Автор конспекта:
Автор(ы): — Мухамедзянов Рашад Гаптрахманович

Место работы, должность: — МОУ«Советская средняя общеобразовательная школа №2» Республики Марий Эл, преподаватель ОБЖ

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока: —

Формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Самсонов А.М. Сталинградская битва. М., 1989г.

*Иоахим Видер. Катастрофа на Волге. М., 1965г.

*Кайюс Беккер. Хроника боевых действий германских армий во второй мировой войне. М.,2007г.

*Материалы Советского районного архива РМЭ.

Используемое оборудование: —

Учебная карта «Великая Отечественная война», мультимедийный проектор, экран, фотографии и кадры кинохроники времен Сталинградского сражения, музыкальный центр, пиротехнические изделия, поминальные свечи, колокольчик с Георгиевской лентой с надписью «Сталинград», гирлянда, красные живые гвоздики.

Используемые ЦОР: —

*Сайт «Победа 1941-1945»

*wwwmil.ru

*мультимедийное пособие «От Кремля до Рейхстага»

Краткое описание: — Данное мероприятие в 2013 году, в год 70-летия Сталинградской битвы, относится к серии занятий по нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию старших школьников. Форма, содержание и методы внеклассного мероприятия были выбраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Советская средняя общеобразовательная школа №2»

Республики Марий Эл

Тематический

классный час

« Сталинградская битва»

(Чтобы помнили, чтобы гордились…)

автор: Мухамедзянов Р.Г.

учитель ОБЖ МОУ «ССОШ №2» п. Советский Республики Марий Эл

п.Советский

2013

Мероприятие рассчитано на обучающихся старших классов. На данном классном часе присутствуют обучающиеся старших классов.

Данное мероприятие в 2013 году, в год 70-летия Сталинградской битвы, относится к серии занятий по нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию старших школьников. Форма, содержание и методы внеклассного мероприятия были выбраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Место проведения мероприятия:

кабинет ОБЖ МОУ« Советская средняя общеобразовательная школа №2», Обелиск павшим воинам п. Советский.

Для оформления кабинета при проведении классного часа использовались учебная карта «Великая Отечественная война», мультимедийный проектор, экран, фотографии и кадры кинохроники времен Сталинградского сражения, музыкальный центр, пиротехнические изделия, поминальные свечи, колокольчик с Георгиевской лентой с надписью «Сталинград», гирлянда, красные живые гвоздики.

Цель:формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому России, к традициям родного края,воспитание чувства гордости и преклонения перед подвигом советских людей в Сталинградской битве;
  • привлечение обучающихся к самостоятельной поисковой работе по возрождению и сохранению духовно-нравственных ценностей на основе изучения архивных материалов;

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Классный час подразделяется на 2 части:

  • информационный блок
  • блок Памяти.

Исходя из того, что с данной темой, обучающиеся уже соприкасались на занятиях кружка «Основы военной службы», а также на мероприятиях, посвященных 65-летию Сталинградской битвы в 2008 году («Мамаев курган», «Дом Павлова»), круг обсуждаемых проблем сужается.

Обучающиеся заранее получают задание, используя материалы и возможности сети Интернет, материалов районного архива, самостоятельно найти те неизвестные страницы Сталинградской битвы и рассказать о тех моментах, которые оказали на них наибольшее эмоциональное воздействие. Перед обучающимися поставлены проблемные вопросы:

— планы немецкого командования на лето-осень 1942г.

— каков вклад уроженцев Марийского края в победу под Сталинградом.

— приведите примеры героизма Советских людей на фронте и в тылу.

— значение победы Красной Армии под Сталинградом.

Кроме того, обучающиеся должны с помощью интервьюирования родителей, бабушек, дедушек выяснить их воспоминания и эмоциональные переживания, связанные с изучаемым событием.Часть ребят получают задание профильного уровня. Изучив материалы немецкого командования (после рассекречивания немецких архивов), представить планы германского генерального штаба на лето — осень 1942 года. При подготовке также используются материалы Советского районного архива, касающиеся изучаемого вопроса.

Следующим важным воспитательным моментом считается подготовка площадки у Обелиска павшим воинам п. Советский к торжественному митингу, который является второй частью этого мероприятия.

Сценарный ход мероприятия

Iчасть мероприятия:Информационный блок

На фоне музыки « На Мамаевом кургане – тишина» звучат слова:

Высоко высоко вольно

Пролетают в небе птицы

Солнце их лучами ластит

Песни им ветра поют

Здесь глазам от солнца больно

Но той боли не сравниться

С той, которая на части

Разрывает грудь мою

Ведущий .2 февраля наш народ отмечет 67-годовщину окончания Сталинградской битвы. Мы много уже говорили об этой битве. Но подвиг советских людей вновь и вновь возвращает нас к этой знаменательной дате. Готовясь к этому классному часу, вы получили задание еще раз поработать с документами, узнать о воспоминаниях ваших родных и близких, выяснить их ощущения и ассоциации при упоминании событий, связанных со Сталинградской битвой.И я хотел бы, чтобы вы поделились своими изысканиями, своими переживаниями.

Что же такое Сталинградская битва? Как она отразилась на ходе войны, на ходе всей истории.Но начнем мы с событий, предшествовавших этой грандиозной битве. В начале 1941 года завершилась битва под Москвой полным разгромом германских войск. Сталин считал, что в 42 году немцы попытаются вновь овладеть столицей. Но неожиданно Германия начала наступление на южном фронте. Каковы же были планы немецкого командования? (фоном звучит симфония Д.Шостаковича)

Выступления обучащихся, которые знакомились с материалами рассекреченных немецких архивных данных о планах германского командования (используется карта «Великая Отечественная война»)

Ведущий.Мы видим, что противник рассчитывал овладеть Сталинградом в тёчение 2 недель. Но в результате упорства и героизма советского народа битва продолжалась 200 дней и закончилась полным провалом немецкого плана. Битва началась 17 июля 1942 года и продолжалась до 2 февраля 1943 года. Враг обрушил на город огромные силы. В битве участвовало более 2 миллионов человек. Несмотря на ожесточенное сопротивление, фашисты рвались к Волге. Обороняли город войска 62 и 64 армий под командованием генералов Чуйкова и Шумилова. В августе враг прорвался в город. Бои шли за каждую улицу, каждый дом. Самым страшным днем стало 14 октября, когда немцы обрушили на город всю мощь артиллерии и авиации. Город бомбили более 2500 самолетов, и в один день город превратился в руины.Вражеская артиллерия и авиация подожгли нефтебаки. Разлилась горящая нефть, пламя поднималось до 800 метров. Горела земля, горела Волга… Казалось, что все живое должно было погибнуть среди этого моря огня, среди бесконечных бомбежек, что человеческие нервы больше не способны выдержать этого адского напряжения.

Кадры кинохроники из киноэпопеи «Великая Отечественная» переносят нас в те страшные дни (видеоролик).

Ведущий.А какие события вам запомнились при изучении источников?

Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях при знакомстве с материалами о Сталинградской битве. Это и сообщение о подвиге рядового М. Паникаха, и о снайпере Зайцеве, о защитниках дома Павлова, об обороне Мамаева кургана.

Вот к примеру сообщение М.Семеновой:«А меня поразили воспоминания одной медсестры, которая описывала состояние тех, солдат, кого медперсонал, конечно, за глаза, жалел и называл «самоварчиками». Иначе говоря, те, кого немецкая пехотная или противотанковая мина оставила и без ног, и без рук. Был один такой под Сталинградом. Казалось бы, до здоровья ли в таком положении, до небольших ли недомоганий, когда ты заведомо, быть может, не нужен будешь никому в дальнейшей жизни. Но вот незначительное повышение температуры или небольшой насморк, и раненый солдат кричал: «Спасите, умираю…» Неуемная жажда жизни, просто фантастическая…»

Кадры кинохроники о высказываниях противника о мужестве советских людей. Из донесения генерала танковых войск фон Виттерсгейма, командира 14-го корпуса 6 армии Паульса.:
"… соединения Красной Армии контратакуют, опираясь на поддержку всего населения Сталинграда, проявляющего исключительное мужество.
Это выражается не только в строительстве оборонительных укреплений и не только в том, что заводы и большие здания превращались в крепости. Население взялось за оружие. На поле битвы лежат убитые в спецодежде, нередко сжимая в окоченелых руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли, склонившись над рычагами разбитого танка. Ничего подобного мы никогда не видели (видеоролик)

О чем говорят слова немецкого генерала?

(ребята высказывают свои мысли вслух)

Ведущий.В победе под Сталинградом есть вклад всех народов Советского Союза. А что вы знаете о подвигах наших земляков в период Сталинградской битвы?

Обучающиеся рассказывают о генерале Анциферове, о подвигах наших земляков в тылу на трудовом фронте, об улицах в г. Йошкар-Ола, названных в честь Сталинградской битвы, сообщают факты обнаруженные в материалах Советского районного архива.

Ведущий.Самое ужасное, что мы можем сделать с памятью наших предков, павших на поле сражения — это предать её забвению. Ведь, по сути, человек не смерти боится, а именно забвения. А как другие страны отнеслись к этому сражению.

Не все знают, что героическое название «Сталинград» носит станция Парижского метро и площадь столицы Франции. Улицы и проспекты Сталинграда есть в Лионе (Франция), Лондоне (Великобритания), Брюсселе (Бельгия) и других городах мира. Кроме того, во вселенной есть даже планета с таким названием. Еще несколько планет названы именами героев Сталинградской битвы.Каково же было значение этой битвы?

Обучающиеся подводят итоги, обсуждая значение битвы.

IIчасть мероприятия: блок Памяти.

(Митинг у Обелиска павшим воинам с приглашением Ветеранов ВОВ: Лобова Г.И. и Демакова А.Я.)

Вторая часть мероприятия проводится у Обелиска павшим воинам п.Советский. По новой традиции, установленной классом в этом учебном году (году 65-летия Великой Победы), дни воинской Славы времен Великой Отечественной войны ребята отмечают у Обелиска. И на ветках елей, окружающих Обелиск, вывешиваются колокольчики на Георгиевской ленточке. Утром 2 февраля ребята повесили колокольчик с надписью «Сталинград».

Кадеты выставляют Почетный караул. К памятнику возлагается гирлянда, гвоздики преподносятся ветеранам, зажигаются поминальные свечи. Объявляется Минута молчания.

Звучит песня А.Розенбаума «Красная стена» в исполнении кадетов под гитару

…Голова Земли седая на Мамаевом кургане

Здесь от века и до века плыть гвоздикам по воде

Кто-то в голос зарыдает, на колени кто-то встанет

И обнимется калека со стеной своих друзей

Красная стена — скорбная стена

Ты озарена бликами огня – Вечного огня……

В конце мероприятия в честь героев Сталинградской битвы дается Салют из ракетницы.

Ведущий.

-Мы салютуем павшим воинам, отдавшим жизнь в Сталинградской битве.

-Мы салютуем нашим землякам, ковавшим великую победу.

— Мы салютуем всем защитникам Сталинграда

-Мы салютуем героям трудового фронта, позволившим Красной Армии отразить натиск фашистских захватчиков.

Поминальные свечи устанавливаются у Обелиска павшим воинам, ребята говорят слова благодарности ветеранам.

В конце мероприятия подводятся итоги.

Список использованной литературы:

*Самсонов А.М. Сталинградская битва. М., 1989г.

*Иоахим Видер. Катастрофа на Волге. М., 1965г.

*Кайюс Беккер. Хроника боевых действий германских армий во второй мировой войне. М.,2007г.

*Материалы Советского районного архива РМЭ.

*Сайт «Победа 1941-1945»

*wwwmil.ru

*мультимедийное пособие «От Кремля до Рейхстага»

Файлы: Игра по профилактике дорожно.doc
Размер файла: 389632 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология