Автор конспекта:
Автор(ы): — Дужан Лариса Александровна

Место работы, должность: — МОУ «Усть-Портовская СОШ-И», учитель математики

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Геометрия

Цель урока: — образовательные – доказать важнейшую теорему геометрии, дать представление о её значимости, показать неисчерпаемость способов доказательства этой теоремы; продолжить формирование вычислительных навыков обучающихся; показать межпредметную связь; развивающие – развивать творчество и мыслительную деятельность учеников, их интеллектуальные качества – способность к «видению проблемы», самостоятельность, гибкость, диалектичность мышления и т.д.; учить объективно, оценивать себя и корректировать умение чётко и ясно излагать свою деятельность в ходе урока; формировать умение чётко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы; развивать эмоции через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний; развивать логику мышления; воспитательные – привлечь максимальное число учащихся в подготовке и проведении урока и тем самым прививать интерес к древнейшей из наук, воспитывать веру в свои силы; учить коллективной и самостоятельной работе

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Математика: Школьный курс. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

2. Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7-9 кл. — М.: Просвещение, 2007.

3. Энциклопедия для детей. Т.11.Математика/ под.ред. М.Д.Аксенова. — М.: Аванта+, 1999.

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Сост. А.П.Савин и др. — М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998.

Используемое оборудование: — Портреты Пифагора (рисованный и фото).
Выставка ученических рефератов о жизни и деятельности Пифагора, о его теореме.
Пентаграммы (звёздочки) символы оценок.
Плакаты – карикатуры к теореме Пифагора, Пифагоровы «деревья».
Плакат – формулировка теоремы Пифагора.
Рисунки учащихся, родителей.
Чертёжные принадлежности.
Кроссворд с ключевыми словами «Теорема Пифагора».
Карточки для практической работы.
Плакаты-транспаранты:
— «Геометрия приводит ум в порядок».
— «Уважение к Пифагору доходило до поклонения». А. Герцен.
— «Пифагора считают отцом нумерации».
— «Самое мудрое – это число».
— «Числа управляют миром».
— «Где нет числа и меры –
Там хаос и химеры».
— «Посредством уравнений, теорем
Он уйму всяких разрешил проблем».
— «Пифагоровы штаны во все стороны равны».
— —

Краткое описание: — Содержание урока. I. Приветствие, эпиграф, пожелание. Сообщение темы, целей, плана урока. II. 1.Решение домашних задач (на доске в рисунках (4) и по картинкам (3)). 2. Вопросы учителя. III. 1. Математический диктант «Прямоугольный треугольник». 2. Взаимопроверка. 3. Постановка проблем. 4. Устные упражнения. IV. 1. Старинная задача – проблема. 2. Практическая работа. V. 1. Разгадывание кроссвордов. 2. Реферат «Рассказ о Пифагоре». VI. 1. Формулировка теоремы. 2. Реферат «Из истории Теоремы». 3. Доказательства теоремы. 4. Реферат «Пифагорейский союз». 5. Следствия теоремы. 6. Значение теоремы Пифагора. Реферат. 7. Применение теоремы. Реферат. VII. Устные упражнения. — проверить правильность произведённых измерений; — заполнить таблицу; — решение задач: а) учитель на доске решает задачу о лестнице; б) реферат «Квадратный корень». В) задача № 17. реферат «Египетский треугольник».

Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Поприветствуйте гостей. Вы готовы к уроку? Вы привели своё рабочее место в порядок? У вас есть на партах тетради (справочная и рабочая), ручка, карандаш, линейка, треугольник, учебник, калькулятор?!
Сели ровно, спины выпрямили, головы подняли выше. Пора начинать урок. «О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух:
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг».
А. Пушкин.
Эти слова А. Пушкина послужат эпиграфом к нашему уроку. А Самуил Маршак и я вам желаем такое: «Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть будет добрым ум у вас,
Задачи урока: А сердце умным будет!

Я представляю вам теорему Пифагора.
Вы постарайтесь усвоить новый материал, принимайте активное участие в работе на уроке и постарайтесь набрать максимальное количество баллов по сумме оценок и плюсов (пентаграмм, т.е. звёздочек, которые вы будете брать на столе сами за каждый правильный ответ. У кого будет больше всех звёздочек -получит приз).
Итак, представляю вам план урока под кодовым названием «4П».
— Проверка домашнего задания.
— Повторение пройденного материала.
— Познакомимся с новым.
— Попробуем его применить.
Подходит?! Ещё я планирую на уроке представление проблем. Будьте внимательны.
II. Первое «П».
Проверка домашнего задания.
1. Какая тема прошлого урока?
а) у кого есть вопросы по теоретической части домашнего задания?
б) у кого были проблемы с практической частью домашнего задания?
2. Проверка наличия рефератов по теме урока.
3. 4 ученика на альбомных листах на доске показывают решение задачи №1 п. 62, т.е. построение углов, косинус которых задан.
4. Остальные ученики по очереди по готовым рисункам определяют на доске косинусы заданных углов, т.е. выполняют задание, обратное первому. Проблема с точностью наоборот. Устные упражнения. Определить косинусы любых двух углов.
Но сначала правило, т.е. определение косинуса: Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
сos ‹А = 8⁄10 cos ‹В = 6⁄10 cos ‹Д = 16⁄20
cos ‹Д = 12⁄20 cos ‹К = 5⁄13 cos‹М = 12⁄13
— Сверим результаты: Ошибки есть?!
Что частное, разное?(Числа)
Что общее? (1. треугольники все прямоугольные;
2.косинус угла — отношение прилежащего катетак гипотенузе.)
Эти выводы нужно отложить как умственный багаж в банк памяти вашего «персонального компьютера». («в голову»)
(За д/з каждый ученик должен получить звёздочки)
Представление проблем по проверке д/з закончена и я думаю вы их решили.
III. Актуализация опорных знаний. «2П»
I. Математический диктант«Прямоугольный треугольник».
Задание ваше: закончить предложения.
1. Прямоугольным называется треугольник, у которого есть…
2. Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу, называется…
3. Прямой угол равен … градусов.
4. Сторона прямоугольного треугольника, прилежащая к прямому углу, называется …
5. Треугольник, имеющий угол в 90º называется …
6. Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется …
7. Сумма углов треугольника равна …
8. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна …
9. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30º, равен … гипотенузы.
10.Катет прямоугольного треугольника, равный половине гипотенузы, лежит против угла в …
( На оборотной стороне доски ответы. Взаимопроверка. Выставление оценок.) ответы (М. д.)
— — — 1… прямой угол. Критерий оценки:
1. … гипотенузой.
2. … 90º 10 – «5»
3. … катетом.
4. … прямоугольным. 9, 8, 7 – «4»
5. … прилежащего катета к
гипотенузе. 6, 5, 4 – «3»
6. … 180º.
7. … 90º. 3, 2, 1, 0 – «2»
8. … половине …
9. … 30º.
2. А вот и проблема по пройденному материалу:
— — —


— прямоугольный.

— прямой.
— — — — А если прямоугольный треугольник равнобедренный?
— Вопросы:
1. Какой треугольник называется равнобедренным?
— Если у него две стороны равны.
2. Какое свойство углов равнобедренного треугольника?
— Теорема 3.3. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
А значит: и их косинусы равны.
cos

Рубрики: Математика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология