Автор конспекта:
Автор(ы): — Варшавская И.Ю.

Место работы, должность: —

МБОУ "Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского" учитель физической культуры

Регион: — Ленинградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физическая культура

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Подготовка физически совершенного, всесторонне и гармонически развитого молодого поколения является важнейшей задачей нашего общества.

Содержание образования меняется, а от учителя физической культуры требуются новые подходы к преподаванию.

Физическая культура это феномен единения физического и духовного в человеке, культуры движений. Это образ жизни и способ развития личности.

Сегодняшнее образование должно нацеливать выпускника школы не только на то, чтобы он вышел в жизнь достаточно физически подготовленным, но и с развитым функциональным и двигательным потенциалом к конкретным видам трудовой деятельности.

П.Ф. Лесгафт, вводя физическое образование в школу, имел ввиду достижение искусства в ремесле, профессии средствами физической культуры. В современной же школе нередко встает проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать ее формы и направления. Эта проблема детермирована разрывом между имеющимися дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной, существующей физкультурной практикой, реализуемой в жизнедеятельности конкретного индивида. Разрешение этой проблемы заключается не в том, чтобы подправить или внести что-то новое, а в том, чтобы взглянуть по-новому на физкультурное образование.

Особенно актуальна проблема этого разрыва между будущей после школьной жизнью и акцентами, расставляемыми на уроках физической культуры, на наш взгляд, при работе со старшими школьниками, учащимися 10 11 классов.

СОДЕРЖАНИЕ.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Глава 2. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, С УЧЕТОМ ОРИЕНТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

ВЕДЕНИЕ

Подготовка физически совершенного, всесторонне и гармонически развитого молодого поколения является важнейшей задачей нашего общества.

Содержание образования меняется, а от учителя физической культуры требуются новые подходы к преподаванию.

Физическая культура – это феномен единения физического и духовного в человеке, культуры движений. Это образ жизни и способ развития личности.

Сегодняшнее образование должно нацеливать выпускника школы не только на то, чтобы он вышел в жизнь достаточно физически подготовленным, но и с развитым функциональным и двигательным потенциалом к конкретным видам трудовой деятельности.

П.Ф. Лесгафт, вводя физическое образование в школу, имел ввиду «достижение искусства в ремесле, профессии средствами физической культуры». В современной же школе нередко встает проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать ее формы и направления. Эта проблема детермирована разрывом между имеющимися дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной, существующей «физкультурной» практикой, реализуемой в жизнедеятельности конкретного индивида. Разрешение этой проблемы заключается не в том, чтобы подправить или внести что-то новое, а в том, чтобы взглянуть по-новому на физкультурное образование.

Особенно актуальна проблема этого разрыва между будущей «после школьной» жизнью и акцентами, расставляемыми на уроках физической культуры, на наш взгляд, при работе со старшими школьниками, учащимися 10 – 11 классов.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Целью деятельности педагога должно является не только развитие жизненноважных физических качеств у школьников, но и целенаправленное формирование у них специальных знаний, набор средств, помогающий в профессиональном самоопределении и успешной реализации своего потенциала в будущей профессии.

Предмет «Физическая культура» не должен сводиться только к физическому воспитанию. Необходимо включать в процесс обучения знания касающиеся истории, педагогики, социологии физической культуры, психологии физической культуры, проводить параллели с акцентированием внимания учащихся на межпредметные связи.

Формирование и развитие системы обобщенного развернутого знания о физической культуре не как отдельного элемента, а в первую очередь в тесной связи между образующими ее элементами и в единстве со средой, во взаимоотношениях с которой всякая система проявляет свою целенаправленность.

В системе физического воспитания и образования одним из основополагающих должен быть принцип связи физической культуры с практической жизнью общества.

До начала 90-х годов практически на всех предприятиях и учреждениях велась большая работа по охвату трудящихся занятиями физическими упражнениями. Инструктора по физической культуре обучали и проводили занятия с трудящимися, помогая им овладеть различными средствами и формами физической культуры, которые способствовали формированию и поддержанию необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям определенной профессии.
В современном обществе, к сожалению, только крупные, обеспеченные предприятия могут иметь у себя в штате инструктора по физической культуре.

Вышерассмотренные утверждения дают возможность говорить о необходимости обучения подростков необходимым умениям, и в первую очередь обеспечение их нужными знаниями, которые помогут им не только в будущем поддерживать необходимый уровень физической подготовленности, но и еще во время обучения в школе дадут возможность в развитии необходимых физических качеств, с учетом профессионального самоопределения. Решение данной проблемы зависит от умения учащихся, а в будущем трудящихся, использовать средства физической культуры для поддержания высокой работоспособности, быстрой адаптации в изменяющихся условиях, релаксации и устранения последствий неблагоприятных условий труда.

В школе, кроме физической культуры, пожалуй, нет такого предмета, который мог бы столь наглядно показать учащимся особенности своего организма, дать возможность сориентироваться в своем профессиональном выборе с учетом физиологических особенностей, дать знания и умения, которые помогут совершенствовать именно те физические качества, что наиболее существенны для освоения конкретной специальности.

Для осознания этой работы, автор освещает некоторые термины, которые встречаются на последующих страницах. В различных источниках одни и те же термины практикуются по-разному. Для понимания работы важно определить, что автор вкладывает в эти понятия.

Пробуждение познавательного интереса – всего лишь начальная стадия, стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании.

ИНТЕРЕС к знаниям в широком смысле слова – направленность личности на изучение всего огромного круга знаний, умений и навыков. Учитель физической культуры должен воспитывать и развивать прежде всего интерес к своему предмету. Но чем глубже и многостороннее он подходит к решению этой задачи, тем успешнее решает другую не менее важную проблему – пробуждение и развитие у учащихся на основе специального интереса, стремления к изучению смежных дисциплин (анатомия, физиология), овладению всей совокупностью знаний.

Понятие «ПОТРЕБНОСТЬ» определяется, как настоятельная необходимость человека в том, без чего его жизнь не может быть полноценной. Воспитать глубокий интерес к знаниям и тем самым пробудить потребность в занятиях, первую очередь самостоятельных, физическими упражнениями – это значит пробудить познавательную и двигательную активность, быть сознательным и целеустремленным.

Понятия интереса и потребности соединяются в необходимости определения «мотивации». МОТИВАЦИЯ

Невозможно рассуждать о данной проблеме без четких знаний о различиях между физическим воспитанием и физическим образование:
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ –

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –

ППФП (ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА) – это специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и поддержание необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям определенной (конкретной) профессии.

ГЛАВА 2. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, С УЧЕТОМ ОРИЕНТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Данный раздел посвящен анализу программных документов и методической литературы, а именно вопросу о том, какое место в них занимает теоретическая работа по формированию знаний по физической культуре учащихся 10 – 11 классов, с учетом усиления ориентации образовательного процесса на профессиональное самоопределение учащихся.

В настоящее время Минобразованием РФ утверждено достаточное количество программ, соответствующих образовательному стандарту, выбирая среди которых, учитель может ориентироваться на условия, имеющиеся в школе (материальная база, количество часов, наполняемость классов и т.п.), а также на личные предпочтения. Условно все программы можно разделить на два типа:

1. физического воспитания, примером может служить: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов/В.И.Лях, А.А.Зданевич.- 5 – е изд.- М.: Просвещение, 2008 г.

2. физического образования, примером может служить: Программы среднего (полного) общего образования. Физическая культура/ под общей редакцией А.П. Матвеева. - 2 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 2006 г.

К первой группе можно отнести программы, которые акцентированы преимущественно на формирование двигательной культуры школьников, при этом объем знаний, рекомендуемый для освоения учащимся, не превосходит необходимый стандартный минимум.

Ко второй группе можно отнести программы по физической культуре, с расширенным объемом раздела теоретических сведений, которые включают

в себя знаний о духовной и физической природе человека, новые виды и формы физических упражнений, навыки и умения по совершенствованию и коррекции тела, методы и методики по осуществлению физкультурно–оздоровительной деятельности.

Анализ современных программ по физическому воспитанию, а именно разделов, касающихся учащихся 10 – 11 классов показал, что ряд существенных компонентов, относящихся к профессионально – прикладной подготовке в большинстве программ учитывается не полностью или не учитываются вовсе. Наибольшее отражение профессионально прикладная подготовка нашла в «Программах общеобразовательных учреждений. Физическая культура. 5 – 11 классы» А.П.Матвеев под редакцией Л.И.Льяной — М.: Просвещение, 2007 г. Причем эта программа рассматривает два уровня подготовки школьников: базовый и профильный. При этом профильный уровень предусмотрен для старшеклассников, ориентированных к последующему профессиональному образованию в области физической культуры. А базовый ориентирован на формирование общей грамотности учащихся в области физической культуры, в том числе и в разделе профессионально – прикладной подготовки, напрямую не связанную с областью физической культуры.

Ознакомившись с такими авторскими программами как:

1. Программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)», 1996 год, Е.Н.Литвинов;

2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов/В.И.Лях, А.А.Зданевич.- 4 – е изд.- М.: Просвещение, 2007 г.

3. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов/В.И.Лях, А.А.Зданевич.- 5 – е изд.- М.: Просвещение, 2008 г.

4. Физическая культура. 1 – 11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений/ А.П. Матвеев, Т.П. Петрова, 2002 г.

5. Программы среднего (полного) общего образования. Физическая культура/ под общей редакцией А.П. Матвеева. - 2 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 2006 г.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. 5 – 11 классы. Базовый и профильный уровни. Зав.редакцией Л.И. Льняная – М.: Просвещение, 2007 г.

7. Примерная программа для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура»/ Паршиков А.Т. и др. М.: Просвещение, 2000 г.

Можно сделать вывод, что авторы этих программ в разной степени уделяют внимание проблеме профессионально – прикладной подготовке учащихся старших классов. Наиболее актуальными является задачи:

ü Создание условий для осознанного выбора будущей профессиональной деятельности и качественной подготовки к ее последующему овладению.

ü Развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности.

ü Воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятия физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности

ü Овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умение использовать их в режиме дня, дя активного отдыха и досуга.

ГЛАВА 3. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С УЧЕТОМ ОРИЕНТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Более конкретным руководством для организации и проведению работы по обучению учащихся знаниям о физической культуре с учетом ориентации образовательного процесса на профессиональное определение учащихся является методическая литература, как в печатном виде, так и отображенная на различных сайтах Интернета.

Материалов, конкретно рассматривающих вопрос о формировании знаний с учетом будущих профессий, не так уж и много. А вот материалов, рассматривающих методику преподавания раздела теоретических сведений, проблему формирования интереса и потребностей к освоению знаний для учащихся, достаточно. Но если учесть, что формирование знаний в области физической культуры с учетом будущих профессий от формирования знаний по программе предмета отличается лишь содержанием, а если брать еще точнее, акцентированным изложением программного содержания, то информации по данному вопросу, для формирования рабочей программы, вполне достаточно.

Бесспорно, главным помощником учителя физической культуры на сегодняшний день является научно – методический журнал «Физическая культура в школе». На его страницах можно найти материалы, посвященные профессионально – прикладной подготовке школьников и проблемам преподавания теоретических сведений учащимся. В своих статьях авторы описывают средства и методы, рекомендуемые как для освоения знаний, так и методику по организации уроков, связанных с преподаванием теоретических сведений и связи их с практической деятельностью.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что о физической с учетом ориентации образовательного процесса на профессиональное определение учащихся не может быть оторвано, изолировано от общей физической подготовки. Наоборот, ее эффективность возможна лишь на базе общей физической подготовки, только их тесная связь и позволит осуществить разностороннее физическое воспитание в школе. Кроме того, большинство авторов сходятся во мнении, что решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач – неразрывный процесс, как и обучение практическим и теоретическим навыкам.

3.1 СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ СВЕДЕНИЯМ

Как уже сказано выше, в системе физического воспитания одним из основополагающих должен быть принцип связи физической культуры с практической жизнью общества. Т. е. значение физической культуры в школе должно определятся, в числе прочих причин, общественной потребностью в сохранении и укреплении здоровья людей.

На основании анализа программного материала и методической литературы, все профессии можно условно разделить на две большие группы:

§ Профессии, которые рассматривают предмет «физическая культура», как основу для будущего профессионального образования, к таким профессиям можно отнести:

- педагогические (по специальностям учитель, тренер, методист, инструктор)

- военные (по специальностям военнослужащий, пожарный, милиционер и т.п.)

- медицинские ( по специальностям врач, методист лечебной физкультуры и т. п.)

§ Профессии, для которых физическая культура является, прежде всего, предметом, дающим знания об укреплении здоровья и профилактики профессиональных заболеваний.

В своей работе нам хотелось бы основное внимание уделить общему самоопределению учащихся и преподаванию того минимума, который необходим каждому выпускнику школы, не зависимо от его профессионального самоопределения.

В настоящее время особенно актуальны интенсификация производства, резкое повышение качества подготовки специалистов к конкретным видам деятельности. Соответственно будущим выпускникам необходима база высокой функциональной и двигательной подготовки, которая позволит быстро адаптироваться и успешно осваивать различные профессиональные движения.

На теоретических занятиях с учетом ориентации образовательного процесса на профессиональное определение учащихся необходимо прививать навыки саморегуляции, учить психологической готовности к действиям в различных, в том числе трудных и опасных ситуациях, повышать функциональную устойчивость организма.

В свое время П.Ф. Лесгафт писал о том, что в школе на уроках надо учить мыслить: «Преподаватель не должен показывать, как выполняется упражнение. Он лишь подробно рассказывает и задает темп. Это заставляет занимающихся выполнять движение сознательно, а не механически».

В 10 – 11 классе основной задачей является умение самостоятельно контролировать и регулировать уровень своей физической подготовки.

Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Мы добиваемся того, чтобы ребенок, работая, думал и, думая, работал, только при этом условии человек может понять смысл физической работы».

В процессе работы рекомендуется систематически сопровождать урок пояснениями и рассказом на заданную тему. Нельзя отрывать теоретические сведения от практики. Теоретические сведения лучше сообщать учащимся в

начале урока, повторяя их затем в процессе выполнения упражнений и закрепляя в конце урока во время подведения итогов.

При выполнении упражнений, обусловленных выбранной программой и тематическим планированием, акцентировать внимание учащихся на влияние данного упражнения на развитие определенного двигательного качества и необходимость данного качества в той или иной профессии.

Кроме тог, необходимы разъяснения о заболеваниях и других неблагоприятных последствиях, связанных с определенными профессиями и указывать пути устранения и профилактики подобных заболеваний при помощи физических упражнений.

Необходимо знакомить учащихся с методикой самостоятельного развития важнейших жизненных качеств и функций. С целью развития самостоятельности и творческого отношения к занятиям, доверять подготовку своих вариантов комплексов физических упражнений для вводной части урока и самим под методическим руководством учителя их проводить.

3.2 ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ.

Мотивация – одна из основных проблем предмета физическая культура.

Изменившееся современное общество предъявляет новые условия – необходимость формирования у молодежи других новых умений и способностей. Одной из актуальных проблем современного образования является формирование осознанного отношения учащимися к тем требованиям, которые предъявляются учебной программой. Чтобы затем они могли уметь и быть способными использовать свои знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые сведения, решать проблемы.

В то же время, как указывают большинство исследователей, лишь не более чем у 30 % учащихся в ходе овладения школьной программой формируются мотивы к занятиям физическими упражнениями.

Психологическим обоснованием проблемы осознанного включения учеников в деятельность могут служить работы С.Л. Рубинштейна, выдающегося отечественного психолога. Он писал: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы она приобрела значимость для учащихся и нашли, таким образом, отклик и опору в его переживании».

Необходимо уделять больше времени практическим вопросам, знание которых поможет в повседневной жизни.

Освоение учебных знаний, ориентирующих на успешное овладение будущей профессией, позволит повысить эффективность уроков, с точки зрения повышения интереса и формирования положительного отношения учащихся старших классов к самостоятельным формам занятий физическими упражнениями.

3.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

При работе с учащимися всегда необходимо учитывать их возрастные особенности.

В старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам:

подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки 12—15 лет и юношеский возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет.

Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования

Возраст 15—20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. Формирование скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15—16 лет особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом.

У женщин рост заканчивается в 20—22 года, у мужчин в 23—25 чет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.

С возрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы к весу тела у подростков 15 лет составляет 32,6%, а у юношей 17—18 лет— 44,2%.

К 18—21 годам в основном заканчивается функциональное развитие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает над тормозными процессами.

В возрасте 11—18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейные размеры сердца к 15—17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объем полостей сердца в 13—15 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250—300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30—35%, то за четыре года (от 14 до 18) на 60—70%. Увеличение емкости полости сердца опережает увеличение 'просветов сосудов. Сердце нередко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 15—20 лет у 10—15% юношей и девушек отмечается относительное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки.

Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 20 лет — у юношей 65—70, у девушек 70—75 ударов в минуту.

В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14—16 лет составляет 18с, а у взрослых — 17—29с.

Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями.

С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе с ростом тела потребность в кислороде увеличивается и органы дыхания работают более напряженно. Так, минутный объем дыхания у 14-летнего подростка составляет на 1 кг веса 110—130 мл, у взрослого же всего лишь 80—100 мл.

Функциональные возможности аппарата дыхания еще недостаточно совершенны. Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в 14—16 лет — 45 л, в 17—18 лет 61 л в минуту.

Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные возрастные периоды

предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышения функциональных возможностей растущего организма.

Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий уровень выносливости наблюдается обычно к 23—25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17—18 лет и особенно в 15—16 лет необходимо строго дозировать.

В возрасте 15—16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с учащимися этого возраста следует воздерживаться от силовых упражнений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднее в 19—20 лет.

Необходимо подчеркнуть, что обучение в старших классах совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается

повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического развития учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического воспитания важен индивидуальный подход.

3.4 ОБОБЩЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА.

Учитывая вышеизложенное, нами предлагается свой подход к преподаванию теоретических знаний учащимся 10 – 11 класса, с учетом усиления ориентации образовательного процесса на профессиональное самоопределение учащихся. При работе по теме учитывались особенности условий работы в гимназии.

Цель нашей работы – усилить мотивацию к овладению физической культурой, показав тесную связь между личными физическими возможностями и успешностью в овладении профессиональными навыками.

Основные задачи работы:

1. Выявить уровень мотивационной сферы старшеклассников.

2. Разработать вариант методики преподавания теории физической культуры.

3. Повысить компетентность учащихся в области, касающейся профессионально – прикладной физической подготовки:

ü пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств;

ü интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;

ü повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям условий среды, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья.

ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИМСЯ, С УЧЕТОМ УСИЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

Данная методика разрабатывалась для работы с учащимися 10 – 11 классах, с учетом их мотивации.

Эта методика основывается на некоторых положениях приведенных ниже.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Выявление и иерархия индивидуальных мотивов учащихся.

2. Сообщение специальных знаний и их связь с практическими заданиями.

3. Формирование интереса к самостоятельному поиску и овладению необходимыми знаниями в области физической культуры.

4.1 СТАНОВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ
СТРУКТУРА.

Мотив – сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности. Потребность – нужда в чем-то, которая проявляется в состоянии напряжения в психике и отражается в сознании человека в виде желаний, склонностей, влечений.

Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем заниматься ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимыми видами спорта, определенными упражнениями. К старшему школьному возрасту интересы, касающиеся физических упражнений, становятся более дифференцированными. Данные психолого-педагогических исследований свидетельствует о том, что старший школьный возраст имеет довольно устойчивую мотивационную сферу, связанную, в первую очередь, с последующим, послешкольным обучением и профессиональной сферой.

Мотивация при выборе профессии также имеет существенное значение. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она – стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества.

На первых уроках физической культуры в 10 (11) классе необходимо провести устный опрос учащихся. Он необходим для выяснения и определения, имеющихся у них мотивов по выбору будущей профессии и необходимых, с их точке зрения, физических качествах, необходимых для успешного овладения будущей профессией. Для этого предлагаются следующие вопросы:

1. Какую профессиональную область (профессию) вы считаете для себя приоритетной? Видите ли вы необходимость в дополнительных (кроме обязательных уроков) занятиях физической культурой для более успешного овладения выбранной специальностью?

2. Какие физические качества необходимы, с вашей точки зрения, для успешного овладения данной профессией? Способствуют ли уроки физической культуры развитию этих качеств?

3. Какие виды спорта (физические упражнения) вы знаете и можете использовать для развития и совершенствования данных физических качеств? Получаете ли вы необходимые знания по этому вопросу на уроках физической культуры?

4. Какие негативные последствия (профессиональные заболевания) могут возникнуть у работников данной профессии, и знаете ли вы возможные способы их устранения? Получаете ли вы необходимые знания и умения на уроках физической культуры?

После обработки ответов анкетирования, нетрудно выявить уровень развития мотивационной сферы у данной группа школьников.

Для учителя работающего с данным контингентом учащихся важно, чтобы мотивы постепенно осознавались, чтобы подростки формировали мысли по поводу тесной связи личной физической культуры с последующим успешным профессиональным самоопределением и развитием.

В первую очередь это достигается путем проведения бесед по следующим темам:

1. Физическая культура в организации трудовой деятельности человека.

2. Роль физической культуры в профилактике профессиональных заболеваний.

3. Формы и содержание занятий по предупреждению утомления и повышению работоспособности в режиме дня.

4. Прикладно ориентированная физическая подготовка как форма организации занятий физической культуры по подготовке человека к трудовой, профессиональной деятельности.

После проведения таких бесед видно, что мотивы учащихся к занятиям физическими упражнениями становятся более четкими. Здесь уже проявляется не только интерес к уроку, но осознается необходимость занятий физическими упражнениями для сохранения и поддержания здоровья, для успешного профессионального становления и развития в будущем. Для того, чтобы осознание необходимости касалось не только каких-нибудь специфических упражнений, при выполнении всех упражнений, предусмотренных программным материалом, необходимо постоянно отмечать и подчеркивать их ценность в развитии того или иного качества и его необходимость в той или иной профессиональной сфере.

Проводить беседы на уроке целесообразнее в подготовительной или заключительной частях урока, а также систематические комментарии в процессе выполнения упражнений. При подборе материала к беседам необходимо помнить об основных дидактических принципах: содержание должно быть интересно, доступно, последовательно в своем изложении, по ходу беседы рекомендуется использовать наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы). Для лучшей наглядности, по возможности, беседы должны основываться на примерах из реальной жизни самих школьников и их близкого окружения.

4.2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ, С УЧЕТОМ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Формирование знаний о физической культуре– непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний.

Естественно, что определив мотивы и потребности учащихся к занятиям физическими упражнениями, проводя с ними беседы по целенаправленному формированию потребностей в занятиях как таковых, мы не достигнем поставленной цели. Нам необходимо наделить школьников всем необходимым для этого знаниям. Наша методика предполагает следующие пути приобретения специальных знаний учениками:

1. Учитель должен отводить некоторое время на уроке для сообщения теоретических знаний. При сообщении специальных знаний чаще всего используются такие методы, как рассказ, показ фильмов, слайдов, беседа, рассуждение и т.п.

2. Учащиеся должны «добывать» специальные знания по предмету самостоятельно. Для этого в течении учебного года предлагаются темы для рефератов, кратких сообщений, презентаций и т.п.

Важно заинтересовать учащихся, «подвести» их к самообразованию и саморазвитию. При этом необходимо подсказывать учащимся источники, из которых можно получить информацию.

Учитывая возрастные особенности старшеклассников, надо заметить, что формирование и приобретение знаний по предмету должно разделяться поровну. Половина объема знаний ученики приобретают в ходе уроков. Вторая половина приобретается в ходе самостоятельных занятий при выполнении поставленных учителем заданий.

СПОСОБЫ ПОБУЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ.

Интересы учеников к уроку физической культуры бывают разными. Необходимо учитывать разницу в интересах юношей и девушек, тем более сто обучение физическим упражнениям в старших классах идет раздельное. Побуждая интерес к уроку физической культуры, учитель должен помнить о триединой задаче обучения – учить, развивать, вдохновлять каждого ученика. В данном случае на самостоятельную работу над собой. Для этого необходимо вести работу по пропаганде и агитации физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала. Поддерживать интерес можно и формируя у детей целеустремленность, т.е. стремление достичь определенную цель. Так для старшеклассников это могут быть такие цели, как формирование основ физической культуры – умение красиво ходить, красиво сидеть, стоять, умение корректировать свое телосложение. При этом подчеркивать о необходимости данных умений, формирующих внешние данные. Т.к. зачастую люди, обладающие такими данными, производят впечатление «уверенных в себе» соответственно имеют больше шансов в профессиональном устройстве.

Важно пробуждая и развивая интерес одновременно укреплять веру в свои силы, в возможность улучшения результатов и успехов каждого. К каждому ученику, в этом нуждающемуся использовать индивидуальный подход.

4.4 ПОДБОР ТЕМ, ЗАДАНИЙ С УЧЕТОМ

БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

В настоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей — десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных по восприятию, переработке информации, принятию решений и двигательных по практическому воздействию на предмет труда). Всем этим обусловлены объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или иным видом труда.

Немногие профессии требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе трудовой деятельности (это главным образом профессии, осложненные экстремальными условиями деятельности — испытатели летной и иной транспортно-скоростной техники, профессиональные военнослужащие, оперативные работники следственных органов, водолазы и т.д.). В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям рабочих далеки от максимального уровня (по обобщенным данным М. И. Виноградова, мощность работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной). Это не исключает необходимости специализированной физической подготовки в процессе овладения личной физической культурой, и особенно знаниями, необходимыми для овладения такой подготовкой не только во время профессионального образования, но и в годы основной работы.

Требования, предъявляемые рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам представлены в табл.1 (см. приложение).

Уже из этих примеров видно, что многие из существующих видов профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высотой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая подготовка.

Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе физической подготовленности работающих, нужна разработка профессиограммы, которая составляется на основе изучения содержания и форм данной трудовой деятельности в психологическом, физиологическом, биомеханическом, эргономическом и других аспектах с учетом предмета, технологии и условий труда (имеющиеся профессиограммы используются также для профориентации и профотбора; тогда они сопоставляются с тестовой оценкой индивидуальных задатков, качеств, способностей).

Выявляя специфику требований, которым должна отвечать физическая подготовленность представителей тех или иных профессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой деятельности и условий ее выполнения.

Но у нас не стоит задачей проводить специфическую подготовку к определенному виду деятельности, у школы совсем другие функции. Мы должны сориентировать молодежь в ту или другую сферу деятельности с учетом их физических возможностей, дать знания и умения которые создадут хотя бы минимальную базу в отношении физической культуры личности, способствующей не только профессиональному самоопределению, но и профессиональному успеху. А для этого нам достаточно сориентироваться в общих (обусловленные программными требованиями для выпускника школы уровни знаний, умений, навыков) и специфических (свойственных определенным группам профессий) требованиях к физической культуре будущего специалиста. Потом же, на основании имеющегося программного материала, лишь акцентировать внимание учащихся на необходимых знаниях и умениях, тем самым показывая тесную связь между школой и жизнью, теорией и практикой.

ГЛАВА 5. ХОД РАБОТЫ.

Работа проводилась с учащимися 11-х классов МОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского».

Классы проходят обучение по Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 – 11 классов (Лях В.И., Зданевич А.А., 2003 г.) Т.к. классы обучаются раздельно, то работа по усилению мотивации учащихся к занятиям физической культурой, учитывая ориентацию образовательного процесса на профессиональное определение учащихся, проводилась среди девушек, а юношу занимались по обычной методике. Проводя эту работу, мы пытались показать повышение интереса к занятиям физической культурой при акцентированном внимании к будущему самоопределению учащихся старших классов и, как следствие улучшение посещаемости и успеваемости по предмету.

Работа началась в сентябре с опроса и анкетирования девушек 11 классов, для выявления их мотивов и потребностей в области будущей профессии и в этой связи к занятиям физической культурой. После обработки данных опроса и анкетирования мы выявили следующие профессиональные предпочтения учащихся и понимание их связи с физической культурой:

ü Основные профессиональные области – медицина, экономика, юриспруденция. Профессии – врач, бухгалтер, экономист, юрист, инженер; необходимости дополнительных занятий физическими упражнениями с точки зрения более успешного овладения профессией не видит более 80 % учащихся

ü Связь с физической культурой прослеживается только в рамках сохранения здоровья;

ü Элементы физической культуры, способствующие поддержанию оптимального уровня физического состояния, для успешной деятельности в профессии – гимнастические упражнения в режиме дня.

Опрос выявил достаточно низкий уровень знаний, связанных с возможностью и необходимостью их применения в будущей трудовой деятельности.

Далее, работа с девушками одного 11 класса проводилась с применением различных методик. А работа с девушками другого 11 класса проводилась без внесения каких-либо изменений в методику преподавания. Постепенно и последовательно на каждом уроке в подготовительной или заключительной части проводились беседы с учащимися. Кроме того, по ходу урока, во время проведения тематических упражнений в соответствии с программным материалом, проводились дидактические рассказы, инструктирование, сопроводительные объяснения относительно необходимости того или иного упражнения, двигательного действия, игрового действия в развитии необходимых двигательных качеств, релаксации, рекреации для быстрого восстановления после рабочего дня. Кроме того, в комплексы общеразвивающих упражнений, используемые в качестве разминки или заминки включаются упражнения, которые могут успешно применяться в качестве производственной гимнастики, о чем учащимся даются соответствующие разъяснения. В заключительной части урока обязательно включаются упражнения для профилактики вредных воздействий труда, связанного с большим количеством времени проведенном в сидячем положении (учитывая профессиональное ориентирование основной массы учащихся на труд связанный с нахождением в сидячем положении), с одновременным разъяснением о профессиональных заболеваниях возможных в связи с этими условиями. Во время проведения уроков необходимо помнить, что физическая культура предмет все-таки практический, и теория с практикой должны существовать в тесной связи между собой. При проведении общеразвивающих упражнений подсчет выполнять целесообразно только если упражнение новое, в остальных случаях, это время тоже лучше использовать для пояснений на какие группы мышц, и какое воздействие оказывает то или иное упражнение. Причем возможность повторять это из урока в урок только приветствуется для лучшего закрепления теоретического материала.

Помимо работы на уроке, большое внимание уделяется самостоятельной домашней работе учащихся. Такая работа не только позволяет осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся, но и учит старшеклассниц умению работать с различными источниками информации по вопросу физической культуры. Учащимся давались темы докладов, рефератов, таких как: «Влияние физической культуры на здоровье человека», «Современные оздоровительные системы физического воспитания», «Дыхательная гимнастика», и т. п. При выполнении докладов, рефератов обязательно требовался раздел о необходимости и возможности использования различных упражнений и методик применительно к своему образу жизни. Обязательное требование при раздаче таких заданий указывать источники, где можно найти такую информацию (дополнительные источники, найденные учащимися приветствуются).

Помимо чисто теоретических заданий, даются и задания теорико-практические, такие как составление комплексов упражнений, способствующих развитию различных двигательных качеств, и комплексов упражнений содержащих элементы лечебной физкультуры. Данные задания учащиеся не только представляют в письменном виде, но и проводят под методическим руководством учителя на уроке.

Кроме того для повышения потребности в усвоении теоретических знаний как таковых, в качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости

по предмету «Физическая культура» избрана посещаемость занятий, ориентированная, прежде всего на индивидуальные темпы как развития физических способностей, так и полнотой приобретенных теоретических знаний, проявляющийся не только в текущих опросах но и в возможности выполнения различных действий на оснований устных указаний учителя..

В конце учебного года снова был проведен опрос и анкетирование девушек – учащихся 11–х классов, с включением тех же вопросов, что и в

начале года. После сравнения результатов стало очевидно, что в классе, где работа велась с акцентированием внимание на профессиональное самоопределение учащихся произошли определенные сдвиги в формировании мотивов и потребностей учащихся. Это касается прежде всего необходимости заниматься физической культурой дополнительно для более успешного овладения профессией.

ü Теперь процент учащихся, не видящей необходимость в дополнительных занятиях физическими упражнениями, снизился до 42 % (часть девушек из этих 42 % пояснили что пока не чувствуют необходимости в самостоятельных дополнительных занятиях, но теперь обладают знаниями, чтобы сделать это)

ü Связь с будущей профессией теперь прослеживается в гораздо более широком спектре (например: физические упражнения воспринимаются не только как гимнастика в режиме дня, но и как способ для снятия стресса (бег, спортивные игры, плавание) после рабочего дня, для релаксации.

ü Могут перечислить наиболее распространенные профессиональные заболевания (для выбранных специальностей) и способы профилактики.

Кроме того, стало меньше пропусков уроков по так называемым «уважительным» причинам, так как на уроке большое значение стали занимать теоретические сведения, пропуски занятий по причине невозможности выполнять физические упражнения стали неактуальными.

Соответственно выросла успеваемость, т.к. индивидуальный подход и заинтересованность учениц, дали возможность в дифференцированном подходе к оценке учащихся.

А вот в классе где работа шла без внесения каких-либо изменений никаких заметных сдвигов не произошло: результаты анкетирования , которые были получены не имели ни каких сколько-нибудь значимых изменений.

Данная работа проходила в естественных школьных условиях с минимальными отступлениями от условий обычной практики физического воспитания.

ГЛАВА 6. ВЫВОДЫ.

Сравнив результаты в двух 11-х классах в начале учебного года и в конце учебного года, обучаемых с применением различных методических приемов, можно сделать вывод, что уровень мотивации и потребности в овладении физической культурой в классе, где преподавание теории проводилась с учетом усиления ориентации образовательного процесса на профессиональное самоопределение, гораздо выше, чем в контрольном классе.

Кроме того, качество усвоения теоретического материала у класса с которым проводилась работа также было гораздо выше, чем в контрольном.

В целом работа прошла успешно. Цель работы – усилить мотивацию к овладению физической культурой, показав тесную связь между личными физическими возможностями и успешностью в овладении профессиональными навыками, достигнута.

6.1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Если преподаватель будет использовать методические приемы, позволяющие показать тесную связь между предметом «Физическая культура» и будущей профессией, ему будет намного легче сформировать мотивацию и соответственно воспитать потребности к систематическим, в первую очередь самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Что является, наиважнейшей задачей физического воспитания в школе, сделать физическую культуру неотрывной частью нашего общества.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология