств выразительности он этого добивается.

    Антитеза, пейзаж, сон, эпиграф, символ.

    Железная дорога – символический образ России, грядущего пути, связанного с испытаниями и жертвой.

    Некрасов показал, какой ценой достигается преобразование мира. Он верил в будущее России, в его стихотворении « Железная дорога» мы нашли поэтическое решение вечных проблем:

    Слайд № 15

    -в чем назначение человека

    -что такое созидание, творчество

    -какой ценой создается все ценное

    -что такое труд

    Домашнее задание: составить кластер к слову «труд» и к словосочетанию «железная дорога».

    Файлы: зачетная работа.doc
    Размер файла: 38400 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология