Автор конспекта:
Автор(ы): — Губанова Василина Сергеевна

Место работы, должность: — Хабаровский край г. Николаевск-на-Амуре МОУ СОШ №1 учитель начальных классов

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — Перспективная цель: нравственно-эстетическое воспитание. Непосредственная цель: Формирование первичных литературоведческих понятий.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 2

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник по литературному чтению 2 класс

Стихотворение С. Черного " Песня мухи"

Используемое оборудование: — Оформление: мультимедийная презентация, видеоролик.

Используемые ЦОР: —

мультемидийная презентация, видеоролик

Краткое описание: — Произведения Серебряного века в начальной школе? Это же нонсенс! В школьной программе по литературе поэзия Серебряного века изучается в 11 классе. В тоже время авторы учебников литературного чтения В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова обращаются к произведениям этого периода. Систематическая работа над стихотворениями Серебряного века не предполагается, но «без соответствующей пропедевтической стадии знакомства с таким материалом трудно рассчитывать на адекватное его усвоение учащимися.» Отдельные стихотворения изучаются в связи с определёнными темами программы как иллюстративный материал, закрепляющий те или иные теоретико-литературные представления. Так, напрмер, «Песня мухи» С.Чёрного иллюстрирует термин звукоподражание, а «Кузнечик» В.Хлебникова – термин неологизм. Стихотворение Саши Черного «Плакса» помогает осмыслить понятие «характер литературного героя», а его же стихотворение «Что ты тискаешь утёнка» иллюстрирует «сочувствие всему живому в лирике поэта». Произведения серебряного века,безусловно,сложны для восприятия младших школьников, поэтому целесообразно провести систему уроков, готовящих малышей к встрече с ними. Так как дети не обладают литературным опытом, чтобы даже просто воспринять стихотворения поэтов Серебряного века, требующих встречной активности читателя, уроки должны проводиться в игровой форме, позволяющей осуществить подход к изучению – «поэзия как волшебство».

Ход урока:
- Кажется,совсем недавно мы научились читать, и вот уже путешествуем по замечательной стране — Стране Литературии. Откройте форзац учебника,вспомним, какие области мы посетили.
— Фольклорную волость,Область искусств, Сказочные дебри…
- А сейчас мы отправимся в Сады поэзии. Найдите их на карте. В этих замечательных садах есть один прекрасный уголок – Поэзия Серебряного века, замечательная, удивительная, волшебная. Вот туда-то мы и отправимся.
Музыка, экран,видеосюжет.
- Здесь,в саду живёт поэт – повелитель природы. Это очень странный поэт. Он пишет стихи,забираясь в воду или залезая на вершину дерева. Догадайтесь,зачем он это делает?
— Ответы детей, высказывающих самые разные предположения.
Слайд. Портрет К.Бальмонта.
- Во многом вы правы. Поэт Константин Бальмонтсчитал, что только так, слившись с природой, он сможет её лучше почувствовать и рассказать об этом своим читателям.Хотите услышать, что происходит ночью на болоте?
Слайд. Болото ночью.
Выразительное чтение учеником стихотворения К.Бальмонта «Камыши» (отрывок)
Чтец:Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно,бесшумно, шуршат камыши.
О чём они плачут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
-Что вы услышали во время чтения этого стихотворения?
— Шуршание и шелест камышей, засасывающие звуки сырого болота.
- Что помогло вам услышать эти звуки?
— Повторялся звук «ш», похожий на шуршание; повторялись звуки «ч»,»о»,похожие на звуки болотной жижи под ногами .
-А теперь я открою вам волшебное слово, с помощью которого вы сами сможете заставить зазвучать и ветер, и гром, и дождь, и многое другое. Это слово – звукоподражание.
Слайд
- Какие звуки нужны, чтобы передать грохот грома? Звук капель дождя, вой ветра?
Творческое задание: Придумайте предложение, слово, в котором бы слышалась гроза , шипящая змея, плеск волн…
Работа с учебником.
Слайд : Портрет Саши Чёрного.
- Я прочитаю стихотворение ещё одного замечательного поэта -Саши Чёрного. «Песня мухи». Внимательно прослушайте его и скажите, каким приёмом воспользовался поэт, чтобы мы не только увидели, представили муху,но даже и услышали её.


Зу-зу-зу-
Пол внизу…
Я ползу по потолку
В гости к чёрному крючку…
Зы, как жарко, зу-зу-зу,
Ах, как чешется в глазу!
На клеёнке на столе
Капля сладкого желе…
Зы-зы, мальчик, это что?
Взял, слизал, а мне-то что?..
Зынь-дзынь!
Полечу скорей в окошко.
Там за ёлкой на дорожке
Много корочек от дынь.
Дзынь!


- Так каким же приёмом воспользовался поэт, чтобы мы не только увидели,муху, но даже и услышали её?
-Поэт часто повторял звуки «з», «у», как жужжание мухи.
Прочитайте самостоятельно стихотворение, приготовьтеськ выразительному чтению вслух.
Чтение стихотворения детьми.
Слайд : Путешествие по саду. Видеофрагмент.
Учитель:А теперь мы отправимся дальше по нашему саду поэзии и зайдем в гости к ещё одному необычному поэту. Он может видеть мир не только своими собственными глазами,но и глазами разных животных.
Слайд: собака.
Чтец:


Высока луна Господня,
Страшно мне.
Истомилась я сегодня
В тишине.
Ни одна вокруг не лает
Из подруг.
Скучно, страшно, замирает
Всё вокруг.
…Землю нюхая в тревоге,
Жду я бед.
Слабо пахнет на дороге
Чей-то след…
под холодною луною

Я одна.
Нет, невмочь мне – я завою
У окна.


- Что чувствует собака ночью?
— Собаке страшно, скучно, она тревожится, чуя чужой запах…
Слайд:Портрет Фёдора Сологуба
- Это стихотворение написал Фёдор Сологуб. Он, как волшебник, словно превратился в собаку и сумел передать всё то, что она чувствует, посмотрел на мир её глазами.
Работа с учебником.
- Давайте посмотрим на мир глазами других животных. Прочитайте стихотворения «Муравей» и «Зебра». Приготовьтесь к выразительному чтению вслух, попытайтесь передать, что чувствуют муравей и зебра.
Выразительное чтение стихотворений вслух.
Можно ли сказать, что поэты очеловечили муравья и зебру, использовали олицетворение?
Творческое задание: Пофантазируйте, что может чувствовать, о чём может думать:
Муха на потолке;
Рыбка в аквариуме;
Черепаха в коробке.
Домашнее задание: Сочинить рассказ от лица какого-нибудь животного. Обогатить свой рассказ, добавив звукоподражание.
— —
Файлы: Черный.ppt
Размер файла: 1595904 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология