Автор конспекта:
Автор(ы): — Кириллова Н.Ф.

Место работы, должность: —

МАОУ "Гимназия №39", учитель биологии

Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: —

Цель урока: изучить особенности информационных связей человека

Задачи:

Обучающие: сформулировать понятие: информационные связи, изучить особенности информационных связей человека;

Развивающие: развитие коммуникативных способностей, продолжить формировать умение работы с мобильным классом;

Воспитательные: обратить внимание на развитие информационных связей, которые в настоящее время объединяют все популяции людей на Земле в единую систему. Воспитывать культуру поведения, умение общаться в группе.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Базовый учебник: Экология. 10(11) кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов ; под ред. Н.М. Черновой. – М.: Дрофа, 2012

Используемая методическая литература: —

  • Ширинская летопись : от века камня до современности. Хакасское книжное издательство. Абакан. 2007
  • История информационных связей человека. Социальная экология. Дрофа. Москва. 2012

Используемое оборудование: —

Необходимое техническое оборудование: мобильный класс, инструкция по использованию мобильного класса, презентация к уроку, интерактивная доска, компьютер учителя.

Используемые ЦОР: —

презентация к уроку

Краткое описание: —

Приложение №1

Текст к слайдам

  • Видеофрагмент
  • Гипотеза: Предположим, что изменение значения и объема информации, получаемой человеком ежедневно приводит к изменению способов получения и передачи этой информации.
  • Цель: Изучить особенности информационных связей (способы получения и передачи информации) человека и биологических видов и их изменение в процессе исторического развития.
  • Особенности информационных связей человека Цитата: Кто владеет информацией тот владеет миром.Уинстон Черчилль
  • Задачи:
    • Изучить передачу информации между живыми организмами
    • Проследить способы сохранения и передачи информации с древнейших времен и до нашего времени
    • Провести социологический опрос среди жителей г. Петропавловска-Камчатского
    • Проанализировать полученные данные
  • Все живые организмы способны обмениваться информацией с себе подобными для согласования своих действий и ответных реакций на проявление факторов окружающей среды.
  • Живая природа сложна и разнообразна. Источниками и приемниками информации в ней являются живые организмы и их клетки. Организм обладает рядом свойств, отличающих его от неживых материальных объектов. Основные из них: Непрерывный обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой;
  • Способность организма воспринимать и перерабатывать информацию об изменениях окружающей среды и внутренней среды организма; Возбудимость, способность реагировать на действие раздражителей; Самоорганизация, проявляемая как изменения организма для адаптации к условиям внешней среды;

  • В соответствии с особенностями органов чувств информацию, воспринимаемую организмом, можно классифицировать как: Визуальную, Слуховую, Вкусовую , Обонятельную, Тактильную
  • Используемые сигналы, как правило, просты и конкретны (предупреждение об опасности, сообщение о пище, обращение к половому партнеру или потомству)
  • Дистанция их действия ограничена (от непосредственного физического контакта до сотен метров или нескольких километров) Информативные сигналы фиксируются крайне редко и в простейшей форме (здесь был я — пахучие метки)

  • Информационные связи в природных популяциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанцию
  • В течение ограниченного времени

  • Реакция на воздействия внешнего мира проявляется у всех организмов, поскольку она обусловлена раздражимостью. У высших организмов адаптация к внешней среде носит характер сложной деятельности, которая эффективна лишь при достаточно полной и своевременной информации об окружающей среде. Приёмниками информации из внешней среды у них являются органы чувств.
  • Сравнительная характеристика информационных связей человека и биологических видов
  • Признаки

    Биологические виды

    Человек

    Сложность сигналов

    Визуальные ,слуховые, обонятельные, тактильные

    Дальность передачи

    Космические расстояния

    Скорость передачи

    Возможность фиксации и накопления

    Численность охвата

    Возможность передачи в поколениях

    Только в ныне живущей популяции

  • Уровень развития информационных связей в человеческом обществе качественно иной.
  • Человек создал систему сложных сигналов слов и фраз, в которых кодируется любая информация (как конкретно-описательная, так и абстрактно-логическая)
  • Человек разработал технические средства, благодаря которым дальность действия информационных сигналов в пределах Земли стала практически безграничной, а скорость их передачи практически мгновенной;

    Человек научился фиксировать информацию (рисунки, письменность, магнитная и электронная память), накапливать ее (книги архивы, музеи, фоно- и видеотеки, информационные банки) и передавать ее в пользование всем последующим поколениям

  • В живой природе для организма — приёмника информации важной характеристикой является её доступность. Количество информации, которое нервная система человека способна подать в мозг при чтении текстов, составляет примерно 1 бит за 1/16 с.
  • Информационные связи человечества насыщены сигналами любой сложности, они способны не только единовременно охватить всю ныне живущую видовую популяцию, но и адресованы всем будущим поколениям
  • Очевидно, что уровень организации человеческого общества и развитие его информационных связей обеспечивает согласованные общественные действия большого числа людей, в том числе не родственных друг другу.
  • Согласованные действия тысячекратно усиливают мощь давления человеческих коллективов на среду обитания, несоизмеримого с ее способностью к сопротивлению. Это обстоятельство таит в себе угрозу полного разрушения природы Земли.
  • Коллективное воздействие на природную среду безотлагательно требует разумного, осторожного управления, ориентированного на перспективу устойчивого развития человечества и природы.
  • Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать?
  • Возникла потребность в носителях информации, пригодных для ее хранения: камень, глина, дерево. Неудобства: камень слишком тверд в обработке, глина хрупка, дерево быстро сохнет и трескается.
  • Рисунок охрой (30 тысяч лет назад) Грот Проскурякова
  • Белая лошадь (7 тысяч лет назад) Горный массив Сундуки
  • Охота на медведя (7 тысяч лет назад) Горный массив Сундуки
  • На рисунке хорошо видны орудия охоты: лук, копье. Охотник добычу настигает на лыжах (7 тысяч лет назад)
  • Самый маленький олень кабарга, на который охотились древние жители Хакассии
  • Эпическая картина о жизни воина. Представления об окружающем мире как о верхнем, среднем и нижнем.(Изображение верхнего мира)
  • Изображение среднего мира (борьба воина)
  • Изображение нижнего мира
  • У костра
  • Орхоно-енисейская руническая письменность эпохи государства Дин Лин
  • Грот Большой Тохзасский . (Придя из Алту—Шан Мое государство, мой хан..Это великое героическоеимя мое Герой Агдам Ынал..Мой род пришел , благополучно Спустившись (с гор) и узнав… )
  • Есть и такая информация Здесь был Миха. Современные люди бессовестно оскверняют памятники древности.
  • Менгир ( погребальный камень)
  • Требовались новые материалы-носители: легкие и долговечные, компактные и удобные для нанесения записей: Пергамент (из кожи животных);Папирус (из стеблей высокого тростника), Бумага (во II веке в Китае, в XI веке в Европе, в XVI веке на Руси)
  • В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Наши бабушки и дедушки слушали музыку на магнитофонах с магнитной лентой, которую называли Бабина.
  • Магнитные носители информации
  • В процессе передачи информации участвуют передатчик, приемник и канал передачи информации.
  • Передача информации
  • Почтовая служба
  • Телеграф
  • Телефон
  • Радиосвязь
  • Телевидение
  • Интернет
  • Какие источники информации наиболее удобны для вас?
  • Вывод:
    • Информация, которую оставляет и передает человек направлена в будущее.
    • Значение и объем получаемой информации увеличилось
    • Изменились источники и носители информации
    • Большинство опрошенных нами жителей города Петропавловска-Камчатского в качестве основного источника информации предпочитают сеть Интернет.
  • Какие источники информации наиболее удобны для вас? Диаграмма
  • Схема
  • Источники:
    • Фото из личного архива Н. Ф. Кирилловой

    Структура и ход урока

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    Организационный момент

    Приветствие учащихся.

    Проверка готовности учащихся, их настроя на работу.

    Подготовьте ноутбуки к работе , действуйте по инструкции, соблюдайте технику безопасности.

    Приветствуют учителя, включают ноутбуки, работают по инструкции

    ——

    -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

    1

    Мотивация к учебной деятельности

    Проверка готовности учащихся, их настроя на работу

    Вопрос:

    1. В чем заключается биологическая и социальная природа человека?

    2. Каким образом социальный опыт передается из поколения в поколение?

    3.Просмотрите видеофрагмент. В чем заключается главная мысль?

    Сформулируйте проблему.

    Сформулируйте гипотезу.

    Ответ:

    1. Биологическая – биологические св-ва живых организмов, социальная – мышление, самосознание, осознанная целенаправленная деятельность (труд).

    2. Передача информации в поколениях.

    3. Проблема: Информация, получаемая человеком требует определенных способов передачи и хранения.

    Гипотеза:

    Предположим, что изменение значения и объема информации, получаемой человеком ежедневно приводит к изменению способов получения и передачи этой информации.

    Уметь называть биологические и социальные признаки человека и факторы их формирования

    -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точнос- постановка и формулирование проблемы (П)

    -самоопреде-ление (Л)

    -смыслообра-зование (Л)

    -нравственно-этического оценивание (Л)

    2

    Актуализация знаний

    Актуализировать знания учащихся по пройденному материалу

    Сформулируйте тему урока.

    Запишите в тетрадь, укажите дату.

    Формулируют и записывают тему урока:«Особенности информационных
    связей человека»

    -смыслообра-зование (Л)

    -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

    3

    Постановка учебной задачи

    Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

    Как вы думаете, какие задачи необходимо решить для доказательства гипотезы?

    Предполагаемые ответы:

    1. Изучить передачу информации между живыми организмами

    2. Проследить способы сохранения и передачи информации с древнейших времен и до нашего времени

    3. Провести социологический опрос среди жителей г. Петропавловска-Камчатского (предварительное домашнее задание)

    4. Проанализировать данные социологического опроса

    -целеполагание (Р)

    -планирование (Р)

    -прогнозирова

    ние (Р)

    -формулирова-ние познавательной цели (П)

    4

    «Открытие нового знания»

    - Формировать умения у учащихся выявлять, обобщать, синтезировать, анализировать

    - Подведение учащихся к самостоятельному выводу

    - Проверка понимания учащимися способа действия изучаемого явления

    Мини-лекция с использованием презентации:

    Слайд 6: Все живые организмы способны обмениваться информацией с себе подобными для согласования своих действий и ответных реакций на проявление факторов окружающей среды.

    Слайд 7: Живая природа сложна и разнообразна. Источниками и приемниками информации в ней являются живые организмы и их клетки. Организм обладает рядом свойств, отличающих его от неживых материальных объектов. Основные из них:

    Непрерывный обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой;

    Способность организма воспринимать и перерабатывать информацию об изменениях окружающей среды и внутренней среды организма;

    Возбудимость, способность реагировать на действие раздражителей;

    Самоорганизация, проявляемая как изменения организма для адаптации к условиям внешней среды;

    Слайд 8: В соответствии с особенностями органов чувств информацию, воспринимаемую организмом, можно классифицировать как: Визуальную, Слуховую, Вкусовую , Обонятельную, Тактильную

    Слайд 9: Используемые сигналы, как правило, просты и конкретны (предупреждение об опасности, сообщение о пище, обращение к половому партнеру или потомству)

    Дистанция их действия ограничена (от непосредственного физического контакта до сотен метров или нескольких километров)

    Информативные сигналы фиксируются крайне редко и в простейшей форме («здесь был я» — пахучие метки)

    Слайд 10: Информационные связи в природных популяциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанцию

    В течение ограниченного времени

    Слайд 11: Реакция на воздействия внешнего мира проявляется у всех организмов, поскольку она обусловлена раздражимостью. У высших организмов адаптация к внешней среде носит характер сложной деятельности, которая эффективна лишь при достаточно полной и своевременной информации об окружающей среде. Приёмниками информации из внешней среды у них являются органы чувств.

    Ученики слушают мини-лекцию:

    -анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных(П)

    -подведение под понятие, выведение следствий

    -выбор оснований и критериев для сравнения (П)

    -установление причинно-следственных связей (П)

    -построение логической цепи рассуждений (П)

    5

    Первичное закрепление

    Освоение учащимися способа проверки

    Используя полученные знания, текст учебника & 24 (стр.167-169) и собственный опыт заполните недостающие ячейки таблицы по образцу (Слайд 12)

    Сравнительная характеристика информационных связей человека и биологических видов

    Признаки

    Биологические виды

    Человек

    Сложность сигналов

    Визуальные ,слуховые, обонятельные, тактильные

    Дальность передачи

    Космические расстояния

    Скорость передачи

    Возможность фиксации и накопления

    Численность охвата

    Возможность передачи в поколениях

    Только в ныне живущей популяции

    Работают с презентацией (мобильный класс), заполняют таблицу

    -анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных(П)

    -выбор оснований и критериев для сравнения (П)

    -классификации объектов (П)

    опора на жизненный опыт учащихся (П)

    -поиск и выделение информации (П)

    -самостоятель-ное создание способов решения проблем поискового характера (П)

    -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (П)

    6

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

    Осознание учащимися степени овладения способом проверки

    Признаки

    Биологические виды

    Человек

    Сложность сигналов

    Визуальные ,слуховые, обонятельные, тактильные

    Любой сложности, слова и фразы

    Дальность передачи

    от непосредственного контакта, до нескольких км.

    Безграничные расстояния

    Скорость передачи

    Ограничена скоростью передвижения

    Мгновенная

    Возможность фиксации и накопления

    Крайне редко, через простейшие формы (например, пахучие метки)

    Научился фиксировать и накапливать

    Численность охвата

    От единиц, до десятков, редко сотен особей

    Население Земли и за ее пределами

    Возможность передачи в поколениях

    Использование информации последующими поколениями невозможна

    Адресована всем будущим поколениям

    Взаимопроверка

    самост. раб. (в малых группах) по эталону.

    (работа в парах)

    -управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) (К)

    -разрешение конфликтов (К)

    7

    Включение нового знания в систему знаний и повторение

    Установление взаимосвязи нового знания с предыдущими знаниями

    Слайды 13-46 Самостоятельная работа
    с презентацией (мобильный класс)

    1. Проследите историю развития средств передачи информации на расстоянии в человеческом обществе.

    2. Сравните различные современные формы хранения и передачи информации, опишите их достоинства и недостатки.

    См. приложение «Текст к слайдам»

    Проанализируем результаты социологического опроса «Какие источники получения информации Вы используете чаще всего»?

    Предполагаемые ответы:

    Современные формы передачи информации:

    Достоинства: объем хранимой и передаваемой информации увеличился, увеличилась и скорость передачи информации;

    Недостатки: необходимость дублирования информации на разных носителях, невозможность ее воспроизведения без аппаратуры и электричества.

    Выступление творческой группы. Предполагаемый вывод: Проанализировав изученные материалы и получив результаты опроса, мы пришли к выводу, что информация, которую оставляет и передает человек направлена в будущее. Сейчас, по сравнению с данными прошлых лет, значение получаемой информации увеличилось, а также изменились источники и носители информации в связи с особенностями нашего времени и с изменением потребностей современного человека в объеме необходимой для него информации. Большинство опрошенных нами жителей города Петропавловска-Камчатского в качестве основного источника информации предпочитают сеть Интернет.

    -анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений (П)

    -действия постановки и решения проблем поискового характера (П)

    -оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) (Р)

    -опора на жизненный опыт учащихся (Л)

    8

    Рефлексия деятельности (итог урока)

    Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

    Рефлексия деятельности:

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • Рефлексия содержания учебного материал:

  • сегодня я узнал…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • -контроль (Р)

    -оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) (Р)

    9

    Домашнее задание

    Д/з

  • базовый уровень: & 24 учить
  • повышенный уровень: ответить письменно на вопрос №1 или 2 (на выбор), стр. 170
  • высокий уровень: эссэ -рассуждение на тему «Влияние способов и скорости передачи информации на экономику».
  • -целеполагание (Р)

    -планирование (Р)

    -прогнозирова-ние (Р)

    -волевая саморегуляция (Р)

    -действия постановки и решения проблем (П)

    -самоопределе-ние (Л)

    -смыслообразо-вание (Л)

    -нравственно-этического оценивания (Л)

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология