Автор конспекта:
Автор(ы): — Гришина Людмила Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «Предивинская СОШ»

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: — Оказание методическое помощи преподавателям курса «Природа и экология Красноярского края», 5 класс

Краткое описание: — Развёрнутое тематическое планирование по курсу "Природа и экология Красноярского края", 5 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ПРОГРАММЕ ПРЕДМЕТА «ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
5 КЛАСС
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»

Тема курса
Тема и форма занятия
Основные опорные понятия
Понятия, обязательные к усвоению
Виды деятельности учащихся
1. Наш край: вид из космоса
1. Наш край – частица нашей планеты
Урок – путешествие
«На космическом спутнике Земли»
Карта мира, карта России, карта Красноярского края, план местности,
Рельеф,
Формы рельефа: низменности, возвышенности, горы, плато, плоскогорья, равнины
Границы края на карте России, горы края, Минусинская котловина
Игра-путешествие по маршрутным листам.
— — Изучение фотографий, карт, видео, медиа-изображений
2. Горы и равнины Красноярья
Урок — путешествие
Западный и Восточный Саяны, Кузнецкий Алатау, Средне-Сибирское плоскогорье, плато Путорана, горы Бырранга
Саяны
Игра-путешествие по маршрутным листам.
Тренировка умений показывать горы на карте и называть их, работа с разными источниками информации
3. Великие воды енисейского края

Урок – путешествие «Страна Приенисейская»
Река, притоки, озера,
Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Курейка, Хантайка
Острова Карского моря,
озера края
— Енисей, Ангара,
Игра-путешествие по маршрутным листам.
Тренировка умений показывать реки на карте и называть их, работа с разными источниками информации
4. Климат нашего края
Урок – игра
Телемост «Север-запад-юг-восток»
Климат, погода, средняя температура лета, зимы, преобладающие ветры, влажность, уровень осадков
Полярная ночь, полярный день
Вечная мерзлота
Работа в 4 группах: Игра.
Составление характеристики климата разных территорий края и представление результатов в форме «телемоста»
2. Природные системы региона
5. Природные зоны края
Урок – путешествие на самолете «С южных гор до северных морей»
Природная зона, природные зоны края: арктическая пустыня, тундра, тайга, лиственный лес, степь и лесостепь, горная тайга
Карта природных зон
— Игра-путешествие по маршрутным листам.
— Тренировка умений показывать, называть и характеризовать природные зоны края по карте
6. Природные системы края
— — Урок – экспедиция
«Вместе с Маугли – в природное сообщество края»
— Система, ее компоненты.
Природная система, природные компоненты экосистема, ее компоненты: (абиотические: воздух, вода, неорганические вещества, солнечная энергия, биотические: продуценты, консументы, редуценты) и их взаимосвязь в круговороте веществ.
Экосистемы наземные и водные, природные и измененные человеком
Виды экосистем края:
Наземные – экосистемы арктической пустыни, тундры, тайги, лиственного леса, степи Водные -экосистемы моря, озера, реки
Игра.
Выработкаумений определять экосистему,
называть ее компоненты, характеризовать типы экосистем в крае (природные: наземную – на примере экосистемы леса, водную на примере озера, измененные человеком: на примере пашни, рыборазводного пруда)
7. Жизнь на севере края

Урок – экспедиция
«Вместе с Маугли – на север края»

Взаимосвязь компонентов в наземных экосистемах края – экосистемах арктической пустыни, тундры
Хрупкость природы севера
— — Растения тундры (ягель, морошка)
Животный мир арктической пустыни и тундры (морж, тюлень, белый медведь, полярная сова, полярный волк, заяц, песец)
Игра.
Выработкаумений характеризовать особенности наземных экосистем и сравнивать их устойчивость к воздействию различных природных факторов и деятельности человека
8. Жизнь влесах и в степях края

Урок – экспедиция
«Вместе с Маугли – в тайгу и степи края»
— Взаимосвязь компонентов в наземных экосистемах края — тайги, лиственного леса, степи.
— Растения лесов (береза, ель, сосна, лиственница, кедр),лугов (клубника, клевер), степей (ковыль, типчак).
Животный мир лесов (бурый медведь, волк, лось, заяц-беляк, белка, бурундук, соболь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, дятлы, лесные насекомые), степей (суслик, степной орел, гадюка
Игра.
Выработкаумений характеризовать особенности наземных экосистем и сравнивать их устойчивость к воздействию различных природных факторов и деятельности человека
9. Живой мир водных систем края

Урок – экспедиция
«Вместе с Маугли – по водам края»
— Взаимосвязь компонентов в водных экосистемах – моря, озера, реки.
— Растения водоемов, болот (камыш, рогоз, кувшинка белая).
Животный мир, рек и озер (водные членистоногие, таймень, осетр, стерлядь, хариус, сиги, окунь, карась, водоплавающие птицы, кулики), морей (планктон: веслоногий рачок, полярная треска).
Игра.
Выработкаумений характеризовать особенности водных экосистем и сравнивать их устойчивость к воздействию различных природных факторов и деятельности человека
10 . Уникальность природы родного края

Урок – экспедиция
«Места заповедные»
Уникальность и своеобразие природных компонентов края, памятники природы.
Столбы – заповедник и памятник природы
Игра.
Изучение карт, иллюстраций, фотографий
— Тренинг отношения к памятникам природы
11- 12. Экосистема суши: взаимосвязь компонентов

Урок — экскурсия

Практическая работа
«Составление характеристики экологической тропы»
Экосистема, ее компоненты: (абиотические: воздух, вода, неорганические вещества, солнечная энергия, биотические: продуценты, консументы, редуценты) и их взаимосвязь в круговороте веществ.
Зависимость жизни человека от состояния природной системы
Система – целостный организм, части которого не могут существовать друг без друга.
Человек – часть природной системы
Выявление основных компонентов экосистемы, наблюдение признаков их взаимосвязи
Выработкаумений наблюдать за природными экосистемами, их состоянием.
3. Природа – наше богатство
13 -14. Поход к месту разработки месторождений (карьеру)


Урок — экскурсия (видео-экскурсия)
«Богатства земных недр».
Земные недра, полезные ископаемые, месторождение
Полезные ископаемые: нефть, уголь, газ, металлические руды, мрамор;
разработка месторождений, отвалы, карьеры,
Канско-Ачинский угольный бассейн, Норильское месторождение меди и никеля
Изучение карт, схем, иллюстраций.
Наблюдение за процессом разработки земных недр, составление вопросов к разработчикам, составление схемы перемещения добываемого сырья к месту переработки,описание процесса и результата переработки, составление выводов о ее экологической целесообразности.
15. Лесные богатства края


Урок – экспедиция
«Лесная кладовая»
Лесозаготовка, возобновление леса, лесопосадка, продукты переработки древесины (целлюлоза, мебель)
лесные пожары, причины пожаров, тушение лесных пожаров,
Насекомые – вредители леса
Клещи, клещевой энцефалит, правила профилактики клещевого энцефалита.
Правила использования лесных богатств и поведения в лесу.
Клещ, сибирский шелкопряд.
Промышленные породы деревьев – кедр, сосна, лиственница
Изучение карт, схем, иллюстраций, работа с различными информационными источниками, обсуждение путей рационального лесопользования, подготовка и представление сообщений
16 . Хозяйственная деятельность
жителей края


Урок – экспедиция
«Творения рук человеческих»
— Сельское хозяйство, промышленность, транспорт, значение производства промышленных и продуктовых товаров в жизни человека, природное сырье, влияние хозяйственной деятельности человека на природные системы и здоровье людей (загрязнение воздуха и воды, нарушение речного стока, влияние на миграции зверей и рыб).
Норильский медно-никелевый комбинат, Красноярский алюминиевый завод Лесосибирский лесозаготовительный завод, Красноярский целлюлозно-бумажный комбинат
— Изучение карт, схем, иллюстраций, работа с различными информационными источниками, обсуждение путей рационального природопользования, подготовка и представление сообщений

17. Поход к реке (озеру, ручью)

Урок — экскурсия
«Вода – это жизнь»
Вода пресная, соленая, подземные воды, грунтовые воды, водозабор, очистка воды, судоходство.
Водоемы искусственные, естественные
Природное равновесие, необходимость поддержания естественного состава природных водоемов
Наблюдение за проявлениями жизни в водной экосистеме,
за проявлениями видов использования воды человеком

18. Охрана природы родного края

Урок – конференция:
«Люблю тебя, мой край родной»
(по типу клуба КОАПП)
— Костюмированные гости конференции – Маугли, Снежный барс, Черный журавль и др.
— Заповедники. Охрана природы. Общие пути сбережения природных богатств
Заповедники края.
Редкие и исчезающие виды животных и растений края.
Подготовка и представление сообщений.
Сбор информации об охране природы в крае из различных информационных источников.
Поиск, составление и представление стихов, рассказов, мини-сочинений, сказок о природе и людях края.
Составление послания-завещания будущим жителям края, жителям 22 века.

— —
Файлы: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.doc
Размер файла: 65024 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология