Автор конспекта:
Автор(ы): — ВОстрикова Ольга Михайловна
Место работы, должность: —
Учитель начальных классов
Регион: — Оренбургская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
Планируемые результаты:
Предметные:
· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- пользоваться приёмами анализа текста;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД
· формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
· читать в соответствии с целью чтения.
- Познавательные УУД
· анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
· выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
- Коммуникативные УУД
· строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
· осознавать цель своего высказывания;
· строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Личностные:
· эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
· способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: — 7
Краткое описание: —
Урок литературного чтения по изучению нового материала
Ход урока:
1. Организация класса
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2.Актуализация знаний учащихся
— Я предлагаю вам объединиться в группы и разгадать кроссворд.
Кроссворд:
1.В какой стране родился сказочник Г.Х. Андерсен?(Дания)
2.На каком острове?(Фюн)
3.В каком городе? На что он был похож, когда на город опускался туман?(Оденсе)
4. Что сейчас находится в его доме?(Музей)
5. Как звали старого кота, который слушал невероятные истории маленького Андерсена? Какая у него была особенность?(Карл)
6.Что подарил бедный мальчик Андерсену? После этого случая он решает писать сказки.(Оловянный солдатик)
7.Где учился и жил сказочник?(Копенгаген)
8.Какую сказку писатель написал про себя, она считается центральной?(Гадкий утёнок)
Слайд 2
Фюн
— Молодцы! Сбиографией какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Г.Х. Андерсена).
Слайд 3 портрет Андерсена
Слайд 4-5
— А сейчас я достаю из шкатулки предметы, а вы угадываете из какой они сказки.
· Горошина. «Принцесса на горошине» — женитьба – дело серьёзное, принц выбирает по себе «настоящую принцессу», почувствует ли трудолюбивый горошину? Андерсен смеётся над королевской семьёй.
· Маленькая куколка. «Дюймовочка» — настоящий человек любит солнце, птиц, насекомых. Добрая, стойкая. Несмотря, на то, что маленькая.
· Лебеди. «Дикие Лебеди» — Элиза ради любимых братьев переносит страдания и преодолевает страх.
· Монеты. «Огниво»- храбрый солдат, решительный, щедрый, раздаёт деньги друзьям, но когда он стал бедным, к нему никто не приходил.
· Солдатик. «Стойкий оловянный солдатик» — стойкий человек, храбрый, ценит любовь, красоту.
· Утёнок. «Гадкий утёнок» — все смеялись над утёнком, только мама жалела его, а в конце сказки он превращается в лебедя. Нужно уважать и ценить каждого, не смотреть: красив человек или нет.
— Во всех сказках Андерсен ценит доброту, любовь, дружбу, справедливость, смелость, щедрость. Высмеивает: глупость, жадность, скупость, высокомерие, жестокость.
3. Работа по теме урока.
А) Прогнозирование
Слайд 6
На плетне зелёный крюк,
На крюке висит сундук.
В сундуке пять ребят
Смирно рядышком сидят.
Вдруг раскрылся сундук
Все рассыпались вокруг.
— Прочитайте.
— Что прочитали? (Загадку)
— Отгадайте загадку.
— Что вы знаете о горохе?
— Как вы думаете, о чём мы будем с вами читать и кто автор? (О горохе, а именно, о горошинах, Г.Х. Андерсен).
— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Слайд 7
Горошины, стручок, трубочка, мальчик, девочка.
— Прочитайте. Предположите, о чем будет сказка?
Б) Первичное знакомство с произведением
Чтение текста учителем.
— Какие чувства у вас вызвала сказка? (Ответы детей)
— О чём вы думали, когда слушали сказку? (Ответы детей)
— Когда стало особенно грустно? (Ответы детей)
— Менялось ли ваше настроение? (Ответы детей)
— Совпали ли наши предположения с содержанием сказки?
В) Словарная работа
— Прочитайте сказку, подчеркните непонятные слова.
— Какие непонятные слова встретились?
Предчувствие – чувство ожидания чего — нибудь неизвестного.
Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами Слайд 8
Каморка – маленькая комната Слайд 9
Подённая работа – непостоянная работа за определённую плату.
Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.
Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя Слайд 10
Раздобреть – поправиться, располнеть.
Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.
Чердачное окошко – окошко на чердаке Слайд 11
Г) Анализ текста.
Чтение 1 части сказки.
— О чём эта сказка? (О жизни пяти горошин).
— Кто из героев тебе понравился и почему?
— Как назывался дом, в котором жили горошины?
— Найдите в тексте и прочитайте: что говорили об окружающем мире горошины, пока они сидели вместе в стручке? ( Все горошины воспринимали окружающий мир одинаково: то зелёный, то жёлтый.)
— Каким образом горошины оказались на воле? Прочитайте. Кто также стрелял?
— Что каждая говорила горошина, когда мальчик стрелял ими.
— Найти слова 1, 2, 3, 4, 5, как нужно читать слова каждой горошины (мечтательная, хвастливая, сонная, равнодушная, ленивая).
— О чем мечтала каждая горошина? Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые? (в канаве, на солнце).Прочитайте.
— Какая судьба постигла каждую из горошин? Перескажите.
— Что случилось с той, которая хотела улететь на Солнце? Почему, сидя в канаве, она продолжала утверждать: «Я самая замечательная из всех пяти?» (горошина была глупой и хвастливой.)
Физкультминутка.
Чтение 2 части сказки до конца «по цепочке».
Беседа по содержанию:
— Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась? « Не жила, не умирала».
— Прочитайте описание жилища бедной женщины. Устно нарисуй к нему иллюстрацию.
-Куда попала пятая горошина?
Найди разговор матери и дочки. Чтение по ролям.
— Когда у матери появилась надежда, что дочка поправиться? А ты когда это понял?
— Какое чудо произошло?
— Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Горошина проросла и своей красотой радовала девочку. Девочке захотелось жить, ведь у неё теперь будет свой садик ).
— Определите свое отношение к первым четырем горошинам и к последней, пятой.
— Какая из пяти горошин самая замечательная? Почему? (вдохнула в девочку жизнь)
— Чему учит сказка? (приносить людям пользу)
— Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?
— В каком разделе помещена эта сказка?
-Что хотел Андерсен сказать нам этой сказкой?
Вывод: Жизнь дана на добрые дела.
4. Рефлексия
«Игра – пожелание»
— Ребята, перед вами стоит красивое дерево. Это символ счастья, благополучия. Подумайте, какое пожелание вы бы адресовали однокласснику, родителям, дедушке или бабушке? Возьмите листочек и напишите. Приклейте к дереву.
— Настоящий человек тот, который помогает людям, доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому – то нужен и можешь помочь.
- Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о добре:
Ты твори по жизни одно добро,
Чтоб от доброй мысли множилось оно…
От тепла в округе расцветут сады.
Ведь добро все любят люди и цветы
5.Домашнее задание:
- Какое задание вы хотите выполнить дома? (Ответы детей)
- Предлагаю вам подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям.
Используемая литература
1) О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. М.: ДРОФА, 2007. – 87с.
2) http://www.folk-tale.narod.ru/autorskaz/Skazki-Andersena/Pyatero-iz-odno…
3) С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2004. – 944с.
4) Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988. – 335с.
Биография Г.Х. Андерсена.
Родился Ганс Христиан Андерсен 4 апреля 1805 году в городе Оденсе, на острове Фюн, который находится в Дании. Родился он в бедной семье. Отец его был башмачником, а мамой прачкой. Андерсен был бедно одет, но всегда чисто. В его комнате всегда был порядок. Кристиан был единственным ребёнком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали.
Андерсен слышал интересные истории от бедных тружеников, а дома переделывал их и выдумывал свои невероятные истории. В доме у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Но у Карла был один недостаток, кот часто засыпал, не дослушав интересную сказку. Но мальчик прощал кота, так как Карл не сомневался в существовании ведьм, колдунов, говорящих цветов и лягушек с брильянтовыми коронами на голове.
Андерсен рано остался без отца, ещё мальчишкой пошёл на фабрику, помогал маме. А учился вечерами в школе для бедных. Взрослые стали замечать талант ребёнка, он отлично сочинял.
Христиан решает ехать в Копенгаген учиться. Он хотел стать певцом, но потерял голос, так как ходил в рваных башмаках.
В сложной биографии писателя нелегко установить то время, когда он начал писать сказки.
Юноша Андерсен считал себя, кем угодно: певцом, поэтом, сатириком, но не сказочником. Что же его толкнуло в мир сказок? Может случай в Копенгагене. Андерсен шёл по улице, что-то сочиняя. Его заметила женщина, сидевшая у окна. Она сказала своему маленькому сыну: «Смотри, идёт наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную ты так хорошо засыпаешь». Мальчик схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку писателя и тот час убежал. Это был неслыханно щедрый подарок, и Андерсен его оценил.
Сказки Андерсена не сразу признали, над ним смеялись, напоминали о его бедном происхождении, но он не сдавался, стойко переносил все невзгоды. В его сказках воспевается справедливость, красота, любовь, дружба, храбрость, стойкость, доброта – всё это присуще самому Андерсену. Он гордился своим происхождением.
На первый гонорар от своих книг писатель устремился в путешествие по Европе.
Г.Х. Андерсен любил путешествовать, знакомиться с интересными людьми.
Умер писатель в 1875 году. Больше сказка не постучится в его дверь. Но на могиле сказочника распускается куст его любимых белых роз.
Файлы: Андерсен Пятеро из одного стручка.ppt
Размер файла: 2837504 байт.