Автор конспекта:
Автор(ы): — Моловцева Ирина Юрьевна

Место работы, должность: —

МАОУ СОШ№33 с углубленным изучением отдельных предметов

Регион: — Камчатская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Технологические карты урока предназначены для проведения уроков истории на высоком методическом уровне с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Известный ярославский дидакт Селевко выделяет около 50 технологий обучения. Наиболее перспективными из них являются технологии, которые относятся к гуманистическому, личностному направлению, что обусловлено компетентностым подходом к образованию. Основные технологии обучения образуют определенные группы: по уровню применения, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по типу управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по категории обучающихся, и т.д.

Все технологии, которые вы видите на слайде, можно разделить на четыре группы: развивающие, обучающие, здравосберегающие и воспитывающие. Каждые из них имеют свои подгруппы, у каждой есть свои сторонники и противники. Технологии – один из способов получения качественного образования. В своем выступлении я остановлюсь на развивающем обучении, т.к. именно оно применяется на разных ступенях образования.

Образовательными технологиями развивающего обучения являются: технология проблемного обучения, технология проблемно-модульного обучения, технология учебной дискуссии, технология проектного обучения, дальтон-технология.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются: проблемность обучения, оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения. Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся: перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую; поиск новых приемов учебной работы; управление своей учебной деятельностью, приемы обобщения.

Многолетняя практика развивающего обучения доказала его правомочность и эффективность.

Остановимся подробнее на одной из технологий развивающего обучения – методе проектов. Его суть заключается в том, чтобы стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это — теоретическая проблема, то – конкретное ее решение, если, практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Не даром эти технологии относятся к технологиям XXIвека, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов:

— наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

— самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

— использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных.

В современных условиях можно говорить уже о создании основ проектного обучения. Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение не целесообразно. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Цель обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

— самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

— учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

— развивают у себя исследовательские умения;

— развивают системное мышление.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов и конструирование новых объектов.

Хотелось бы кратко остановиться еще на одной технологии развивающего обучения — Дальтон-технологи.

Дальтон-технология наиболее близка к методу проектов. Именно в ней заложены большие возможности для реализации идеи личностного развития ребенка, даже в условиях классно-урочной системы.

Цели Дальтон-технологии:

— обеспечить индивидуальное развитие ученика;

— обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Дальтон-план – это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии. Рассмотрим сущность каждого принципа. Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, источников знаний, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности, т.е. выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам.

Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. Выполнение задания проверяется не только учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. За каждое задание оценка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем. К самим заданиям предъявляются следующие требования:

— задания носят уровневый характер;

— охватывают достаточный объем учебного материала;

— четко формулируется цель задания, а значит, и результат его выполнения;

— задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним.

Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

Практика показывает, что Дальнон-технологии как и метод проектов чаще всего находят своих последователей в профильных школах, где наиболее высок процент учителей, работающих на профессионально творческом уровне педагогической культуры. Но главное, необходимо учитывать, что при всем многообразии технологий выбор всегда остается за учителем и обусловлен его личностью.

В заключение хочу подчеркнуть, что любые педагогические новации, в том числе и технологии развивающего обучения, должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться принципом «Главное не навредить».

Файлы: Технологическая карта урока.rtf
Размер файла: 114712 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология