Автор конспекта:
Автор(ы): — Гришина Людмила Владимировна
Место работы, должность: — МОУ «Предивинская СОШ»
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Краеведение
Цель урока: — Оказание методическое помощи преподавателям курса «Природа и экология Красноярского края», 5 класс
Краткое описание: — Развёрнутое тематическое планирование по курсу "Природа и экология Красноярского края", 5 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ПРОГРАММЕ ПРЕДМЕТА «ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
5 КЛАСС
— «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»
—
Тема курса
Тема и форма занятия
Основные опорные понятия
Понятия, обязательные к усвоению
Виды деятельности учащихся
1. Наш край: вид из космоса
— 1. Наш край – частица нашей планеты
— Урок – путешествие
«На космическом спутнике Земли»
Карта мира, карта России, карта Красноярского края, план местности,
Рельеф,
Формы рельефа: низменности, возвышенности, горы, плато, плоскогорья, равнины
Границы края на карте России, горы края, Минусинская котловина
Игра-путешествие по маршрутным листам.
— — Изучение фотографий, карт, видео, медиа-изображений
2. Горы и равнины Красноярья
— Урок — путешествие
Западный и Восточный Саяны, Кузнецкий Алатау, Средне-Сибирское плоскогорье, плато Путорана, горы Бырранга
Саяны
Игра-путешествие по маршрутным листам.
Тренировка умений показывать горы на карте и называть их, работа с разными источниками информации
3. Великие воды енисейского края
Урок – путешествие «Страна Приенисейская»
Река, притоки, озера,
Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Курейка, Хантайка
Острова Карского моря,
озера края
— Енисей, Ангара,
Игра-путешествие по маршрутным листам.
Тренировка умений показывать реки на карте и называть их, работа с разными источниками информации
4. Климат нашего края
— Урок – игра
Телемост «Север-запад-юг-восток»
Климат, погода, средняя температура лета, зимы, преобладающие ветры, влажность, уровень осадков
Полярная ночь, полярный день
Вечная мерзлота
Работа в 4 группах: Игра.
Составление характеристики климата разных территорий края и представление результатов в форме «телемоста»
2. Природные системы региона
5. Природные зоны края
— Урок – путешествие на самолете «С южных гор до северных морей»
Природная зона, природные зоны края: арктическая пустыня, тундра, тайга, лиственный лес, степь и лесостепь, горная тайга
Карта природных зон
— Игра-путешествие по маршрутным листам.
— Тренировка умений показывать, называть и характеризовать природные зоны края по карте
6. Природные системы края
— — Урок – экспедиция
«Вместе с Маугли – в природное сообщество края»
— Система, ее компоненты.
Природная система, природные компоненты экосистема, ее компоненты: (абиотические: воздух, вода, неорганические вещества, солнечная энергия, биотические: продуценты, консументы, редуценты) и их взаимосвязь в круговороте веществ.
Экосистемы наземные и водные, природные и измененные человеком
Виды экосистем края:
Наземные – экосистемы арктической пустыни, тундры, тайги, лиственного леса, степи Водные -экосистемы моря, озера, реки
Игра.
Выработкаумений определять экосистему,
называть ее компоненты, характеризовать типы экосистем в крае (природные: наземную – на примере экосистемы леса, водную на примере озера, измененные человеком: на примере пашни, рыборазводного пруда)
7. Жизнь на севере края
Урок – экспедиция
«Вместе с Маугли – на север края»
Взаимосвязь компонентов в наземных экосистемах края – экосистемах арктической пустыни, тундры
Хрупкость природы севера
— — Растения тундры (ягель, морошка)
Животный мир арктической пустыни и тундры (морж, тюлень, белый медведь, полярная сова, полярный волк, заяц, песец)
Игра.
Выработкаумений характеризовать особенности наземных экосистем и сравнивать их устойчивость к воздействию различных природных факторов и деятельности человека
8. Жизнь влесах и в степях края
Урок – экспедиция
«Вместе с Маугли – в тайгу и степи края»
— Взаимосвязь компонентов в наземных экосистемах края — тайги, лиственного леса, степи.
— Растения лесов (береза, ель, сосна, лиственница, кедр),лугов (клубника, клевер), степей (ковыль, типчак).
Животный мир лесов (бурый медведь, волк, лось, заяц-беляк, белка, бурундук, соболь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, дятлы, лесные насекомые), степей (суслик, степной орел, гадюка
Игра.
Выработкаумений характеризовать особенности наземных экосистем и сравнивать их устойчивость к воздействию различных природных факторов и деятельности человека
9. Живой мир водных систем края
Урок – экспедиция
«Вместе с Маугли – по водам края»
— Взаимосвязь компонентов в водных экосистемах – моря, озера, реки.
— Растения водоемов, болот (камыш, рогоз, кувшинка белая).
Животный мир, рек и озер (водные членистоногие, таймень, осетр, стерлядь, хариус, сиги, окунь, карась, водоплавающие птицы, кулики), морей (планктон: веслоногий рачок, полярная треска).
Игра.
Выработкаумений характеризовать особенности водных экосистем и сравнивать их устойчивость к воздействию различных природных факторов и деятельности человека
10 . Уникальность природы родного края
Урок – экспедиция
«Места заповедные»
Уникальность и своеобразие природных компонентов края, памятники природы.
Столбы – заповедник и памятник природы
Игра.
Изучение карт, иллюстраций, фотографий
— Тренинг отношения к памятникам природы
— 11- 12. Экосистема суши: взаимосвязь компонентов
Урок — экскурсия
Практическая работа
«Составление характеристики экологической тропы»
Экосистема, ее компоненты: (абиотические: воздух, вода, неорганические вещества, солнечная энергия, биотические: продуценты, консументы, редуценты) и их взаимосвязь в круговороте веществ.
Зависимость жизни человека от состояния природной системы
Система – целостный организм, части которого не могут существовать друг без друга.
Человек – часть природной системы
Выявление основных компонентов экосистемы, наблюдение признаков их взаимосвязи
Выработкаумений наблюдать за природными экосистемами, их состоянием.
3. Природа – наше богатство
13 -14. Поход к месту разработки месторождений (карьеру)
Урок — экскурсия (видео-экскурсия)
«Богатства земных недр».
Земные недра, полезные ископаемые, месторождение
Полезные ископаемые: нефть, уголь, газ, металлические руды, мрамор;
разработка месторождений, отвалы, карьеры,
Канско-Ачинский угольный бассейн, Норильское месторождение меди и никеля
Изучение карт, схем, иллюстраций.
Наблюдение за процессом разработки земных недр, составление вопросов к разработчикам, составление схемы перемещения добываемого сырья к месту переработки,описание процесса и результата переработки, составление выводов о ее экологической целесообразности.
15. Лесные богатства края
Урок – экспедиция
«Лесная кладовая»
Лесозаготовка, возобновление леса, лесопосадка, продукты переработки древесины (целлюлоза, мебель)
лесные пожары, причины пожаров, тушение лесных пожаров,
Насекомые – вредители леса
Клещи, клещевой энцефалит, правила профилактики клещевого энцефалита.
Правила использования лесных богатств и поведения в лесу.
Клещ, сибирский шелкопряд.
Промышленные породы деревьев – кедр, сосна, лиственница
Изучение карт, схем, иллюстраций, работа с различными информационными источниками, обсуждение путей рационального лесопользования, подготовка и представление сообщений
16 . Хозяйственная деятельность
жителей края
— Урок – экспедиция
«Творения рук человеческих»
— Сельское хозяйство, промышленность, транспорт, значение производства промышленных и продуктовых товаров в жизни человека, природное сырье, влияние хозяйственной деятельности человека на природные системы и здоровье людей (загрязнение воздуха и воды, нарушение речного стока, влияние на миграции зверей и рыб).
Норильский медно-никелевый комбинат, Красноярский алюминиевый завод Лесосибирский лесозаготовительный завод, Красноярский целлюлозно-бумажный комбинат
— Изучение карт, схем, иллюстраций, работа с различными информационными источниками, обсуждение путей рационального природопользования, подготовка и представление сообщений
17. Поход к реке (озеру, ручью)
Урок — экскурсия
«Вода – это жизнь»
Вода пресная, соленая, подземные воды, грунтовые воды, водозабор, очистка воды, судоходство.
Водоемы искусственные, естественные
Природное равновесие, необходимость поддержания естественного состава природных водоемов
Наблюдение за проявлениями жизни в водной экосистеме,
за проявлениями видов использования воды человеком
18. Охрана природы родного края
Урок – конференция:
«Люблю тебя, мой край родной»
(по типу клуба КОАПП)
— Костюмированные гости конференции – Маугли, Снежный барс, Черный журавль и др.
— Заповедники. Охрана природы. Общие пути сбережения природных богатств
Заповедники края.
Редкие и исчезающие виды животных и растений края.
Подготовка и представление сообщений.
Сбор информации об охране природы в крае из различных информационных источников.
Поиск, составление и представление стихов, рассказов, мини-сочинений, сказок о природе и людях края.
Составление послания-завещания будущим жителям края, жителям 22 века.
— —
Файлы: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.doc
Размер файла: 65024 байт.