Автор конспекта:
Автор(ы): — ВОстрикова Ольга Михайловна

Место работы, должность: —

Учитель начальных классов

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.

Планируемые результаты:

Предметные:

· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • пользоваться приёмами анализа текста;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

- Регулятивные УУД

· формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;

· читать в соответствии с целью чтения.

- Познавательные УУД

· анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);

· выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

- Коммуникативные УУД

· строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

· осознавать цель своего высказывания;

· строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Личностные:

· эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

· способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: — 7

Краткое описание: —

Урок литературного чтения по изучению нового материала

Ход урока:

1. Организация класса

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

2.Актуализация знаний учащихся

— Я предлагаю вам объединиться в группы и разгадать кроссворд.

Кроссворд:

1.В какой стране родился сказочник Г.Х. Андерсен?(Дания)

2.На каком острове?(Фюн)

3.В каком городе? На что он был похож, когда на город опускался туман?(Оденсе)

4. Что сейчас находится в его доме?(Музей)

5. Как звали старого кота, который слушал невероятные истории маленького Андерсена? Какая у него была особенность?(Карл)

6.Что подарил бедный мальчик Андерсену? После этого случая он решает писать сказки.(Оловянный солдатик)

7.Где учился и жил сказочник?(Копенгаген)

8.Какую сказку писатель написал про себя, она считается центральной?(Гадкий утёнок)

Слайд 2

Фюн

— Молодцы! Сбиографией какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Г.Х. Андерсена).

Слайд 3 портрет Андерсена

Слайд 4-5

— А сейчас я достаю из шкатулки предметы, а вы угадываете из какой они сказки.

· Горошина. «Принцесса на горошине» — женитьба – дело серьёзное, принц выбирает по себе «настоящую принцессу», почувствует ли трудолюбивый горошину? Андерсен смеётся над королевской семьёй.

· Маленькая куколка. «Дюймовочка» — настоящий человек любит солнце, птиц, насекомых. Добрая, стойкая. Несмотря, на то, что маленькая.

· Лебеди. «Дикие Лебеди» — Элиза ради любимых братьев переносит страдания и преодолевает страх.

· Монеты. «Огниво»- храбрый солдат, решительный, щедрый, раздаёт деньги друзьям, но когда он стал бедным, к нему никто не приходил.

· Солдатик. «Стойкий оловянный солдатик» — стойкий человек, храбрый, ценит любовь, красоту.

· Утёнок. «Гадкий утёнок» — все смеялись над утёнком, только мама жалела его, а в конце сказки он превращается в лебедя. Нужно уважать и ценить каждого, не смотреть: красив человек или нет.

— Во всех сказках Андерсен ценит доброту, любовь, дружбу, справедливость, смелость, щедрость. Высмеивает: глупость, жадность, скупость, высокомерие, жестокость.

3. Работа по теме урока.

А) Прогнозирование

Слайд 6

На плетне зелёный крюк,

На крюке висит сундук.

В сундуке пять ребят

Смирно рядышком сидят.

Вдруг раскрылся сундук

Все рассыпались вокруг.

— Прочитайте.

— Что прочитали? (Загадку)

— Отгадайте загадку.

— Что вы знаете о горохе?

— Как вы думаете, о чём мы будем с вами читать и кто автор? (О горохе, а именно, о горошинах, Г.Х. Андерсен).

— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Слайд 7

Горошины, стручок, трубочка, мальчик, девочка.

— Прочитайте. Предположите, о чем будет сказка?

Б) Первичное знакомство с произведением

Чтение текста учителем.

— Какие чувства у вас вызвала сказка? (Ответы детей)

— О чём вы думали, когда слушали сказку? (Ответы детей)

— Когда стало особенно грустно? (Ответы детей)

— Менялось ли ваше настроение? (Ответы детей)

— Совпали ли наши предположения с содержанием сказки?

В) Словарная работа

— Прочитайте сказку, подчеркните непонятные слова.

— Какие непонятные слова встретились?

Предчувствие – чувство ожидания чего — нибудь неизвестного.

Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами Слайд 8

Каморка – маленькая комната Слайд 9

Подённая работа – непостоянная работа за определённую плату.

Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.

Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя Слайд 10

Раздобреть – поправиться, располнеть.

Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.

Чердачное окошко – окошко на чердаке Слайд 11

Г) Анализ текста.

Чтение 1 части сказки.

— О чём эта сказка? (О жизни пяти горошин).

— Кто из героев тебе понравился и почему?

— Как назывался дом, в котором жили горошины?

— Найдите в тексте и прочитайте: что говорили об окружающем мире горошины, пока они сидели вместе в стручке? ( Все горошины воспринимали окружающий мир одинаково: то зелёный, то жёлтый.)

— Каким образом горошины оказались на воле? Прочитайте. Кто также стрелял?

— Что каждая говорила горошина, когда мальчик стрелял ими.

— Найти слова 1, 2, 3, 4, 5, как нужно читать слова каждой горошины (мечтательная, хвастливая, сонная, равнодушная, ленивая).

— О чем мечтала каждая горошина? Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые? (в канаве, на солнце).Прочитайте.

— Какая судьба постигла каждую из горошин? Перескажите.

— Что случилось с той, которая хотела улететь на Солнце? Почему, сидя в канаве, она продолжала утверждать: «Я самая замечательная из всех пяти?» (горошина была глупой и хвастливой.)

Физкультминутка.

Чтение 2 части сказки до конца «по цепочке».

Беседа по содержанию:

— Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась? « Не жила, не умирала».

— Прочитайте описание жилища бедной женщины. Устно нарисуй к нему иллюстрацию.

-Куда попала пятая горошина?

Найди разговор матери и дочки. Чтение по ролям.

— Когда у матери появилась надежда, что дочка поправиться? А ты когда это понял?

— Какое чудо произошло?

— Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Горошина проросла и своей красотой радовала девочку. Девочке захотелось жить, ведь у неё теперь будет свой садик ).

— Определите свое отношение к первым четырем горошинам и к последней, пятой.

— Какая из пяти горошин самая замечательная? Почему? (вдохнула в девочку жизнь)

— Чему учит сказка? (приносить людям пользу)

— Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?

— В каком разделе помещена эта сказка?

-Что хотел Андерсен сказать нам этой сказкой?

Вывод: Жизнь дана на добрые дела.

4. Рефлексия

«Игра – пожелание»

— Ребята, перед вами стоит красивое дерево. Это символ счастья, благополучия. Подумайте, какое пожелание вы бы адресовали однокласснику, родителям, дедушке или бабушке? Возьмите листочек и напишите. Приклейте к дереву.

— Настоящий человек тот, который помогает людям, доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому – то нужен и можешь помочь.

- Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о добре:

Ты твори по жизни одно добро,

Чтоб от доброй мысли множилось оно…

От тепла в округе расцветут сады.

Ведь добро все любят люди и цветы

5.Домашнее задание:

- Какое задание вы хотите выполнить дома? (Ответы детей)

- Предлагаю вам подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям.

Используемая литература

1) О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. М.: ДРОФА, 2007. – 87с.

2) http://www.folk-tale.narod.ru/autorskaz/Skazki-Andersena/Pyatero-iz-odno…

3) С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2004. – 944с.

4) Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988. – 335с.

Биография Г.Х. Андерсена.

Родился Ганс Христиан Андерсен 4 апреля 1805 году в городе Оденсе, на острове Фюн, который находится в Дании. Родился он в бедной семье. Отец его был башмачником, а мамой прачкой. Андерсен был бедно одет, но всегда чисто. В его комнате всегда был порядок. Кристиан был единственным ребёнком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали.

Андерсен слышал интересные истории от бедных тружеников, а дома переделывал их и выдумывал свои невероятные истории. В доме у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Но у Карла был один недостаток, кот часто засыпал, не дослушав интересную сказку. Но мальчик прощал кота, так как Карл не сомневался в существовании ведьм, колдунов, говорящих цветов и лягушек с брильянтовыми коронами на голове.

Андерсен рано остался без отца, ещё мальчишкой пошёл на фабрику, помогал маме. А учился вечерами в школе для бедных. Взрослые стали замечать талант ребёнка, он отлично сочинял.

Христиан решает ехать в Копенгаген учиться. Он хотел стать певцом, но потерял голос, так как ходил в рваных башмаках.

В сложной биографии писателя нелегко установить то время, когда он начал писать сказки.

Юноша Андерсен считал себя, кем угодно: певцом, поэтом, сатириком, но не сказочником. Что же его толкнуло в мир сказок? Может случай в Копенгагене. Андерсен шёл по улице, что-то сочиняя. Его заметила женщина, сидевшая у окна. Она сказала своему маленькому сыну: «Смотри, идёт наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную ты так хорошо засыпаешь». Мальчик схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку писателя и тот час убежал. Это был неслыханно щедрый подарок, и Андерсен его оценил.

Сказки Андерсена не сразу признали, над ним смеялись, напоминали о его бедном происхождении, но он не сдавался, стойко переносил все невзгоды. В его сказках воспевается справедливость, красота, любовь, дружба, храбрость, стойкость, доброта – всё это присуще самому Андерсену. Он гордился своим происхождением.

На первый гонорар от своих книг писатель устремился в путешествие по Европе.

Г.Х. Андерсен любил путешествовать, знакомиться с интересными людьми.

Умер писатель в 1875 году. Больше сказка не постучится в его дверь. Но на могиле сказочника распускается куст его любимых белых роз.

Файлы: Андерсен Пятеро из одного стручка.ppt
Размер файла: 2837504 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология